Скромное обаяние Барбары Радзивилл
16.04.2003
Кто не слышал о Барбаре Радзивилл - первой красавице Великого княжества Литовского и Королевства Польского?
И кто не знает, что по старому несвижскому парку и пустынным покоям радзивилловского дворца каждую ночь вот уже несколько веков бродит таинственная Черная Панна? Все, конечно, уверены, что это и есть та самая Барбара, якобы отравленная королевой Боной, коварной матерью мужа Барбары - великого князя Жигимонта Августа. Но туман, созданный за века множеством легенд, имеет свойство иногда рассеиваться. И лучиком солнца,
что просекает дымку старины, становится обычно какой-нибудь немного сумасшедший ученый, которому захотелось развенчать миф, чтобы обрести славу. Но в нашем случае сама история все расставила по местам.
Родилась Барбара в семье виленского каштеляна и великого гетмана литовского Юрия Радзивилла. Сохранилась даже точная дата явления девочки на свет - 6 декабря, но до конца не ясно, в каком году, приблизительно между 1520 и 1523 годами. Впрочем, это не суть важно.
Барбару рано выдали замуж - за Станислава Гоштаута, сына влиятельного вельможи, воеводы виленского Альбрехта. Случилось это в 1537 году. Оба супруга были молоды. И хотя никаких сведений о распрях в молодой семье не сохранилось, тем не менее, как доносит история, муж и жена не особенно пеклись о взаимной верности. Барбару очень рано прозвали "великой распутницей Литвы". И было чего распускать язык злопыхателям. Ведь не зря Барбару сравнивали по красоте с Еленой Троянской. Кстати, и муж у Барбары оказался проворным; впоследствии его даже обвиняли в том, что он будто заразил свою жену "французской болезнью", якобы ставшей причиной смерти Барбары.
Недоброжелатели, однако, больше интересовались Барбарой, нежели Станиславом. Составлялись списки "клиентов" княгини, среди коих значились не только шляхтичи, но и монахи (!), мещане, крестьяне и даже конюхи. В перечне любовников значился и близкий родственник - двоюродный брат Николай Радзивилл Черный.
Как бы там ни было, но семейной жизнью Барбаре довелось пожить недолго. Вскоре ее первый муж, Станислав, умер. Через некоторое время внимание публики оперативно переключилось на новые эпизоды из жизни нашей героини.
После кончины в конце 1542 года мужа Барбара жила с матерью в Вильно. Проживание в столице не могло не свести Барбару с наследником литовского и польского трона, будущим королем Жигимонтом Августом. Жигимонту тогда было 24 года. Невысокий, щуплый, смуглый - всем своим обликом он напоминал мать, происходившую из Италии. Первую свою жену, Эльжбету Австрийскую, князь не любил. И еще при жизни супруги начал встречаться с Барбарой. Дальнейшие события достойны сериала (в Литве, кстати, уже снят документальный фильм).
В 1545 году Эльжбета умирает. На похоронах Жигимонт появляется с Барбарой. Все в шоке. Хотя поражаться было чему и прежде. Ведь ни для кого не являлось секретом, что еще с малых лет королева Бона баловала своего сыночка интимными встречами с наложницами. Но это - другая история.
В 1547 году состоялось тайное бракосочетание великого князя с его возлюбленной. После этого события ранее безвольный, во всем подчинявшийся матери наследник престола стал чрезвычайно активным. В 1548 году, после смерти отца Жигимонта Старого, Август становится польским королем. Когда он собрался переехать из Вильно в Краков, польские магнаты выступили за немедленный развод монарха с его женой. За интригами стояла, как вы догадались, тень Боны...
Но Бона всего-навсего хотела вернуть себе своего любимого сына. Как женщина, она не могла смириться с появлением у любимого чада человека, ставшего ей, матери, заменой. А к чувствам в такой ситуации не могла не примешаться политика. Польские вельможи боялись через коронацию Барбары усиления власти Радзивиллов в польско-литовском государстве. Отрицательную роль в отношении к жене Жигимонта сыграли и слухи о ее распутстве. К ранее бытовавшим сплетням добавилась еще одна: будто Барбара - внебрачный ребенок Жигимонта Старого. Тем не менее Августу удалось создать в Польше группу единомышленников, и в результате в декабре 1550 года Барбара стала польской королевой. Но это было уже не радостное событие. Королева умирала...
