Беларусь способна качественно усилить Шанхайскую организацию сотрудничества
11.04.2023 07:08:00
С учетом своего географического положения и разнопланового потенциала Беларусь способна качественно усилить Шанхайскую организацию сотрудничества, способствуя стабильности, миру и процветанию на ее пространстве
Наблюдаемый системный кризис доверия между крупными мировыми державами выводит на мировую авансцену средние и малые государства из разных блоков, со своими особенностями политической системы и даже взаимными противоречиями, однако заявляющие общую цель — суверенное развитие на платформе национальных интересов и противодействие вызовам и угрозам. Именно такие страны сегодня демонстрируют прагматичное и более ответственное в сравнении с мировыми грандами поведение, а также настроенность на конструктивную повестку в противовес конфронтации.
Примером такой прогрессивной «агломерации» является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — сообщество растущих региональных игроков, отдельные из которых уже не скрывают своих глобальных амбиций. В силу созидательного потенциала она трансформируется в один из ведущих институтов сотрудничества в Евразии, становясь «архитектором» новой системы международных отношений и безопасности.
Именно с таким пониманием Беларусь с 2010 года последовательно движется в лоно семьи ШОС. Как было заявлено Александром Лукашенко на встрече в Минске с генсеком Чжан Мином, Беларусь намерена досрочно выполнить процедуры для вступления в ШОС к июньскому саммиту в Нью-Дели, что является беспрецедентным случаем.
Полноправное членство Беларуси в ШОС выводит альянс за региональные рамки, укрепляет ее геополитическую субъектность. С учетом своего географического положения и разнопланового потенциала наша страна способна качественно усилить ШОС, способствуя стабильности, миру и процветанию на ее пространстве.
Приоритеты и подходы Беларуси в ШОС остаются незыблемыми — это эффективное сотрудничество по укреплению региональной безопасности, динамичному развитию экономического взаимодействия и углублению гуманитарных связей.
С учетом спектра и динамики современных вызовов и угроз Беларусь последовательно выступает за формирование «бесшовной» архитектуры безопасности и сотрудничества в Евразии на принципах неделимости и культурно-цивилизационного многообразия путей устойчивого развития.
Минск как действующий председатель и признанный донор региональной безопасности решительно поддерживает расширение взаимодействия ОДКБ с Региональной антитеррористической структурой (РАТС) ШОС в областях взаимных интересов. Особого внимания заслуживает инициатива по созданию Универсального центра по угрозам и вызовам безопасности ШОС на базе РАТС в целях противодействия общими усилиями попыткам гибридных войн и «цветных революций».
Очевидно, что экономический трек ШОС пока отстает от динамики в секторе безопасности, что во многом связано с диспропорциями экономического потенциала и динамикой развития стран. Поэтому Александр Лукашенко ранее выдвинул ряд инициатив по обеспечению продовольственной безопасности, созданию специализированной экспозиции «АгрoШОС» на международном форуме аграриев «Белагро», развитию «IT-экосистемы ШОС», укреплению ядерной безопасности и мирного использования атома. Партнерам на основе сопряжения национальных стратегий и долгосрочных планов развития мы предлагаем использовать возможности Беларуси как страны с традиционно сильным и эффективным аграрным сектором, высокотехнологичным производством, развитой интеллектуальной базой и сельскохозяйственным машиностроением для укрепления продовольственной, ядерной и кибербезопасности членов ШОС и региона в целом.
Связность будет играть определяющую роль в развитии международных отношений в будущем. Поэтому как транзитная страна Беларусь выступает за развитие взаимосвязанности Европы с Евразией в рамках инициатив «Новый Евразийский сухопутный мост», «Пояс и путь», международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад», в том числе путем создания комбинированных зеленых коридоров и дальнейшего внедрения системы интегрированного управления транспортными потоками с использованием цифровых технологий.
Актуальны белорусские инициативы о сопряжении глобальных стратегий развития, расширении использования национальных валют в торговле и финансах, развитии общего транспортного пространства, применении различных экономически эффективных и экологически чистых технологий. Укреплять потенциал ШОС можно через активизацию торгово-экономического сотрудничества в сферах промышленной и технологической кооперации; цифровой трансформации, искусственного интеллекта и больших данных; зеленой экономики и климатической адаптации; освоения космоса; устранения необоснованных торговых барьеров и др.
