Людмила Гладкая, Юрий Терех и Олег Карпович — о создателях проекта, удостоенного специальной премии Президента
21.01.2022 14:19:49
Как создается настоящая журналистика
«Изнанка мятежа» — так называется спецпроект издательского дома «Беларусь сегодня», авторы которого удостоились специальной премии Президента деятелям культуры и искусства. Обозреватель газеты «Беларусь сегодня» Людмила Гладкая, публицист и предприниматель Юрий Терех и обозреватель отдела подготовки иллюстраций издательского дома «Беларусь сегодня» Олег Карпович в течение нескольких месяцев вдумчиво и подробно препарировали события, персоналии и мотивы, стоявшие за попыткой «цветной революции» в Беларуси в августе 2020 года.
— Я уже была в самолете, когда узнала, что мне вместе с коллегами присуждена специальная премия Президента, — вспоминает Людмила. — Это очень, очень почетно. Даже не знаю, чем заслужила такую честь, ведь всю жизнь просто старалась максимально хорошо делать свое дело, вкладывать в него душу. Коллектив издательского дома «Беларусь сегодня», как оказалось, единственный из отмеченных спецпремией среди средств массовой информации. Ребята в самолете поздравляли. Намекали, что «как-то премии не чувствуют…». Понятно, шутили: все понимали, что по прилете нас ждет серьезное и важное задание. Мы направлялись в Казахстан, страну, стоявшую на грани катастрофы. Убийства, грабежи, теракты… Произойти могло все, что угодно. Мы ехали в Алматы, чтобы все увидеть своими глазами и рассказать об этом людям через наши СМИ, медиаресурсы. А также показать работу в Казахстане коллективных миротворческих сил ОДКБ.
— Людажор — это, можно сказать, боевой трофей. Все началось с истерики вокруг Куропат, когда я впервые столкнулся с нашей так называемой оппозицией и выступил против. Начал на эту тему высказываться в социальных сетях, кто-то из оппонентов назвал меня «людажор». Я подумал: почему бы и нет? Хотели — получите! Буду соответствовать.
Юридическое образование помогает публицисту разбираться в хитросплетениях разнообразной подпольной деятельности. Впрочем, Юрий Терех уверен, что для понимания происходящего достаточно и обычного здравого смысла:
— Любой здравомыслящий человек, внимательно посмотрев на ситуацию, сделает нужные выводы. Даже не нужно быть дипломированным специалистом, чтобы понять, что и где у «политических активистов» не так. Хотя как юристу мне в каких-то вещах, конечно, проще разобраться. Что касается собственно проекта «Изнанка мятежа», то он, безусловно, получит свое продолжение, останавливаться на достигнутом мы не собираемся. В какой форме это будет — вопрос будущего.
— Умеешь рисовать — будешь рисовать. Не умеешь — никакой компьютер не поможет. Работать приходилось очень быстро: бывает, в час ночи Юра Терех сбросит кусочек готовящегося материала, потом в 6 утра звякнет сигнал — сбросит еще часть текста. И я, отправляясь утром на работу в автобусе, уже прокручиваю в голове идею рисунка, набрасываю план…
Именно карикатурист первым видит и наглядно обозначает важные моменты текущей повестки, убежден Олег Карпович. В 2014 году художник создал так называемую «украинскую папку» — серию рисунков, отражавших то, что происходило в соседней стране во время Майдана.
— В августе 2020-го мы разложили их по порядку, и сразу стало видно — вот эти стадии мы уже прошли и находимся вот тут, — рассказывает Олег Карпович. — До вспышки насилия нам оставалось совсем немного — 3—4 рисунка. Мне как художнику была видна абсолютная идентичность картинок в Украине и Беларуси, еще когда многие не видели вреда от девочек с цветочками. Кстати, есть и закономерность в появлении радужных флагов во время «цветных революций»: следом за ними всегда появляются черно-красные флаги анархистов, после чего начинается кровавый террор. По счастью, у нас в стране ситуацию купировали очень быстро.
Когда в стране все хорошо, кажется, что карикатуристы не нужны, но это иллюзия, считает Олег Карпович:
— Сейчас, когда Запад открыто включил режим военной пропаганды, просто необходима здоровая, трезвая политическая карикатура. И как она будет делаться — карандашами, на планшете — все равно. Она просто должна быть. В идеале — в любой районной газете.
— Рисунок в нашем номере — это тоже выставка. Сколько людей придет во Дворец искусства — 200—300 человек на открытие? А дальше пустые залы. Сегодня выставка, к сожалению, уже не событие. А карикатура в газете и на сайте — это минимум полтора миллиона зрителей, намного круче любой выставки. Что касается отдачи от нашей работы: полученная премия и есть самый лучший, значимый отклик.
ovsepyan@sb.by
«Изнанка мятежа» — так называется спецпроект издательского дома «Беларусь сегодня», авторы которого удостоились специальной премии Президента деятелям культуры и искусства. Обозреватель газеты «Беларусь сегодня» Людмила Гладкая, публицист и предприниматель Юрий Терех и обозреватель отдела подготовки иллюстраций издательского дома «Беларусь сегодня» Олег Карпович в течение нескольких месяцев вдумчиво и подробно препарировали события, персоналии и мотивы, стоявшие за попыткой «цветной революции» в Беларуси в августе 2020 года.
