Сенсации в истории зодчества: какие тайны приоткрывает тысячелетнее городище на Менке
20.07.2024 16:49:00
Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ
Запасы удивительных открытий, что прячутся в белорусской земле, неисчерпаемы. Периодически появляются уникальные находки, которые заставляют нас переосмыслить историю. Сейчас идут раскопки древних городских валов и селища на реке Менке, где стоял летописный Менск. Каждый день приносит новые артефакты, которые не только доказывают, что возраст Минска гораздо более почтенный, чем мы привыкли считать, но и дают представление об интересах, верованиях, устремлениях наших далеких предков. Корреспонденты «СБ. Недели» отправились на место раскопок, чтобы приблизиться к археологическим тайнам, проникнуться духом древности и понять, как тысячу лет назад протекала жизнь на этих территориях.
Вот почему исследователи давно поглядывали в сторону Менки, которая протекает километрах в 17 от Минского замчища. На ее берегах издревле стоят огромные земляные валы — явно рукотворные и совершенно точно скрывающие интересные исторические артефакты.
Первые раскопки древнего городища прошли в 30‑х годах XX века. К сожалению, материалы их не сохранились, однако уже тогда прозвучала версия о том, что первоначально летописный Менск находился на Менке, а город на Свислочи был возведен не ранее XI века. Наиболее масштабные работы на археологическом комплексе проводились с 1975 по 1983 год. Команда археологов под руководством Георгия Штыхова прорезала вал большого городища, выявив дубовые клети в основании вала и сгоревшие деревянные конструкции. Версия о двух разных городах получила подтверждение. Затем опять наступил длительный перерыв в исследованиях. Но тайны древнего городища по сей день не дают покоя Андрею Войтеховичу, заведующему отделом археологии Средних веков и Нового времени Института истории НАН.
Андрей Войтехович.
— Это классические древнерусские укрепления — городни, — отмечает Андрей Войтехович. — Других оборонительных сооружений такой сохранности и такого уровня в Восточной Европе просто нет!
Клети возведены из бревен, по большей части дубовых, на которых намеренно оставили толстые сучья — в качестве крючьев для лучшей сцепки. Благодаря глею бревна сохранились очень неплохо. Однако, оказываясь на поверхности земли и подвергаясь воздействию кислорода и солнечных лучей, они становятся уязвимы. Их консервацией занимается компания, которая обладает большим опытом в добыче и сохранении мореного дуба.
— Мы используем технологию бездеформационной сушки мореной древесины, — рассказывает Сергей Дупанов, главный инженер ГОДО «Транс-Центр». — Прежде всего археологи сфотографировали каждое бревно, отсканировали лазером и пронумеровали, чтобы клеть можно было восстановить в первозданном виде. Сооружение мы разбирали венцами, или слоями, вручную, ведь древесина требует большой осторожности. Каждый элемент укладывали в гидропакеты, которые сохраняют необходимую влажность в течение 2 — 3 месяцев. К слову, обнаружили интересный факт: все стыки бревен, вырубы обожжены, как и внутренняя поверхность клетей, которую заполняли глиной и глеем. Это древняя технология, обугливание защищает древесину от гнили, плесени, грибка. Увезли на консервацию три центральные клети — более 30 кубов материала.
Сергей Дупанов.
Сейчас бревна моют под давлением, чтобы освободить от остатков земли. Процесс сопровождается интересными находками. Например, обнаружен сук, вырезанный в виде зооморфной фигуры — не то головы дракона, или, точнее, Змея Горыныча, не то барана с закрученными рогами, не то птицы с длинным клювом.
Журналистская удача: буквально при нас обнаружилась еще одна, четвертая линия укреплений с внешней стороны. Находка очень удивила ученых!
— Выявлен еще один этап усиления в качественно другой технике! — не скрывает эмоций Андрей Войтехович. — Бревна фиксировались крюками как в верхнем, так и нижнем положении, дополнительно скреплялись нагелями — деревянными гвоздями. Мы видим увеличение линии обороны от реки Менки еще на 6,5 — 7 метров. Уже сейчас общая ширина деревянных оборонительных сооружений составляет около 18 метров. Это невероятная конструкция!