В банковской, финансовой и страховой сферах важно продолжить планомерное сближение платежных систем, увеличение доли национальных валют во взаимной торговле, а также создание финансовых механизмов, защищенных от внешнего влияния.
Евразийское партнерство можно еще больше «склеить» на основе концепции «интеграция интеграций», суть которой заключается в расширении международного взаимодействия и перекрестного сотрудничества ШОС с другими региональными объединениями — ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС и АСЕАН. Если нам удастся создать в Евразии такой работоспособный механизм, не исключаем проявление к нему интереса стран Евросоюза.
В апреле 2012 года в г. Алматы предлагалось оптимизировать Форум ШОС путем создания на его основе сетевого аналитического центра с применением программно-проектного подхода в целях повышения уровня научного и экспертно-аналитического обеспечения деятельности ШОС, расширения контактов между аналитическими структурами, проведения совместных исследований и т.д.
Конкретным практическим наполнением многостороннего партнерства могла бы стать, например, совместная разработка Концепции экспертной дипломатии ШОС.
В текущих условиях геополитической неопределенности основная конкуренция в мире разворачивается вокруг проектирования образа будущего. Как представляется, это направление исследований является важнейшим для экспертного сообщества ШОС.
Стратегический анализ и прогноз невозможны без использования высоких технологий. В Белорусском институте стратегических исследований (БИСИ) разработана автоматизированная информационная система мониторинга медийного поля «Инфометрика» на основе алгоритмов и технологии больших данных. Возможности системы позволяют осуществлять оперативный мониторинг информационной повестки, анализировать развитие инфоповодов, выявлять фейки и вбросы. Дополнительная опция позволяет решать задачи стратегического маркетинга, конкурентной разведки на страновом и отраслевом уровнях, а также управления репутационными рисками.
Эти и ряд других технологических наработок БИСИ готов привносить в качестве своего практического вклада в укрепление экспертно-аналитического базиса ШОС, способствуя укреплению мира, стабильности и процветания в общем евразийском доме.
Юрий ЯРМОЛИНСКИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований.
Наблюдаемый системный кризис доверия между крупными мировыми державами выводит на мировую авансцену средние и малые государства из разных блоков, со своими особенностями политической системы и даже взаимными противоречиями, однако заявляющие общую цель — суверенное развитие на платформе национальных интересов и противодействие вызовам и угрозам. Именно такие страны сегодня демонстрируют прагматичное и более ответственное в сравнении с мировыми грандами поведение, а также настроенность на конструктивную повестку в противовес конфронтации.
Примером такой прогрессивной «агломерации» является Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) — сообщество растущих региональных игроков, отдельные из которых уже не скрывают своих глобальных амбиций. В силу созидательного потенциала она трансформируется в один из ведущих институтов сотрудничества в Евразии, становясь «архитектором» новой системы международных отношений и безопасности.
Беларусь — донор стабильности в ШОС
В то же время пространство ШОС пока нельзя назвать райским садом — никуда не делись старые проблемы, которые накладываются на современные вызовы, усиливая друг друга. К примеру, остаются неурегулированными территориальные, национально-этнические, религиозные и военные конфликты, которые порождают многослойные гуманитарные кризисы. Вместе с тем обратная сторона любого кризиса и вызова — это новые возможности, которыми важно вовремя и умело воспользоваться.Именно с таким пониманием Беларусь с 2010 года последовательно движется в лоно семьи ШОС. Как было заявлено Александром Лукашенко на встрече в Минске с генсеком Чжан Мином, Беларусь намерена досрочно выполнить процедуры для вступления в ШОС к июньскому саммиту в Нью-Дели, что является беспрецедентным случаем.
Полноправное членство Беларуси в ШОС выводит альянс за региональные рамки, укрепляет ее геополитическую субъектность. С учетом своего географического положения и разнопланового потенциала наша страна способна качественно усилить ШОС, способствуя стабильности, миру и процветанию на ее пространстве.
Приоритеты и подходы Беларуси в ШОС остаются незыблемыми — это эффективное сотрудничество по укреплению региональной безопасности, динамичному развитию экономического взаимодействия и углублению гуманитарных связей.
С учетом спектра и динамики современных вызовов и угроз Беларусь последовательно выступает за формирование «бесшовной» архитектуры безопасности и сотрудничества в Евразии на принципах неделимости и культурно-цивилизационного многообразия путей устойчивого развития.
