Как создавался первый отечественный зерноуборочный комплекс «Полесье-Ротор»
13.12.2018 06:41:34
Анатолий ЦЫБУЛЬКО
Трудно сказать, какая судьба могла ожидать этот проект, если бы в марте 1996 года во время рабочей поездки в Гомельскую область Президент не посетил Головное специализированное конструкторское бюро (ГСКБ). Александра Лукашенко ознакомили с выпускаемыми конструкторским бюро «Гомсельмаша» машинами, в том числе и с проектом «Полесье-Ротор».
Не забудем, что это был 1996 год. В молодой независимой республике необходимо было накормить людей хлебом, создать прочный задел для продовольственной безопасности. Именно поэтому белорусским крестьянам нужен был свой зерноуборочный комбайн. Такова, на мой взгляд, была логика принятого Президентом решения.
Впрочем, обо всем по порядку.
Во времена СССР каждое предприятие специализировалось на производстве определенного вида техники. «Ростсельмаш», например, выпускал зерноуборочные, «Гомсельмаш» — кормоуборочные комбайны. На полях Беларуси в основном работали «Доны», «Нивы», «Енисеи», «Меги», кое- где «Джон Диры» и «Клаасы».
С распадом СССР встал вопрос: кто придет им на смену? Тем более что российский «Ростсельмаш» практически свернул производство.
Аналогичная ситуация была на Красноярском комбайновом заводе, а в Таганроге начали выпускать даже непрофильную продукцию.
После развала Союза в России, Украине, других республиках СНГ начали создавать собственное производство кормоуборочной техники. В результате значительная часть мощностей «Гомсельмаша» оказалась невостребованной. К 1995 году в республике насчитывалось более 22,5 тысячи зерноуборочных комбайнов — на 7,8 тысячи меньше, чем пять лет назад. В 2000-м парк их сократился до 17 тысяч. Основная часть этого вида машин морально и физически устарела. Поэтому управленцы и специалисты все чаще предлагали организовать на базе «Гомсельмаша» производство зерноуборочных комбайнов. Реализация такого проекта, по их мнению, позволяла решать несколько задач: сократить импорт, задействовать оборудование, интеллектуальный потенциал конструкторов, специалистов, производственные площади. И, что не менее важно, обеспечить людей работой.
Но одно дело предложить, и совсем другое — воплотить идею в металл. Это прекрасно понимал руководитель ГСКБ Валентин Шуринов. До приезда в Гомель он прошел хорошую школу в аналогичном конструкторском бюро «Ростсельмаша», знал, как работают самоходные комбайны для уборки зерновых, кукурузы, какие у них могут быть слабые места. И, пожалуй, самое главное — с чего начинать производство.
Из «Ростсельмаша» он пригласил несколько специалистов. За три месяца создали первые образцы нового кормоуборочного комбайна на базе универсального энергетического средства (УЭС) «Полесье-250» и самоходного кормоуборочного комбайна «Полесье-700».
Почему при создании первого зерноуборочного комплекса приоритет отдали энергосредству УЭС-2-250, а не самоходному монокомбайну? Этот вопрос задавал многим собеседникам и практически все они полагали, что конструкторы выбрали наиболее оптимальный, оправданный на то время вариант. К тому же потом его подтвердили маркетинговые исследования ГСКБ совместно с Белорусским НИИ механизации сельского хозяйства, Всесоюзным НИИ механизации сельского хозяйства, аналогичные институты других республик.
Валентин Шуринов исходил из максимально эффективного использования энергосредства (а это, по сути, самоходное шасси, которое комплектуется соответствующим оборудованием под конкретную работу), вспоминал генеральный конструктор Научно-технического центра комбайностроения ОАО «Гомсельмаш» Сергей Федорович, который в то время работал заместителем начальника ГСКБ. По его словам, мобильный самоходный монокомбайн задействован 130—200 часов в году, а энергосредство — 500—600. Оно использовалось с навесными машинами «Гомсельмаша» на кошении трав, заготовке кормов, уборке сахарной свеклы, кукурузы. В себестоимости зерноуборочного комплекса на универсальное энергосредство приходилась примерно половина стоимости. Это позволяло сократить затраты на подготовку производства, обеспечивало конкурентоспособность машин. Оставалось совместить работу ходовой части со всеми узлами и механизмами, обеспечив качественную уборку, создать приемлемую по цене машину.
Взвесили все за и против, возможности ГСКБ, его научно-технический потенциал, технические возможности экспериментального цеха и ПО «Гомсельмаш», вспоминает начальник общетехнического комплекса НТЦ комбайностроения Виктор Сусов. Приняли решение начать работы по созданию первого белорусского зерноуборочного комбайна. Назвали его «Полесье-Ротор». Когда все расчеты были готовы, а специалисты проработали дизайн, конструкторскую схему, в Минпром, Совмин, Минсельхозпрод, другие инстанции направили письма с предложением организовать выпуск. При этом не могло быть и речи, чтобы отказываться от российских комбайнов.
