О чем договорились Президенты Беларуси и России в Сочи
25.09.2018 07:02:00
Евгений КОНОНОВИЧ
Переговоры Президентов Беларуси и России в Сочи получились предельно насыщенными и длились более шести часов. Обсуждали политическое взаимодействие и украинскую тематику, сотрудничество в сфере энергетики, сельского хозяйства, промышленности, транспорта и оборонного комплекса, финансовые взаимоотношения и тему пересечения границы гражданами третьих стран. И по большинству вопросов найдены взаимоприемлемые решения. Об итогах переговоров Президент проинформировал членов Правительства на совещании во Дворце Независимости. Общая оценка такова:
— Если откровенно, то это были даже не сложные, а тяжелые переговоры. Но результативные. Самый главный вопрос, который обсуждался, был связан с возвратом денежных средств от «перетаможки» сырой нефти в белорусский бюджет, а также вопрос переработки в Беларуси темных нефтепродуктов. К примеру, мазута, который покупался нашими компаниями у российских, перерабатывался, а нефтепродукты реализовывались на белорусском и зарубежных рынках. Это непростой, сложный вопрос. Мы выработали два варианта и договорились с Президентом России, что мы эти два варианта обсудим в Минске. И в Душанбе (на полях предстоящего саммита глав государств СНГ. — Прим. ред.) окончательно согласуем решение вопроса. Но фактически он решен. Нужно выбрать тот или иной вариант.
Впрочем, ждать встречи в Душанбе не пришлось. Сразу же после совещания в Минске по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор Александра Лукашенко с Владимиром Путиным. Как сообщили в пресс–службе Президента, главы государств уточнили ряд вопросов, которые обсуждались на переговорах в Сочи. В частности, окончательно решен вопрос об исполнении договоренностей по поступлению в бюджет Беларуси средств от таможенных пошлин за сырую нефть и о расчетах Беларуси за поставляемый природный газ компанией «Газпром».
Этот факт лишь подтверждает результативность сочинских переговоров и стремление лидеров двух стран развязать проблемные узлы интеграции. Надо понимать, что важность и значимость Союзного государства Беларуси и России с точки зрения стратегии сомнению не подлежит. Как и во всяком большом деле, на этом пути не обходится без препятствий и споров. Однако вопреки суждениям и выводам некоторых аналитиков Беларусь никогда не выпрашивала у России каких–либо льгот и привилегий. Это абсолютно ложный посыл и ошибочная трактовка повестки дня. И в Сочи наша делегация тоже не была с протянутой рукой. Позиция Минска принципиальна: коль уж мы решили строить союз, то надо безукоризненно выполнять существующие соглашения. В этом и состоит главный смысл сочинской встречи на высшем уровне. Судя по всему, такое понимание есть и у наших друзей и партнеров в Кремле. В том числе в вопросе нефтегазового взаимодействия. По итогам совещания у Президента стало известно, что белорусские НПЗ по–прежнему будут получать из России сырье для загрузки производственных мощностей в полном объеме.
— Это самая главная договоренность, позволяющая реализовывать евразийские соглашения, — пояснил журналистам заместитель Премьер–министра Беларуси Игорь Ляшенко. — Традиционно это объемы, достаточные для загрузки заводов, и даже предусмотрена возможность поставки с корректировкой плюс 10 процентов под наши растущие объемы производства.
Кроме того, Беларусь и Россия до конца года проработают вопрос размера компенсаций для белорусской экономики вследствие реализации налогового маневра в нефтяной отрасли РФ. Напомню, что он предполагает постепенное уменьшение экспортных пошлин на нефть до их полной отмены к 2024 году и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Для нашей страны это прямые потери бюджета, в то время как российским нефтяникам обещаны внутренние механизмы компенсаций — бюджетные субсидии. В Беларуси подобного механизма пока нет. Но ведь договаривались о едином экономическом пространстве. Стало быть, и о равных условиях хозяйствования. Наша страна не просит и не требует скидок ни на нефть, ни на природный газ. Но цены на энергоносители должны быть равными для всех.
