Интервью начальника Оперативно-аналитического центра при Президенте Андрея ПАВЛЮЧЕНКО
23.04.2018 23:05:13
Роман РУДЬ
Десять лет назад, 21 апреля 2008 года, был создан Оперативно–аналитический центр при Президенте Республики Беларусь. За прошедшие годы ОАЦ стал одной из важнейших спецслужб страны, обеспечивающей защиту информации и развитие интернет–технологий. В силу специфики деятельности центра его руководители ни разу не давали газетных интервью. Сегодня впервые о работе Оперативно–аналитического центра в беседе с корреспондентом «СБ» откровенно рассказывает начальник ОАЦ Андрей ПАВЛЮЧЕНКО.
— Андрей Юрьевич, что явилось предпосылкой для создания Оперативно–аналитического центра при Президенте?
— В первую очередь понимание руководством страны ситуации, складывающейся в государстве на фоне бурного развития информационных технологий. Существовавшие на тот момент государственные органы уже не в полной мере могли контролировать процессы, идущие в IT–сфере, и своевременно отвечать на риски, вызовы и угрозы национальной безопасности Беларуси в информационной сфере. Потому и было принято решение сконцентрировать в одной службе полномочия, которые включали бы в себя оперативно–аналитическую составляющую, внедрение современных технологий и развитие интернет–пространства, защиту важнейшей информации. Конечно, вектор развития заложили наши ветераны, начинавшие работу в Государственном центре безопасности информации, созданном еще в 1993 году. Немало их практических наработок пригодилось при становлении ОАЦ. И сегодня, в день 10–летия центра, я могу сказать, что он является достаточно авторитетным госорганом, хотя и молод.
— На чем зиждется этот авторитет?
— В стенах ОАЦ был собран коллектив настоящих профессионалов, неравнодушных как к государственным проблемам, так и к нуждам граждан. Иногда в нас видят инстанцию, которая действительно способна объективно и беспристрастно разобраться в любой ситуации. Дело, возможно, и в том, что мы не гонимся за количественными показателями, сделав ставку на качество работы. Это качество можно легко оценить по спектру наших задач, которые вроде бы незаметно, но уверенно решаются. Их результаты сказываются на жизни страны. Центр наряду с другими госорганами вносит свою лепту в дело развития Беларуси как современного государства.
— Можно ли назвать основные из них?
— По сути, ОАЦ является независимым регулятором рынка телекоммуникаций. Ему подчинены три организации, охватившие все стороны защиты информации и развития IT–технологий. Национальный центр обмена трафиком координирует работы по созданию и развитию единой республиканской сети передачи данных, а также обеспечивает защиту этой сети от несанкционированного доступа. Он же осуществляет пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств. Научно–исследовательский институт технической защиты информации, кроме развития информационно–коммуникационных технологий, также выполняет задания различных госорганов и организаций по анализу и повышению уровня безопасности их информационных систем. Национальный центр электронных услуг, что следует из его названия, создает наиболее удобный формат взаимодействия населения и государственных органов. И это далеко не все задачи, которые выполняют ОАЦ и его структуры. Не менее важна криптографическая защита информации, которая подразумевает не только шифрование данных, но и подтверждение их подлинности. Центр проводит все работы по лицензированию, сертификации и экспертизе в сфере технической защиты информации. Наконец, крайне значимой для безопасности государства является задача по защите критически важных объектов информатизации.
— О чем идет речь в этом случае?
— Говоря официально, речь идет о любых объектах, сбой в работе которых способен привести к значительным негативным последствиям для национальной безопасности в политической, экономической, социальной, информационной, экологической и иных сферах.
— А кто может посягнуть на такие объекты? Угроза исходит от неизвестных самодеятельных хакеров или конкретных террористических групп?
— Первоначально атаки на наши информационные системы действительно носили неорганизованный, стихийный характер. Но в последнее время появляется ощущение, что создание хакерских команд четко координируется неким центром. И не одним. Это мнение складывается из оценки методов работы этих групп, объединенных, вероятно, единой задачей — взломать наши системы защиты. Из разных соображений — как геополитического, так и меркантильного свойства.
