Рабочая неделя Президента Беларуси в цитатах и комментариях

Школа для высшей школы

— Сегодня перед нами стоит задача встряхнуть вузы: образование, науку — все, чем занимаются вузы. Закостенели до неимоверности! Девиз Года качества озвучен — мы должны превзойти себя, чтобы нормально конкурировать на всех рынках и выжить... 

Вопросы жизнь ставит нам с вами принципиальные и острые. Важно, чтобы мы не потеряли привлекательность белорусского образования. Вы люди умные, ученые со степенями, понимаете и меру своей ответственности, и суть исторического момента. Знаете, как важно не упустить его в эпоху смены поколений.

13 февраля 2024 года, Александр Лукашенко на встрече с членами Республиканского совета ректоров учреждений высшего образования.


Интересно, а что бы делали змагарские инфопомойки, если бы не было Лукашенко? Своей толковой повестки у них нет, а белорусский Президент постоянно дает им материал для прикорма сочувствующих хомячков. Они жадно ловят каждое его слово, а когда случается масштабное мероприятие, вообще устраивают настоящую пирушку. Расхватывают выступления Батьки на цитаты, что-то вырывают из контекста, что-то снабжают заголовками-перевертышами, что-то — выкрученными собственными трактовками, а потом ссыпают это хрючево своей недалекой пастве. И знаете, даже хорошо, что так происходит. Ведь из множества криво скроенных пазлов все равно складывается картина того, что жизнь в стране не просто продолжается, она кипит. Государство не загнулось, а занимается развитием важных для людей сфер. В том числе и очень затратной социальной. И беглому отребью, доедающему последнюю кость без соли, становится очень тоскливо. От безнадеги оно шипит злобными комментами в «телегах», как после встречи Александра Лукашенко с ректорами. «Опять встряхивают вузы, что еще мало встряхали? Все бесполезно. Беларуская адукацыя ў заняпадзе». Что взять с недалеких дегенератов, которые два и два толком сложить не могут? Мудрость нормальной государственной политики им все равно не понять. Той, в которой встряхивали, встряхивают и будут встряхивать не только вузы, но и абсолютно все механизмы огромной государственной машины.

Логика развития

Выражение образное, его можно легко заменить на казенные «придать большую динамику», «поднять на новый качественный уровень», все будет правильно. Кто помнит, в Беларуси высшее образование впервые «встряхнули», едва Александр Лукашенко переступил порог президентского кабинета, тогда еще в Доме Правительства. Одно из первых требований Главы государства касалось изменения системы приема в вузы. В стране, объявившей главенствующим принципом государственной политики справедливость, тот бардак, который творился в высшей школе, был абсолютно неприемлем. Единой системы приема не было. Что ни ректор — царь, что ни декан — удельный князь. Поступление с черного хода было обычной практикой. Кто-то за деньги, кто-то по блату. Места для простых парней и девушек, родители которых не имели ни достаточно денег, ни волосатой руки, ни нужных знакомств, были по остаточному принципу. Уж кому как не Александру Лукашенко, поступавшему в свое время в вуз простым деревенским парнем, было не знать всю подноготную этой прогнившей коррупционной кухни. Система трещала, сопротивлялась, но была сломлена. А чтобы неповадно было, каждый год вступительную кампанию стала контролировать специально создаваемая государственная комиссия. Абитуриентам и их родителям дышать стало легче. Нормальное волнение, разумеется, никуда не делось, а вот чувство бессильной досады при виде розовощеких хомячков, шедших в экзаменационные кабинеты поплевывая, ушло.

Таких встрясок было несколько, и каждая из них действительно поднимала систему вузов на качественно новый уровень. Последняя — относительно недавнее введение централизованного экзамена с последующей корректировкой системы подсчета баллов по просьбе граждан. А в промежутке между событиями четвертьвековой давности и нынешними была кропотливая работа по совершенствованию самого образовательного трека.

Проблема выбора

Эта дорога не была прямой и безухабистой. На довольно протяженной ее части шло соперничество сторонников развития и совершенствования системы на основе классической советской модели с апологетами западных стандартов. Причем в числе тех, кто выступал за Болонский процесс, далеко не все были злобными скрытыми врагами. Многие действительно искренне верили в его преимущества. Однако победила классика, и это прекрасно.

Только теперь с высоты пройденных лет стало совершенно ясно, для чего Запад настойчиво пытался насаждать у нас свои образовательные стандарты. Это прямой путь к вытягиванию наиболее талантливой и способной молодежи к себе, как это произошло в ряде постсоветских стран. Это, во-первых. А во-вторых, выездные семинары и тренинги для педагогов по теме «образовательных» стандартов — прекрасная возможность вложить в головы преподавателям антигосударственные идеи, а по возвращении они сеяли бы «разумное, вечное» на благодатной почве белорусского студенчества. Это еще одна из тех бездонных ям, по краю которых нам удалось пройти на пути построения своей государственности.