— Мы обозначили эти вопросы для рассмотрения в четвертом квартале, сейчас идет расчет параметров для этих компенсаций, — уточнил Игорь Ляшенко.
По его словам, у российской стороны есть понимание, что подходы должны быть унифицированы.
Обсуждали на переговорах и тему промышленной кооперации. Александр Лукашенко настаивает: сегодня нет необходимости в создании дублирующих производств:
— Если у нас, допустим, есть производство БЕЛАЗов, то зачем подобное предприятие по выпуску автомобилей большой грузоподъемности создавать в России. Обращено было внимание на работу по кооперации, как это было и ранее. Полное взаимопонимание Президента России. Но вся беда в том, что мы там плохо работаем со своими коллегами: министр с министром, вице–премьер с вице–премьером.
В этой же плоскости находится вопрос утильсбора. Он отрабатывается на уровне Правительств и до 1 октября министерства промышленности представят развернутый анализ условий хозяйствования машиностроительных заводов.
Еще одна болевая точка в наших отношениях — поставки продовольствия. Вспыхивающие то и дело «молочные», «мясные» и прочие войны уже набили оскомину. Президент Беларуси в Сочи поставил вопрос ребром:
— Нам негоже действовать таким образом, как мы сейчас действуем. Особенно со стороны России. Что–то не понравилось — закрыли предприятие. И сегодня четыре с половиной десятка молокоперерабатывающих предприятий и, наверное, два с половиной десятка мясоперерабатывающих не имеют возможности в полном объеме поставлять свою продукцию на российский рынок. Президент России мне еще раньше говорил, что эта ситуация неправильная, неприемлемая. И ее надо выправлять. Я думаю, что до конца года она будет кардинальным образом изменена.
Вице–премьер Михаил Русый рассказал журналистам подробности:
— Есть целый ряд документов, договоров, соглашений, техрегламентов, которые должны выполняться обеими сторонами независимо от ситуации на рынке. Поэтому до конца года весь объем недопоставленной по нашим балансам на текущий год продукции будет отрегулирован и поставлен. Индикативные балансы на 2019 год будут подписаны 12 октября на Форуме регионов Беларуси и России в Могилеве.
В будущем году планируется увеличить экспорт в Россию сыров и говядины. Что касается претензий в том, что белорусские производители якобы демпингуют на российском рынке, Михаил Русый привел такой факт. В этом году из 48 тысяч тонн сухого цельного молока, которое было импортировано в Россию, 42 процента белорусского происхождения, а 53 процента завезли Новая Зеландия, Аргентина и Австралия, причем по цене ниже, чем у нас. Все продукты, которые мы поставляем в Россию, по цене выше. Так какой же здесь демпинг?
Также в Сочи обсудили целый блок финансовых вопросов. В том числе выделение Беларуси кредита по линии Евразийского фонда стабилизации и развития. Александр Лукашенко заверил: шестой транш в 200 миллионов долларов страна получит в ближайшее время:
— Уже очень давно Евразийский банк (Евразийский фонд стабилизации и развития. — Прим. ред.) принял решение о выделении Беларуси кредита в два миллиарда долларов. Мы получили пять траншей. Остался шестой и седьмой. Я не вижу никаких проблем с выделением шестого транша. И как было заявлено, можно решить вопрос и по седьмому траншу. Все зависит от того, как прежде всего белорусская сторона в этом направлении будет работать. Думаю, это решаемый вопрос. Шестой транш Беларусь получит в ближайшее время. Седьмой — это дело прежде всего активности белорусских членов Правительства.
