Брест захлестнула эпидемия навязчивых распродаж дорогого товара
16.05.2017 23:08:33
Вряд ли найдется брестчанин, которому за последние пару лет ни разу не позвонили с неизвестного номера, предложив посетить презентацию «суперпосуды», «чудо–белья» или другого «волшебного» товара. Но не все знают, что на подобных шоу гостям буквально навязывают покупку дорогой и не всегда нужной вещи. Дело оборачивается скандальными тяжбами, а решения принимаются не в пользу доверчивых покупателей. В Брестском областном обществе защиты прав потребителей бьют тревогу: проблема принимает характер эпидемии, но усмирить аппетиты алчных компаний, увы, непросто.
Несколько раз от различных назойливых распространителей, откуда–то узнавших мой домашний номер, отбивался и я. Но когда они добрались до рабочего телефона, не выдержал. Коль так упорно зовут — надо сходить. А приглашала на сей раз некая фирма W оценить качество постельного белья из натуральной шерсти.
Праздник для незатейливых клиентов компания организовала в одном из городских кафе. В зале — приятный полумрак, стулья, выстроенные рядами, и презентационные столы с подсветкой. Вероятно, чтобы ничто их не могло отвлечь. Аудитория — в основном пенсионеры. Молодежи и людей среднего возраста практически нет. Пришедших сразу просят отключить мобильные телефоны. Переговариваться запрещено. В общем, не хватало только Кашпировского с его фирменным: закройте глаза, расслабьтесь, настройтесь на позитивное.
Итак, шоу началось. К гостям вышел представитель фирмы и, приковав к себе внимание, произнес спич длиной в полчаса. Суть заключалась в том, что наше обычное белье вредит здоровью и приводит к инфарктам, инсультам, остеохондрозу, аллергии от ужасных постельных клещей, фото которых в многократном увеличении было продемонстрировано публике. Спасают от всех этих неприятностей великолепные шерстяные комплекты той самой компании, которую представлял зажигательный менеджер.
Стоит такой товар, конечно, недешево. Двуспальный комплект около 2.700 рублей. Но ведущий уверяет: здоровье–то бесценно! А в завершение в зале чудесным образом нашлись две старушки, которые, оказывается, уже купили когда–то вот такие «чудо–комплекты» и наперебой стали их расхваливать. Совпадение? Не думаю...
Странно, что в самом начале презентации менеджер предупредил: мол, это не распродажа, купить их товар здесь нельзя. В чем подвох? Ответ дали под занавес, устроив «розыгрыш». Гостям раздали визитки с номерами. Выигрышным оказался лот с цифрой 3. Пенсионерка Татьяна Петухова попала в список «счастливчиков», которым посулили весомую скидку и сувениры в подарок. Затем предложили подписать с фирмой некий договор. А дальше, по ее словам, случился провал в сознании:
— Все было как в тумане. Когда оформляли документы, я ничего не понимала. Разобралась, что к чему, только утром.
В результате Татьяна Петухова попросту приобрела у фирмы односпальный комплект за 1.200 рублей. Только в рассрочку. 40 рублей она уплатила сразу. Дальше — каждый месяц от 90 до 100 с лишним рублей при пенсии чуть более трехсот. Теперь она собирается вернуть компании покупку. Впрочем, как показывает практика, сделать это непросто.
Так произошло в случае с Валентиной Климашевской из Микашевичей. В прошлом году пенсионерка в своем городе отправилась на презентацию фирмы Б, где в итоге ее так же уговорили приобрести в рассрочку жилетку и дорожный плед за 470 (!) рублей. Вот только вернуть дорогие вещи Валентина не смогла. По наивности она не села в тот же день на поезд, а отправила возврат по почте в Брест, где зарегистрирована фирма. Там его не приняли, выслав обратно. За это время прошли те 14 суток, в течение которых по закону можно сдать покупку, если ею не пользовался.
