Соль земли нашей. К 140-летию Якуба Коласа
03.11.2022 07:12:00
Олег КАРПОВИЧ
Ирина ОВСЕПЬЯН
Его ценили Горький и Твардовский, космонавт Петр Климук летал в космос со сборником его стихов. Он писал для взрослых и детей, писал о том, что болело у простого человека, которому выпало жить в суровую эпоху мировых войн и тектонических сдвигов. Именно ему, бесконечно влюбленному в родную «мову», по натуре селянину, по профессии учителю, а по призванию писателю, мы обязаны расцветом белорусского литературного языка, для возрождения и развития которого мало кто сделал больше, чем Колас. И если Янка Купала — душа «мовы», невиданный цветок папоротника, проросший в заповедном уголке леса, то Якуб Колас — сама земля.
Собственно, и псевдоним Якуб Колас появился на волне идейной: начинающий автор, как и многие его ровесники, зачитывался стихами Петра Якубовича-Мельшина, этого яростного могиканина русского народничества. Якубович-Мельшин в 1900‑е обладал огромным влиянием на молодые умы, особенно любил Константин Мицкевич его стихотворение о колосе. Так и появился псевдоним, слава которого надолго пережила известность прародителя: Якуб — в честь Якубовича, Колас — в честь того самого воспетого поэтом колоска… 1 октября 1906 года в первой легальной белорусскоязычной газете «Наша доля» появляется стихотворение молодого учителя под названием «Наш край», с него и начинается путь писателя Якуба Коласа.
Участие в двух подряд нелегальных учительских съездах (1906‑м и 1908‑м), полицейский надзор, арест и три года заключения в Пищаловском замке — самом неприступном остроге страны… Трудное время, но только такое и годится, чтобы писать. Именно в тюрьме создавался первый сборник коласовских стихов «Песні-жальбы», высоко оцененный Максимом Богдановичем, там же была начата работа над поэмой «Сымон-музыка»:
I гэты скарб, пазычаны, адбiты,
У сэрцы перажыты
I росамi абмыты
Дзяннiц маiх, дзяннiц маiх мiнулых,
Для вас, душою чулых,
Як доўг, як дар,
Дае пясняр.
Великая Отечественная война прошла через душу поэта черной гарью и болью — вновь враг ступил на любимую землю и нет числа людским страданиям:
Як пропасць чорная, ўварваўся ён,
Прайшоў разбойнiцкай ступою,
I ўсюды кроў, няволю i палон
Пакiнуў за сабою.
Спалiў твае сялiбы, гарады,
Твой дом разграбiўшы дарэшты.
Не ведаў ты яшчэ такой бяды
З тых дзён, як тут жывеш ты.
На третий же день бомбежек Минска был полностью разрушен первый собственный дом Коласа, пристанище после долгих скитаний.
В быту совершенно неприхотливый, Колас отказывается от особняка, который ему предлагают после войны как народному поэту: негоже роскошествовать, когда измученный, переживший оккупацию народ ютится кто в бараках, кто в землянках. И даже когда у него появляется двухэтажный дом (в двух шагах от Академии наук, с которой он не разлучался до конца жизни), он по сельскому обычаю живет в нем вместе с двумя сыновьями и их семьями. Все, как положено патриарху рода в деревне: жить в окружении детей и внуков. Самому ему нужен лишь кабинет для работы и крохотная спальня.
Родны кут
Человек начинается с детства. Константин Мицкевич, сын радзивилловского лесничего, начал осознавать себя в прекрасных краях — на берегах Немана, в живописных лесных заимках (кто хоть раз бывал в родных Коласу Акинчицах, Альбути, Смольне, в урочище Темные Ляды, тот непременно будет тянуться в эти края вновь и вновь), в добротных хатах и хуторах, в кругу семьи и односельчан, веселых, работящих, крепких людей, которые все до одного были плоть от плоти своей родной земли. Детские годы, полные любви и счастья, раннего труда, какой всегда бывает в крестьянских семьях, вылепили широкую и прекрасную натуру истинного белоруса, характер одновременно приземленный и устремленный к небу. Он с детства был очарован красотой родной природы и вдохновением сельского труда. Якуб Колас первым увидел истинную поэзию, сопровождающую жизнь крестьянина и работу труженика земли: колесо жизни и смерти, от посева до сбора урожая, которое движут крепкие, в трудовых мозолях крестьянские руки.Семья, земля, природа — вот опоры его мира, с рождения и до смерти.
Песняр отплатил близким за любовь и заботу, увековечив своих родовичей. Образы отца, матери, любимого дядьки Антося, родных и близких, односельчан, реальные истории из их жизни — все это отразилось во множестве стихотворений, в поэме «Новая зямля», своего рода стихотворной летописи рода Мицкевичей, литературном памятнике всем труженикам-белорусам.
«Ніякае багацце людзей не бывае даражэйшым за іх родную мову»
Дорога к слову
Дядька Антось приохотил племянника к чтению на русском и белорусском языках. Басни Крылова, стихи Янки Лучины и Франтишка Богушевича сподвигли будущего классика на стихотворные опыты еще в детстве. Те первые строки не дошли до нас, однако и не остались просто детским увлечением: тяга к книгам, жажда справедливости и желание облегчить долю простого народа привели Константина Мицкевича к учительской работе, а пылкость натуры — к постоянному совершенствованию себя как автора. Как и многие образованные молодые люди своего времени, он впечатлился идеями народников, ратовавших за облегчение жизни крестьянства, за образование и достойную жизнь для всех обездоленных и угнетенных.
