Стоит ли опасаться гибридного штамма коронавируса
02.04.2022 11:05:58
«Омикрон» дает нам шанс на передышку — заболеваемость в стране снижается. Как и следовало ожидать, многие расслабились: дружно забросили подальше защитные маски, да и социальную дистанцию в очередях не соблюдают. Говорят, надоело бояться.
— Действительно, в нашей стране заболеваемость снизилась, но далеко не до нуля. Ежедневно регистрируются новые случаи заболевания и летальные исходы. Пандемия коронавирусной инфекции продолжается, нужно не забывать об этом, — говорит кандидат медицинских наук, доцент кафедры эпидемиологии БГМУ Майя Бандацкая. — В мире в целом в последние недели улучшается эпидемическая ситуация. Но в большинстве стран, несмотря на снижение числа заболевших, уровень заболеваемости остается выше, чем до волны, вызванной «Омикроном». Подъем заболеваемости в странах Западной Европы оказался более интенсивным и продолжительным, чем ожидалось. Связано это не только с появлением новых разновидностей штамма, способных быстрее распространяться, но и с официальной отменой всех ограничений. Люди перестали носить маски, решили, что все закончилось, и начали вести себя достаточно беспечно. В большинстве этих стран очень высокие уровни охвата вакцинацией, поэтому и заболевание у многих протекает относительно легко. Однако пациенты с хроническими заболеваниями, иммунодефицитом и диабетом, беременные по-прежнему остаются в группе риска тяжелого течения болезни. Так что сбрасывать коронавирус со счетов не нужно. Доступные мероприятия по-прежнему необходимы: вакцинация, проветривание, маски в общественных местах, соблюдение дистанции.
— О появлении подобных «объединенных» штаммов на Кипре, во Франции, Нидерландах, Израиле, Великобритании и других странах уже неоднократно сообщали исследователи, однако пока эти варианты не составили должной конкуренции последним разновидностям «Омикрона». Они не отличались от предшественников более тяжелым течением и более высокой летальностью. Как и не превратились в «вакцинный штамм». Изучение последних вариантов рекомбинантного «Дельтакрона» вызывает определенные опасения у исследователей, так как он унаследовал от «Омикрона» S-белок, который как раз и позволяет вирусу быстрее распространяться, а большая часть остального генома осталась от варианта «Дельта», вызывающего более тяжелое течение заболевания. Как будет развиваться ситуация и какие свойства проявит этот штамм, покажет только время. Пока нет оснований бить тревогу, поскольку существующие вакцины достаточно хорошо защищают от тяжелого течения болезни как при «Дельте», так и при «Омикроне». Но «Дельтакрон» требует пристального внимания. Вирусологи постоянно начеку: они следят за мутациями коронавируса, чтобы как можно раньше предупредить о возможной опасности и суметь к ней подготовиться. В частности, всегда стоит вопрос, нужно ли менять состав вакцины, вводить очередную бустерную дозу и через какое время.
— К сожалению, уровень вакцинированного населения на сегодня не настолько высок, чтобы прекратить передачу аэрозольной инфекции, — объясняет Майя Бандацкая. — Обычно при подобных болезнях требуется 85—95 % людей, не способных заболеть. Только дети составляют около 15 % населения, а у нас сейчас разрешена их вакцинация лишь с 12 лет. Кроме того, иммунитет к COVID-19 из-за появления новых вариантов вируса оказался не таким эффективным, как нам хотелось бы. Он защищает от тяжелых форм болезни, облегчает ее течение, но не всегда защищает от симптоматической инфекции. Со временем сила защиты несколько ослабевает. Поэтому и привитые пациенты тоже являются источниками инфекции, если заболеют, хотя и менее продолжительное время, чем непривитые. К тому же вакцинированные люди выделяют меньше вируса. Если бы можно было почти одномоментно привить всю планету, мы остановили бы распространение коронавируса.
Летом меньше условий для распространения инфекций, передающихся через воздух. Появление новых вариантов в это время может вызвать подъем заболеваемости, но он будет не таким высоким, чем если это произойдет зимой. Поскольку коронавирусы продолжают циркулировать, в холодный период года с активизацией аэрозольного механизма передачи мы ожидаем очередной подъем заболеваемости, связанный с существующими сейчас штаммами.