65–летняя Валентина Климашевская, страдающая повышенным давлением, дважды приезжала в Брест, умоляла забрать покупку. Тщетно. Денег она больше не платила, но получила от компании претензию, и в случае неуплаты вердикт вынесет суд. Тот факт, что у пенсионерки попросту нет средств, к делу, как говорится, не пришьешь. Руководитель фирмы Б Юлия Гриб сразу подчеркивает, что с их стороны все законно:
— Заключается договор. Составляется акт приема–передачи, график платежей. Вся информация предоставляется. Возврат товара производится в Бресте. Выслать по почте — не вариант. Надо составить документы, вернуть аванс, который был внесен при заключении договора. Нас законодательство не обязывает ходить по почтовым отделениям.
И вроде бы все законно...
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван Чайчиц, заместитель прокурора города Бреста:
— Каждый такой случай надо рассматривать в отдельности. В целом я бы не сказал, что тут есть состав уголовного преступления, хотя защите прав потребителей, правоохранительным органам и местным властям нужно обратить на этот вопрос внимание.
Иногда сделку можно признать недействительной, если товар не соответствует заявленным качествам. Например, когда представители компании говорят, что вещь, например, посуда, обладает качествами, оправдывающими цену в 500 долларов, а на самом деле она привезена из Польши, где продается по 10 — 15 долларов. В таких случаях я советовал бы покупателям брать с собой буклеты, рекламные проспекты, чтобы в случае спорных моментов специалисты определили, насколько товар соответствует заявленным критериям. Дальше можно обращаться в суд на предмет расторжения договора, потому что тут был элемент обмана, ведь покупателю говорили о другом качестве.
Покупатели, оставшиеся недовольными походом на презентацию товара, нередко обращаются в областное общество защиты прав потребителей. У его председателя Ирины Марковой десятки примеров:
— Я была на одной из презентаций посуды N. Там идет обработка аудитории. Не исключаю, что торговые представители проходят обучение на курсах нейролингвистического программирования (НЛП). Плюс в зале есть «подсадка». Это те, кто выступает от имени счастливых обладателей товара. Тоже хорошо действует. Я считаю, что людей обманывают изначально. Они не участвуют в составлении договора, в его обсуждении. Механически ставят подпись, не зная своих прав.
К слову, презентации — это не единственный способ навязать товар или услугу. В последнее время под видом коммунальных служб к брестчанам приходят продавцы фильтров для воды, компании, обслуживающие ванны или пластиковые окна. Многие также являются, предварительно позвонив. Ирина Маркова приводит пример одной из заявительниц:
— Когда ей позвонили из «службы проверки окон», та подумала, что придут работники ЖЭСа. Впустила визитеров в дом. Ей поменяли разболтавшуюся ручку на окне, капнули пару капель масла в механизм, дали какой–то набор для обслуживания и подсунули договор: мол, с вас — 10 рублей. Это потом оказалось, что вся сумма — 90, а 10 — только первый взнос.
Подобными историями, причем не только из Брестской области, заполнен и интернет. По мнению Ирины Марковой, без серьезного вмешательства государства проблему не решить.
И еще вопрос: как частные фирмы узнают городские номера телефонов? Начальник коммерческой службы Брестского филиала РУП «Белтелеком» Руслан Шевелинский сразу заверил, что их компания распространителям не помогает:
— Наша база данных никому не может быть передана. Мы сами зарабатываем на ней. Предполагаю, что те, кто занимается маркетингом, многократно обращаются в нашу платную справочную службу, составляя свои списки. За один звонок можно получить до трех номеров. А у абонентов есть возможность, в свою очередь, заблокировать определенные номера. Или вовсе пожелать не включать свой телефон в справку «Белтелекома».
Свое мнение о проблеме навязчивой торговли дорогостоящими товарами высказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Барышникова:
— Если люди не научатся управлять своими деньгами, мы их от мошенников не защитим. Прежде чем ставить свою подпись, нужно подумать: насколько эта вещь нужна и можно ли себе ее позволить. Если вам нужен товар — ищите через газеты, рекламу, интернет, спрашивайте отзывы у знакомых. Потребитель сам отвечает за свои деньги. В том числе и пенсионеры, которые имеют большой жизненный опыт.
