ШОС в свое время была сформирована прежде всего для обеспечения региональной безопасности — эксперт
26.06.2024 11:23:00
Игорь САВОСТЕНКО
Беларусь на саммите в Астане (Казахстан) 3–4 июля станет десятым государством — членом Шанхайской организации сотрудничества. О том, что лежит в основе создания и развития ШОС (вопросы политики, экономики или проблемы обеспечения стабильной региональной и глобальной безопасности ), sb.by рассказал директор Центра по проблемам европейской интеграции, политолог Юрий Шевцов:
Фото из архива «СБ»
— Прежде всего обеспечение региональной безопасности, для этого в свое время была сформирована ШОС, в поле ее зрения находились крайне взрывоопасные темы. Конечно, это Афганистан. Но существуют и другие угрозы, которые следует минимизировать.
По мере становления ШОС и ослабления американоцентричного мира внутри организации стали обращать особое внимание на экономические вопросы. Здесь обсуждаются темы, которые затруднительно анализировать на других международных площадках. Например, создание внутренних экспортных коридоров между Ираном и Китаем. Речь идет о континентальных транспортных коридорах, которые должны включить страны ШОС в более оформленную структуру. Между тем здесь стали возникать двусторонние или трехсторонние мегапроекты, реализация которых была бы невозможна вне этой организации. Так можно сказать о транспортно-логистическом коридоре «Север — Юг», который свяжет Санкт-Петербург (Россия) и Иран. Это обеспечит эффективную работу транспортного коридора вдоль границ Беларуси, далее до российской Астрахани, затем двумя рукавами по обоим побережьям Каспийского моря и по самому Каспию.
Есть и другие вопросы, активно обсуждаемые в ШОС. Транзит через Афганистан из Китая в Иран, между Ираном и Индией через Пакистан. Все это создало на базе ШОС массу точек роста. В итоге представленные проекты непременно дадут в будущем реальную отдачу для каждой из стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества.
![](https://storage01.sb.by/iblock/811/811b246ffff2ca635de25f5363311f7e/9361c191970717d8fdb1daaddd6f8f69.jpg)
По мере становления ШОС и ослабления американоцентричного мира внутри организации стали обращать особое внимание на экономические вопросы. Здесь обсуждаются темы, которые затруднительно анализировать на других международных площадках. Например, создание внутренних экспортных коридоров между Ираном и Китаем. Речь идет о континентальных транспортных коридорах, которые должны включить страны ШОС в более оформленную структуру. Между тем здесь стали возникать двусторонние или трехсторонние мегапроекты, реализация которых была бы невозможна вне этой организации. Так можно сказать о транспортно-логистическом коридоре «Север — Юг», который свяжет Санкт-Петербург (Россия) и Иран. Это обеспечит эффективную работу транспортного коридора вдоль границ Беларуси, далее до российской Астрахани, затем двумя рукавами по обоим побережьям Каспийского моря и по самому Каспию.
Есть и другие вопросы, активно обсуждаемые в ШОС. Транзит через Афганистан из Китая в Иран, между Ираном и Индией через Пакистан. Все это создало на базе ШОС массу точек роста. В итоге представленные проекты непременно дадут в будущем реальную отдачу для каждой из стран — участниц Шанхайской организации сотрудничества.