Первую Детскую железную дорогу в Беларуси построили в Гомеле
21.12.2019 11:34:00
Станислав ГАЛКОВСКИЙ
Первая белорусская Детская железная дорога появилась в 1936 году в Гомеле. Об этом факте из истории города знают, к сожалению, немногие. Среди материальных свидетельств сохранилось лишь старое панно с ее изображением. Пролить свет на события тех времен нашему корреспонденту помогли проводница и пассажир довоенного учебного поезда.
Единственный сохранившийся довоенный план гомельской Детской железной дороги — это вышитое панно, которое удалось сохранить во многом случайно.
— Представьте: новый стадион, вокруг парк, летний кинотеатр, детские площадки, а по периметру — железная дорога, по которой ходит паровозик с вагонами. К сожалению, все уничтожила война. У нас остались лишь скупые данные: дорога имела длину в полкилометра, единственный состав — из дореволюционного танк-паровоза и двух построенных на Гомельском вагоноремонтном заводе пассажирских вагонов. Были паровозное депо, две станции — Радостная и Счастливая, а также учебное здание, где получали знания группы будущих железнодорожников, пионеров. Планировалось протянуть дорогу до пионерского лагеря, расположенного в районе деревни Лещинец (там находилась и военная часть), увеличив ее длину до 4 километров.
— Инесса Ширковская нашла панно среди разбитых бомбежкой стен детского сада железнодорожников. В начале войны ей было 10 лет. Вышитую картину передали в то время в качестве декора образцовому детсаду после того, как она была отсеяна из числа подарков Сталину. Возможно, сюжет был слишком детским для вождя. На панно изображена детская железная дорога стадиона «Локомотив» с небольшим паровозом и вагонами, в которых каталась детвора. Оказалось, что это единственный сохранившийся, пусть приблизительный и вышитый, план гомельской Детской железной дороги. На сегодняшний день это уникальное наглядное свидетельство, которое дает современникам представление о том, как все это выглядело.
— В день открытия Детской железной дороги был организован яркий городской праздник. И саму дорогу хорошо помню. На станциях висели колокола, у кондукторов имелись специальные дудочки. На всех постах трудились пионеры, только машинист — комсомолец. Дорога и подвижной состав выглядели как оригинальные, только колея была узкая.
![](/upload/iblock/e18/e1826e723cee6876c782778121273730.jpg)
Тамара Ермащук, сестра Игоря Александровича, на детской «железке» работала проводницей. Сейчас ей 93 года, но она тоже хорошо помнит те далекие счастливые времена:
— Мы готовились стать железнодорожниками. Для этого все было продумано до мелочей, даже на станциях работал обходчик путей — тоже школьник. Интересно, что в официальных источниках длина дороги оценивается в полкилометра, однако в реальности все было по-другому. В 1936-м полотно 350 метров. В 1937-м его увеличили до 800 метров. Плюс добавили два вагона и третью станцию — Пионерскую. У нас были форма и фуражки. Незабываемые впечатления, когда тебе 10 лет.
В 1945 году семья Игоря Гринько вернулась в родной Гомель из эвакуации. Стадион лежал в руинах. Станции и депо разобрали на растопку. Большую часть рельсов люди использовали для строительства разрушенного жилья…
В 1955 году Детскую железную дорогу построили в Минске. И за время ее существования для многих поколений юных белорусов аттракцион стал первым шагом к будущей профессии.
СПРАВКА «СБ»
Первая в мире Детская железная дорога была открыта 24 июля 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). За шесть предвоенных лет в СССР появилось более 20 таких аттракционов. Во время Великой Отечественной войны многие из них попали в зону оккупации и были разрушены. После 1945 года часть детских железных дорог была восстановлена, началось активное строительство новых.
