Какими вспоминают сослуживцы летчиков-героев Андрея Ничипорчика и Никиту Куконенко
15.05.2022 20:32:58
Произошло это почти год назад, 19 мая. Над Барановичами учебно-боевой самолет Як-130 резко потерял управление и начал падать в направлении квартала многоэтажек. Обнаружив отказ систем, пилоты по инструкции должны были катапультироваться, но приняли решение остаться в кабине стремительно теряющей высоту машины и увести ее от жилых домов.
— Прыгаем?
— Нет! Город под нами…
Катастрофа не унесла ни одной жизни из числа горожан. Но сами летчики не успели вовремя катапультироваться. Почему это произошло, стало понятно после расшифровки записей бортового самописца разбившегося самолета. Они свидетельствовали о том, что вплоть до столкновения борта с землей пилоты воздействовали на ручку управления самолетом и на педали, которые изменяли направление полета. Забыв о собственной безопасности, они до последнего момента думали о спасении других. Андрею Ничипорчику было 33 года, Никите Куконенко — 22.
24 ноября погибшим летчикам было присвоено звание Героя Беларуси. В преддверии годовщины их подвига наши корреспонденты побывали на Лидской авиабазе и поговорили с сослуживцами.
Командир учебно-боевой авиационной эскадрильи Георгий Мишаев служил бок о бок с Андреем Ничипорчиком больше десяти лет.
— Свой рассказ о нем я хотел бы начать с того, что Андрей Владимирович — продолжатель семейных традиций, — незаметно для себя говорит в настоящем времени о друге-герое Георгий Мишаев, который и сам является кавалером ордена «За личное мужество». — Его отец — летчик, 33 года жизни посвятил небу, он пошел по его стопам. Но это не та профессия, где можно заслужить авторитет благодаря родителям. Андрей добился всего сам. Более того, он стремился выполнять полеты с высоким качеством, чтобы не попасть в тень отца. Его ценили и как опытного летчика, и как прекрасного инструктора. Он знал авиационную технику до мельчайших деталей. Аспекты, которые касались отказа оборудования, действий в особых случаях, и многое другое он знал гораздо лучше, чем рядовой летчик. Насколько мне известно, отказы авиационной техники и раньше случались в практике Андрея Владимировича, но он справлялся с ними на очень высоком уровне. Уверен, что и во время своего крайнего полета как профессионал он сделал все возможное. И поступил как настоящий офицер: когда под твоей падающей машиной находится жилой массив, ты должен сделать все для того, чтобы увести эти смертельные 15 тонн на безопасное расстояние.
Командира звена учебно-боевой авиационной эскадрильи Сергея Горбацевича с Андреем Ничипорчиком связывала крепкая дружба. Он запомнил товарища не только как человека, искренне преданного своему делу на службе, но и как любящего мужа и отца:
— Андрей всегда старался быть примером для своих детей: у него остались два сына и дочь. Старший сын растет очень похожим на него и также любит авиацию. Любимые игрушки — самолеты. Помню, часто приезжал сюда на аэродром, одетый в летный комбинезон, — такой маленький пилот. Андрей в первую очередь хотел быть хорошим отцом, образцом для своих детей, а во вторую — как командир звена, как летчик и инструктор он был непререкаемым авторитетом для своего подчиненного личного состава. Каждое утро бегал. Едешь на работу — он бежит, все в столовую — он все еще бегает. Ходил в спортзал, занимался там на брусьях. Но это нормально для летчика — быть в хорошей физической форме. Организм должен быть готов к любым перегрузкам и неожиданным испытаниям.
Сергей Горбацевич, командир звена учебно-боевой эскадрильи, Георгий Мишаев, командир учебно-боевой эскадрильи, и Эдуард Жмакин, заместитель командира базы по идеологической работе.
— Он вкладывал в работу всю свою душу, все свои знания, — рассказывает заместитель командира Лидской авиабазы по идеологической работе Эдуард Жмакин. — Для него было важно, чтобы они находили свою реализацию в летчике. И как раз таким летчиком был Никита Куконенко. В последнее время они были не разлей вода. И когда вставал вопрос, кого брать с собой в экипаж, Андрей всегда брал Никиту. Андрей именно в нем увидел человека, который способен достичь определенных высот в пилотировании самолета Як-130.