— В последнем случае вы имеете в виду уголовную преступность?
— Да, именно поэтому безопасность информации, в том числе и вполне, казалось бы, обыденной, сейчас выходит на первый план. Вся наша жизнь — к сожалению или к счастью — смещается в интернет. Вы же видите: не только дети, но и старшее поколение уже вовсю пользуется мессенджерами и социальными сетями, все погружены в гаджеты. Мы стали не только общаться в сети, но и совершать там покупки. Следовательно, наши кошельки становятся мишенью для преступных элементов.
— То есть задача ОАЦ — информационная защита не только экономики государства, но и каждого конкретного человека?
— Я немного по–другому скажу. Когда речь идет о защите государственных ресурсов, то подразумевается и защита личных персональных данных каждого гражданина. Потому что люди — это главный и самый ценный ресурс государства. Их персональные данные в чужих руках могут оказаться удобным инструментом как для совершения преступлений, так и для оказания влияния на экономические и общественные процессы в стране.
— Речь о внешних угрозах?
— Глава государства не раз подчеркивал, что Беларусь желает жить в мире со всеми, кто уважает нашу независимость. Но не всем это нравится. Поэтому отвечу на ваш вопрос так же, как уже говорил Президент: мы готовы учиться, но не готовы, чтобы нас поучали. Тем более менторским тоном.
— Какую угрозу можно назвать внутренней?
— Без сомнения, главный внутренний враг — коррупция. Которая, как ржавчина, разъедает весь государственный организм. Мы, конечно же, вместе с коллегами из других правоохранительных органов находимся в эпицентре борьбы с ней. Конкретно ОАЦ сосредоточен на противодействии коррупции в высших эшелонах власти. Широкой общественности не могу рассказать о наших методах, но могу вас заверить, что эту борьбу мы ведем достаточно успешно.
— Андрей Юрьевич, все десять лет своего существования Оперативно–аналитический центр был весьма закрытой структурой, о которой (ввиду этого обстоятельства) ходили различные слухи. Говорили, например, что ОАЦ наделен некими карательными функциями...
— Зачастую указывалось, что «ОАЦ закрыл сайт, заблокировал ресурс...». Это абсолютная неправда! У нас нет полномочий что–либо запрещать. Мы обеспечиваем стабильную и надежную работу сетей и баз данных, являясь скорее инженерами и архитекторами национального сегмента интернета. Да, мы имеем право налагать административное взыскание на владельцев критически важных объектов информации за невыполнение требований по безопасной эксплуатации их информационной инфраструктуры. Но перед наложением такого взыскания проводили методическую, разъяснительную работу по устранению недостатков.
— Давайте ненадолго представим, что десять лет назад ОАЦ не был бы создан. К чему бы это привело?
— В стране, возможно, не было бы той скорости передачи данных в сети интернет, которой удалось добиться сейчас. Скорее всего, мы бы не могли в настоящее время пользоваться мобильной связью формата 4G, которая благодаря усилиям ОАЦ сегодня работает стабильно и надежно. Наверное, не существовало бы нынешней концепции электронного правительства: мы бы до сих пор пользовались в основном архаичными бумажными носителями при осуществлении административных процедур. Может быть, не было бы электронной подписи, достоверность которой обеспечивает одно из наших предприятий. Не было бы системы защиты информационной безопасности промышленной, оборонной, финансовой и других сфер. В интернете и иных сегментах электросвязи существовала бы очень жесткая монополия, которую нам в свое время удалось преодолеть. А это, в свою очередь, крайне негативно повлияло бы на создание конкурентной среды и, как следствие, на качество услуг для всех потребителей.
— А какие задачи стоят перед ОАЦ в ближайшее время?
— Основная задача — стараться быть на шаг впереди киберпреступников и не отставать от новых тенденций в мировых IT–технологиях. Будем продолжать вносить посильную лепту в процесс создания цифрового правительства на базе единой республиканской платформы передачи данных. Сейчас нами создается площадка для того, чтобы перевести все госорганы в удобный формат общения между людьми и государством. Любой человек, зайдя в свой личный кабинет на государственном ресурсе, получит всю исчерпывающую информацию по интересующему его вопросу, включая различные справки и документы. Это, во–первых, серьезно снизит коррупционные риски, во–вторых, резко повысит скорость взаимодействия государства и общества.
— Как работа ОАЦ оценивается руководством страны?
— Настоящей вехой в истории центра стало вручение ему Президентом Знамени ОАЦ. Это знаковое событие произошло уже через 5 лет после создания центра и явилось, я думаю, признанием того, что со своими задачами Оперативно–аналитический центр успешно справляется.
— Что скажете коллегам в связи с первой круглой датой?
— Хотел бы выразить признательность отцам–основателям Оперативно–аналитического центра — тем, кто стоял у истоков создания ОАЦ и формулировал концепцию развития этого важнейшего госоргана. От души поздравляю коллектив Оперативно–аналитического центра с юбилеем и хочу подчеркнуть: тот факт, что ОАЦ занял достойное место в системе национальной безопасности Беларуси, — заслуга всех действующих сотрудников и ветеранов. Всем спасибо! Всех с праздником!
rud@sb.by
— Андрей Юрьевич, что явилось предпосылкой для создания Оперативно–аналитического центра при Президенте?
— В первую очередь понимание руководством страны ситуации, складывающейся в государстве на фоне бурного развития информационных технологий. Существовавшие на тот момент государственные органы уже не в полной мере могли контролировать процессы, идущие в IT–сфере, и своевременно отвечать на риски, вызовы и угрозы национальной безопасности Беларуси в информационной сфере. Потому и было принято решение сконцентрировать в одной службе полномочия, которые включали бы в себя оперативно–аналитическую составляющую, внедрение современных технологий и развитие интернет–пространства, защиту важнейшей информации. Конечно, вектор развития заложили наши ветераны, начинавшие работу в Государственном центре безопасности информации, созданном еще в 1993 году. Немало их практических наработок пригодилось при становлении ОАЦ. И сегодня, в день 10–летия центра, я могу сказать, что он является достаточно авторитетным госорганом, хотя и молод.
— На чем зиждется этот авторитет?
— В стенах ОАЦ был собран коллектив настоящих профессионалов, неравнодушных как к государственным проблемам, так и к нуждам граждан. Иногда в нас видят инстанцию, которая действительно способна объективно и беспристрастно разобраться в любой ситуации. Дело, возможно, и в том, что мы не гонимся за количественными показателями, сделав ставку на качество работы. Это качество можно легко оценить по спектру наших задач, которые вроде бы незаметно, но уверенно решаются. Их результаты сказываются на жизни страны. Центр наряду с другими госорганами вносит свою лепту в дело развития Беларуси как современного государства.
— Можно ли назвать основные из них?
— По сути, ОАЦ является независимым регулятором рынка телекоммуникаций. Ему подчинены три организации, охватившие все стороны защиты информации и развития IT–технологий. Национальный центр обмена трафиком координирует работы по созданию и развитию единой республиканской сети передачи данных, а также обеспечивает защиту этой сети от несанкционированного доступа. Он же осуществляет пропуск международного трафика и присоединение к сетям электросвязи иностранных государств. Научно–исследовательский институт технической защиты информации, кроме развития информационно–коммуникационных технологий, также выполняет задания различных госорганов и организаций по анализу и повышению уровня безопасности их информационных систем. Национальный центр электронных услуг, что следует из его названия, создает наиболее удобный формат взаимодействия населения и государственных органов. И это далеко не все задачи, которые выполняют ОАЦ и его структуры. Не менее важна криптографическая защита информации, которая подразумевает не только шифрование данных, но и подтверждение их подлинности. Центр проводит все работы по лицензированию, сертификации и экспертизе в сфере технической защиты информации. Наконец, крайне значимой для безопасности государства является задача по защите критически важных объектов информатизации.
— О чем идет речь в этом случае?
— А кто может посягнуть на такие объекты? Угроза исходит от неизвестных самодеятельных хакеров или конкретных террористических групп?