Смелая
Пожалуй, Людмилу Гладкую дополнительно представлять не надо — работа в толпе, в самой гуще событий во время попытки государственного переворота, расследования и безжалостный анализ происходящего сделали ее одним из самых известных авторов в белорусской журналистике. Ей угрожали, на нее натравливали интернет-хомячков, во время кризиса с беженцами на белорусско-польской границе облили водой с химикатами из водомета… К слову, и на церемонию вручения спецпремии Президента Людмила не попала — она находилась в Казахстане, где руками зарубежных кукловодов разыгрывали очередной госпереворот под маской «мирных протестов».— Я уже была в самолете, когда узнала, что мне вместе с коллегами присуждена специальная премия Президента, — вспоминает Людмила. — Это очень, очень почетно. Даже не знаю, чем заслужила такую честь, ведь всю жизнь просто старалась максимально хорошо делать свое дело, вкладывать в него душу. Коллектив издательского дома «Беларусь сегодня», как оказалось, единственный из отмеченных спецпремией среди средств массовой информации. Ребята в самолете поздравляли. Намекали, что «как-то премии не чувствуют…». Понятно, шутили: все понимали, что по прилете нас ждет серьезное и важное задание. Мы направлялись в Казахстан, страну, стоявшую на грани катастрофы. Убийства, грабежи, теракты… Произойти могло все, что угодно. Мы ехали в Алматы, чтобы все увидеть своими глазами и рассказать об этом людям через наши СМИ, медиаресурсы. А также показать работу в Казахстане коллективных миротворческих сил ОДКБ.
В отличие от Беларуси, где мятежникам не позволили разгуляться, экстремисты в Казахстане вовсю проливали кровь, грабили, мародерствовали, громили магазины и поджигали здания. Людмила Гладкая благополучно вернулась в Беларусь вместе с нашими миротворцами.
Сильный
Публицист Юрий Терех (он же предприниматель Юрий Терехович) в СМИ пришел не так давно. Его случай — классическая история успеха благодаря соцсетям: именно там его заметило руководство издательского дома «Беларусь сегодня» и предложило попробовать свои силы на страницах «СБ». А грозный ник Людажор и название одноименного Telegram-канала, как рассказал Юрий, ему подарили сами «змагары»:— Людажор — это, можно сказать, боевой трофей. Все началось с истерики вокруг Куропат, когда я впервые столкнулся с нашей так называемой оппозицией и выступил против. Начал на эту тему высказываться в социальных сетях, кто-то из оппонентов назвал меня «людажор». Я подумал: почему бы и нет? Хотели — получите! Буду соответствовать.
Юридическое образование помогает публицисту разбираться в хитросплетениях разнообразной подпольной деятельности. Впрочем, Юрий Терех уверен, что для понимания происходящего достаточно и обычного здравого смысла:
— Любой здравомыслящий человек, внимательно посмотрев на ситуацию, сделает нужные выводы. Даже не нужно быть дипломированным специалистом, чтобы понять, что и где у «политических активистов» не так. Хотя как юристу мне в каких-то вещах, конечно, проще разобраться. Что касается собственно проекта «Изнанка мятежа», то он, безусловно, получит свое продолжение, останавливаться на достигнутом мы не собираемся. В какой форме это будет — вопрос будущего.
Кстати, мне очень нравится, как проект подается на сайте sb.by — с красивой версткой, с анимацией карикатур Олега Карповича. Так что это неправда, будто государственные СМИ отстали и не следят за новыми трендами: на самом деле, все очень современно и технологично.
Зоркий
Рисунки Олега Карповича — еще одна изюминка проекта. Художник по-прежнему рисует их на бумаге от руки, как и 20 лет назад. С лета 2020 года в его копилке появилось более 1000 ярких сатирических изображений, напечатанных на страницах «СБ»:— Умеешь рисовать — будешь рисовать. Не умеешь — никакой компьютер не поможет. Работать приходилось очень быстро: бывает, в час ночи Юра Терех сбросит кусочек готовящегося материала, потом в 6 утра звякнет сигнал — сбросит еще часть текста. И я, отправляясь утром на работу в автобусе, уже прокручиваю в голове идею рисунка, набрасываю план…
Именно карикатурист первым видит и наглядно обозначает важные моменты текущей повестки, убежден Олег Карпович. В 2014 году художник создал так называемую «украинскую папку» — серию рисунков, отражавших то, что происходило в соседней стране во время Майдана.
— В августе 2020-го мы разложили их по порядку, и сразу стало видно — вот эти стадии мы уже прошли и находимся вот тут, — рассказывает Олег Карпович. — До вспышки насилия нам оставалось совсем немного — 3—4 рисунка. Мне как художнику была видна абсолютная идентичность картинок в Украине и Беларуси, еще когда многие не видели вреда от девочек с цветочками. Кстати, есть и закономерность в появлении радужных флагов во время «цветных революций»: следом за ними всегда появляются черно-красные флаги анархистов, после чего начинается кровавый террор. По счастью, у нас в стране ситуацию купировали очень быстро.
Когда в стране все хорошо, кажется, что карикатуристы не нужны, но это иллюзия, считает Олег Карпович:
— Сейчас, когда Запад открыто включил режим военной пропаганды, просто необходима здоровая, трезвая политическая карикатура. И как она будет делаться — карандашами, на планшете — все равно. Она просто должна быть. В идеале — в любой районной газете.
Не зря бчб-активисты одной из своих первых задач поставили борьбу с политической карикатурой — это один из обязательных пунктов пресловутой «методички Шарпа».На вопрос, увидим ли мы карикатуры Карповича на персональной выставке, художник пожимает плечами:
— Рисунок в нашем номере — это тоже выставка. Сколько людей придет во Дворец искусства — 200—300 человек на открытие? А дальше пустые залы. Сегодня выставка, к сожалению, уже не событие. А карикатура в газете и на сайте — это минимум полтора миллиона зрителей, намного круче любой выставки. Что касается отдачи от нашей работы: полученная премия и есть самый лучший, значимый отклик.
ovsepyan@sb.by