По словам Президента, вопрос о рефинансировании долга в один миллиард долларов также не вызвал никакого отторжения с российской стороны. Что касается срока возврата кредита на строительство Белорусской АЭС, он должен быть продлен, а процентная ставка по нему снижена. И здесь опять же нет никакой благотворительности. Александр Лукашенко дал четкий расклад:
— Чем мы мотивируем? Сроки по строительству российской стороной нарушены. Пока откладывается запуск первого блока аж на год. Боюсь, как меня информируют контролеры, Россия попросит еще сместить этот срок, что уже вообще недопустимо. И коль сроки были сорваны (мы, конечно, не хотим идти в суды, судиться, как это по договору), мы договорились о том, что срок возврата кредита надо продлить. И процентная ставка должна быть не хуже, чем для других государств (к примеру, Армении, Бангладеш, Венгрии и так далее). Это примерно до трех процентов. Отторжения никакого. Надо просто доработать этот вопрос, и я думаю, мы можем решить его в том ключе, о котором я только что сказал.
Камнем преткновения с некоторых пор стало пересечение внутренней границы Союзного государства гражданами третьих стран. Как оказалось, в решении этой проблемы у сторон также есть взаимопонимание, а значит, в скором времени она должна быть снята с повестки дня. Равно как и вопрос с квотами на грузоперевозки.
— Это ненормально, что Российская Федерация, выдавая разрешения на перевозку грузов, увеличила количество этих разрешений для Польши, Литвы, Латвии аж в три раза за последние три года, в то же время снизив их для белорусских перевозчиков. Ну какое же тут Союзное государство? — справедливо заметил Александр Лукашенко. — Кстати, это удивило Президента России, и я так понимаю, что его просто не информировали по этому вопросу. Он сказал, что это ненормально и мы должны исправить ситуацию. Вопрос за соответствующими членами правительств Беларуси и России.
В формате «один на один» в Сочи обсуждались и политические вопросы, взаимоотношения России и Беларуси в формате ЕАЭС, ОДКБ.
— Много внимания мы уделили болезненным вопросам в рамках СНГ, которые касаются наших обоих государств, — рассказал Президент. — Прежде всего Украина. В очень позитивном ключе был диалог. Думаю, что эти вопросы будут еще обсуждаться прежде всего в Душанбе. Ну и не обойдем мы их 12 октября в Могилеве во время Форума регионов Беларуси и России, на котором будут оба Президента и руководители правительств.
В целом итоги сочинских переговоров вселяют оптимизм. Рискну предположить, что если все договоренности будут выполнены, то союзная интеграция сделает существенный рывок вперед. Политическая воля для этого присутствует и в Минске, и в Москве. Надо лишь не создавать искусственных препон и добросовестно следовать букве и духу взятых на себя обязательств и соглашений.
Впрочем, ждать встречи в Душанбе не пришлось. Сразу же после совещания в Минске по инициативе российской стороны состоялся телефонный разговор Александра Лукашенко с Владимиром Путиным. Как сообщили в пресс–службе Президента, главы государств уточнили ряд вопросов, которые обсуждались на переговорах в Сочи. В частности, окончательно решен вопрос об исполнении договоренностей по поступлению в бюджет Беларуси средств от таможенных пошлин за сырую нефть и о расчетах Беларуси за поставляемый природный газ компанией «Газпром».
Этот факт лишь подтверждает результативность сочинских переговоров и стремление лидеров двух стран развязать проблемные узлы интеграции. Надо понимать, что важность и значимость Союзного государства Беларуси и России с точки зрения стратегии сомнению не подлежит. Как и во всяком большом деле, на этом пути не обходится без препятствий и споров. Однако вопреки суждениям и выводам некоторых аналитиков Беларусь никогда не выпрашивала у России каких–либо льгот и привилегий. Это абсолютно ложный посыл и ошибочная трактовка повестки дня. И в Сочи наша делегация тоже не была с протянутой рукой. Позиция Минска принципиальна: коль уж мы решили строить союз, то надо безукоризненно выполнять существующие соглашения. В этом и состоит главный смысл сочинской встречи на высшем уровне. Судя по всему, такое понимание есть и у наших друзей и партнеров в Кремле. В том числе в вопросе нефтегазового взаимодействия. По итогам совещания у Президента стало известно, что белорусские НПЗ по–прежнему будут получать из России сырье для загрузки производственных мощностей в полном объеме.
