Второе чтение законопроекта о едином для России и Беларуси ОСАГО пройдет в Госдуме в октябре
04.10.2024 09:40:00
Введение единого полиса ОСАГО, который должен был заработать в России и Беларуси с 1 октября 2024 года, откладывается. Законопроект прошел в Госдуме первое чтение, второе запланировано на октябрь. «СОЮЗ» выяснял, какие вопросы осталось решить до момента появления полиса у страховых компаний.
Единый полис ОСАГО ждут миллионы автомобилистов в России и Беларуси.
Законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе 24 сентября. При этом срок предоставления поправок ко второму чтению, как отражено в системе обеспечения законодательной деятельности нижней палаты парламента, определен 23 октября. Комитет Госдумы по финансовому рынку, поддержав законопроект, рекомендовал перенести его вступление в силу на 1 января 2025 года.
Основная причина в том, что синхронизация с законодательством Беларуси требует корректировки сроков вступления в силу норм законопроекта. Тем более что аналогичные изменения в Беларуси планируются как раз с 1 января 2025 года.
Документом предусматривается, что полисы ОСАГО будут выдаваться страховщиками в России и Беларуси по месту регистрации транспортного средства. Кроме того, для того чтобы минимизировать мошенничество, оператор автоматизированной информационной системы страхования (АИС) будет в режиме реального времени обмениваться сведениями, содержащими в том числе персональные данные, с органами правопорядка.
Законопроект также предполагает, что заключение договоров в рамках системы страхования Союзного государства будет возможно и в форме электронного документа. Возить с собой бумажную копию совсем необязательно — все сведения о заключенных договорах будут доступны сотрудникам полиции.
Напомним, работа над единым законом об ОСАГО началась в апреле 2022 года, инициатором выступило Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. В июне 2023 года парламент Союзного государства одобрил проект модельного закона о едином полисе «обязательной автогражданки».
Сегодня из России в Беларусь и обратно можно ездить, используя «Синюю карту», которая стала заменой всем привычной «Зеленой». Формат ее не поменялся — такая страховка очень удобна тем, кто ездит по Союзному государству нерегулярно, а, допустим, несколько раз в году. Например, в отпуск. Отсюда и цена — около 1000 рублей за 15 дней.
Появление единого ОСАГО, действие которого распространяется на Союзное государство, не будет означать его обязательного включения в стандартные полисы страхования автогражданской ответственности. И действительно, расширение будет востребовано в первую очередь жителями Центральной России и особенно приграничных с Беларусью регионов. В то время как автолюбителям, например, с Урала или Сибири, которым доехать до Минска достаточно далеко и дорого, оно может стать дополнительным приятным бонусом в случае, если такую поездку кто-то все-таки запланирует.
Что касается стоимости услуги, то ее должны определить национальные регуляторы. Пока тарифы находятся в процессе обсуждения. Стоит помнить, что, например, годовая страховка легкового автомобиля по тарифам «Синей карты» в Беларуси сегодня обходится в сумму немногим более шести тысяч рублей.
Актуальными пока остаются вопросы не только стоимости единого полиса ОСАГО, но и ряд других финансовых моментов. Так, в России лимит денежного возмещения в случае ДТП ограничен суммой в 400 тысяч рублей на ремонт автомобиля и полмиллиона рублей — в случае причинения вреда здоровью. В Беларуси же стоимость ремонта автомобиля по страховке гораздо выше.
Краеугольным камнем единого полиса остается финансовый вопрос.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь Моржаретто, эксперт:
— В России и Беларуси разное законодательство, касающееся страхования автогражданской ответственности. Разные размеры штрафов и разные размеры компенсаций материального ущерба и вреда здоровью. Для того чтобы единый полис полноценно заработал, нужно привести все эти цифры к единому знаменателю и сделать так, чтобы его приобретение было выгодно автолюбителям как в России, так и в Беларуси.
Тарас Фомченков
taras@rg.ru
Единый полис ОСАГО ждут миллионы автомобилистов в России и Беларуси.
Законопроект прошел первое чтение в Государственной Думе 24 сентября. При этом срок предоставления поправок ко второму чтению, как отражено в системе обеспечения законодательной деятельности нижней палаты парламента, определен 23 октября. Комитет Госдумы по финансовому рынку, поддержав законопроект, рекомендовал перенести его вступление в силу на 1 января 2025 года.
Основная причина в том, что синхронизация с законодательством Беларуси требует корректировки сроков вступления в силу норм законопроекта. Тем более что аналогичные изменения в Беларуси планируются как раз с 1 января 2025 года.
Документом предусматривается, что полисы ОСАГО будут выдаваться страховщиками в России и Беларуси по месту регистрации транспортного средства. Кроме того, для того чтобы минимизировать мошенничество, оператор автоматизированной информационной системы страхования (АИС) будет в режиме реального времени обмениваться сведениями, содержащими в том числе персональные данные, с органами правопорядка.
Законопроект также предполагает, что заключение договоров в рамках системы страхования Союзного государства будет возможно и в форме электронного документа. Возить с собой бумажную копию совсем необязательно — все сведения о заключенных договорах будут доступны сотрудникам полиции.
Напомним, работа над единым законом об ОСАГО началась в апреле 2022 года, инициатором выступило Парламентское Собрание Союза Беларуси и России. В июне 2023 года парламент Союзного государства одобрил проект модельного закона о едином полисе «обязательной автогражданки».
Сегодня из России в Беларусь и обратно можно ездить, используя «Синюю карту», которая стала заменой всем привычной «Зеленой». Формат ее не поменялся — такая страховка очень удобна тем, кто ездит по Союзному государству нерегулярно, а, допустим, несколько раз в году. Например, в отпуск. Отсюда и цена — около 1000 рублей за 15 дней.
Появление единого ОСАГО, действие которого распространяется на Союзное государство, не будет означать его обязательного включения в стандартные полисы страхования автогражданской ответственности. И действительно, расширение будет востребовано в первую очередь жителями Центральной России и особенно приграничных с Беларусью регионов. В то время как автолюбителям, например, с Урала или Сибири, которым доехать до Минска достаточно далеко и дорого, оно может стать дополнительным приятным бонусом в случае, если такую поездку кто-то все-таки запланирует.
Что касается стоимости услуги, то ее должны определить национальные регуляторы. Пока тарифы находятся в процессе обсуждения. Стоит помнить, что, например, годовая страховка легкового автомобиля по тарифам «Синей карты» в Беларуси сегодня обходится в сумму немногим более шести тысяч рублей.
Актуальными пока остаются вопросы не только стоимости единого полиса ОСАГО, но и ряд других финансовых моментов. Так, в России лимит денежного возмещения в случае ДТП ограничен суммой в 400 тысяч рублей на ремонт автомобиля и полмиллиона рублей — в случае причинения вреда здоровью. В Беларуси же стоимость ремонта автомобиля по страховке гораздо выше.
Краеугольным камнем единого полиса остается финансовый вопрос.
КОММЕНТАРИЙ
Игорь Моржаретто, эксперт:
— В России и Беларуси разное законодательство, касающееся страхования автогражданской ответственности. Разные размеры штрафов и разные размеры компенсаций материального ущерба и вреда здоровью. Для того чтобы единый полис полноценно заработал, нужно привести все эти цифры к единому знаменателю и сделать так, чтобы его приобретение было выгодно автолюбителям как в России, так и в Беларуси.
Тарас Фомченков
taras@rg.ru