В Гомель из Тулы пожаловали «Витязь», «пузач» и другие уникальные гости
02.12.2021 10:32:26
Как известно, в Тулу со своим самоваром не ездят, а вот в Гомель — пожалуйста. Открывшаяся здесь уникальная выставка «Тульский самовар. От древности до современности» не только привлекла внимание любителей ароматного чая, но и стала культурным событием и увлекательной экскурсией в историю «царя» всех чайников.
Предмет особой гордости коллекционера Сайкова — самовар в виде головы витязя в шлеме.
Повелось считать, что родиной самоваров является именно Тула. Однако это не совсем так. Изначально самовары пришли в Россию с Востока. Первое производство было налажено в городе Суксун на Урале. А Тула, где проживало немало мастеровых людей, работавших с металлом, позже подхватила эстафету. За счет этого город выбился в лидеры «самоваростроения». А народ сложил известную поговорку про нерациональность поездок «в Тулу со своим самоваром». До революции здесь насчитывалось уже около сотни самоварных фабрик, не считая кустарей‑одиночек. Востребованное изделие выпускалось также в Гусь‑Хрустальном, Переславле‑Залесском, Нижнем Новгороде, во Владимире и других городах.
В экспозиции представлено более 50 самоваров из частной коллекции Андрея Сайкова. Уроженец Бобруйска уже много лет живет в Туле, руководит строительной фирмой, а свободное время посвящает необычному хобби. Первый самовар был куплен им семь лет назад как деталь интерьера к русской печи, которую Андрей Михайлович сложил в своем доме. Спустя год появился еще один, привлекший необычной формой. Коллекция начала расти. Некоторые из попадавших в нее экземпляров требовали восстановления. И тогда Сайков, привыкший с детства работать руками, занялся реставрацией. А после и вовсе решил делать самовары сам. При этом стандартные конструкции (на сленге — «банка» и «рюмка») мастеру неинтересны. Его влекут разнообразие и оригинальность форм.
Сначала придумывается и отражается в рисунке образ. По нему создается деревянный макет. Затем — гипсовая форма, в которой и производят отливку из металла. Выполняется также техническая часть — размещение ручек, кранов, трубы. Для полноценной работы самовара нужно соблюсти ряд физических параметров. Тогда, утверждает мастер, пять литров воды закипают за десять минут.
Предмет особой гордости коллекционера — эксклюзивные самовары, на изготовление которых ушло около года. Самый большой из них выполнен в виде головы витязя в шлеме. Есть также его собрат поменьше и самовар «Лесная фея» с женским лицом.
— Для изготовления формы отправил скульптору фотографию супруги, — с усмешкой рассказывает Андрей Михайлович. — Она, конечно, утверждает, что совсем не похожа. Зато хотя бы не предъявит претензии за использование своего образа, как это могла бы сделать любая другая дама.
На изготовление самовара с женским лицом «Лесная фея» ушло около года.
Среди привезенных на выставку есть самовары XIX века с клеймами фабрик‑изготовителей. Размеры некоторых экспонатов позволяют судить об их целевом назначении. Например, бочкообразный «пузач» когда‑то служил в трактире, рассчитанном на большое количество любителей чая. В противовес ему походный самоварчик — компактный, со складывающимися ножками. А так называемые фонтаны имеют только внешнее сходство. Из‑за отсутствия жаровни растопить их нельзя. По сути, это емкости, выполняющие функции термоса. Внутри них труба‑камера, куда можно засыпать угли либо лед в зависимости от необходимости подогреть или охладить жидкость.
Андрей Михайлович не скрывает: в повседневной жизни он, как и все, использует чайник. Это быстрее и практичнее.
— Но по выходным, когда приходят гости, разумеется, растапливаю самовар, — рассказывает коллекционер. — И поверьте, чай очень сильно отличается от того, который мы пьем обычно. Он гораздо вкуснее. Так же, как и уха, приготовленная на газовой плите, никогда не сравнится с той, что сварена на костре. Разницу не передать словами, это нужно попробовать.
prolesk@sb.by
Предмет особой гордости коллекционера Сайкова — самовар в виде головы витязя в шлеме.
Повелось считать, что родиной самоваров является именно Тула. Однако это не совсем так. Изначально самовары пришли в Россию с Востока. Первое производство было налажено в городе Суксун на Урале. А Тула, где проживало немало мастеровых людей, работавших с металлом, позже подхватила эстафету. За счет этого город выбился в лидеры «самоваростроения». А народ сложил известную поговорку про нерациональность поездок «в Тулу со своим самоваром». До революции здесь насчитывалось уже около сотни самоварных фабрик, не считая кустарей‑одиночек. Востребованное изделие выпускалось также в Гусь‑Хрустальном, Переславле‑Залесском, Нижнем Новгороде, во Владимире и других городах.
В экспозиции представлено более 50 самоваров из частной коллекции Андрея Сайкова. Уроженец Бобруйска уже много лет живет в Туле, руководит строительной фирмой, а свободное время посвящает необычному хобби. Первый самовар был куплен им семь лет назад как деталь интерьера к русской печи, которую Андрей Михайлович сложил в своем доме. Спустя год появился еще один, привлекший необычной формой. Коллекция начала расти. Некоторые из попадавших в нее экземпляров требовали восстановления. И тогда Сайков, привыкший с детства работать руками, занялся реставрацией. А после и вовсе решил делать самовары сам. При этом стандартные конструкции (на сленге — «банка» и «рюмка») мастеру неинтересны. Его влекут разнообразие и оригинальность форм.
Сначала придумывается и отражается в рисунке образ. По нему создается деревянный макет. Затем — гипсовая форма, в которой и производят отливку из металла. Выполняется также техническая часть — размещение ручек, кранов, трубы. Для полноценной работы самовара нужно соблюсти ряд физических параметров. Тогда, утверждает мастер, пять литров воды закипают за десять минут.
Предмет особой гордости коллекционера — эксклюзивные самовары, на изготовление которых ушло около года. Самый большой из них выполнен в виде головы витязя в шлеме. Есть также его собрат поменьше и самовар «Лесная фея» с женским лицом.
— Для изготовления формы отправил скульптору фотографию супруги, — с усмешкой рассказывает Андрей Михайлович. — Она, конечно, утверждает, что совсем не похожа. Зато хотя бы не предъявит претензии за использование своего образа, как это могла бы сделать любая другая дама.
На изготовление самовара с женским лицом «Лесная фея» ушло около года.
Среди привезенных на выставку есть самовары XIX века с клеймами фабрик‑изготовителей. Размеры некоторых экспонатов позволяют судить об их целевом назначении. Например, бочкообразный «пузач» когда‑то служил в трактире, рассчитанном на большое количество любителей чая. В противовес ему походный самоварчик — компактный, со складывающимися ножками. А так называемые фонтаны имеют только внешнее сходство. Из‑за отсутствия жаровни растопить их нельзя. По сути, это емкости, выполняющие функции термоса. Внутри них труба‑камера, куда можно засыпать угли либо лед в зависимости от необходимости подогреть или охладить жидкость.
Андрей Михайлович не скрывает: в повседневной жизни он, как и все, использует чайник. Это быстрее и практичнее.
— Но по выходным, когда приходят гости, разумеется, растапливаю самовар, — рассказывает коллекционер. — И поверьте, чай очень сильно отличается от того, который мы пьем обычно. Он гораздо вкуснее. Так же, как и уха, приготовленная на газовой плите, никогда не сравнится с той, что сварена на костре. Разницу не передать словами, это нужно попробовать.
prolesk@sb.by