Стоит ли удивляться, что Бона с легкостью признала Барбару невесткой. Можно было покривить душой, зная, что злейший враг вскоре покинет этот свет. Но королева не сдавалась смерти. Современник писал: "Нет никого, кто верил бы, что она может жить, однако до сего времени она не перестает красить лицо, чтобы обманывать нас до своего последнего вздоха".
Она действительно была крепкой дамой. Вровень повзрослевшему мужу. Жигимонт Август до последнего момента был у ложа жены, не отходя даже тогда, когда находиться при ней стало невыносимо.
... 8 мая 1551 года Барбары не стало. Она умерла на руках мужа с желанием быть похороненой в Вильно. 25 мая траурная процессия выехала из Кракова в литовскую столицу. Жигимонт всю долгую дорогу ехал за гробом, на котором был помещен портрет его любимой. Минуя города и веси, король слезал с коня и шел пешком. Похоронили Барбару в виленском костеле св. Станислава.
Но от чего же умерла литовская красавица? Принято считать, что ее отравила Бона. Но ведь Барбара долго болела, прежде чем скончалась, от яда так не умирают... Бытовало мнение, что причиной стал сифилис, который Радзивилл заполучила от своего первого мужа. Самая невероятная версия - смерть от лекарств от бесплодия. Всем этим допущениям положил конец польский исследователь В. Зембицкий. Еще в 1935 году он вынес вердикт: королева умерла от рака. Именно при раке, когда разлагается человеческое тело, от него исходит неприятный запах, как было в случае с Барбарой. Как сейчас, так и тем более ранее болезнь эта зачастую неизлечима...
Так что интриги вокруг будто отравленной Барбары слишком преувеличены. Что касается блуждающей у несвижского замка тени Черной Панны, то это вряд ли наша героиня. Во времена Барбары и Несвиж-то еще был захолустным имением...
Но вернемся к самому главному - к красоте королевы. Суждения современников по этому поводу, как ни странно, расходятся. Они так же противоречивы, как и портреты Барбары. Многие удивлялись: "Неужели король не мог взять в жены другую?" Иные восхищались ее чертами... Но мы не знаем ни истинного цвета глаз и волос Барбары, ни даже оттенка лица. Говорят, что у нее была белая кожа, но, возможно, такой цвет она приобретала от использования косметики? Мать-то Барбары была не из здешних мест, где-то из современного украинско-польско-словацкого пограничья.
Барбара любила макияж. На всех портретах она выглядит по моде того времени. Сохранились письма, в которых она просила мать прислать из Польши в Литву белую пудру и тушь для бровей и губ. Королева любила красиво одеваться. Особенно ценила украшения из жемчуга.
Это была статная дама. Ее рост в 162 - 163 см в то время позволял считаться высокой. Средний рост женщин XVI века был сантиметров на десять меньше. Барбара выглядела импозантно. И хотя у нее была немного мужеподобная фигура - широковатые плечи, узкий таз - платья позволяли скрыть эти "мелочи".
Думается, что наша героиня оскорбилась бы, если бы ее назвали феминисткой. Но если говорить о женской эмансипации, здесь она была, безусловно, в первых рядах. Хотя, если сравнивать положение слабого пола в "цивилизованной" Европе и в "дикой" Литве, то в наших краях женщины чувствовали себя всегда несравненно свободнее. Примечательно, что Барбара по прибытии в Краков сразу же заставила местную знать на богослужениях в Краковском кафедральном костеле стоять не раздельно - мужчины с одной стороны, женщины - с другой, а вместе.
Хоть и винили Барбару во многих грехах, но, судя по всему, многие недобрые слова были вызваны чувством зависти. Ведь это была начитанная, образованная светская дама, жившая в соответствии с духом своего времени. На дворе стояла эпоха Ренессанса. Жигимонт Август, в ранней молодости известный как разгульный и легкомысленный властитель, после женитьбы на Барбаре стал в полном смысле этого слова просвещенным монархом. В замках литовских королей в Вильно в то время были собраны богатейшие коллекции произведений искусства. При великокняжеском дворе была создана капелла из лучших европейских музыкантов. По богатству наши князья могли поспорить даже с самим папой Римским.
