Пуговка родом из Витебска. Сценарий к «Папиным дочкам» написал белорус
02.02.2017 13:03:35
«Зрители всегда чувствуют фальшь. Поэтому я пишу о взаимоотношениях детей и родителей, а не, к примеру, про шахтеров или врачей. Для меня важно самому все прочувствовать». Кавээнщик, сценарист сериала «Папины дочки» и многодетный отец Александр Трофимов раскрыл «Знаменке» маленькие тайны создания популярного кино.
Лет 15 назад о команде КВН Белорусского государственного университета знали далеко за пределами нашей страны. В то время на одной сцене выступали Вадим Галыгин, Кирилл Папакуль, Александр Трофимов, Виталий Шляппо. Всего за четыре года они стали двукратными чемпионами Высшей лиги и обладателями голосящего КиВиНа. Сложно поверить, но парни познакомились буквально перед самой первой игрой, вспоминает Александр Трофимов:
– Команду собрали из лучших кавээнщиков со всех факультетов университета, да еще и нас из Витебска пригласили. Для полного комплекта из военного училища дернули Галыгина. Сначала каждый тянул одеяло на себя, а потом на нас свалились сборы. Вместе жили в дешевой общаге всего на три доллара, ели доширак из общей кастрюли. Можно сказать, прошли огонь, воду и даже медные трубы. Неудивительно, что всего за год из нас получилась настоящая сплоченная команда.
Первое время Александр не мог расстаться с Клубом веселых и находчивых, оставаясь за кулисами, писал сценки для РУДН и этнических команд. Чуть позже с коллегой Виталием Шляппо решил попробовать себя в кинематографе. И завертелось. На экраны вышли сериалы «Папины дочки», «Папа на вырост», «Папа на все руки», «Два отца и два сына».
– Еще на Летнем кубке на Кипре мы играли сценку, где я начинал так: «Ребята, а я уже соскучился, домой хочу. У меня же дома жена, 14 детей». «14? Да ты… ксерокс!». Фактически напророчил! Правда, у меня пока пятеро – четверо сыновей и дочка. Возможно, поэтому во всех названиях созданных мной сериалов присутствует слово «папа».
Учились на «Друзьях»
Начинающим сценаристам очень важно быть внимательными и наблюдательными. Большая, дружная семья для Александра не только источник вдохновения, но и кладезь реальных смешных историй. Многие выражения и словечки Пуговки из «Папиных дочек» принадлежат дочери Анне. Здесь не нужно ничего выдумывать, все происходит буквально на глазах, главное – успевать записывать.
– Каждый пишет то, о чем знает, что близко по духу. Мне, наверное, тяжело было бы рассказывать о шахтерах или врачах, потому что для меня важно самому все прочувствовать, иначе получится фальшиво. А если зритель это видит, перестает верить всему остальному. Поэтому я легко пишу про пап и детей, а если где-то пытаюсь схитрить, жена исправляет: «Не пойдет, пусть герой сделает так, это больше похоже на правду».
– Мы с Виталием учились на популярнейшем сериале «Друзья». Детально рассматривали проблемы персонажей в каждой серии. Почему Чендлер Бинг поступил так, а не этак, и к кому обращался за советом. Вскоре пришли к правильным ответам без теории. Поняли, что заново пытались изобрести велосипед, хотя наблюдали, как он работает. Не нужно бояться пробовать, брать что-то готовое и превращать в свое, уникальное.
Среди российских сценаристов много бывших кавээнщиков: Леонид Купридо, Антон Зайцев, Александр Гаврильчик. Клуб веселых и находчивых дарит удивительную возможность диалога между зрителем и автором, на сцене можно воочию увидеть, насколько хорошо «зашла» шутка.
– Продюсеры телесериалов, к сожалению, не очень жалуют ребят, прошедших через КВН, – признается Александр. – Не знаю, почему. Мы со своей командой стараемся отыскать талантливую молодежь среди студентов белорусских вузов. Сидя в жюри, сразу чувствуется, насколько хорошо прописана шутка или сценка. Самым лучшим предлагаем совместную работу. Сейчас с нами сотрудничают витебские ребята. Многие думают, что у кавээнщика-сценариста шутки рождаются легко и просто. Ничего подобного! Бывало, Александр Масляков – старший после первого просмотра вырежет практически всю программу. Так, например, было с финалом Высшей лиги КВН. У нас остался только стэм, не было ни визитки, ни капитанского конкурса, ни «домашки», а игра – через три дня. Потом все зачитывалось на общем сборе команды: «Ты дочитал? Да, это делаем, это смешно». Никто не улыбался и тем более не смеялся, потому что три часа ночи и уже сутки не спали, и часов восемь не ели, но победили! Нужно помнить – любое творчество рано или поздно превращается в ремесло.