Запрещать или ограничивать распространение товаров через презентации было бы неправильно. У нас весь мир живет в такой торговле: коммивояжеры, дистанционные продажи... Вы даже дома, сидя на диване, можете совершить покупку. Так что, запретить гипермаркетам доставку на дом?
Татьяна Петухова.
Несколько раз от различных назойливых распространителей, откуда–то узнавших мой домашний номер, отбивался и я. Но когда они добрались до рабочего телефона, не выдержал. Коль так упорно зовут — надо сходить. А приглашала на сей раз некая фирма W оценить качество постельного белья из натуральной шерсти.
Праздник для незатейливых клиентов компания организовала в одном из городских кафе. В зале — приятный полумрак, стулья, выстроенные рядами, и презентационные столы с подсветкой. Вероятно, чтобы ничто их не могло отвлечь. Аудитория — в основном пенсионеры. Молодежи и людей среднего возраста практически нет. Пришедших сразу просят отключить мобильные телефоны. Переговариваться запрещено. В общем, не хватало только Кашпировского с его фирменным: закройте глаза, расслабьтесь, настройтесь на позитивное.
Итак, шоу началось. К гостям вышел представитель фирмы и, приковав к себе внимание, произнес спич длиной в полчаса. Суть заключалась в том, что наше обычное белье вредит здоровью и приводит к инфарктам, инсультам, остеохондрозу, аллергии от ужасных постельных клещей, фото которых в многократном увеличении было продемонстрировано публике. Спасают от всех этих неприятностей великолепные шерстяные комплекты той самой компании, которую представлял зажигательный менеджер.
Презентация товара. Съемка скрытой камерой.
Стоит такой товар, конечно, недешево. Двуспальный комплект около 2.700 рублей. Но ведущий уверяет: здоровье–то бесценно! А в завершение в зале чудесным образом нашлись две старушки, которые, оказывается, уже купили когда–то вот такие «чудо–комплекты» и наперебой стали их расхваливать. Совпадение? Не думаю...
Странно, что в самом начале презентации менеджер предупредил: мол, это не распродажа, купить их товар здесь нельзя. В чем подвох? Ответ дали под занавес, устроив «розыгрыш». Гостям раздали визитки с номерами. Выигрышным оказался лот с цифрой 3. Пенсионерка Татьяна Петухова попала в список «счастливчиков», которым посулили весомую скидку и сувениры в подарок. Затем предложили подписать с фирмой некий договор. А дальше, по ее словам, случился провал в сознании:
— Все было как в тумане. Когда оформляли документы, я ничего не понимала. Разобралась, что к чему, только утром.
В результате Татьяна Петухова попросту приобрела у фирмы односпальный комплект за 1.200 рублей. Только в рассрочку. 40 рублей она уплатила сразу. Дальше — каждый месяц от 90 до 100 с лишним рублей при пенсии чуть более трехсот. Теперь она собирается вернуть компании покупку. Впрочем, как показывает практика, сделать это непросто.
Так произошло в случае с Валентиной Климашевской из Микашевичей. В прошлом году пенсионерка в своем городе отправилась на презентацию фирмы Б, где в итоге ее так же уговорили приобрести в рассрочку жилетку и дорожный плед за 470 (!) рублей. Вот только вернуть дорогие вещи Валентина не смогла. По наивности она не села в тот же день на поезд, а отправила возврат по почте в Брест, где зарегистрирована фирма. Там его не приняли, выслав обратно. За это время прошли те 14 суток, в течение которых по закону можно сдать покупку, если ею не пользовался.
65–летняя Валентина Климашевская, страдающая повышенным давлением, дважды приезжала в Брест, умоляла забрать покупку. Тщетно. Денег она больше не платила, но получила от компании претензию, и в случае неуплаты вердикт вынесет суд. Тот факт, что у пенсионерки попросту нет средств, к делу, как говорится, не пришьешь. Руководитель фирмы Б Юлия Гриб сразу подчеркивает, что с их стороны все законно:
— Заключается договор. Составляется акт приема–передачи, график платежей. Вся информация предоставляется. Возврат товара производится в Бресте. Выслать по почте — не вариант. Надо составить документы, вернуть аванс, который был внесен при заключении договора. Нас законодательство не обязывает ходить по почтовым отделениям.