— Первоначально атаки на наши информационные системы действительно носили неорганизованный, стихийный характер. Но в последнее время появляется ощущение, что создание хакерских команд четко координируется неким центром. И не одним. Это мнение складывается из оценки методов работы этих групп, объединенных, вероятно, единой задачей — взломать наши системы защиты. Из разных соображений — как геополитического, так и меркантильного свойства.
— В последнем случае вы имеете в виду уголовную преступность?
— Да, именно поэтому безопасность информации, в том числе и вполне, казалось бы, обыденной, сейчас выходит на первый план. Вся наша жизнь — к сожалению или к счастью — смещается в интернет. Вы же видите: не только дети, но и старшее поколение уже вовсю пользуется мессенджерами и социальными сетями, все погружены в гаджеты. Мы стали не только общаться в сети, но и совершать там покупки. Следовательно, наши кошельки становятся мишенью для преступных элементов.
— То есть задача ОАЦ — информационная защита не только экономики государства, но и каждого конкретного человека?
— Речь о внешних угрозах?
— Глава государства не раз подчеркивал, что Беларусь желает жить в мире со всеми, кто уважает нашу независимость. Но не всем это нравится. Поэтому отвечу на ваш вопрос так же, как уже говорил Президент: мы готовы учиться, но не готовы, чтобы нас поучали. Тем более менторским тоном.
— Какую угрозу можно назвать внутренней?
— Без сомнения, главный внутренний враг — коррупция. Которая, как ржавчина, разъедает весь государственный организм. Мы, конечно же, вместе с коллегами из других правоохранительных органов находимся в эпицентре борьбы с ней. Конкретно ОАЦ сосредоточен на противодействии коррупции в высших эшелонах власти. Широкой общественности не могу рассказать о наших методах, но могу вас заверить, что эту борьбу мы ведем достаточно успешно.
— Андрей Юрьевич, все десять лет своего существования Оперативно–аналитический центр был весьма закрытой структурой, о которой (ввиду этого обстоятельства) ходили различные слухи. Говорили, например, что ОАЦ наделен некими карательными функциями...
— Давайте ненадолго представим, что десять лет назад ОАЦ не был бы создан. К чему бы это привело?
— В стране, возможно, не было бы той скорости передачи данных в сети интернет, которой удалось добиться сейчас. Скорее всего, мы бы не могли в настоящее время пользоваться мобильной связью формата 4G, которая благодаря усилиям ОАЦ сегодня работает стабильно и надежно. Наверное, не существовало бы нынешней концепции электронного правительства: мы бы до сих пор пользовались в основном архаичными бумажными носителями при осуществлении административных процедур. Может быть, не было бы электронной подписи, достоверность которой обеспечивает одно из наших предприятий. Не было бы системы защиты информационной безопасности промышленной, оборонной, финансовой и других сфер. В интернете и иных сегментах электросвязи существовала бы очень жесткая монополия, которую нам в свое время удалось преодолеть. А это, в свою очередь, крайне негативно повлияло бы на создание конкурентной среды и, как следствие, на качество услуг для всех потребителей.
— А какие задачи стоят перед ОАЦ в ближайшее время?
— Как работа ОАЦ оценивается руководством страны?
— Настоящей вехой в истории центра стало вручение ему Президентом Знамени ОАЦ. Это знаковое событие произошло уже через 5 лет после создания центра и явилось, я думаю, признанием того, что со своими задачами Оперативно–аналитический центр успешно справляется.
— Что скажете коллегам в связи с первой круглой датой?
— Хотел бы выразить признательность отцам–основателям Оперативно–аналитического центра — тем, кто стоял у истоков создания ОАЦ и формулировал концепцию развития этого важнейшего госоргана. От души поздравляю коллектив Оперативно–аналитического центра с юбилеем и хочу подчеркнуть: тот факт, что ОАЦ занял достойное место в системе национальной безопасности Беларуси, — заслуга всех действующих сотрудников и ветеранов. Всем спасибо! Всех с праздником!
rud@sb.by