Как не упустить новации
12.03.2024 08:02:00
Павел МИНЧЕНКО
Что такое Год качества? Ответ, казалось бы, очевиден. Это когда каждый на своем рабочем месте создает максимально качественный продукт, способный конкурировать с лучшими заграничными образцами. И за счет этого отечественные предприятия становятся успешными игроками на мировых рынках. Это если упрощенно. Но в том‑то все и дело: мало выточить условную гайку лучше, чем та, что точилась вчера или позавчера. Руководителям надо постоянно быть в поиске, стараться выпустить новый продукт. А если в идеале, то, может быть, и мини‑революцию произвести в той или иной отрасли. Но готовы ли мы все к этому? Не знаю…
Еще пример. В начале 2000‑х у моего брата был махонький заводик под Москвой. При содействии ученых «Бауманки», физтеха он наладил выпуск инновационной продукции, которая могла здорово облегчить жизнь как производственникам, так и ремонтникам со строителями: отдельные виды ремонтов, к примеру, по времени сокращались в разы. И это без ущерба для качества. Будучи в Москве, беру в охапку образцы продукции и привожу в Минск одному большому начальнику — тот обещает при случае показать это руководителям крупных предприятий. Через неделю звонит: «Всем все очень понравилось. Разобрали для дома. Но вот в производственном процессе применять все это не будут». В ответ на мое недоуменное молчание продолжил: «Для использования новых материалов надо менять технические условия каждого процесса. Никто на это не пойдет».
minchenko@sb.by
На одном энтузиазме далеко не уедешь
Достаточно давно написал материал о плачевном состоянии одного маленького предприятия в глубинке. После публикации мне позвонил на тот момент уже бывший руководитель завода из Минской области и рассказал о возможностях, которые при грамотном подходе открываются перед некогда градообразующей организацией, описанной мною. Я настолько впечатлился, что в выходной день поехал к экс‑директору, чтобы лично, а не по телефону узнать об идее. Речь шла о перспективе возникновения в стране новой отрасли. Это был не просто прожект. В советские времена нечто подобное (при подчинении Москве) в Беларуси уже делалось. Успешно. Но в начале 90‑х из‑за развала Союза все кануло в Лету. А потом вообще забылось. Собеседник показал мне документы времен СССР и подчеркнул, что опирается исключительно на реалии.Уезжал домой окрыленный. Казалось, что могу внести свой вклад в развитие страны. Да, звучит нескромно. Но, с другой стороны, почему нет? Потихонечку, когда время было, продолжал изучать тему. В итоге, набросав краткую пояснительную записку, пошел к чиновнику из числа не последних.Начальник лениво перелистал принесенные бумаги и протянул: «Если бы ты под это дело еще и инвестора привел, было бы здорово». На этом мой запал потух...
Еще пример. В начале 2000‑х у моего брата был махонький заводик под Москвой. При содействии ученых «Бауманки», физтеха он наладил выпуск инновационной продукции, которая могла здорово облегчить жизнь как производственникам, так и ремонтникам со строителями: отдельные виды ремонтов, к примеру, по времени сокращались в разы. И это без ущерба для качества. Будучи в Москве, беру в охапку образцы продукции и привожу в Минск одному большому начальнику — тот обещает при случае показать это руководителям крупных предприятий. Через неделю звонит: «Всем все очень понравилось. Разобрали для дома. Но вот в производственном процессе применять все это не будут». В ответ на мое недоуменное молчание продолжил: «Для использования новых материалов надо менять технические условия каждого процесса. Никто на это не пойдет».
Дело — общее
Как‑то в компании возмущался безынициативностью отдельных руководителей на описанных примерах. Надо мной только посмеялись, мол, все это закономерно. Начинать новый проект, брать кредит — взваливать на себя ответственность. Причем на старте, когда финиш близко не виден. Зачем этот груз, если можно и так спокойно жить? И верить, что существующие проблемы помогут решить в министерстве или в правительстве. В какой‑то степени все это могло иметь место раньше. Когда было достаточно отработать механизм деятельности какого‑нибудь предприятия и, сидя в руководящем кресле, просто наблюдать за ходом дел.Но сейчас такая система попросту не катит. Ситуация на рынке меняется часто. Работа предприятия требует постоянной корректировки.С другой стороны, руководитель того же отдельно взятого завода не будет рассматривать все, даже самые классные идеи, которые появляются со стороны. Времени физически не хватает. Да и других дел невпроворот. Выход в данном случае, это исключительно моя точка зрения, — в создании общественных советов из небезразличных представителей разных слоев общества при председателях, например облисполкомов. Когда туда можно было бы обратиться с какой‑то идей, пусть и сумасшедшей на первый взгляд. И ждать: или предложение отвергнут как нежизнеспособное или фантастическое, либо поддержат. В последнем случае — поддержка власти и внедрение. Еще выигрыш. Как минимум для одного предприятия.
minchenko@sb.by