Как и у всякой профессии, связанной со смертельным риском, у летчиков есть свои негласные правила, которые даже самые здравомыслящие материалисты предпочитают не нарушать. Например, плохой приметой считается дать интервью перед вылетом. Нельзя приходить на полет в новой экипировке. Если это летные ботинки, то их лучше заранее принести на аэродром, чтобы как минимум постояли тут, а еще лучше — пройти в них тренаж или посидеть в кабине самолета. Надо обязательно перед полетом постоять рядом с самолетом, по-дружески похлопать его по крылу. Но у каждого летчика в добавок к стандартным есть и личные приметы. Кто-то наблюдает за особенностями полета птиц или незаметно для других кладет в карман тайный талисман. Не исключено, что свой оберег был и у каждого из летчиков-героев: Андрея Ничипорчика и Никиты Куконенко. Если это так, то днем 19 мая в Барановичах он оправдал связанные с ним надежды. Только спас не одну, а десятки жизней.
charovskaya@sb.by
«Город под нами»
Последние слова летчиков, ценой своих жизней спасших жителей домов, были такие:— Прыгаем?
— Нет! Город под нами…
Катастрофа не унесла ни одной жизни из числа горожан. Но сами летчики не успели вовремя катапультироваться. Почему это произошло, стало понятно после расшифровки записей бортового самописца разбившегося самолета. Они свидетельствовали о том, что вплоть до столкновения борта с землей пилоты воздействовали на ручку управления самолетом и на педали, которые изменяли направление полета. Забыв о собственной безопасности, они до последнего момента думали о спасении других. Андрею Ничипорчику было 33 года, Никите Куконенко — 22.
24 ноября погибшим летчикам было присвоено звание Героя Беларуси. В преддверии годовщины их подвига наши корреспонденты побывали на Лидской авиабазе и поговорили с сослуживцами.
Командир учебно-боевой авиационной эскадрильи Георгий Мишаев служил бок о бок с Андреем Ничипорчиком больше десяти лет.
— Свой рассказ о нем я хотел бы начать с того, что Андрей Владимирович — продолжатель семейных традиций, — незаметно для себя говорит в настоящем времени о друге-герое Георгий Мишаев, который и сам является кавалером ордена «За личное мужество». — Его отец — летчик, 33 года жизни посвятил небу, он пошел по его стопам. Но это не та профессия, где можно заслужить авторитет благодаря родителям. Андрей добился всего сам. Более того, он стремился выполнять полеты с высоким качеством, чтобы не попасть в тень отца. Его ценили и как опытного летчика, и как прекрасного инструктора. Он знал авиационную технику до мельчайших деталей. Аспекты, которые касались отказа оборудования, действий в особых случаях, и многое другое он знал гораздо лучше, чем рядовой летчик. Насколько мне известно, отказы авиационной техники и раньше случались в практике Андрея Владимировича, но он справлялся с ними на очень высоком уровне. Уверен, что и во время своего крайнего полета как профессионал он сделал все возможное. И поступил как настоящий офицер: когда под твоей падающей машиной находится жилой массив, ты должен сделать все для того, чтобы увести эти смертельные 15 тонн на безопасное расстояние.
Быть примером
Никита Куконенко впервые попал в 116-ю гвардейскую штурмовую авиабазу в Лиде еще на выпускном курсе Военной академии при обучении технике пилотирования. Способный летчик и отзывчивый человек — так характеризуют его сослуживцы. Андрей Ничипорчик стал наставником парня — и к этой обязанности, как и ко всему в своей жизни, он относился максимально ответственно.Командира звена учебно-боевой авиационной эскадрильи Сергея Горбацевича с Андреем Ничипорчиком связывала крепкая дружба. Он запомнил товарища не только как человека, искренне преданного своему делу на службе, но и как любящего мужа и отца:
— Андрей всегда старался быть примером для своих детей: у него остались два сына и дочь. Старший сын растет очень похожим на него и также любит авиацию. Любимые игрушки — самолеты. Помню, часто приезжал сюда на аэродром, одетый в летный комбинезон, — такой маленький пилот. Андрей в первую очередь хотел быть хорошим отцом, образцом для своих детей, а во вторую — как командир звена, как летчик и инструктор он был непререкаемым авторитетом для своего подчиненного личного состава. Каждое утро бегал. Едешь на работу — он бежит, все в столовую — он все еще бегает. Ходил в спортзал, занимался там на брусьях. Но это нормально для летчика — быть в хорошей физической форме. Организм должен быть готов к любым перегрузкам и неожиданным испытаниям.