Но вернемся к красоте Барбары. Со всех ее портретов на нас смотрит привлекательная женщина с круглым подбородком, изогнутыми бровями и узкими, но не чересчур, губами. Короче, по всем меркам XVI века - красавица.
Литовская исследовательница Мария Матушакайте проанализировала 40 известных на сегодняшний день портретов Барбары и пришла к выводу, что аутентичных сохранилось только два. Остальные - поздние копии. Интересно, что чем позже рисовали Барбару, тем более импозантно и впечатляюще выглядела на них королева. А вот на тех самых двух оригинальных она смотрится как-то обычно и невыразительно.
На портретах Барбара рисуется с ровным носом. Однако некоторое время назад в Дрездене демонстрировали портрет Барбары, где литовская красавица изображена с большим, портящим всю "картинку" носом... Как же так, может, это вовсе не Барбара?.. Несмотря на то что орлиный нос в XVI веке не выходил за рамки нормы, эта новость не на шутку встревожила историков и искусствоведов.
На помощь пришла антропология. Еще в середине прошлого века известный российский антрополог Михаил Герасимов разработал метод, который позволил реконструировать лица известных исторических деятелей прошлого - от киевского князя Ярослава Мудрого до среднеазиатского властителя Тимура. В коллекции Герасимова и его учеников есть и портрет нашей землячки, матери Ивана Грозного - литовской княгини Елены Глинской. Кстати, и образ Ивана Грозного также был восстановлен в мастерской Герасимова. И вот недавно по методике российского ученого пред нами предстал скульптурный портрет Барбары Радзивилл. Его исполнил литовский ученый Витаутас Урбонавичюс.
Впервые останки Барбары были открыты осенью 1931 года. Тогда нынешняя литовская столица была всего-то провинциальным городком Польши, однако внимание историков к Вильно было приковано постоянно. Поэтому как только в 1931 г. в результате разлива рек были подтоплены многие исторические здания города, сюда была снаряжена специальная экспедиция. Во время паводка особенно пострадал кафедральный костел св. Станислава. Когда сошла вода, начались исследования в подземельях храма. Совершенно неожиданно там были обнаружены останки Барбары Радзивилл, а также первой жены Жигимонта Августа Эльжбеты и великого князя Александра. Однако в 30-е годы не было возможности сделать "реконструкцию" внешнего вида венценосных особ.
Скульптурный портрет по черепу Барбары был исполнен к 450-й годовщине ее смерти. Тогда саркофаг королевы был вскрыт второй раз в истории с целью проверить состояние останков.
...Как вспоминает Витаутас Урбонавичюс, первые прикосновения его карандаша к бумаге, когда ученый стал воспроизводить профиль Барбары, не на шутку его испугали
: - Все было сначала идеально. Но как только дошло до носа, я чуть не обомлел. Мы привыкли к тому, что это была красавица. И вот прорисовывается этот нос с горбинкой...
К портрету Барбары Урбонавичюс вернулся спустя некоторое время. Он боялся, что ошибся: "Я подумал, что она - некрасивая тетка. Отложил все материалы в сторону и не мог отойти от шока..." Спустя некоторое время исследователь перепроверил все данные, посоветовался с коллегами из мастерской Герасимова - но все оказалось правильно. У Барбары действительно был неровный нос.
Более того, Барбара не имела "кукольных" черт, как нередко ее рисуют. Ее лицо принадлежало человеку волевому, с характером. Однако она все же была красива. Иначе смогла ли бы она соблазнить короля? Да и тот пресловутый нос с горбинкой - большая ли трагедия? Присмотревшись, оказывается, что эта мелкая погрешность природы почти незаметна. Она утопает в лучах обаяния Барбары.
Миф развеян, но Барбара осталась такой же загадочной и обворожительной, продолжая почти через полтысячелетия после своей смерти оставаться героиней легенд...