— Это самая главная договоренность, позволяющая реализовывать евразийские соглашения, — пояснил журналистам заместитель Премьер–министра Беларуси Игорь Ляшенко. — Традиционно это объемы, достаточные для загрузки заводов, и даже предусмотрена возможность поставки с корректировкой плюс 10 процентов под наши растущие объемы производства.
Кроме того, Беларусь и Россия до конца года проработают вопрос размера компенсаций для белорусской экономики вследствие реализации налогового маневра в нефтяной отрасли РФ. Напомню, что он предполагает постепенное уменьшение экспортных пошлин на нефть до их полной отмены к 2024 году и увеличение налога на добычу полезных ископаемых. Для нашей страны это прямые потери бюджета, в то время как российским нефтяникам обещаны внутренние механизмы компенсаций — бюджетные субсидии. В Беларуси подобного механизма пока нет. Но ведь договаривались о едином экономическом пространстве. Стало быть, и о равных условиях хозяйствования. Наша страна не просит и не требует скидок ни на нефть, ни на природный газ. Но цены на энергоносители должны быть равными для всех.
— Мы обозначили эти вопросы для рассмотрения в четвертом квартале, сейчас идет расчет параметров для этих компенсаций, — уточнил Игорь Ляшенко.
По его словам, у российской стороны есть понимание, что подходы должны быть унифицированы.
Обсуждали на переговорах и тему промышленной кооперации. Александр Лукашенко настаивает: сегодня нет необходимости в создании дублирующих производств:
— Если у нас, допустим, есть производство БЕЛАЗов, то зачем подобное предприятие по выпуску автомобилей большой грузоподъемности создавать в России. Обращено было внимание на работу по кооперации, как это было и ранее. Полное взаимопонимание Президента России. Но вся беда в том, что мы там плохо работаем со своими коллегами: министр с министром, вице–премьер с вице–премьером.
В этой же плоскости находится вопрос утильсбора. Он отрабатывается на уровне Правительств и до 1 октября министерства промышленности представят развернутый анализ условий хозяйствования машиностроительных заводов.
Еще одна болевая точка в наших отношениях — поставки продовольствия. Вспыхивающие то и дело «молочные», «мясные» и прочие войны уже набили оскомину. Президент Беларуси в Сочи поставил вопрос ребром:
— Нам негоже действовать таким образом, как мы сейчас действуем. Особенно со стороны России. Что–то не понравилось — закрыли предприятие. И сегодня четыре с половиной десятка молокоперерабатывающих предприятий и, наверное, два с половиной десятка мясоперерабатывающих не имеют возможности в полном объеме поставлять свою продукцию на российский рынок. Президент России мне еще раньше говорил, что эта ситуация неправильная, неприемлемая. И ее надо выправлять. Я думаю, что до конца года она будет кардинальным образом изменена.
Вице–премьер Михаил Русый рассказал журналистам подробности:
— Есть целый ряд документов, договоров, соглашений, техрегламентов, которые должны выполняться обеими сторонами независимо от ситуации на рынке. Поэтому до конца года весь объем недопоставленной по нашим балансам на текущий год продукции будет отрегулирован и поставлен. Индикативные балансы на 2019 год будут подписаны 12 октября на Форуме регионов Беларуси и России в Могилеве.
В будущем году планируется увеличить экспорт в Россию сыров и говядины. Что касается претензий в том, что белорусские производители якобы демпингуют на российском рынке, Михаил Русый привел такой факт. В этом году из 48 тысяч тонн сухого цельного молока, которое было импортировано в Россию, 42 процента белорусского происхождения, а 53 процента завезли Новая Зеландия, Аргентина и Австралия, причем по цене ниже, чем у нас. Все продукты, которые мы поставляем в Россию, по цене выше. Так какой же здесь демпинг?