galkovsky@sb.by
![](/upload/iblock/9a5/9a50b84c4d093c1d176a7e63a9fbc8a2.jpg)
Грандиозное событие
Первая в Беларуси Детская железная дорога была частью большого образовательного и развлекательного проекта для юного поколения советских школьников. Гомель был выбран не случайно, его так и называли — городом железнодорожников. Здесь до войны располагалось управление Белорусской железной дороги, работал вагоноремонтный завод (сегодня вагоностроительный). Все это благоприятно влияло на развитие промышленного потенциала. Конечно же, сделали ставку и на подготовку перспективных кадров для железной дороги. Для молодежи построили стадион «Локомотив», Дворец культуры и детскую узкоколейку. В те годы это было грандиозное событие, уверена старший хранитель фондов музея Гомельского отделения БЖД Алла Титкова:— Представьте: новый стадион, вокруг парк, летний кинотеатр, детские площадки, а по периметру — железная дорога, по которой ходит паровозик с вагонами. К сожалению, все уничтожила война. У нас остались лишь скупые данные: дорога имела длину в полкилометра, единственный состав — из дореволюционного танк-паровоза и двух построенных на Гомельском вагоноремонтном заводе пассажирских вагонов. Были паровозное депо, две станции — Радостная и Счастливая, а также учебное здание, где получали знания группы будущих железнодорожников, пионеров. Планировалось протянуть дорогу до пионерского лагеря, расположенного в районе деревни Лещинец (там находилась и военная часть), увеличив ее длину до 4 километров.
![](/upload/iblock/231/231b7c0c7e19875e6d53de3a9f9fd63b.jpg)
Подарок для вождя
Интерес к довоенной Детской железной дороге у гомельских краеведов возник в 2009 году. Как-то в новое здание филиала ветковского музея в Гомеле пришла пожилая женщина — Инесса Ширковская. Она показала сотрудникам старое вышитое панно, которое хранила с 1941 года. Вышивка попала к ней не случайно, вспоминает старший научный сотрудник Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г.Шклярова Галина Нечаева:— Инесса Ширковская нашла панно среди разбитых бомбежкой стен детского сада железнодорожников. В начале войны ей было 10 лет. Вышитую картину передали в то время в качестве декора образцовому детсаду после того, как она была отсеяна из числа подарков Сталину. Возможно, сюжет был слишком детским для вождя. На панно изображена детская железная дорога стадиона «Локомотив» с небольшим паровозом и вагонами, в которых каталась детвора. Оказалось, что это единственный сохранившийся, пусть приблизительный и вышитый, план гомельской Детской железной дороги. На сегодняшний день это уникальное наглядное свидетельство, которое дает современникам представление о том, как все это выглядело.
Пионеры на посту
Нам удалось разыскать гомельчан, которые сохранили яркие воспоминания детства, связанные с картинкой на панно. Среди них 89-летний коллекционер Игорь Гринько, сын Александра Гринько — начальника штаба полка народного ополчения, защищавшего город от захватчиков:— В день открытия Детской железной дороги был организован яркий городской праздник. И саму дорогу хорошо помню. На станциях висели колокола, у кондукторов имелись специальные дудочки. На всех постах трудились пионеры, только машинист — комсомолец. Дорога и подвижной состав выглядели как оригинальные, только колея была узкая.
![](/upload/iblock/e18/e1826e723cee6876c782778121273730.jpg)
Тамара Ермащук, сестра Игоря Александровича, на детской «железке» работала проводницей. Сейчас ей 93 года, но она тоже хорошо помнит те далекие счастливые времена:
— Мы готовились стать железнодорожниками. Для этого все было продумано до мелочей, даже на станциях работал обходчик путей — тоже школьник. Интересно, что в официальных источниках длина дороги оценивается в полкилометра, однако в реальности все было по-другому. В 1936-м полотно 350 метров. В 1937-м его увеличили до 800 метров. Плюс добавили два вагона и третью станцию — Пионерскую. У нас были форма и фуражки. Незабываемые впечатления, когда тебе 10 лет.
В 1945 году семья Игоря Гринько вернулась в родной Гомель из эвакуации. Стадион лежал в руинах. Станции и депо разобрали на растопку. Большую часть рельсов люди использовали для строительства разрушенного жилья…
В 1955 году Детскую железную дорогу построили в Минске. И за время ее существования для многих поколений юных белорусов аттракцион стал первым шагом к будущей профессии.
СПРАВКА «СБ»
Первая в мире Детская железная дорога была открыта 24 июля 1935 года в Тифлисе (Тбилиси). За шесть предвоенных лет в СССР появилось более 20 таких аттракционов. Во время Великой Отечественной войны многие из них попали в зону оккупации и были разрушены. После 1945 года часть детских железных дорог была восстановлена, началось активное строительство новых.
galkovsky@sb.by