Как произошла крупнейшая в Беларуси авиакатастрофа
09.09.2023 19:07:00
Диана СЮЛЬЖИНА
41 год назад разрушение Як-42 в воздухе над Наровлей унесло жизни 132 человек
28 июня 1982 года в 09:01 с задержкой на одну минуту из-за опоздания пассажира самолет Як-42, который эксплуатировался меньше года, поднялся в воздух из аэропорта Пулково. На борту 124 пассажира (в том числе 11 детей) и восемь членов экипажа. Никто тогда и предположить не мог, что менее чем через два часа все они станут жертвами одной из самых страшных авиакатастроф в истории советской авиации…
Обломки Як-42 разлетелись эллипсом на 23 квадратных километра у деревни Вербовичи.Самолет не выдержал запредельной нагрузки и развалился прямо в воздухе.
…Рейс 8641 Ленинград — Киев. Предполетная подготовка и сам взлет проходили в штатном режиме. Воздушное судно поднялось в небо, заняло эшелон 9 тысяч метров и направилось на юг. Спустя около полутора часов полета, когда до приземления оставались считаные километры, командир экипажа связался с диспетчерами Борисполя. Те дали команду готовиться к посадке и начинать снижение. Пилоты приняли инструкцию наземных служб. Это было последнее сообщение с борта — через несколько минут он исчезнет с радаров.
Поиски погибших шли несколько дней: трупы находили в лесу, останки висели на деревьях, лежали на крышах хозпостроек. Некоторые так и упали на землю, надежно пристегнутые ремнями безопасности к тому, что осталось от кресел. Внешне такие трупы даже казались неповрежденными, другие же были разорваны при ударе с высоты и практически не опознаваемы. Пилотов нашли в кабине. Очевидцы говорят, чтобы вытащить ее из леса, пришлось рубить просеку в 200 метров.
Обломки самолета и фрагменты багажа были рассыпаны эллипсом площадью 23 квадратных километра у деревни Вербовичи. Несколько частей лайнера упали прямо в жилую зону, многие крупные детали находили на территории женского лечебно-трудового профилактория. Мотор, к примеру, застрял в ограде исправительного учреждения. Часть самолета порвала телефонную линию в деревне. Личные вещи пассажиров долетели аж до Наровли. Участников поисковой операции охватывали отчаяние и ужас. Но были и желающие поживиться на трагедии. Сотрудникам профилактория пришлось срочно организовать охрану. Милиция и солдаты пресекали мародерство. Позже начнется расследование.
Профессионалы своего дела годами игнорировали фатальный, как оказалось, недочет, который свидетельствовал о ненадежности механизма стабилизатора в Як-42. Первые звоночки были еще в августе 1980‑го: в процессе испытания произошел полный износ гайки. А весной 1982‑го система временно отказала в пяти самолетах уже прямо в небе, с сотнями пассажиров на борту!
Через два года после трагедии парк Як-42 снова поднимется в небо, а катастрофа борта № 8641 станет частью истории мировой авиации. Никогда не забудут о трагедии только родственники и близкие жертв, многие из которых до сих пор не примирились со случившимся…
28 июня 1982 года в 09:01 с задержкой на одну минуту из-за опоздания пассажира самолет Як-42, который эксплуатировался меньше года, поднялся в воздух из аэропорта Пулково. На борту 124 пассажира (в том числе 11 детей) и восемь членов экипажа. Никто тогда и предположить не мог, что менее чем через два часа все они станут жертвами одной из самых страшных авиакатастроф в истории советской авиации…
Кошмар над Полесьем
Самолет Як-42 — на тот момент новейшая разработка советского авиапрома. Среднемагистральный лайнер с повышенной вместимостью пришел на смену устаревшему Ту-134. В серийное производство воздушное судно запустили в 1977‑м, а пассажирские перевозки начали в «Аэрофлоте» в декабре 1980‑го. Удобный и экономичный регионал быстро адаптировался к маршрутной сети и очень полюбился воздушному флоту. Детище фирмы Яковлева считалось довольно надежной машиной, ей даже пророчили судьбу флагмана советской авиации.…Рейс 8641 Ленинград — Киев. Предполетная подготовка и сам взлет проходили в штатном режиме. Воздушное судно поднялось в небо, заняло эшелон 9 тысяч метров и направилось на юг. Спустя около полутора часов полета, когда до приземления оставались считаные километры, командир экипажа связался с диспетчерами Борисполя. Те дали команду готовиться к посадке и начинать снижение. Пилоты приняли инструкцию наземных служб. Это было последнее сообщение с борта — через несколько минут он исчезнет с радаров.
Трагический рекорд
Дальнейшее развитие событий пришлось восстанавливать экспертам по бортовым самописцам. Снижение выполнял автопилот. В 10 часов 51 минуту он начинает отклонять судно на спуск. Неожиданно угол стабилизатора резко увеличивается. Автопилот не справляется с нагрузкой и через несколько секунд отключается — авиалайнер уходит в отвесное пикирование. Пилоты, пытаясь выровнять самолет, потянули штурвалы на себя — судно резко клонит влево. В этот момент становится ясно: рейс обречен. Считаные секунды — и самолет начинает хаотично вращаться. И со скоростью 800 километров в час несется к земле. Запредельную аэродинамическую нагрузку конструкция не выдерживает — на высоте 5700 метров от земли фюзеляж разрывает на части.Невозможно представить, что в этот момент происходило на борту. Скорее всего, за те несколько мгновений, пока лайнер крутился вокруг осей и разрушался, пассажиры не успели ничего осознать. Увы, никому не было суждено выжить.
