Почему батлейка сегодня вновь становится популярной
13.01.2018 07:11:07
Появись Анна Выгонная на свет на несколько столетий раньше, стала бы звездой номер один. Ее узнавали бы на улицах и площадях, как самого дорогого гостя встречали бы на рынках и постоялых дворах, а в шинке или корчме непременно наливали бы «за счет заведения». Увы, в первой половине XX века батлейщики, как, собственно, и сама мода на кукольные постановки, ушли вместе с эпохой, отдав зрелищную эстафету первым профессиональным театрам. О батлейке как массовой забаве забыли на долгие годы. Однако в 1960–х один из самых древних жанров белорусского искусства вновь напомнил о себе. Еще через три десятилетия позже о сохранении забытой традиции позаботился уже музей. Музей поэта Максима Богдановича заказал реставраторам копию Могилевской батлейки, хранящейся в этнографическом музее Санкт–Петербурга. С этого момента началась новая история рождественского кукольного театр.
Сегодня батлейка обретает даже не второе — третье рождение. Как и несколько столетий назад, артисты путешествуют со спектаклями по стране и за ее пределами, пополняя и без того богатый репертуар новыми интермедиями. Четвертый год подряд в первые дни января в Минске собираются лучшие батлеечные и кукольные театры со всего мира — всех их принимает в гостях международный фестиваль «Нябёсы». В этом сезоне программа особенно обширная: 5 дней развлечений для взрослых и малышей, 20 театральных коллективов, 19 конкурсных спектаклей и 7 стран–участниц. А еще — «Школа батлейки», где мастера забытого народного искусства учат таких же энтузиастов не только управлять лялькой на шпинке, но и самостоятельно мастерить миниатюрных персонажей. Среди экспертов батлеечных дел и Анна Выгонная, одна из тех, кто возрождает сегодня кукольные традиции предков:
— Так случилось, что я, художник по образованию, познакомилась с искусством батлейки, когда выбрала тему дипломной работы, связанную с Колядами. Это был 1990 год. Получается, что батлейка появилась в моей жизни 28 лет назад. Все это время я занималась разными проектами, но всегда тем или иным образом они были связаны с народным театром кукол. Так, например, в экспозициях Ошмянского, Ивьевского, Брагинского музеев появились батлейки.
В 1989 году при реставрационном училище в городском поселке Мир возник музей–театр–студия «Мирская батлейка», активным участником которого была Анна Альбертовна. Игра в куклы объединила преподавателей–реставраторов, архитекторов, художников и их учеников. Актеры–самородки были одновременно и режиссерами, и сценаристами, и музыкантами.
— Наша первая батлеечная постановка была по тексту, записанному этнографами. И сразу же раскрылась одна из самых необычных сторон возрожденной традиции — зазвучало батлеечное «многоголосие». В монологах и диалогах кукольных персонажей переплетались белорусские, польские, русские, старославянские фразы, а Лейба с Сорой и вовсе имитировали разговор на идиш. Эти особенности речи помогли нам словно бы очутиться в белорусских городах и местечках ХIХ — начала ХХ века, когда на центральной площади соседствовали костел и православный храм, а неподалеку обязательно размещалась синагога.
К тому времени, когда художники из Мира задумали сделать свой театр, белорусская народная традиция рождественского представления была полностью утеряна. Это сейчас батлейка — привычный, чуть ли не обязательный реквизит праздников. Но в те годы, вспоминает Анна Альбертовна, узнать о театре можно было только из небольшой книжечки «Белорусский народный театр батлейка», изданной в 1962 году тиражом всего 815 экземпляров.
— В ней были напечатаны тексты, записанные этнографами в начале ХХ в., и размещены не очень качественные фотографии с куклами из музейных коллекций Москвы и Ленинграда. Дело в том, что оригинальных батлеек в Беларуси к тому времени не сохранилось. Но все равно этот труд был настоящим прорывом. Авторы предприняли смелую попытку осмыслить батлейку как театральный феномен, проанализировать ее драматургию и сценографию.
Особое внимание и тогда, и сегодня батлейщики уделяли внешнему виду персонажей. Не только сделать куклу, но и приодеть ее — целое искусство. По костюмам ключевых героев — Лейбы, Соры, Солдата, Рахиль — можно было изучить культуру отдельных регионов страны, ведь зачастую мастера готовили для кукол наряды в соответствии с местечковыми традициями. Сегодня, конечно, с материалами проще, а в дело идут не только ткани и сопутствующая фурнитура, но и все, за что глаз зацепится: например, желтые распущенные шнурки прекрасно имитируют златые кудри Ангела, а поролоновые подплечники идеально подходят для придания кукольной одежде нужной формы. Подноготную батлеечного дела раскрывает руководитель «Домашней батлейки семьи Поповых» Елена Попова. В ее случае увлечение кукольным театром объединило всю семью:
— Кукла не должна быть миниатюрно–красивой, такая нужна исключительно для домашних. А кукла батлеечная — это в первую очередь сценическая игрушка. Поэтому самое важное в ней — выразительные элементы лица, чтобы лялька не потерялась в коробе. Из секретов, которые порой неведомы зрителю, но прекрасно известны всем мастерам, — обязательно длинная шея. Она нужна для того, чтобы закрепить волосы, воротник и прочие детали. Часто спрашивают, почему у наших кукол есть только верхняя половина тела, а ноги отсутствуют. Это могилевская традиция. И сделана кукла так исключительно для большей подвижности. Из материалов, которые идут на одежду, никогда не беру натуральную шерсть, которую очень любит моль, и натуральный шелк: он быстро осыпается. Поэтому если не хотите «латать» игрушку всю неделю до Рождества, используйте хлопок, вискозу и синтетические ткани.