P.S. Автор благодарит Риму Герцманайте за помощь в подготовке материала.
И кто не знает, что по старому несвижскому парку и пустынным покоям радзивилловского дворца каждую ночь вот уже несколько веков бродит таинственная Черная Панна? Все, конечно, уверены, что это и есть та самая Барбара, якобы отравленная королевой Боной, коварной матерью мужа Барбары - великого князя Жигимонта Августа. Но туман, созданный за века множеством легенд, имеет свойство иногда рассеиваться. И лучиком солнца,
что просекает дымку старины, становится обычно какой-нибудь немного сумасшедший ученый, которому захотелось развенчать миф, чтобы обрести славу. Но в нашем случае сама история все расставила по местам.
Родилась Барбара в семье виленского каштеляна и великого гетмана литовского Юрия Радзивилла. Сохранилась даже точная дата явления девочки на свет - 6 декабря, но до конца не ясно, в каком году, приблизительно между 1520 и 1523 годами. Впрочем, это не суть важно.
Барбару рано выдали замуж - за Станислава Гоштаута, сына влиятельного вельможи, воеводы виленского Альбрехта. Случилось это в 1537 году. Оба супруга были молоды. И хотя никаких сведений о распрях в молодой семье не сохранилось, тем не менее, как доносит история, муж и жена не особенно пеклись о взаимной верности. Барбару очень рано прозвали "великой распутницей Литвы". И было чего распускать язык злопыхателям. Ведь не зря Барбару сравнивали по красоте с Еленой Троянской. Кстати, и муж у Барбары оказался проворным; впоследствии его даже обвиняли в том, что он будто заразил свою жену "французской болезнью", якобы ставшей причиной смерти Барбары.
Недоброжелатели, однако, больше интересовались Барбарой, нежели Станиславом. Составлялись списки "клиентов" княгини, среди коих значились не только шляхтичи, но и монахи (!), мещане, крестьяне и даже конюхи. В перечне любовников значился и близкий родственник - двоюродный брат Николай Радзивилл Черный.
Как бы там ни было, но семейной жизнью Барбаре довелось пожить недолго. Вскоре ее первый муж, Станислав, умер. Через некоторое время внимание публики оперативно переключилось на новые эпизоды из жизни нашей героини.
После кончины в конце 1542 года мужа Барбара жила с матерью в Вильно. Проживание в столице не могло не свести Барбару с наследником литовского и польского трона, будущим королем Жигимонтом Августом. Жигимонту тогда было 24 года. Невысокий, щуплый, смуглый - всем своим обликом он напоминал мать, происходившую из Италии. Первую свою жену, Эльжбету Австрийскую, князь не любил. И еще при жизни супруги начал встречаться с Барбарой. Дальнейшие события достойны сериала (в Литве, кстати, уже снят документальный фильм).
В 1545 году Эльжбета умирает. На похоронах Жигимонт появляется с Барбарой. Все в шоке. Хотя поражаться было чему и прежде. Ведь ни для кого не являлось секретом, что еще с малых лет королева Бона баловала своего сыночка интимными встречами с наложницами. Но это - другая история.
В 1547 году состоялось тайное бракосочетание великого князя с его возлюбленной. После этого события ранее безвольный, во всем подчинявшийся матери наследник престола стал чрезвычайно активным. В 1548 году, после смерти отца Жигимонта Старого, Август становится польским королем. Когда он собрался переехать из Вильно в Краков, польские магнаты выступили за немедленный развод монарха с его женой. За интригами стояла, как вы догадались, тень Боны...
Но Бона всего-навсего хотела вернуть себе своего любимого сына. Как женщина, она не могла смириться с появлением у любимого чада человека, ставшего ей, матери, заменой. А к чувствам в такой ситуации не могла не примешаться политика. Польские вельможи боялись через коронацию Барбары усиления власти Радзивиллов в польско-литовском государстве. Отрицательную роль в отношении к жене Жигимонта сыграли и слухи о ее распутстве. К ранее бытовавшим сплетням добавилась еще одна: будто Барбара - внебрачный ребенок Жигимонта Старого. Тем не менее Августу удалось создать в Польше группу единомышленников, и в результате в декабре 1550 года Барбара стала польской королевой. Но это было уже не радостное событие. Королева умирала...