Минск как действующий председатель и признанный донор региональной безопасности решительно поддерживает расширение взаимодействия ОДКБ с Региональной антитеррористической структурой (РАТС) ШОС в областях взаимных интересов. Особого внимания заслуживает инициатива по созданию Универсального центра по угрозам и вызовам безопасности ШОС на базе РАТС в целях противодействия общими усилиями попыткам гибридных войн и «цветных революций».
Очевидно, что экономический трек ШОС пока отстает от динамики в секторе безопасности, что во многом связано с диспропорциями экономического потенциала и динамикой развития стран. Поэтому Александр Лукашенко ранее выдвинул ряд инициатив по обеспечению продовольственной безопасности, созданию специализированной экспозиции «АгрoШОС» на международном форуме аграриев «Белагро», развитию «IT-экосистемы ШОС», укреплению ядерной безопасности и мирного использования атома. Партнерам на основе сопряжения национальных стратегий и долгосрочных планов развития мы предлагаем использовать возможности Беларуси как страны с традиционно сильным и эффективным аграрным сектором, высокотехнологичным производством, развитой интеллектуальной базой и сельскохозяйственным машиностроением для укрепления продовольственной, ядерной и кибербезопасности членов ШОС и региона в целом.
Связность будет играть определяющую роль в развитии международных отношений в будущем. Поэтому как транзитная страна Беларусь выступает за развитие взаимосвязанности Европы с Евразией в рамках инициатив «Новый Евразийский сухопутный мост», «Пояс и путь», международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Восток — Запад», в том числе путем создания комбинированных зеленых коридоров и дальнейшего внедрения системы интегрированного управления транспортными потоками с использованием цифровых технологий.
Актуальны белорусские инициативы о сопряжении глобальных стратегий развития, расширении использования национальных валют в торговле и финансах, развитии общего транспортного пространства, применении различных экономически эффективных и экологически чистых технологий. Укреплять потенциал ШОС можно через активизацию торгово-экономического сотрудничества в сферах промышленной и технологической кооперации; цифровой трансформации, искусственного интеллекта и больших данных; зеленой экономики и климатической адаптации; освоения космоса; устранения необоснованных торговых барьеров и др.
В банковской, финансовой и страховой сферах важно продолжить планомерное сближение платежных систем, увеличение доли национальных валют во взаимной торговле, а также создание финансовых механизмов, защищенных от внешнего влияния.
Евразийское партнерство можно еще больше «склеить» на основе концепции «интеграция интеграций», суть которой заключается в расширении международного взаимодействия и перекрестного сотрудничества ШОС с другими региональными объединениями — ОДКБ, ЕАЭС, БРИКС и АСЕАН. Если нам удастся создать в Евразии такой работоспособный механизм, не исключаем проявление к нему интереса стран Евросоюза.
Экспертная дипломатия — драйвер ШОС
С точки зрения гуманитарного измерения ШОС инструментом углубления региональной интеграции видится экспертная дипломатия.В апреле 2012 года в г. Алматы предлагалось оптимизировать Форум ШОС путем создания на его основе сетевого аналитического центра с применением программно-проектного подхода в целях повышения уровня научного и экспертно-аналитического обеспечения деятельности ШОС, расширения контактов между аналитическими структурами, проведения совместных исследований и т.д.
Конкретным практическим наполнением многостороннего партнерства могла бы стать, например, совместная разработка Концепции экспертной дипломатии ШОС.
В текущих условиях геополитической неопределенности основная конкуренция в мире разворачивается вокруг проектирования образа будущего. Как представляется, это направление исследований является важнейшим для экспертного сообщества ШОС.
Стратегический анализ и прогноз невозможны без использования высоких технологий. В Белорусском институте стратегических исследований (БИСИ) разработана автоматизированная информационная система мониторинга медийного поля «Инфометрика» на основе алгоритмов и технологии больших данных. Возможности системы позволяют осуществлять оперативный мониторинг информационной повестки, анализировать развитие инфоповодов, выявлять фейки и вбросы. Дополнительная опция позволяет решать задачи стратегического маркетинга, конкурентной разведки на страновом и отраслевом уровнях, а также управления репутационными рисками.
Эти и ряд других технологических наработок БИСИ готов привносить в качестве своего практического вклада в укрепление экспертно-аналитического базиса ШОС, способствуя укреплению мира, стабильности и процветания в общем евразийском доме.
Юрий ЯРМОЛИНСКИЙ, аналитик Белорусского института стратегических исследований.