Подмена понятий

Образование может использоваться в качестве инструмента манипуляций и другими способами. Одно время сопредельные страны стали завлекать белорусскую молодежь на учебу к себе. В Вильнюсе, например, была создана клоака ЕГУ, которая по какому-то недоразумению называется университетом. Вроде и учебное заведение, а на самом деле — настоящая станция по промывке мозгов и взращиванию новых поколений вражеской «пятой колонны». Сколько юных судеб раскрошила эта контора — поди сосчитай. Любопытно, что «специалисты» с ее «дипломом» никому и даром не нужны ни в самой Литве, ни в Латвии, ни в Польше, а подальше на Западе — и тем более. Филькина грамота. Даже те из ребят, кто удержался и не совершил правонарушений или преступлений против Беларуси во время обучения и возвращается домой, остаются у разбитого корыта. Столько лет потрачено на получение бесполезного фантика, а выхлопа — ноль. Все придется начинать с нуля. А это неимоверно тяжело. Знания-то уже далеко не те, что сразу после выпуска из школы.

«Образовательным туризмом» отметилась и Польша. Там в свое время запустили стипендиальную программу имени Калиновского. Как они ее позиционировали: «для поддержки молодых белорусов, которые не могут получить высшее образование в Беларуси из-за своих политических убеждений». В переводе на человеческий — для тех оболтусов, которые, пошлявшись по минским проспектам с бчб-анучей, на уголовку не находили, а вот из вуза вылетели.

Истинная суть таких программ, как и контор типа ЕГУ, очевидна. Там готовили передовые отряды, которые по возвращении в страну соберут вокруг себя еще какое-то количество молодежи, увлекут друзей-подруг пагубными идеями, и это уже будет армия, которая в час икс станет движущей силой государственного переворота. Отчасти эта схема сработала в ­2020 году.

Нет, может, кто-то мечтает о распиаренных Гарвардах или Оксфордах — пожалуйста. Но под них калиновских стипендий никто не даст, тут уже совсем другая история — за свой счет. Есть у родителей тугая мошна — грызи гранит науки там. Но с пониманием, что тоже играешь в казино. Сам по себе гарвардский диплом — это еще не безусловный пропуск в клуб воротил Уолл-стрит. Тут еще надо очень попотеть. А дома знания, полученные в США, не факт, что окажутся востребованными. Системы у нас разные. Выпускник Гарварда да любого западного вуза просто не найдет, как применить свои знания к нашим реалиям. Опять потраченные впустую годы и бешеные деньги.

Расстановка приоритетов

Вот почему Президент нацеливает и научно-педагогическое сообщество, и Правительство на постоянное совершенствование системы образования в целом и его вузовского сегмента в том числе. Чтобы молодые люди, их родители видели, что наши школы — высокого порядка. Знания дают качественные. А главное, их есть где применить в стране, чтобы профессионально расти. Ну а чем выше профессионал, тем дороже он стоит. Это уже аксиома.

Кто-то спросит, но тогда почему развитие идет путем перманентных «встрясок». Тут уже дело в правильной расстановке приоритетов. Ни одно государство не может постоянно концентрировать внимание и ресурсы на всех сферах. Это просто даже финансово невозможно. Система, при которой поступательно качественно развивается вся страна, у нас выстроена. Но в определенные моменты власть концентрирует внимание на той сфере, которая либо наиболее важна в этот период, либо чуть замедлила движение вперед.

Так сложилось исторически, и эта стратегия себя оправдывает. Не было экономики — ставилась задача запустить заводы. Запустили, появились какие-то деньги — взялись за сельское хозяйство. И вот нормальная работа народно-хозяйственного комплекса позволяет динамично развивать и науку, и образование, и здравоохранение. Сегодня подтолкнули медицину, пошла вперед, завтра за среднюю школу взялись. Появилась здесь динамика — вузы простимулируем. И так по каждой сфере, из года в год. От уровня к уровню. Все выше и выше. Экономика, социалка, армия, правоохранительный блок, промышленность, ВПК. У ответственного и эффективного государства нет второстепенных сфер. Сейчас снова подошло время дать новый импульс роста вузовскому образованию, и к сентябрю мы увидим, каким образом. Но ни одно прочее направление из внимания не выпадает. Не забываем, в Год качества стоит задача превзойти себя во всем. 

kryat@sb.by

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter