Рецензия на спектакль Михаила Ковальчика “Шалом Алейхем! Мир вам, люди!”
08.05.2015 15:06:16
Иногда кажется, столько в нас сегодня злобы, острой досады на самих себя, затаившейся обиды, что никаким искусством не вытравишь. А его, искусства стоящего, способного смягчать нравы и звать не к дубинам, а к самовару, блюдцу с чаем на тихой веранде, остается все меньше. Многое направлено на эпатаж, провокацию, скандал. Главное — ввязаться в драку, а там посмотрим.
Ушли из творчества игра, ирония, фантазия. Мир художественного вымысла больше не отдушина для нас, а скорее контрастный душ. Из последнего впечатлил российский фильм “Доктор” режиссера Владимира Панкова, некогда поставившего в Купаловском театре жизнеутверждающую “Свадьбу” по Чехову.
В кадре — пьянство, грязь, бездорожье, антисанитария провинциальной больницы, врачи-недоумки, сцены тяжелых родов и ампутации конечностей. Досмотрел из чистого профессионального азарта: до какого бреда в изображении границ экстремального человеческого опыта дойдет режиссер? Наверняка есть картины и гаже “Доктора”. Помните, как у Ежи Леца: думал, достиг дна, и тут снизу постучали...
Это древние греки были озабочены проблемой катарсиса, нынешние творцы глядят шире: им главное — столкнуть зрителей лбами, чтобы искры пошли, навязать свое мнение, пропищать пусть квелую, но мысль на худеньких ножках. Чтобы после фильма или спектакля захотелось не жить, а пойти в хозяйственный магазин за последним куском мыла по очередной акции и надежной веревкой. Ты лишь беспечный червячок в яблоке бытия, говорят мне со всех сторон. Пыль на подошвах. Не дано тебе, бескрылому, узреть общую картину мира и воспарить над равниной жизни...
На этом безрадостном фоне спектакль Михаила Ковальчика “Шалом Алейхем! Мир вам, люди!”, который идет на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра, выгодно отличается своей художественной цельностью, энергией и оптимизмом.
После премьеры спектакль заметно вырос. Он набрал эмоций, художественной цельности, стал богаче в нюансах. Главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик, сменивший на этом посту Сусанну Цирюк, очень деликатно подошел к творчеству Шолом-Алейхема и его повести “Тевье-молочник”. Как постановщик с большим опытом и кругозором Ковальчик наверняка видел и “Поминальную молитву” Григория Горина в постановке Марка Захарова в Ленкоме, и какую-нибудь из версий мюзикла “Скрипач на крыше” американского композитора Джерри Бока. И взял в свой спектакль все лучшее, что было в этих постановках: масштабность общих хоровых сцен, тонкий юмор, кружевную драматическую игру.
— Мне не хотелось бы, чтобы в нашем спектакле был привкус анекдотов про Одессу, — признавался режиссер накануне премьеры. — В изображении еврейской эстетики и темы, к сожалению, накопились свои штампы. Хотелось бы их в своей работе избежать.
И получилось. То, как по-новому прочел белорусскую историю режиссер в предыдущей своей работе — мюзикле “Софья Гольшанская”, вселяло уверенность и в будущий проект. Может, не сразу этот “атлант расправил плечи”, но теперь он стал одним из самых мощных и жизнеспособных спектаклей афиши минского театра. Вошел во вкус роли Тевье Антон Заянчковский, редкое комическое обаяние демонстрирует Наталия Гайда, добавили в свою коллекцию любопытных персонажей Лидия Кузьмицкая, Маргарита Александрович и Екатерина Дегтярева. Это как раз тот случай, когда не хочется вспоминать артистов походя. Ведь эта работа — настоящий ансамблевый спектакль. Все тут хороши по-своему.
Музыкальную эстетику Джерри Бока прекрасно переосмыслил и дополнил белорусский композитор Олег Ходоско. Он тяготеет к метафоричному музыкальному языку, избегая в своих лучших работах предсказуемого мелодизма. До этого Олег предлагал театру мюзикл по “Ладдзе роспачы” Владимира Короткевича. Это была сложная, многоуровневая работа, которая, возможно, еще когда-нибудь увидит свет. Но здесь мы видим Ходоско-оптимиста, неунывающего хулигана. В конце концов он еще так дьявольски молод для композитора.
“Шалом Алейхем! Мир вам, люди!” — спектакль-праздник, который надолго остается в памяти. Его философия близка и понятна каждому зрителю. Особенно в наше неспокойное время, когда беда пришла в дом соседей. Мы все плывем по реке времени в одной лодке, поэтому глупо ее раскачивать, выставлять друг другу счета и претензии. Вполне возможно, что спектакль Михаила Ковальчика сплотит зрителей так же, как в свое время сплотила появившаяся в эпоху начинавшегося безвременья “Поминальная молитва” Захарова. Теплый, мягкий, живой, позитивный и отзывчивый спектакль, после которого так хочется жить и протянуть руку помощи. И петь, даже если начисто лишен музыкального слуха.