Также в Сочи обсудили целый блок финансовых вопросов. В том числе выделение Беларуси кредита по линии Евразийского фонда стабилизации и развития. Александр Лукашенко заверил: шестой транш в 200 миллионов долларов страна получит в ближайшее время:
— Уже очень давно Евразийский банк (Евразийский фонд стабилизации и развития. — Прим. ред.) принял решение о выделении Беларуси кредита в два миллиарда долларов. Мы получили пять траншей. Остался шестой и седьмой. Я не вижу никаких проблем с выделением шестого транша. И как было заявлено, можно решить вопрос и по седьмому траншу. Все зависит от того, как прежде всего белорусская сторона в этом направлении будет работать. Думаю, это решаемый вопрос. Шестой транш Беларусь получит в ближайшее время. Седьмой — это дело прежде всего активности белорусских членов Правительства.
По словам Президента, вопрос о рефинансировании долга в один миллиард долларов также не вызвал никакого отторжения с российской стороны. Что касается срока возврата кредита на строительство Белорусской АЭС, он должен быть продлен, а процентная ставка по нему снижена. И здесь опять же нет никакой благотворительности. Александр Лукашенко дал четкий расклад:
— Чем мы мотивируем? Сроки по строительству российской стороной нарушены. Пока откладывается запуск первого блока аж на год. Боюсь, как меня информируют контролеры, Россия попросит еще сместить этот срок, что уже вообще недопустимо. И коль сроки были сорваны (мы, конечно, не хотим идти в суды, судиться, как это по договору), мы договорились о том, что срок возврата кредита надо продлить. И процентная ставка должна быть не хуже, чем для других государств (к примеру, Армении, Бангладеш, Венгрии и так далее). Это примерно до трех процентов. Отторжения никакого. Надо просто доработать этот вопрос, и я думаю, мы можем решить его в том ключе, о котором я только что сказал.
Камнем преткновения с некоторых пор стало пересечение внутренней границы Союзного государства гражданами третьих стран. Как оказалось, в решении этой проблемы у сторон также есть взаимопонимание, а значит, в скором времени она должна быть снята с повестки дня. Равно как и вопрос с квотами на грузоперевозки.
— Это ненормально, что Российская Федерация, выдавая разрешения на перевозку грузов, увеличила количество этих разрешений для Польши, Литвы, Латвии аж в три раза за последние три года, в то же время снизив их для белорусских перевозчиков. Ну какое же тут Союзное государство? — справедливо заметил Александр Лукашенко. — Кстати, это удивило Президента России, и я так понимаю, что его просто не информировали по этому вопросу. Он сказал, что это ненормально и мы должны исправить ситуацию. Вопрос за соответствующими членами правительств Беларуси и России.
В формате «один на один» в Сочи обсуждались и политические вопросы, взаимоотношения России и Беларуси в формате ЕАЭС, ОДКБ.
— Много внимания мы уделили болезненным вопросам в рамках СНГ, которые касаются наших обоих государств, — рассказал Президент. — Прежде всего Украина. В очень позитивном ключе был диалог. Думаю, что эти вопросы будут еще обсуждаться прежде всего в Душанбе. Ну и не обойдем мы их 12 октября в Могилеве во время Форума регионов Беларуси и России, на котором будут оба Президента и руководители правительств.
В целом итоги сочинских переговоров вселяют оптимизм. Рискну предположить, что если все договоренности будут выполнены, то союзная интеграция сделает существенный рывок вперед. Политическая воля для этого присутствует и в Минске, и в Москве. Надо лишь не создавать искусственных препон и добросовестно следовать букве и духу взятых на себя обязательств и соглашений.