Стоит ли удивляться, что Бона с легкостью признала Барбару невесткой. Можно было покривить душой, зная, что злейший враг вскоре покинет этот свет. Но королева не сдавалась смерти. Современник писал: "Нет никого, кто верил бы, что она может жить, однако до сего времени она не перестает красить лицо, чтобы обманывать нас до своего последнего вздоха".
Она действительно была крепкой дамой. Вровень повзрослевшему мужу. Жигимонт Август до последнего момента был у ложа жены, не отходя даже тогда, когда находиться при ней стало невыносимо.
... 8 мая 1551 года Барбары не стало. Она умерла на руках мужа с желанием быть похороненой в Вильно. 25 мая траурная процессия выехала из Кракова в литовскую столицу. Жигимонт всю долгую дорогу ехал за гробом, на котором был помещен портрет его любимой. Минуя города и веси, король слезал с коня и шел пешком. Похоронили Барбару в виленском костеле св. Станислава.
Но от чего же умерла литовская красавица? Принято считать, что ее отравила Бона. Но ведь Барбара долго болела, прежде чем скончалась, от яда так не умирают... Бытовало мнение, что причиной стал сифилис, который Радзивилл заполучила от своего первого мужа. Самая невероятная версия - смерть от лекарств от бесплодия. Всем этим допущениям положил конец польский исследователь В. Зембицкий. Еще в 1935 году он вынес вердикт: королева умерла от рака. Именно при раке, когда разлагается человеческое тело, от него исходит неприятный запах, как было в случае с Барбарой. Как сейчас, так и тем более ранее болезнь эта зачастую неизлечима...
Так что интриги вокруг будто отравленной Барбары слишком преувеличены. Что касается блуждающей у несвижского замка тени Черной Панны, то это вряд ли наша героиня. Во времена Барбары и Несвиж-то еще был захолустным имением...
Но вернемся к самому главному - к красоте королевы. Суждения современников по этому поводу, как ни странно, расходятся. Они так же противоречивы, как и портреты Барбары. Многие удивлялись: "Неужели король не мог взять в жены другую?" Иные восхищались ее чертами... Но мы не знаем ни истинного цвета глаз и волос Барбары, ни даже оттенка лица. Говорят, что у нее была белая кожа, но, возможно, такой цвет она приобретала от использования косметики? Мать-то Барбары была не из здешних мест, где-то из современного украинско-польско-словацкого пограничья.
Барбара любила макияж. На всех портретах она выглядит по моде того времени. Сохранились письма, в которых она просила мать прислать из Польши в Литву белую пудру и тушь для бровей и губ. Королева любила красиво одеваться. Особенно ценила украшения из жемчуга.
Это была статная дама. Ее рост в 162 - 163 см в то время позволял считаться высокой. Средний рост женщин XVI века был сантиметров на десять меньше. Барбара выглядела импозантно. И хотя у нее была немного мужеподобная фигура - широковатые плечи, узкий таз - платья позволяли скрыть эти "мелочи".
Думается, что наша героиня оскорбилась бы, если бы ее назвали феминисткой. Но если говорить о женской эмансипации, здесь она была, безусловно, в первых рядах. Хотя, если сравнивать положение слабого пола в "цивилизованной" Европе и в "дикой" Литве, то в наших краях женщины чувствовали себя всегда несравненно свободнее. Примечательно, что Барбара по прибытии в Краков сразу же заставила местную знать на богослужениях в Краковском кафедральном костеле стоять не раздельно - мужчины с одной стороны, женщины - с другой, а вместе.
Хоть и винили Барбару во многих грехах, но, судя по всему, многие недобрые слова были вызваны чувством зависти. Ведь это была начитанная, образованная светская дама, жившая в соответствии с духом своего времени. На дворе стояла эпоха Ренессанса. Жигимонт Август, в ранней молодости известный как разгульный и легкомысленный властитель, после женитьбы на Барбаре стал в полном смысле этого слова просвещенным монархом. В замках литовских королей в Вильно в то время были собраны богатейшие коллекции произведений искусства. При великокняжеском дворе была создана капелла из лучших европейских музыкантов. По богатству наши князья могли поспорить даже с самим папой Римским.
