Артиста России Вячеслава Шалевича зрители любили за внутреннюю силу экранных образов
24.05.2019 13:28:33
Валентин ПЕПЕЛЯЕВ
Отец знаменитого советского артиста Вячеслава Шалевича, известного по картинам «Капитанская дочка», «Три тополя на Плющихе», «Виринея» и многим другим, был офицером госбезопасности, в свое время служил в Полоцке, затем — в Мозыре. На восьмом месяце беременности мать Шалевича уехала из Минска в Москву, говорят, из-за ревности. В 1938-м отец был осужден, с сыном не виделся. И только в 1972 году, когда Вячеславу Шалевичу было уже 38 лет, он встретил на гастролях в Алтайском крае мужчину, который представился Анатолием Шалевичем. Но говорить им было не о чем. Время умеет разъединять людей, даже самых близких. 27 мая Вячеславу Шалевичу могло бы исполниться 85 лет. Телеканал «Культура» предлагает телезрителям в эти дни фильм режиссера Владимира Каплуновского «Капитанская дочка» и архивную программу «Линия жизни», в которой принимал участие Вячеслав Анатольевич.
Шалевич бывал в Минске, когда сюда еще в советское время приезжал на гастроли театр имени Вахтангова, в котором он отработал почти 60 лет после окончания Щукинского училища. Актер признавался:
— Мне всегда хотелось быть хорошим спортсменом, журналистом или артистом. Спортсмен из меня никакой, о профессии журналиста я подумывал, но артистом мечтал стать всегда. После окончания Щукинского училища меня приняли в театр имени Вахтангова. И это большое счастье, потому что я застал на сцене великих мастеров, которые жили этим театром. Однажды я опоздал после напряженных съемок в фильме «Хоккеисты» на спектакль, меня собрались увольнять. Но Рубен Николаевич Симонов отстоял меня, более того — предложил художественному совету дать мне главную роль в новом спектакле.
Последний раз актер вышел на сцену театра имени Вахтангова 1 декабря 2016 года в спектакле Римаса Туминаса «Пристань», в одной из новелл которого (по мотивам произведения Бертольда Брехта) он сыграл Галилео Галилея. «Пристань» была задумана Туминасом как дань уважения к старейшим актерам труппы, которыми он восхищался. К сожалению, спектакль-бенефис, где у каждого из них была своя тема, свой герой, своя исповедь, постепенно становился все короче и короче: уходили актеры — Юрий Яковлев, Владимир Этуш… Шалевичу стало плохо прямо во время действия. Врачи скорой помощи констатировали повышенное давление, однако от госпитализации он отказался. И все же спустя два дня попал в реанимацию Боткинской больницы с судорожным синдромом, затем впал в кому. Не приходя в сознание, актер умер 21 декабря 2016-го на 83-м году жизни.
Вячеслав Анатольевич прожил сложную жизнь, в том числе личную. У него было четыре брака. Роман с актрисой Валентиной Титовой, которая в итоге предпочла Владимира Басова, был долгим и мучительным. На экране же все виделось по-другому: Шалевич одним взглядом своих жгучих глаз покорял женские сердца. Его героев, пусть они иногда и были окрашены в негативные тона, зрители искренне любили за внутреннюю силу и мощь характера.
Когда советский кинематограф рухнул, фактура Шалевича была востребована и в 1990-е. Название одной из его картин того периода — «Любовь немолодого человека» — стало пророческим. Его последняя жена Татьяна была младше на 35 лет, что породило определенные пересуды. В 2001 году у них родилась дочь Анна.
Конечно, после больших и серьезных работ в картинах Татьяны Лиозновой, Юлия Карасика, Алоиза Бренча приходилось понижать планку. Задачи ставились уже другие. Вячеслав Анатольевич активно снимался в картинах, которые не претендовали на то, чтобы стать художественным открытием: «Американский дедушка», «Муж собаки Баскервилей», «Фиктивный брак», «Женщин обижать не рекомендуется».
Много легенд и домыслов было связано с пропавшим на время (а на самом деле спрятанным продюсерами) фильмом Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Но, как оказалось, слухи о его художественных достоинствах были сильно преувеличены. Фильм рассыпается на отдельные куски, выглядит плакатным и неряшливым. Он снят в духе популярного в 1990-е «кооперативного кино». Хотя в этом фильме Шалевич добросовестно и убедительно исполнил роль первосвященника Иудеи Иосифа Каифа. Его человеческое обаяние подошло духу романа Булгакова, но не спасло картину от провала.
Позже, когда настала сериальная пора, Шалевич одинаково убедительно играл как отставных военных, так и криминальных авторитетов, советских политических деятелей и авантюристов. И зритель ему опять верил. Появились популярные телевизионные проекты: «Марш Турецкого», «Московская сага», «Брежнев», «Звезда эпохи», «Боец», «Женская логика». Последней его работой в кино стала роль Леонида Ильича Брежнева в детективном сериале «Дело гастронома № 1». Конечно, актер замечал все огрехи на съемочной площадке, вздыхал, но ничего поделать не мог. Снова став «молодым отцом», он должен был зарабатывать деньги. По поводу съемок в сериалах Шалевич говорил: «Все сериалы сейчас похожи один на другой. Артисты, которые в них заняты, тоже все похожи. Я вспоминаю «Семнадцать мгновений весны», было пятьсот человек артистов, и все делали то, что обычно не делают. Татьяна Лиознова сама мне позвонила, пригласила на пробы, чтобы увидеть меня непохожим, другим, — вот это была редкая забота со стороны режиссера. Таких людей становится мало. Но я не понимал тогда, что снимаюсь у блестящего режиссера. Ум, грандиозная энергетика Лиозновой, которой еще не знал кинематограф. На площадке она много импровизировала: этот приход в кафе, когда главные герои не сказали друг другу ни слова под незабываемую музыку. Когда же шла работа над фильмом «Три тополя на Плющихе», она очень хотела, чтобы в картине звучала музыка Пахмутовой, однако та сперва отказалась. Лиознова пригласила ее посмотреть отснятый материал, и Александра Николаевна, увидев лицо Ефремова, когда он кладет руки на руль, ахнула и согласилась. Режиссеров, подобных Лиозновой, я не встречал».
Справедливости ради заметим, что и актеров уровня Вячеслава Шалевича сегодня не становится больше…
ФАКТ
С 1998 по 2012 год народный артист России Вячеслав Шалевич возглавлял Московский драматический театр имени Рубена Симонова, одновременно играя роли в театре имени Вахтангова.
pepel@sb.by
Шалевич бывал в Минске, когда сюда еще в советское время приезжал на гастроли театр имени Вахтангова, в котором он отработал почти 60 лет после окончания Щукинского училища. Актер признавался:
— Мне всегда хотелось быть хорошим спортсменом, журналистом или артистом. Спортсмен из меня никакой, о профессии журналиста я подумывал, но артистом мечтал стать всегда. После окончания Щукинского училища меня приняли в театр имени Вахтангова. И это большое счастье, потому что я застал на сцене великих мастеров, которые жили этим театром. Однажды я опоздал после напряженных съемок в фильме «Хоккеисты» на спектакль, меня собрались увольнять. Но Рубен Николаевич Симонов отстоял меня, более того — предложил художественному совету дать мне главную роль в новом спектакле.
Последний раз актер вышел на сцену театра имени Вахтангова 1 декабря 2016 года в спектакле Римаса Туминаса «Пристань», в одной из новелл которого (по мотивам произведения Бертольда Брехта) он сыграл Галилео Галилея. «Пристань» была задумана Туминасом как дань уважения к старейшим актерам труппы, которыми он восхищался. К сожалению, спектакль-бенефис, где у каждого из них была своя тема, свой герой, своя исповедь, постепенно становился все короче и короче: уходили актеры — Юрий Яковлев, Владимир Этуш… Шалевичу стало плохо прямо во время действия. Врачи скорой помощи констатировали повышенное давление, однако от госпитализации он отказался. И все же спустя два дня попал в реанимацию Боткинской больницы с судорожным синдромом, затем впал в кому. Не приходя в сознание, актер умер 21 декабря 2016-го на 83-м году жизни.