Правда, некоторые ставили под сомнение идею создать на базе универсального энергосредства отечественный зерноуборочный комплекс. Мол, у него неприглядный вид, машина громоздкая. Да, гомельский комплекс был примерно на тонну тяжелее своего ростовского собрата. Но свыше 7 тонн общего веса КЗР-10 «Полесье-Ротор» приходилось на энергосредство, которое использовалось на других работах. А «Дон-1500» мог быть задействован лишь на жатве.
На то время по себестоимости уборки «Полесье-Ротору» не было равных. Затраты на производство и уборку различных культур оказались значительно меньше, чем у монокомбайна, утверждал бывший гендиректор «Гомсельмаша» Валерий Жмайлик. Это предполагала сама схема универсальности.
Жаркие споры о предлагаемой новинке разгорелись на заседании научно-технического совета Минсельхозпрода. В результате дискуссий было принято решение о нецелесообразности разработки такой машины для условий республики. Тем не менее ГСКБ продолжало создавать «Полесье-Ротор» без финансовой поддержки. Работали, можно сказать, на голом энтузиазме...
Ну а потом была рабочая поездка Президента в Гомельскую область, о которой мы говорили в начале. Валентин Шуринов вручил тогда Главе государства расчеты и попросил профинансировать работы. Просьбу удовлетворили быстро. В конце марта Минпром ходатайствовал перед соответствующими структурами о выделении денег на разработку, изготовление и испытание макетного образца зерноуборочного комплекса.
В мае вся документация для его производства была готова. Оставалось идею воплотить в металл. Около 70 процентов узлов и деталей изготовили в экспериментальном цехе, остальные — в объединении. В таком исполнении это была первая в мире новинка.
Кстати, некоторые сельхозпредприятия с удовольствием покупали бы роторные комбайны и сегодня. Ими хорошо убирать кукурузу на зерно — она прекрасно вымолачивается, не плющится. По мнению специалистов, лучше роторной машины для уборки зерна кукурузы пока нет.
Если бы Президент нас не поддержал, не раз повторял бывший гендиректор «Гомсельмаша» Валерий Жмайлик, никакого комбайна в республике бы не было. Всех устраивали закупки за пределами страны. Если на такую работу в специализированных конструкторских организациях уходило несколько лет, то на «Гомсельмаше» зерноуборочный комплекс создали за год.
В первые дни августа 1996 года макетный образец проходил испытание в колхозе имени Урицкого Гомельского района. А 24 августа на испытание новой машины в Ветковский район прилетел Президент. Посмотреть на работу комплекса «Полесье-Ротор» приехали заместитель Премьер-министра Владимир Гаркун, представители облисполкома, специалисты ГСКБ, которые создавали машину.
Вот что об этом писала тогда газета производственного объединения «Сельмашевец»: «Сельмашевцы умышленно пустили в загонке «Дон» далеко вперед. «Полесье-Ротор» шел за ним сзади на одной скорости. Но Президент дал отмашку, гомельский комбайн прибавил скорость и быстро догнал «Дон». Затем было сравнительное испытание на маневренность. И здесь на поворотах, несмотря на критику оппонентов, «Полесье-Ротор» не уступил ростовчанину.
Крестьянская хватка не изменила Президенту, когда он подошел к валку соломы и вороху половы и сам убедился, что в них нет зерна».
Дав положительную оценку новой машине, Президент пообещал материально помочь ее созданию. И слово сдержал.
Хорошо отзывались о работе отечественного комбайна и аграрии. Вот одно из немногих мнений, высказанное вскоре после его испытаний председателем колхоза имени Ленина Гомельского района Юрием Савченко: «У меня хорошее впечатление от знакомства с комплексом «Полесье-Ротор». По моему глубокому убеждению, эта машина для сельчан является удобной и выгодной».
Потом комплекс «Полесье-Ротор» убирал гречиху в колхозе имени Калинина Добрушского района, а в совхозе «Вайханы» Городокского для него специально подобрали засоренный участок с ячменем и экстремальный по рельефу. Туда машина шла своим ходом. С работой справилась без замечаний.
Кто-то подсчитал: если выпущенную за все время «Гомсельмашем» технику выставить в белорусской столице, в ней не останется свободного места. Это 16 типов сельхозмашин, 75 базовых моделей и модификаций, 70 видов адаптеров и приспособлений для уборки различных культур. Среди этого многообразия почти 3,3 тысячи единиц — первые зерноуборочные комплексы КЗР-10 «Полесье-Ротор». Они работали не только в нашей республике. На международной выставке в 2000 году в Москве комплекс удостоен диплома первой степени и золотой медали. А через три года Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совмине республики признал его лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» на рынке Российской Федерации» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».