«Добра быць у дарозе, якую ты сам сабе выбіраеш»
Собственно, и псевдоним Якуб Колас появился на волне идейной: начинающий автор, как и многие его ровесники, зачитывался стихами Петра Якубовича-Мельшина, этого яростного могиканина русского народничества. Якубович-Мельшин в 1900‑е обладал огромным влиянием на молодые умы, особенно любил Константин Мицкевич его стихотворение о колосе. Так и появился псевдоним, слава которого надолго пережила известность прародителя: Якуб — в честь Якубовича, Колас — в честь того самого воспетого поэтом колоска… 1 октября 1906 года в первой легальной белорусскоязычной газете «Наша доля» появляется стихотворение молодого учителя под названием «Наш край», с него и начинается путь писателя Якуба Коласа.
Участие в двух подряд нелегальных учительских съездах (1906‑м и 1908‑м), полицейский надзор, арест и три года заключения в Пищаловском замке — самом неприступном остроге страны… Трудное время, но только такое и годится, чтобы писать. Именно в тюрьме создавался первый сборник коласовских стихов «Песні-жальбы», высоко оцененный Максимом Богдановичем, там же была начата работа над поэмой «Сымон-музыка»:
I гэты скарб, пазычаны, адбiты,
У сэрцы перажыты
I росамi абмыты
Дзяннiц маiх, дзяннiц маiх мiнулых,
Для вас, душою чулых,
Як доўг, як дар,
Дае пясняр.
Все пережитое годы спустя отразилось и в прозе, легло в основу трилогии «На ростанях»: Якуб Колас оставался верным правилу брать у жизни, говорить о выстраданном — им самим, близкими и всем белорусским народом. Первая мировая война отразилась в поэме «На шляхах волі», борьба белорусов против поляков — в поэме «Рыбакова хата» и повести «Дрыгва». Герой повести дед Талаш стал собирательным образом белоруса, терпеливого, мирного, но готового с оружием в руках защищать свою землю от захватчиков. И везде, в каждом произведении мы считываем, ощущаем кожей бесконечную любовь к своему народу и к родному краю.
«Сэнс нашага жыцця — несупынны рух»
Великая Отечественная война прошла через душу поэта черной гарью и болью — вновь враг ступил на любимую землю и нет числа людским страданиям:
Як пропасць чорная, ўварваўся ён,
Прайшоў разбойнiцкай ступою,
I ўсюды кроў, няволю i палон
Пакiнуў за сабою.
Спалiў твае сялiбы, гарады,
Твой дом разграбiўшы дарэшты.
Не ведаў ты яшчэ такой бяды
З тых дзён, як тут жывеш ты.
На третий же день бомбежек Минска был полностью разрушен первый собственный дом Коласа, пристанище после долгих скитаний.
В эвакуации в Клязьме, Москве, в далеком южном Ташкенте поэт пишет горькие, суровые, пронзительные стихи, которые выходят отдельными книгами, разлетаются по фронтовым газетам и партизанским листовкам. За стихи военных лет Колас получает свою первую Государственную премию СССР в 1946 году, за поэму «Рыбакова хата» — вторую Госпремию два года спустя...
«Толькі на ўласных каранях дае дрэва багаты плод»
Нести свет
«Як беларуса ні гналі, як яго ні душылі, як ні тапталі яго ў балота, усё ж такі ён захаваў сваю мову», — писал Якуб Колас. О Песняре нельзя говорить в отрыве от его научной и общественной деятельности, от педагогики, которой он посвятил годы жизни. С первых дней Колас работал в Научно-терминологической комиссии по сбору устного народного творчества, на базе которой был создан Институт белорусской культуры — прообраз Академии наук. Учил студентов белорусскому языку, создал авторскую методику преподавания «мовы». Параллельно со съездами писателей участвовал в работе Всебелорусских съездов Советов. В 1926 году следом за Янкой Купалой получил звание народного поэта БССР, а три года спустя стал вице-президентом Академии наук БССР — бессменным. Общественное всю жизнь идет у Коласа бок о бок с личным, творческим, и сколько бы он ни сетовал, что мало времени отдает письму, эта вторая сторона его жизни не менее нужна и важна для Отечества, чем написанные им строки. И писатель это понимает: в конце концов, он с юности не был ни единоличником, ни богемой, он народный поэт в самом лучшем и высшем смысле этого слова — полностью отдающий себя служению Родине.
«Шчасце можа быць поўным толькі тады, калі ўсе вакол цябе адчуваюць сябе шчаслівымі»
В быту совершенно неприхотливый, Колас отказывается от особняка, который ему предлагают после войны как народному поэту: негоже роскошествовать, когда измученный, переживший оккупацию народ ютится кто в бараках, кто в землянках. И даже когда у него появляется двухэтажный дом (в двух шагах от Академии наук, с которой он не разлучался до конца жизни), он по сельскому обычаю живет в нем вместе с двумя сыновьями и их семьями. Все, как положено патриарху рода в деревне: жить в окружении детей и внуков. Самому ему нужен лишь кабинет для работы и крохотная спальня.
К нему шли и шли люди со своими жалобами и бедами, и он никому не отказывал, помогал, тратил себя не жалея, превозмогая постоянные болезни (здоровье было подорвано еще в тюрьме, да и две войны не прошли даром). Жил за письменным столом, за ним и умер, до последних минут поглощенный работой.
«А будзе йсці навука туга, Падгоніць бацькава папруга!»
Собрание сочинений писателя насчитывает 20 томов — плоды непрерывного многолетнего труда. Наследие Якуба Коласа до сих пор питает всю нашу словесность, и из него по сей день прорастают новые колосья, на вспаханной им ниве зацветают синеглазые васильки…
«Няма ў чалавека нічога прыгажэй і даражэй за радзіму. Чалавек без радзімы — бедны чалавек»