Внесите в расписание
Посмотреть спектакли IV Международного фестиваля батлеечных и кукольных театров «Нябёсы», а также посетить мастер–классы по изготовлению кукол, рисованию и соломоплетению еще можно сегодня и завтра. Вход на все представления свободный. Адрес: г. Минск, ул. Выготского, 5.
leonovich@sb.by
Сегодня батлейка обретает даже не второе — третье рождение. Как и несколько столетий назад, артисты путешествуют со спектаклями по стране и за ее пределами, пополняя и без того богатый репертуар новыми интермедиями. Четвертый год подряд в первые дни января в Минске собираются лучшие батлеечные и кукольные театры со всего мира — всех их принимает в гостях международный фестиваль «Нябёсы». В этом сезоне программа особенно обширная: 5 дней развлечений для взрослых и малышей, 20 театральных коллективов, 19 конкурсных спектаклей и 7 стран–участниц. А еще — «Школа батлейки», где мастера забытого народного искусства учат таких же энтузиастов не только управлять лялькой на шпинке, но и самостоятельно мастерить миниатюрных персонажей. Среди экспертов батлеечных дел и Анна Выгонная, одна из тех, кто возрождает сегодня кукольные традиции предков:
— Так случилось, что я, художник по образованию, познакомилась с искусством батлейки, когда выбрала тему дипломной работы, связанную с Колядами. Это был 1990 год. Получается, что батлейка появилась в моей жизни 28 лет назад. Все это время я занималась разными проектами, но всегда тем или иным образом они были связаны с народным театром кукол. Так, например, в экспозициях Ошмянского, Ивьевского, Брагинского музеев появились батлейки.
В 1989 году при реставрационном училище в городском поселке Мир возник музей–театр–студия «Мирская батлейка», активным участником которого была Анна Альбертовна. Игра в куклы объединила преподавателей–реставраторов, архитекторов, художников и их учеников. Актеры–самородки были одновременно и режиссерами, и сценаристами, и музыкантами.
— Наша первая батлеечная постановка была по тексту, записанному этнографами. И сразу же раскрылась одна из самых необычных сторон возрожденной традиции — зазвучало батлеечное «многоголосие». В монологах и диалогах кукольных персонажей переплетались белорусские, польские, русские, старославянские фразы, а Лейба с Сорой и вовсе имитировали разговор на идиш. Эти особенности речи помогли нам словно бы очутиться в белорусских городах и местечках ХIХ — начала ХХ века, когда на центральной площади соседствовали костел и православный храм, а неподалеку обязательно размещалась синагога.
|
|
Библейские сюжеты, дополненные бытовыми сценками, народный театр показывал вплоть до середины XX века |
— В ней были напечатаны тексты, записанные этнографами в начале ХХ в., и размещены не очень качественные фотографии с куклами из музейных коллекций Москвы и Ленинграда. Дело в том, что оригинальных батлеек в Беларуси к тому времени не сохранилось. Но все равно этот труд был настоящим прорывом. Авторы предприняли смелую попытку осмыслить батлейку как театральный феномен, проанализировать ее драматургию и сценографию.
Особое внимание и тогда, и сегодня батлейщики уделяли внешнему виду персонажей. Не только сделать куклу, но и приодеть ее — целое искусство. По костюмам ключевых героев — Лейбы, Соры, Солдата, Рахиль — можно было изучить культуру отдельных регионов страны, ведь зачастую мастера готовили для кукол наряды в соответствии с местечковыми традициями. Сегодня, конечно, с материалами проще, а в дело идут не только ткани и сопутствующая фурнитура, но и все, за что глаз зацепится: например, желтые распущенные шнурки прекрасно имитируют златые кудри Ангела, а поролоновые подплечники идеально подходят для придания кукольной одежде нужной формы. Подноготную батлеечного дела раскрывает руководитель «Домашней батлейки семьи Поповых» Елена Попова. В ее случае увлечение кукольным театром объединило всю семью:
— Кукла не должна быть миниатюрно–красивой, такая нужна исключительно для домашних. А кукла батлеечная — это в первую очередь сценическая игрушка. Поэтому самое важное в ней — выразительные элементы лица, чтобы лялька не потерялась в коробе. Из секретов, которые порой неведомы зрителю, но прекрасно известны всем мастерам, — обязательно длинная шея. Она нужна для того, чтобы закрепить волосы, воротник и прочие детали. Часто спрашивают, почему у наших кукол есть только верхняя половина тела, а ноги отсутствуют. Это могилевская традиция. И сделана кукла так исключительно для большей подвижности. Из материалов, которые идут на одежду, никогда не беру натуральную шерсть, которую очень любит моль, и натуральный шелк: он быстро осыпается. Поэтому если не хотите «латать» игрушку всю неделю до Рождества, используйте хлопок, вискозу и синтетические ткани.
Внесите в расписание
Посмотреть спектакли IV Международного фестиваля батлеечных и кукольных театров «Нябёсы», а также посетить мастер–классы по изготовлению кукол, рисованию и соломоплетению еще можно сегодня и завтра. Вход на все представления свободный. Адрес: г. Минск, ул. Выготского, 5.
leonovich@sb.by