За четверть века в модернизацию «Гомсельмаша» вложено немало денег, освоено несколько моделей зерно- и кормоуборочных комбайнов, другой техники. Кроме нашей страны, она работает в России, Украине, Казахстане, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, Аргентине, Бразилии, Китае и других странах. Одна из последних разработок предприятия — суперкомбайн «Палессе GS 2124». В этом году на полях ОАО «Александрийское» Шкловского района Президент протестировал новую машину, предложив ее доработать. Она действительно впечатляет. Это комбайн будущего.
zybulko@sb.by
Фото БЕЛТА.
Не забудем, что это был 1996 год. В молодой независимой республике необходимо было накормить людей хлебом, создать прочный задел для продовольственной безопасности. Именно поэтому белорусским крестьянам нужен был свой зерноуборочный комбайн. Такова, на мой взгляд, была логика принятого Президентом решения.
Впрочем, обо всем по порядку.
Во времена СССР каждое предприятие специализировалось на производстве определенного вида техники. «Ростсельмаш», например, выпускал зерноуборочные, «Гомсельмаш» — кормоуборочные комбайны. На полях Беларуси в основном работали «Доны», «Нивы», «Енисеи», «Меги», кое- где «Джон Диры» и «Клаасы».
С распадом СССР встал вопрос: кто придет им на смену? Тем более что российский «Ростсельмаш» практически свернул производство.
Аналогичная ситуация была на Красноярском комбайновом заводе, а в Таганроге начали выпускать даже непрофильную продукцию.
После развала Союза в России, Украине, других республиках СНГ начали создавать собственное производство кормоуборочной техники. В результате значительная часть мощностей «Гомсельмаша» оказалась невостребованной. К 1995 году в республике насчитывалось более 22,5 тысячи зерноуборочных комбайнов — на 7,8 тысячи меньше, чем пять лет назад. В 2000-м парк их сократился до 17 тысяч. Основная часть этого вида машин морально и физически устарела. Поэтому управленцы и специалисты все чаще предлагали организовать на базе «Гомсельмаша» производство зерноуборочных комбайнов. Реализация такого проекта, по их мнению, позволяла решать несколько задач: сократить импорт, задействовать оборудование, интеллектуальный потенциал конструкторов, специалистов, производственные площади. И, что не менее важно, обеспечить людей работой.
Ведущий инженер конструкторского отдела кормоуборочной и малогабаритной техники ГСКБ Алексей ДАКУКА и инженер-конструктор Ольга ГУРБАН за работой, 2004 год.
Но одно дело предложить, и совсем другое — воплотить идею в металл. Это прекрасно понимал руководитель ГСКБ Валентин Шуринов. До приезда в Гомель он прошел хорошую школу в аналогичном конструкторском бюро «Ростсельмаша», знал, как работают самоходные комбайны для уборки зерновых, кукурузы, какие у них могут быть слабые места. И, пожалуй, самое главное — с чего начинать производство.
Из «Ростсельмаша» он пригласил несколько специалистов. За три месяца создали первые образцы нового кормоуборочного комбайна на базе универсального энергетического средства (УЭС) «Полесье-250» и самоходного кормоуборочного комбайна «Полесье-700».
Почему при создании первого зерноуборочного комплекса приоритет отдали энергосредству УЭС-2-250, а не самоходному монокомбайну? Этот вопрос задавал многим собеседникам и практически все они полагали, что конструкторы выбрали наиболее оптимальный, оправданный на то время вариант. К тому же потом его подтвердили маркетинговые исследования ГСКБ совместно с Белорусским НИИ механизации сельского хозяйства, Всесоюзным НИИ механизации сельского хозяйства, аналогичные институты других республик.
Взвесили все за и против, возможности ГСКБ, его научно-технический потенциал, технические возможности экспериментального цеха и ПО «Гомсельмаш», вспоминает начальник общетехнического комплекса НТЦ комбайностроения Виктор Сусов. Приняли решение начать работы по созданию первого белорусского зерноуборочного комбайна. Назвали его «Полесье-Ротор». Когда все расчеты были готовы, а специалисты проработали дизайн, конструкторскую схему, в Минпром, Совмин, Минсельхозпрод, другие инстанции направили письма с предложением организовать выпуск. При этом не могло быть и речи, чтобы отказываться от российских комбайнов.
Правда, некоторые ставили под сомнение идею создать на базе универсального энергосредства отечественный зерноуборочный комплекс. Мол, у него неприглядный вид, машина громоздкая. Да, гомельский комплекс был примерно на тонну тяжелее своего ростовского собрата. Но свыше 7 тонн общего веса КЗР-10 «Полесье-Ротор» приходилось на энергосредство, которое использовалось на других работах. А «Дон-1500» мог быть задействован лишь на жатве.