Самолет не выдержал запредельной нагрузки и развалился прямо в воздухе.
Апокалипсис на земле
Свидетели трагедии вблизи деревни Вербовичи Наровлянского района позже рассказывали, что ровный гул самолета неожиданно сменился резкими хлопками. А через несколько минут местные едва могли поверить своим глазам: на землю посыпались обломки металла, вещи и… люди.Поиски погибших шли несколько дней: трупы находили в лесу, останки висели на деревьях, лежали на крышах хозпостроек. Некоторые так и упали на землю, надежно пристегнутые ремнями безопасности к тому, что осталось от кресел. Внешне такие трупы даже казались неповрежденными, другие же были разорваны при ударе с высоты и практически не опознаваемы. Пилотов нашли в кабине. Очевидцы говорят, чтобы вытащить ее из леса, пришлось рубить просеку в 200 метров.
Обломки самолета и фрагменты багажа были рассыпаны эллипсом площадью 23 квадратных километра у деревни Вербовичи. Несколько частей лайнера упали прямо в жилую зону, многие крупные детали находили на территории женского лечебно-трудового профилактория. Мотор, к примеру, застрял в ограде исправительного учреждения. Часть самолета порвала телефонную линию в деревне. Личные вещи пассажиров долетели аж до Наровли. Участников поисковой операции охватывали отчаяние и ужас. Но были и желающие поживиться на трагедии. Сотрудникам профилактория пришлось срочно организовать охрану. Милиция и солдаты пресекали мародерство. Позже начнется расследование.
Горький урок
Экипаж был опытным, предполетная подготовка самолета, загрузка и заправка прошли без сучка и задоринки. Лайнер не перевозил опасные грузы. Выходит, судно потеряло контроль внезапно, неожиданно для экипажа. Как же могло случиться, что абсолютно штатная операция перекладывания стабилизатора на снижение привела к катастрофическим последствиям? Ответ искали целых два года.Весь парк Як-42 приземлили, эксплуатацию и производство лайнеров полностью приостановили до выяснения обстоятельств крушения. Это был беспрецедентный случай в истории советской авиации.В расследовании причин катастрофы принимал участие сам Александр Яковлев — генеральный конструктор. Предположили — техническая неисправность судна. Из Москвы пришел приказ тщательно разобрать и изучить обломки рейса 8641. Местность прочесали от и до. Первые подозрения о причинах трагедии появились, когда был найден стабилизатор — важный элемент хвостового оперения. Его отправили в научно-исследовательский институт. Выяснилось, что 132 человека погибли из-за неверно сконструированного узла механизма перестройки стабилизатора — гайка просто срезала с винта резьбу и слетела…
Но на этом неприятные сюрпризы не закончились. Параллельно специалисты проводили полную ревизию всех самолетов этого типа. Были исследованы несколько десятков машин. Результат работы экспертов обескуражил: механизм стабилизатора всех Як-42 был идентичен. Выходит, каждый лайнер был потенциальным убийцей. И только тщательное расследование катастрофы помогло предотвратить новые трагедии.
Недооцененная проблема
На скамье подсудимых оказались трое: заместитель главного конструктора Московского машиностроительного завода «Скорость» (так ранее называлось опытно-конструкторское бюро Яковлева) Сергей Андреев, начальник отдела механизмов того же предприятия Юрий Первушин и начальник бригады управления Георгий Румянцев. Сотрудники исключительно положительные, партийные. Андреев незадолго до трагедии даже получил Государственную премию СССР в области науки и техники.Профессионалы своего дела годами игнорировали фатальный, как оказалось, недочет, который свидетельствовал о ненадежности механизма стабилизатора в Як-42. Первые звоночки были еще в августе 1980‑го: в процессе испытания произошел полный износ гайки. А весной 1982‑го система временно отказала в пяти самолетах уже прямо в небе, с сотнями пассажиров на борту!
Заметить состояние резьбы при обычном осмотре было невозможно, потому гайки изнашивались постепенно. А значит, рано или поздно подобная трагедия должна была случиться.Несмотря на то что Андреев, Румянцев и Первушин виновными себя не признали, возложив ответственность на изготовителя, их все же наказали. Андреева приговорили к трем годам условно и штрафу в размере 5000 рублей (эквивалентно стоимости автомобиля Жигули), Первушина и Румянцева — к двум годам условно и штрафу в размере 3000 рублей. Все трое были на некоторое время понижены в должностях, однако они участвовали в доработке Як-42 и создании новой техники.
Через два года после трагедии парк Як-42 снова поднимется в небо, а катастрофа борта № 8641 станет частью истории мировой авиации. Никогда не забудут о трагедии только родственники и близкие жертв, многие из которых до сих пор не примирились со случившимся…