Как уголовно-исполнительная инспекция помогает бывшим осужденным
25.07.2019 00:02:00
Виктор ПОНОМАРЕВ
В облике капитана Сергея Яговдика удивляет доброе выражение лица. С одной стороны, в этом нет противоречия: богатыри часто бывают добряками. Но в биографии капитана есть и 9 лет службы в СПК — спецподразделении по конвоированию. Служба не для слабонервных, казалось бы, должна выработать в человеке некоторую суровость. Тем более что и сейчас капитан Яговдик имеет дело главным образом с гражданами судимыми, иногда многократно. Но даже самые сложные судьбы в его рассказе не предстают безнадежными: «Я готов помочь каждому, кто готов мою помощь принять». Это не дежурные слова, не поза — позиция. Сочетание силы и доброты не парадоксально, а логично.
Сергей Яговдик.
В «кольце»
«Это помещение мы иногда называем «кольцо», — говорит капитан, приглашая в служебный кабинет, где напротив него сидит вриод начальника уголовно-исполнительной инспекции Октябрьского РУВД Минска майор милиции Дмитрий Мурашко. Сюда регулярно приходят люди, чью жизнь описывает фраза из «Джентльменов удачи»: «Украл, выпил — в тюрьму!»
На учете в РУВД состоят более тысячи не очень законопослушных граждан, которых милицейская статистика разделяет по разным категориям: осужденные к общественным и исправительным работам; к ограничению свободы без направления в исправительные учреждения; с отсрочкой исполнения и с условным неприменением наказания; условно-досрочно освобожденные...
Но капитан Яговдик и его коллеги работают лишь с теми, кто имеет неснятую или непогашенную судимость, и лицами, в отношении которых установлен превентивный надзор. Смысл этой правовой меры проще показать на судьбах двоих поднадзорных, которые не отказали мне в общении.
Александр. 45 лет. Освободился из Новосад, где отбывал срок за кражу, а до этого несколько раз за то же сидел в Орше. Наказывался и за уклонение от надзора, общий срок не припомнит. Семьи нет, только сожительница.
— Александр, как жизнь дальше пойдет? Что будет завтра, через год?
— Надо исправляться. Уже надоела такая жизнь.
— Справишься?
— Буду стараться.
Василий. В 1980-х начал с мелких краж, в 1995-м за разбой получил серьезный срок, потом опять были кражи. Признается, что в 1990-е «творил такие вещи, которые даже в фильмах не всегда увидишь».
— Назвать можете?
— Не хочу прошлое ворошить: забыть стараюсь.
— Семья есть?
— Нет и никогда не было.
— Что будет завтра?
— Выхожу на работу. Грузчиком на железной дороге. Другой специальности нет. Ходатайствовала инспекция. В тюрьму не хочу. Там сейчас делать нечего, другие времена.
— Помощь нужна?
— Сам справлюсь.
Явно лукавит. Ремарка Яговдика: «Знаю Василия более 5 лет. Как только устанавливался превентивный надзор, он становился шелковым. Когда надзор снимался, в его сознании что-то щелкало: нарушения, приводы, протоколы... Без надзора, боюсь, не справится. Прогноз? В 2023 году гасится судимость. Даю процентов 75, что до этого срока обойдется без судимостей».
Таких поднадзорных у капитана Яговдика 58 человек. Деятельно участвуя в их судьбах, он не только о них заботится, но и нас с вами оберегает от возможных преступлений своих подопечных. В этом суть превентивного надзора. Каждого знает в лицо, и это очень помогает во время рейдов по району. Например, на вокзале и в его окрестностях. При первом знакомстве на разговор с каждым тратит 2 — 2,5 часа, чтобы узнать и понять как можно больше. Составляет мысленный прогноз: с какой вероятностью человек социализируется или совершит очередное преступление. С опытом прогнозы все точней. А в начале службы Яговдик серьезно ошибся, как говорится, в лучшую сторону.
Легенда и жизнь
Это сейчас Вячеслава называют легендой инспекции, а когда-то он, хоть и айтишник, был злостным игроманом и наркоманом. Инспектору он казался неисправимым, безнадежным: 9 судимостей. Сергей Яговдик: «Он неоднократно нарушал режим превентивного надзора. А я был начинающим инспектором, мне нужен был результат. Иногда хотелось всерьез его «упечь».
Вместо этого инспектор, поразмыслив, устроил Вячеслава в реабилитационный центр. Без особой надежды. Но парень через полгода вернулся преображенным, будто заново родившимся человеком. Капитан признается: «Парень меня очень удивил».
Опыт обретался не сразу, хотя Яговдик пришел в милицию по призванию (мечтал с детства), имея дипломы техникума экономики и права и Минского института управления. В 2012-м, в самом начале службы, он остался в инспекции один и через пару месяцев буквально взвыл от собственной беспомощности.
