В Беларуси необходимо уделить особое внимание практической реализации прорывных инновационных инициатив
18.04.2024 08:33:00
Георгий ГРИЦ
Стратегическая задача для белорусского промышленного комплекса — обеспечить максимальную технологическую независимость и создать условия для устойчивой работы экономики, не зависящей ни от каких санкций. Об этом Александр Лукашенко заявил 9 апреля на совещании о состоянии и задачах развития промышленности в Беларуси.
В чем же отличие прошедшего мероприятия от целого ряда предыдущих? Ведь Александр Лукашенко о значимости экономического потенциала для обеспечения национального суверенитета, об импортозамещении и его следующей стадии (технологический суверенитет) постоянно указывал и ранее.
Отличие — в целеполагании. В своем вступительном слове Президент не только сделал подробный и бескомпромиссный анализ текущего состояния в экономике, но и поставил конкретные цели — повысить персональную ответственность за количественные показатели в своем сегменте экономики и «приземлить» свои задачи по обеспечению технологического суверенитета на рабочих местах. И тут на первый план выходят такие факторы, как оценка и мобилизация имеющихся и новых потенциальных ресурсов, объективный риск-менеджмент при реализации новых прорывных инновационных проектов, адаптированная к современным реалиям кадровая политика.
Представляется уместным обратиться к классической теории менеджмента и дать определение такому понятию, как целеполагание.
Целеполагание — первичная фаза управления, предусматривающая постановку и ранжирование генеральной цели и совокупности целей («дерево целей») в соответствии с назначением (миссией) системы, стратегическими установками и характером решаемых задач с разработкой механизмов и поэтапного плана их достижения с учетом влияния внутренних и внешних факторов.
При этом необходимо разделять целеполагание и планирование.
Планирование — это процесс разделения цели на задачи и распределения времени и ресурсов на их выполнение.
В свою очередь цель — это видение будущего результата, к которому стремимся. Согласно методологии SMART ее аббревиатура обозначает набор свойств, которыми должна обладать цель: Specific — конкретная, Measurable — измеримая, Achievable — достижимая, Relevant — согласованная, Timebound — ограниченная во времени. Кстати, есть разные трактовки буквы «A» в данной аббревиатуре. Чаще всего ее переводят как Achievable или Attainable (достижимый). Это означает, что при постановке цели вы должны реалистично смотреть на мир. Однако есть и второй вариант — Ambitious (амбициозный).
Иногда нашим целям действительно не хватает амбициозности и масштаба для того, чтобы стать по-настоящему «проектом будущего». Особую ответственность на исправление сложившейся ситуации Глава государства возложил на Национальную академию наук, но при одном обязательном требовании — все предложенные учеными инициативы должны не только иметь прикладной характер, но и быть внедрены в серийное производство.
В заключение хотелось бы остановиться на одном, с моей точки зрения, принципиальном вопросе. Где найти необходимые ресурсы для решения предстоящих амбициозных задач?
За счет только внутренних ресурсов решение проблематично. К сожалению, по известным причинам внешние западные инвестиционные ресурсы, включая ряд международных организаций и фондов, для отечественных субъектов хозяйствования существенно снизились. В качестве альтернативы видится замена парадигмы заимствования с классического банковского кредита на участие в партнерских инвестиционных программах и проектах с дружественными странами. В первую очередь с Российской Федерацией. Тем более что пример с целевым российским кредитом на сумму 105 млрд рублей для реализации целого ряда импортозамещающих инициатив показал практическую реализуемость такого алгоритма и явную заинтересованность со стороны российского правительства.
30 января 2024 года на Высшем госсовете (ВГС) президенты Беларуси и России утвердили стратегию научно-технологического развития Союзного государства до 2035 года. Ее основными целями являются достижение технологического суверенитета, переход к инновационно ориентированному экономическому росту, ускоренная разработка импортонезависимых союзных проектов и программ.
19 февраля текущего года в соответствии с утвержденными на ВГС Правилами подтверждения производства промышленной продукции был подписан План по сотрудничеству в рамках Союзного государства на 2024–2026 годы. Согласно ему уже в первом полугодии профильные ведомства планируют закрепить в виде соответствующей нормативно-правовой базы возможность предоставления взаимного недискриминационного участия для белорусских и российских субъектов хозяйствования в национальных программах субсидирования.
Вот несколько российских проектов, в которых могут принять участие заинтересованные отечественные предприятия, инжиниринговые и научные организации:
Концепция технологического развития РФ. Объемы финансирования механизмов концепции оцениваются в 3 трлн рублей (55 % бюджетных и 45 % частных средств).
Федеральная программа масштабного финансирования микроэлектронной промышленности и дизайн-центров микроэлектроники. Общий размер финансирования составит около 3,5 трлн рублей.
Данный список можно продолжить.
Георгий Гриц, кандидат экономических наук, экономический аналитик