Но вернемся к красоте Барбары. Со всех ее портретов на нас смотрит привлекательная женщина с круглым подбородком, изогнутыми бровями и узкими, но не чересчур, губами. Короче, по всем меркам XVI века - красавица.
Литовская исследовательница Мария Матушакайте проанализировала 40 известных на сегодняшний день портретов Барбары и пришла к выводу, что аутентичных сохранилось только два. Остальные - поздние копии. Интересно, что чем позже рисовали Барбару, тем более импозантно и впечатляюще выглядела на них королева. А вот на тех самых двух оригинальных она смотрится как-то обычно и невыразительно.
На портретах Барбара рисуется с ровным носом. Однако некоторое время назад в Дрездене демонстрировали портрет Барбары, где литовская красавица изображена с большим, портящим всю "картинку" носом... Как же так, может, это вовсе не Барбара?.. Несмотря на то что орлиный нос в XVI веке не выходил за рамки нормы, эта новость не на шутку встревожила историков и искусствоведов.
На помощь пришла антропология. Еще в середине прошлого века известный российский антрополог Михаил Герасимов разработал метод, который позволил реконструировать лица известных исторических деятелей прошлого - от киевского князя Ярослава Мудрого до среднеазиатского властителя Тимура. В коллекции Герасимова и его учеников есть и портрет нашей землячки, матери Ивана Грозного - литовской княгини Елены Глинской. Кстати, и образ Ивана Грозного также был восстановлен в мастерской Герасимова. И вот недавно по методике российского ученого пред нами предстал скульптурный портрет Барбары Радзивилл. Его исполнил литовский ученый Витаутас Урбонавичюс.
Впервые останки Барбары были открыты осенью 1931 года. Тогда нынешняя литовская столица была всего-то провинциальным городком Польши, однако внимание историков к Вильно было приковано постоянно. Поэтому как только в 1931 г. в результате разлива рек были подтоплены многие исторические здания города, сюда была снаряжена специальная экспедиция. Во время паводка особенно пострадал кафедральный костел св. Станислава. Когда сошла вода, начались исследования в подземельях храма. Совершенно неожиданно там были обнаружены останки Барбары Радзивилл, а также первой жены Жигимонта Августа Эльжбеты и великого князя Александра. Однако в 30-е годы не было возможности сделать "реконструкцию" внешнего вида венценосных особ.
Скульптурный портрет по черепу Барбары был исполнен к 450-й годовщине ее смерти. Тогда саркофаг королевы был вскрыт второй раз в истории с целью проверить состояние останков.
...Как вспоминает Витаутас Урбонавичюс, первые прикосновения его карандаша к бумаге, когда ученый стал воспроизводить профиль Барбары, не на шутку его испугали
: - Все было сначала идеально. Но как только дошло до носа, я чуть не обомлел. Мы привыкли к тому, что это была красавица. И вот прорисовывается этот нос с горбинкой...
К портрету Барбары Урбонавичюс вернулся спустя некоторое время. Он боялся, что ошибся: "Я подумал, что она - некрасивая тетка. Отложил все материалы в сторону и не мог отойти от шока..." Спустя некоторое время исследователь перепроверил все данные, посоветовался с коллегами из мастерской Герасимова - но все оказалось правильно. У Барбары действительно был неровный нос.
Более того, Барбара не имела "кукольных" черт, как нередко ее рисуют. Ее лицо принадлежало человеку волевому, с характером. Однако она все же была красива. Иначе смогла ли бы она соблазнить короля? Да и тот пресловутый нос с горбинкой - большая ли трагедия? Присмотревшись, оказывается, что эта мелкая погрешность природы почти незаметна. Она утопает в лучах обаяния Барбары.
Миф развеян, но Барбара осталась такой же загадочной и обворожительной, продолжая почти через полтысячелетия после своей смерти оставаться героиней легенд...
P.S. Автор благодарит Риму Герцманайте за помощь в подготовке материала.