– У меня пока пятеро детей. Возможно, поэтому во всех названиях созданных мной сериалов присутствует слово «папа»
Пророческая сценкаЛет 15 назад о команде КВН Белорусского государственного университета знали далеко за пределами нашей страны. В то время на одной сцене выступали Вадим Галыгин, Кирилл Папакуль, Александр Трофимов, Виталий Шляппо. Всего за четыре года они стали двукратными чемпионами Высшей лиги и обладателями голосящего КиВиНа. Сложно поверить, но парни познакомились буквально перед самой первой игрой, вспоминает Александр Трофимов:
– Команду собрали из лучших кавээнщиков со всех факультетов университета, да еще и нас из Витебска пригласили. Для полного комплекта из военного училища дернули Галыгина. Сначала каждый тянул одеяло на себя, а потом на нас свалились сборы. Вместе жили в дешевой общаге всего на три доллара, ели доширак из общей кастрюли. Можно сказать, прошли огонь, воду и даже медные трубы. Неудивительно, что всего за год из нас получилась настоящая сплоченная команда.
Первое время Александр не мог расстаться с Клубом веселых и находчивых, оставаясь за кулисами, писал сценки для РУДН и этнических команд. Чуть позже с коллегой Виталием Шляппо решил попробовать себя в кинематографе. И завертелось. На экраны вышли сериалы «Папины дочки», «Папа на вырост», «Папа на все руки», «Два отца и два сына».
– Еще на Летнем кубке на Кипре мы играли сценку, где я начинал так: «Ребята, а я уже соскучился, домой хочу. У меня же дома жена, 14 детей». «14? Да ты… ксерокс!». Фактически напророчил! Правда, у меня пока пятеро – четверо сыновей и дочка. Возможно, поэтому во всех названиях созданных мной сериалов присутствует слово «папа».
Учились на «Друзьях»
Начинающим сценаристам очень важно быть внимательными и наблюдательными. Большая, дружная семья для Александра не только источник вдохновения, но и кладезь реальных смешных историй. Многие выражения и словечки Пуговки из «Папиных дочек» принадлежат дочери Анне. Здесь не нужно ничего выдумывать, все происходит буквально на глазах, главное – успевать записывать.
– Каждый пишет то, о чем знает, что близко по духу. Мне, наверное, тяжело было бы рассказывать о шахтерах или врачах, потому что для меня важно самому все прочувствовать, иначе получится фальшиво. А если зритель это видит, перестает верить всему остальному. Поэтому я легко пишу про пап и детей, а если где-то пытаюсь схитрить, жена исправляет: «Не пойдет, пусть герой сделает так, это больше похоже на правду».
Семья для Александра не только источник вдохновения, но и кладезь реальных смешных историй
Творческий путь Александр начинал, можно сказать, на ощупь, в то время найти подходящую литературу было практически невозможно.– Мы с Виталием учились на популярнейшем сериале «Друзья». Детально рассматривали проблемы персонажей в каждой серии. Почему Чендлер Бинг поступил так, а не этак, и к кому обращался за советом. Вскоре пришли к правильным ответам без теории. Поняли, что заново пытались изобрести велосипед, хотя наблюдали, как он работает. Не нужно бояться пробовать, брать что-то готовое и превращать в свое, уникальное.
Пуговка говорит (цитаты из сериала «Папины дочки»)Отставить улыбки и смех
– Я что-то не пойму. У нее проблемы со слухом или все влюбленные такие сумасшедшие?
– Пуговка, не дай бог, когда ты вырастешь, я узнаю, что у тебя несколько парней!
– Не волнуйся, пап, не узнаешь!
– А у тебя красивый ранец!
– Спасибо! Если хочешь, можешь носить мне его после уроков.
Среди российских сценаристов много бывших кавээнщиков: Леонид Купридо, Антон Зайцев, Александр Гаврильчик. Клуб веселых и находчивых дарит удивительную возможность диалога между зрителем и автором, на сцене можно воочию увидеть, насколько хорошо «зашла» шутка.
– Продюсеры телесериалов, к сожалению, не очень жалуют ребят, прошедших через КВН, – признается Александр. – Не знаю, почему. Мы со своей командой стараемся отыскать талантливую молодежь среди студентов белорусских вузов. Сидя в жюри, сразу чувствуется, насколько хорошо прописана шутка или сценка. Самым лучшим предлагаем совместную работу. Сейчас с нами сотрудничают витебские ребята. Многие думают, что у кавээнщика-сценариста шутки рождаются легко и просто. Ничего подобного! Бывало, Александр Масляков – старший после первого просмотра вырежет практически всю программу. Так, например, было с финалом Высшей лиги КВН. У нас остался только стэм, не было ни визитки, ни капитанского конкурса, ни «домашки», а игра – через три дня. Потом все зачитывалось на общем сборе команды: «Ты дочитал? Да, это делаем, это смешно». Никто не улыбался и тем более не смеялся, потому что три часа ночи и уже сутки не спали, и часов восемь не ели, но победили! Нужно помнить – любое творчество рано или поздно превращается в ремесло.
Александр Трофимов
Родился: 26 октября 1973 года в Ленинграде
Образование: в 1991 году поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета по специальности «Физика. Математика». Через год перевелся на такой же факультет Витебского государственного педагогического института, который окончил в 1996 году
Семья: жена – Наталья, дети – Коля, Олег, Миша, Дима и Анна
Карьера: в КВН начал играть в 1993 году. В январе 1998-го пришел в команду КВН БГУ, в составе которой стал дважды чемпионом Высшей лиги. Сценарист сериалов «Папа на все руки», «Папины дочки», «Два отца и два сына», «Папа на вырост»
Анастасия БОДРАЯ
anastasiabodraya@mail.ru
Фото из личного архива Александра Трофимова