Вячеслав Анатольевич прожил сложную жизнь, в том числе личную. У него было четыре брака. Роман с актрисой Валентиной Титовой, которая в итоге предпочла Владимира Басова, был долгим и мучительным. На экране же все виделось по-другому: Шалевич одним взглядом своих жгучих глаз покорял женские сердца. Его героев, пусть они иногда и были окрашены в негативные тона, зрители искренне любили за внутреннюю силу и мощь характера.
Когда советский кинематограф рухнул, фактура Шалевича была востребована и в 1990-е. Название одной из его картин того периода — «Любовь немолодого человека» — стало пророческим. Его последняя жена Татьяна была младше на 35 лет, что породило определенные пересуды. В 2001 году у них родилась дочь Анна.
Конечно, после больших и серьезных работ в картинах Татьяны Лиозновой, Юлия Карасика, Алоиза Бренча приходилось понижать планку. Задачи ставились уже другие. Вячеслав Анатольевич активно снимался в картинах, которые не претендовали на то, чтобы стать художественным открытием: «Американский дедушка», «Муж собаки Баскервилей», «Фиктивный брак», «Женщин обижать не рекомендуется».
Много легенд и домыслов было связано с пропавшим на время (а на самом деле спрятанным продюсерами) фильмом Юрия Кары «Мастер и Маргарита». Но, как оказалось, слухи о его художественных достоинствах были сильно преувеличены. Фильм рассыпается на отдельные куски, выглядит плакатным и неряшливым. Он снят в духе популярного в 1990-е «кооперативного кино». Хотя в этом фильме Шалевич добросовестно и убедительно исполнил роль первосвященника Иудеи Иосифа Каифа. Его человеческое обаяние подошло духу романа Булгакова, но не спасло картину от провала.
Позже, когда настала сериальная пора, Шалевич одинаково убедительно играл как отставных военных, так и криминальных авторитетов, советских политических деятелей и авантюристов. И зритель ему опять верил. Появились популярные телевизионные проекты: «Марш Турецкого», «Московская сага», «Брежнев», «Звезда эпохи», «Боец», «Женская логика». Последней его работой в кино стала роль Леонида Ильича Брежнева в детективном сериале «Дело гастронома № 1». Конечно, актер замечал все огрехи на съемочной площадке, вздыхал, но ничего поделать не мог. Снова став «молодым отцом», он должен был зарабатывать деньги. По поводу съемок в сериалах Шалевич говорил: «Все сериалы сейчас похожи один на другой. Артисты, которые в них заняты, тоже все похожи. Я вспоминаю «Семнадцать мгновений весны», было пятьсот человек артистов, и все делали то, что обычно не делают. Татьяна Лиознова сама мне позвонила, пригласила на пробы, чтобы увидеть меня непохожим, другим, — вот это была редкая забота со стороны режиссера. Таких людей становится мало. Но я не понимал тогда, что снимаюсь у блестящего режиссера. Ум, грандиозная энергетика Лиозновой, которой еще не знал кинематограф. На площадке она много импровизировала: этот приход в кафе, когда главные герои не сказали друг другу ни слова под незабываемую музыку. Когда же шла работа над фильмом «Три тополя на Плющихе», она очень хотела, чтобы в картине звучала музыка Пахмутовой, однако та сперва отказалась. Лиознова пригласила ее посмотреть отснятый материал, и Александра Николаевна, увидев лицо Ефремова, когда он кладет руки на руль, ахнула и согласилась. Режиссеров, подобных Лиозновой, я не встречал».
Справедливости ради заметим, что и актеров уровня Вячеслава Шалевича сегодня не становится больше…
ФАКТ
С 1998 по 2012 год народный артист России Вячеслав Шалевич возглавлял Московский драматический театр имени Рубена Симонова, одновременно играя роли в театре имени Вахтангова.
pepel@sb.by