Контролировать поднадзорных — это полдела. Еще надо уметь вести их дела. В частности, точно определять сроки погашения судимости. У некоторых криминальная биография начиналась еще в 1970-х.
Ошибка может серьезно сказаться на судьбе человека и доставить неприятности инспектору: «Я ощутил недостаток знаний, которые нужны сейчас, здесь. А помочь некому. И тогда я пошел в ГУВД Мингорисполкома — вы меня направили в инспекцию, вы и научите».
Яговдика целый месяц обучал специфическим умениям старший инспектор отдела надзорной исполнительной деятельности майор милиции Александр Швед. Сейчас он на пенсии, но по-прежнему готов помочь, и Яговдик ему периодически звонит.
А бывший наркоман Вячеслав позвонил Яговдику, когда мы собрались ехать на монастырское подворье. Они общаются нередко. Сейчас Вячеслав работает в организации, которая помогает наркозависимым выйти из порочного круга. Никогда не отказывается приехать в милицию, чтобы прочесть поднадзорным лекцию или просто рассказать о своей судьбе как наглядном примере.
Я попросил у инспектора телефон, представился...
— Вячеслав, что можете сказать тем, кто повторяет ваши ошибки, хочет все исправить, но отчаялся? Ваши слова приведу в статье.
— Скажу одно: выход всегда есть. В моем случае это вера. Мне помогли бросить наркотики и восстановиться в социуме.
— А если кто-то не может повторить ваш путь? Чем может помочь милиция?
— Мне она помогла с программой реабилитации. Это инспектор Яговдик подсказал и оказал содействие. Увидел во мне человека, близко принял мою ситуацию... Он изменил мое мнение о милиции вообще. Благодаря ему я живу полноценной жизнью.
Пока этого не может сказать о себе Андрей, которого мы навещаем на монастырском подворье в окрестностях Минска. Но надежду ему подарил опять же инспектор Яговдик. Андрей отбыл последний срок за кражу: «Зашел выпить пива, взял со стола чужой телефон, а в зале была видеокамера...» Перед этим было еще шесть сроков примерно за то же. Квартиру Андрей пропил давно: ни кола ни двора, ни даже документов. Уже несколько раз задерживался пьяным в окрестностях вокзала, жить-то негде. Дальнейшее предсказать было несложно: «украл, выпил — в тюрьму».
Андрею повезло. Инспектор Яговдик очень похлопотал, чтобы с ним побеседовала матушка-настоятельница. Такой чести удостаивают далеко не каждого из тех, кто нарушал закон. Андрею поверили. Гарантий монастырь не дает: обязательства должен взять на себя сам Андрей. Сейчас он работает, отбывает послушание. Фермы, конюшня, теплицы, хоздвор — дел хватает. Если продержится, монастырь поможет и с восстановлением документов, которые позволят полноценно трудоустроиться. Как мне показалось, он наслаждается сытной едой, комфортным жильем, чистой постелью, окружающим пейзажем... Мне сказал так: «Назад не хочу. Буду стараться. Все есть: руки, ноги, голова и... одни грехи».
Многократно судимый Андрей верит, что сумеет разорвать порочное кольцо — «украл, выпил — в тюрьму».
Наш разговор состоялся еще перед Европейскими играми. На днях я позвонил инспектору: как дела у Андрея? Ответ: старается, работает, не пьет, пока все у него хорошо.
Инспектор же думает о предстоящем: «Я пережил две амнистии, но все равно это... сложно. Нагрузка возрастает. Каждый день на свободу выходят лица, сведения о которых ты не получал. Еженедельно приходят сведения о количестве освободившихся, и ты понимаешь, что 3 — 4 человека из списка до тебя не дошли. Едешь на адрес и выясняется, что человек там никогда не проживал. А у тебя есть всего 3 — 4 дня, чтобы найти его и поставить на учет...»
Сейчас, повторю, у инспектора Яговдика 58 поднадзорных. Примерно столько же было и в прошлом году, и в позапрошлом. За время службы выходит около полутысячи судеб. Среди них были и есть, что скрывать, неисправимые, почти безнадежные. Но именно для того Сергей Яговдик и пришел в милицию, чтобы помогать людям даже в самых тяжелых случаях — благополучные справятся сами. Он на своем месте.
…На днях в адрес майора Мурашко и капитана Яговдика поступила благодарность от поднадзорного, многократно судимого за наркотики и кражи минчанина Д. и его супруги. Они благодарят за то, что люди в погонах поверили, вразумили, помогли свернуть с преступного пути и даже поручились за подопечного перед серьезным работодателем. Сейчас у Д. все хорошо в семье и быту. На работе — прекрасные характеристики. В конце года его судимость будет погашена.
ponomarev@sb.by