На то время по себестоимости уборки «Полесье-Ротору» не было равных. Затраты на производство и уборку различных культур оказались значительно меньше, чем у монокомбайна, утверждал бывший гендиректор «Гомсельмаша» Валерий Жмайлик. Это предполагала сама схема универсальности.
Жаркие споры о предлагаемой новинке разгорелись на заседании научно-технического совета Минсельхозпрода. В результате дискуссий было принято решение о нецелесообразности разработки такой машины для условий республики. Тем не менее ГСКБ продолжало создавать «Полесье-Ротор» без финансовой поддержки. Работали, можно сказать, на голом энтузиазме...
Ну а потом была рабочая поездка Президента в Гомельскую область, о которой мы говорили в начале. Валентин Шуринов вручил тогда Главе государства расчеты и попросил профинансировать работы. Просьбу удовлетворили быстро. В конце марта Минпром ходатайствовал перед соответствующими структурами о выделении денег на разработку, изготовление и испытание макетного образца зерноуборочного комплекса.
В мае вся документация для его производства была готова. Оставалось идею воплотить в металл. Около 70 процентов узлов и деталей изготовили в экспериментальном цехе, остальные — в объединении. В таком исполнении это была первая в мире новинка.
Кстати, некоторые сельхозпредприятия с удовольствием покупали бы роторные комбайны и сегодня. Ими хорошо убирать кукурузу на зерно — она прекрасно вымолачивается, не плющится. По мнению специалистов, лучше роторной машины для уборки зерна кукурузы пока нет.
Представители гомельского Центра стандартизации и метрологии Григорий МОРГУН и Сергей РУДЕНКОВ на госприемке КЗР-10 «Полесье-Ротор», 2001 год.
Если бы Президент нас не поддержал, не раз повторял бывший гендиректор «Гомсельмаша» Валерий Жмайлик, никакого комбайна в республике бы не было. Всех устраивали закупки за пределами страны. Если на такую работу в специализированных конструкторских организациях уходило несколько лет, то на «Гомсельмаше» зерноуборочный комплекс создали за год.
В первые дни августа 1996 года макетный образец проходил испытание в колхозе имени Урицкого Гомельского района. А 24 августа на испытание новой машины в Ветковский район прилетел Президент. Посмотреть на работу комплекса «Полесье-Ротор» приехали заместитель Премьер-министра Владимир Гаркун, представители облисполкома, специалисты ГСКБ, которые создавали машину.
Вот что об этом писала тогда газета производственного объединения «Сельмашевец»: «Сельмашевцы умышленно пустили в загонке «Дон» далеко вперед. «Полесье-Ротор» шел за ним сзади на одной скорости. Но Президент дал отмашку, гомельский комбайн прибавил скорость и быстро догнал «Дон». Затем было сравнительное испытание на маневренность. И здесь на поворотах, несмотря на критику оппонентов, «Полесье-Ротор» не уступил ростовчанину.
Крестьянская хватка не изменила Президенту, когда он подошел к валку соломы и вороху половы и сам убедился, что в них нет зерна».
Дав положительную оценку новой машине, Президент пообещал материально помочь ее созданию. И слово сдержал.
Хорошо отзывались о работе отечественного комбайна и аграрии. Вот одно из немногих мнений, высказанное вскоре после его испытаний председателем колхоза имени Ленина Гомельского района Юрием Савченко: «У меня хорошее впечатление от знакомства с комплексом «Полесье-Ротор». По моему глубокому убеждению, эта машина для сельчан является удобной и выгодной».
Кто-то подсчитал: если выпущенную за все время «Гомсельмашем» технику выставить в белорусской столице, в ней не останется свободного места. Это 16 типов сельхозмашин, 75 базовых моделей и модификаций, 70 видов адаптеров и приспособлений для уборки различных культур. Среди этого многообразия почти 3,3 тысячи единиц — первые зерноуборочные комплексы КЗР-10 «Полесье-Ротор». Они работали не только в нашей республике. На международной выставке в 2000 году в Москве комплекс удостоен диплома первой степени и золотой медали. А через три года Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совмине республики признал его лауреатом конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь» на рынке Российской Федерации» в номинации «Продукция производственно-технического назначения».
За четверть века в модернизацию «Гомсельмаша» вложено немало денег, освоено несколько моделей зерно- и кормоуборочных комбайнов, другой техники. Кроме нашей страны, она работает в России, Украине, Казахстане, Чехии, Словакии, Румынии, Болгарии, Аргентине, Бразилии, Китае и других странах. Одна из последних разработок предприятия — суперкомбайн «Палессе GS 2124». В этом году на полях ОАО «Александрийское» Шкловского района Президент протестировал новую машину, предложив ее доработать. Она действительно впечатляет. Это комбайн будущего.
zybulko@sb.by
Фото БЕЛТА.