Полетное задание
Коллеги говорят об Андрее Ничипорчике как об очень жизнерадостном человеке. И добавляют: единственное, что его расстраивало, — когда летчики не идеально правильно выполняли полетное задание. Он в этом нередко винил себя. Как инструктор был уверен, что плохо объяснил, считал, что здесь в первую очередь его недоработка. Зато когда у летчика все получалось хорошо, он расцветал. С Никитой Куконенко опытный инструктор заочно познакомился задолго до личной встречи — по летным психологическим характеристикам курсантов, которые должны были приехать на стажировку. В документах говорилось о легком и веселом характере парня. Андрей Ничипорчик тогда предупредил, что возьмет Никиту в свое звено — так впоследствии и поступил.Сергей Горбацевич, командир звена учебно-боевой эскадрильи, Георгий Мишаев, командир учебно-боевой эскадрильи, и Эдуард Жмакин, заместитель командира базы по идеологической работе.
— Он вкладывал в работу всю свою душу, все свои знания, — рассказывает заместитель командира Лидской авиабазы по идеологической работе Эдуард Жмакин. — Для него было важно, чтобы они находили свою реализацию в летчике. И как раз таким летчиком был Никита Куконенко. В последнее время они были не разлей вода. И когда вставал вопрос, кого брать с собой в экипаж, Андрей всегда брал Никиту. Андрей именно в нем увидел человека, который способен достичь определенных высот в пилотировании самолета Як-130.
Как и у всякой профессии, связанной со смертельным риском, у летчиков есть свои негласные правила, которые даже самые здравомыслящие материалисты предпочитают не нарушать. Например, плохой приметой считается дать интервью перед вылетом. Нельзя приходить на полет в новой экипировке. Если это летные ботинки, то их лучше заранее принести на аэродром, чтобы как минимум постояли тут, а еще лучше — пройти в них тренаж или посидеть в кабине самолета. Надо обязательно перед полетом постоять рядом с самолетом, по-дружески похлопать его по крылу. Но у каждого летчика в добавок к стандартным есть и личные приметы. Кто-то наблюдает за особенностями полета птиц или незаметно для других кладет в карман тайный талисман. Не исключено, что свой оберег был и у каждого из летчиков-героев: Андрея Ничипорчика и Никиты Куконенко. Если это так, то днем 19 мая в Барановичах он оправдал связанные с ним надежды. Только спас не одну, а десятки жизней.
— Ваши ребята, прожив очень короткую жизнь, оставили ярчайший след в истории нашей страны, нашего государства. Спасибо вам за сыновей, за ваших родных и близких. Наше дело сделать все, наша обязанность — чтобы народ и государство помнили их. Поверьте, так и будет.
Александр Лукашенко на церемонии вручения высших государственных наград семьям погибших героев.
Александр Лукашенко на церемонии вручения высших государственных наград семьям погибших героев.
Помнить и чтить
17 марта имена летчиков-героев военной авиации Андрея Ничипорчика и Никиты Куконенко были присвоены пионерской дружине школы № 13 Барановичей. За месяц до этого пионерская дружина школы № 14 в Лиде была удостоена имени Героя Беларуси Андрея Ничипорчика. 7 мая имя Никиты Куконенко закрепили за пионерской дружиной Тарновской средней школы. В Лиде и Барановичах появятся улицы, которые будут носить имена героически погибших пилотов, — соответствующие решения уже приняты местными исполнительными органами. На домах в Лиде, где жили авиаторы, будут установлены памятные доски. А на месте гибели летчиков, это улица Розы Люксембург в Барановичах, уже началось возведение мемориальной скульптурной композиции.charovskaya@sb.by