КСТАТИ
Количество случаев заражения коронавирусом в мире превысило 480 миллионов, а число летальных исходов — 6 миллионов, сообщает ВОЗ. При этом в организации подчеркивают, что статистика учитывает только официально подтвержденные сведения о заразившихся и умерших, предоставляемые разными странами.
lvk@sb.by
Расплата за беспечность
Тем не менее с эпидемиологического «фронта» то и дело приходят неутешительные вести: Китай закрывает целые города на очередной локдаун из-за новой вспышки коронавируса, а европейские специалисты пророчат две масштабные волны пандемии уже в конце весны и ближе к осени.— Действительно, в нашей стране заболеваемость снизилась, но далеко не до нуля. Ежедневно регистрируются новые случаи заболевания и летальные исходы. Пандемия коронавирусной инфекции продолжается, нужно не забывать об этом, — говорит кандидат медицинских наук, доцент кафедры эпидемиологии БГМУ Майя Бандацкая. — В мире в целом в последние недели улучшается эпидемическая ситуация. Но в большинстве стран, несмотря на снижение числа заболевших, уровень заболеваемости остается выше, чем до волны, вызванной «Омикроном». Подъем заболеваемости в странах Западной Европы оказался более интенсивным и продолжительным, чем ожидалось. Связано это не только с появлением новых разновидностей штамма, способных быстрее распространяться, но и с официальной отменой всех ограничений. Люди перестали носить маски, решили, что все закончилось, и начали вести себя достаточно беспечно. В большинстве этих стран очень высокие уровни охвата вакцинацией, поэтому и заболевание у многих протекает относительно легко. Однако пациенты с хроническими заболеваниями, иммунодефицитом и диабетом, беременные по-прежнему остаются в группе риска тяжелого течения болезни. Так что сбрасывать коронавирус со счетов не нужно. Доступные мероприятия по-прежнему необходимы: вакцинация, проветривание, маски в общественных местах, соблюдение дистанции.
«Дельтакрон» требует внимания
Появление нового опасного штамма — гибрида «Дельты» и «Омикрона» — один из наиболее неблагоприятных вероятных сценариев дальнейшего развития ситуации. Но он вовсе не неизбежен, высказывает свою точку зрения Майя Бандацкая:— О появлении подобных «объединенных» штаммов на Кипре, во Франции, Нидерландах, Израиле, Великобритании и других странах уже неоднократно сообщали исследователи, однако пока эти варианты не составили должной конкуренции последним разновидностям «Омикрона». Они не отличались от предшественников более тяжелым течением и более высокой летальностью. Как и не превратились в «вакцинный штамм». Изучение последних вариантов рекомбинантного «Дельтакрона» вызывает определенные опасения у исследователей, так как он унаследовал от «Омикрона» S-белок, который как раз и позволяет вирусу быстрее распространяться, а большая часть остального генома осталась от варианта «Дельта», вызывающего более тяжелое течение заболевания. Как будет развиваться ситуация и какие свойства проявит этот штамм, покажет только время. Пока нет оснований бить тревогу, поскольку существующие вакцины достаточно хорошо защищают от тяжелого течения болезни как при «Дельте», так и при «Омикроне». Но «Дельтакрон» требует пристального внимания. Вирусологи постоянно начеку: они следят за мутациями коронавируса, чтобы как можно раньше предупредить о возможной опасности и суметь к ней подготовиться. В частности, всегда стоит вопрос, нужно ли менять состав вакцины, вводить очередную бустерную дозу и через какое время.
Будут ли «летние каникулы» у вируса?
Вот уже два лета подряд врачи констатировали снижение заболеваемости, чему во многом способствовали свежий воздух и высокая среднесуточная температура. В 2020 году «Уханьский» штамм именно летом пошел на спад. Но следом грянул вариант «Альфа». Тогда это объясняли отсутствием коллективного иммунитета. Сегодня уже достаточно высокий уровень вакцинированного населения, почему же мы снова ждем всплеска пандемии?— К сожалению, уровень вакцинированного населения на сегодня не настолько высок, чтобы прекратить передачу аэрозольной инфекции, — объясняет Майя Бандацкая. — Обычно при подобных болезнях требуется 85—95 % людей, не способных заболеть. Только дети составляют около 15 % населения, а у нас сейчас разрешена их вакцинация лишь с 12 лет. Кроме того, иммунитет к COVID-19 из-за появления новых вариантов вируса оказался не таким эффективным, как нам хотелось бы. Он защищает от тяжелых форм болезни, облегчает ее течение, но не всегда защищает от симптоматической инфекции. Со временем сила защиты несколько ослабевает. Поэтому и привитые пациенты тоже являются источниками инфекции, если заболеют, хотя и менее продолжительное время, чем непривитые. К тому же вакцинированные люди выделяют меньше вируса. Если бы можно было почти одномоментно привить всю планету, мы остановили бы распространение коронавируса.
Летом меньше условий для распространения инфекций, передающихся через воздух. Появление новых вариантов в это время может вызвать подъем заболеваемости, но он будет не таким высоким, чем если это произойдет зимой. Поскольку коронавирусы продолжают циркулировать, в холодный период года с активизацией аэрозольного механизма передачи мы ожидаем очередной подъем заболеваемости, связанный с существующими сейчас штаммами.
КСТАТИ
Количество случаев заражения коронавирусом в мире превысило 480 миллионов, а число летальных исходов — 6 миллионов, сообщает ВОЗ. При этом в организации подчеркивают, что статистика учитывает только официально подтвержденные сведения о заразившихся и умерших, предоставляемые разными странами.
lvk@sb.by