И вроде бы все законно...
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Иван Чайчиц, заместитель прокурора города Бреста:
— Каждый такой случай надо рассматривать в отдельности. В целом я бы не сказал, что тут есть состав уголовного преступления, хотя защите прав потребителей, правоохранительным органам и местным властям нужно обратить на этот вопрос внимание.
Иногда сделку можно признать недействительной, если товар не соответствует заявленным качествам. Например, когда представители компании говорят, что вещь, например, посуда, обладает качествами, оправдывающими цену в 500 долларов, а на самом деле она привезена из Польши, где продается по 10 — 15 долларов. В таких случаях я советовал бы покупателям брать с собой буклеты, рекламные проспекты, чтобы в случае спорных моментов специалисты определили, насколько товар соответствует заявленным критериям. Дальше можно обращаться в суд на предмет расторжения договора, потому что тут был элемент обмана, ведь покупателю говорили о другом качестве.
Предлог с подлогом
Покупатели, оставшиеся недовольными походом на презентацию товара, нередко обращаются в областное общество защиты прав потребителей. У его председателя Ирины Марковой десятки примеров:
— Я была на одной из презентаций посуды N. Там идет обработка аудитории. Не исключаю, что торговые представители проходят обучение на курсах нейролингвистического программирования (НЛП). Плюс в зале есть «подсадка». Это те, кто выступает от имени счастливых обладателей товара. Тоже хорошо действует. Я считаю, что людей обманывают изначально. Они не участвуют в составлении договора, в его обсуждении. Механически ставят подпись, не зная своих прав.
К слову, презентации — это не единственный способ навязать товар или услугу. В последнее время под видом коммунальных служб к брестчанам приходят продавцы фильтров для воды, компании, обслуживающие ванны или пластиковые окна. Многие также являются, предварительно позвонив. Ирина Маркова приводит пример одной из заявительниц:
— Когда ей позвонили из «службы проверки окон», та подумала, что придут работники ЖЭСа. Впустила визитеров в дом. Ей поменяли разболтавшуюся ручку на окне, капнули пару капель масла в механизм, дали какой–то набор для обслуживания и подсунули договор: мол, с вас — 10 рублей. Это потом оказалось, что вся сумма — 90, а 10 — только первый взнос.
Подобными историями, причем не только из Брестской области, заполнен и интернет. По мнению Ирины Марковой, без серьезного вмешательства государства проблему не решить.
У меня зазвонил телефон
И еще вопрос: как частные фирмы узнают городские номера телефонов? Начальник коммерческой службы Брестского филиала РУП «Белтелеком» Руслан Шевелинский сразу заверил, что их компания распространителям не помогает:
— Наша база данных никому не может быть передана. Мы сами зарабатываем на ней. Предполагаю, что те, кто занимается маркетингом, многократно обращаются в нашу платную справочную службу, составляя свои списки. За один звонок можно получить до трех номеров. А у абонентов есть возможность, в свою очередь, заблокировать определенные номера. Или вовсе пожелать не включать свой телефон в справку «Белтелекома».
Смотри в оба
Свое мнение о проблеме навязчивой торговли дорогостоящими товарами высказала начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли Ирина Барышникова:
— Если люди не научатся управлять своими деньгами, мы их от мошенников не защитим. Прежде чем ставить свою подпись, нужно подумать: насколько эта вещь нужна и можно ли себе ее позволить. Если вам нужен товар — ищите через газеты, рекламу, интернет, спрашивайте отзывы у знакомых. Потребитель сам отвечает за свои деньги. В том числе и пенсионеры, которые имеют большой жизненный опыт.
Запрещать или ограничивать распространение товаров через презентации было бы неправильно. У нас весь мир живет в такой торговле: коммивояжеры, дистанционные продажи... Вы даже дома, сидя на диване, можете совершить покупку. Так что, запретить гипермаркетам доставку на дом?
alexbresta@gmail.com
Фото Нины ЛЕОНОВЕЦ.