Ушли из творчества игра, ирония, фантазия. Мир художественного вымысла больше не отдушина для нас, а скорее контрастный душ. Из последнего впечатлил российский фильм “Доктор” режиссера Владимира Панкова, некогда поставившего в Купаловском театре жизнеутверждающую “Свадьбу” по Чехову.
В кадре — пьянство, грязь, бездорожье, антисанитария провинциальной больницы, врачи-недоумки, сцены тяжелых родов и ампутации конечностей. Досмотрел из чистого профессионального азарта: до какого бреда в изображении границ экстремального человеческого опыта дойдет режиссер? Наверняка есть картины и гаже “Доктора”. Помните, как у Ежи Леца: думал, достиг дна, и тут снизу постучали...
Это древние греки были озабочены проблемой катарсиса, нынешние творцы глядят шире: им главное — столкнуть зрителей лбами, чтобы искры пошли, навязать свое мнение, пропищать пусть квелую, но мысль на худеньких ножках. Чтобы после фильма или спектакля захотелось не жить, а пойти в хозяйственный магазин за последним куском мыла по очередной акции и надежной веревкой. Ты лишь беспечный червячок в яблоке бытия, говорят мне со всех сторон. Пыль на подошвах. Не дано тебе, бескрылому, узреть общую картину мира и воспарить над равниной жизни...
На этом безрадостном фоне спектакль Михаила Ковальчика “Шалом Алейхем! Мир вам, люди!”, который идет на сцене Белорусского государственного академического музыкального театра, выгодно отличается своей художественной цельностью, энергией и оптимизмом.
После премьеры спектакль заметно вырос. Он набрал эмоций, художественной цельности, стал богаче в нюансах. Главный режиссер театра, заслуженный деятель искусств России Михаил Ковальчик, сменивший на этом посту Сусанну Цирюк, очень деликатно подошел к творчеству Шолом-Алейхема и его повести “Тевье-молочник”. Как постановщик с большим опытом и кругозором Ковальчик наверняка видел и “Поминальную молитву” Григория Горина в постановке Марка Захарова в Ленкоме, и какую-нибудь из версий мюзикла “Скрипач на крыше” американского композитора Джерри Бока. И взял в свой спектакль все лучшее, что было в этих постановках: масштабность общих хоровых сцен, тонкий юмор, кружевную драматическую игру.
— Мне не хотелось бы, чтобы в нашем спектакле был привкус анекдотов про Одессу, — признавался режиссер накануне премьеры. — В изображении еврейской эстетики и темы, к сожалению, накопились свои штампы. Хотелось бы их в своей работе избежать.
И получилось. То, как по-новому прочел белорусскую историю режиссер в предыдущей своей работе — мюзикле “Софья Гольшанская”, вселяло уверенность и в будущий проект. Может, не сразу этот “атлант расправил плечи”, но теперь он стал одним из самых мощных и жизнеспособных спектаклей афиши минского театра. Вошел во вкус роли Тевье Антон Заянчковский, редкое комическое обаяние демонстрирует Наталия Гайда, добавили в свою коллекцию любопытных персонажей Лидия Кузьмицкая, Маргарита Александрович и Екатерина Дегтярева. Это как раз тот случай, когда не хочется вспоминать артистов походя. Ведь эта работа — настоящий ансамблевый спектакль. Все тут хороши по-своему.
Музыкальную эстетику Джерри Бока прекрасно переосмыслил и дополнил белорусский композитор Олег Ходоско. Он тяготеет к метафоричному музыкальному языку, избегая в своих лучших работах предсказуемого мелодизма. До этого Олег предлагал театру мюзикл по “Ладдзе роспачы” Владимира Короткевича. Это была сложная, многоуровневая работа, которая, возможно, еще когда-нибудь увидит свет. Но здесь мы видим Ходоско-оптимиста, неунывающего хулигана. В конце концов он еще так дьявольски молод для композитора.
“Шалом Алейхем! Мир вам, люди!” — спектакль-праздник, который надолго остается в памяти. Его философия близка и понятна каждому зрителю. Особенно в наше неспокойное время, когда беда пришла в дом соседей. Мы все плывем по реке времени в одной лодке, поэтому глупо ее раскачивать, выставлять друг другу счета и претензии. Вполне возможно, что спектакль Михаила Ковальчика сплотит зрителей так же, как в свое время сплотила появившаяся в эпоху начинавшегося безвременья “Поминальная молитва” Захарова. Теплый, мягкий, живой, позитивный и отзывчивый спектакль, после которого так хочется жить и протянуть руку помощи. И петь, даже если начисто лишен музыкального слуха.
pepel@sb.by