Как прошел творческий вечер композитора Дмитрия Смольского
22.11.2016 17:43:30
К счастью, времена переменились, а еще больше изменились люди. Нет, не скажу, что белорусская академическая музыка стала чаще исполняться в филармонии или в опере. Но что–то явно сдвинулось в последнее время. Вдруг появились интерес, любовь, страсть.
19 октября я почти случайно заглянула на концерт камерного оркестра Белорусской академии музыки. В программе были два современных белорусских сочинения (Литвиновский и Якушев) и два классических (Боккерини и Гайдн). Зал был набит битком, я едва нашла, где пристроиться.
И как вы думаете, чья музыка была принята с наибольшим энтузиазмом? Литвиновского! Или, может быть, Якушева — я не засекала на часах продолжительность аплодисментов. Но точно не Боккерини и не Гайдна! А какие счастливые лица были у оркестрантов! Нет, не тогда, когда им хлопали, а когда они играли. Они проживали каждую ноту и наслаждались, купались в музыке. Дирижер Петр Вандиловский цвел, как диковинный цветок.
На днях я побывала в Минском государственном музыкальном колледже им. М.И.Глинки на творческом вечере композитора, народного артиста БССР, лауреата Государственной премии Беларуси, профессора Дмитрия Брониславовича Смольского.
Надо отдать должное милым людям из музыкального колледжа — на сегодняшний день они самые страстные и самые эффективные пропагандисты белорусской музыки.
Первую скрипку в этом деле играет Елена Витальевна Коледа — автор уникального проекта «Творцы музыкальной эпохи XX — XXI: композиторы, интерпретаторы, исследователи...» Проект живет уже несколько лет, регулярно проводятся концерты, встречи, лекции, семинары.
В Гобеленовом зале собралось множество людей. Не испугались ни ледяного дождя, ни гололеда, ни темноты во дворах — ведь музыкальный колледж не так удобно расположен, как наши главные концертные залы.
Основную часть публики составляла молодежь. Я даже не представляла, что подростки 16 — 19 лет могут быть такой внимательной публикой. Сидели не шелохнувшись, широко раскрыв глаза и затаив дыхание, а в конце вечера ринулись за автографами.
Особенно внимательно слушали самого композитора. Еще бы — не каждый день увидишь и услышишь живого классика, автора пятнадцати симфоний.
Впрочем, не в количестве дело, а в любви. Вряд ли есть в белорусской музыке произведение, равное по популярности «Концерту для цимбал с оркестром № 2» Д.Смольского. Даже если вам кажется, что вы его не знаете, вы все равно его знаете, потому что его мелодия с детских лет застряла у вас в ушах.
Больше того — этот концерт популярен и в США, и в Австралии, и в других странах. Я всегда удивлялась, чем занимаются на чужбине наши многочисленные уехавшие цимбалисты. Ведь в США нет оркестра имени Жиновича!
Оказалось, они играют по городам и весям концерт Смольского. Недавно ему прислали из США целую гору записей и восторженных рецензий. Поинтересовались: «Вы, наверное, получили в виде авторских отчислений несметные деньги!»
Беларусь при развале Союза волевым путем вышла из Международной конвенции по охране авторских прав. Относительно недавно соответствующие двухсторонние соглашения были заключены с Венесуэлой и Кубой. А в остальном мире права наших художников, писателей, музыкантов никем не охраняются. Должно быть, те, кто четверть века назад принимал это странное решение, искренне полагали, что белорусское искусство нигде за пределами нашей страны не востребовано.
Оказалось, востребовано, да еще как! Причем в разных жанрах. Сын композитора Дмитрия Смольского, выдающийся рок–музыкант Виктор Смольский, гитарист всемирно известных метал–групп ALMANAC, RAGE, MIND ODYSSEY и LINGUA MORTIS ORCHESTRA — ведь тоже белорус, хоть и гастролирует сейчас в основном в ЕС.
Вы спросите, какой отсюда вывод?
Перефразирую известные слова: любите белорусскую музыку, как люблю ее я! Она гораздо интереснее, богаче, мелодичнее, популярнее, чем вам кажется.
И ждите подробностей о том, что рассказал нам Дмитрий Брониславович Смольский. Не за горами его 80–летний юбилей, так что повод найдется, а рассказы его исключительно интересны.
juliastankiewicz@gmail.com
Советская Белоруссия № 225 (25107). Среда, 23 ноября 2016