Родион Запольских и Даниил Толстов.
Раскопки ведутся так: на участке снимают слой за слоем, каждый из которых толщиной 20 сантиметров. Землю грузят в тачки и отвозят в сторонку для просеивания — каждую песчинку перебирают пальцами, ведь находки зачастую совсем миниатюрные. Останавливаются, добравшись до «материка» (так называют слой, до которого не дотрагивалась рука человека). Выглядит он обычно как желтый песок. Впрочем, кое-где «прощупывают» и его — вдруг это какой-то случайный нанос.
— Находки свидетельствуют о том, что в летописном Менске протекала активная жизнь, это был крупный торговый и культурный центр, язычничество существовало бок о бок с христианством, — подчеркивает Андрей Войтехович. — Еще в 1976 году здесь нашли резную шахматную фигурку X века — уже тогда наши предки умели играть в шахматы и вели торговлю с Индией, Персией. В прошлом году обнаружили фрагменты стеклянной, фаянсовой посуды, бусы из Сирии, Ирана, а также скандинавские фибулы, наконечники стрел. Уже в этом сезоне на селище найдены христианские крестики X-XI веков, позолоченная пуговица XI-XII веков с изображением лика Христа в византийском стиле, потерявшаяся, видимо, с облачения священника высокого ранга. Очень много попадается торговых пломб с княжескими знаками — нашли уже около 50. А еще на селище обнаружили остатки ювелирной мастерской — набор литейных форм, оплавленные тигли. Нет, золота и бриллиантов там не было, ведь главная ее задача в те времена — изготовление торговых пломб из свинца и олова, а украшения — побочная функция.
Что же случилось с городом? Исследователи полагают, что его упадку способствовало несколько причин. И это не было нападением братьев Ярославичей — ведь после него город жил еще как минимум столетие. В конце XI века территория Менской волости становится удельным княжеством. Князь Глеб Всеславович возводит новую столицу на слиянии Свислочи и Немиги. Понятно, что знать, торговцы и ремесленники потихоньку подтягиваются в новый центр, сохранивший прежнее название. Видимо, какое-то время два города существовали параллельно, но один развивался, а второй приходил в упадок. Еще одной проблемой стал тот самый городской вал. Прогнили чашки задней клети, и гигантская массивная стена стала заваливаться внутрь. Археологи обнаружили несколько попыток ее выровнять, однако понятно, что ремонтные работы такого масштаба оказались просто не под силу местным жителям.
— Сейчас мы можем утверждать, что в XI веке это уже был крупный город с интенсивной жизнью и мощными укреплениями. Впервые в истории археологии Восточной Европы выявлено такое сочетание деревянных конструкций столь высокой сохранности. Это новая страница в истории оборонительного зодчества славян, которую все будут изучать. Здесь, поблизости Менки, много криниц и урожайные земли — видимо, поэтому их и выбрали наши предки, когда пришли сюда в IX веке.
В текущем сезоне археологи намерены провести два раскопа на городище, то есть на территории внутри валов, а также прорезать городской вал с выходом на городище. Впрочем, раскопки — это далеко не самое сложное. Наиболее важная работа начнется потом: находки необходимо законсервировать, изучить, интерпретировать и свести эту мозаику и общую картину.
Вадим Лакиза дает студентам мастер-класс по раскопкам.
Фото Института истории НАН, Сергея ДУПАНОВА, Ивана ЯРИВАНОВИЧА, Елизаветы КОБЕЦКОЙ.
Два города у двух рек
Первое упоминание о Менске, как все мы знаем, датируется 1067 годом. При этом даже скупые строки в «Повести временных лет» заставляют задуматься. «В год 6575 (1067). Трое же Ярославичей, Изяслав, Святослав, Всеволод, собрав воинов, пошли на Всеслава в сильный мороз. И подошли к Менску, и меняне затворились в городе...» — говорится в летописи. Становится ясно, что в 1067 году Менск уже был городом достаточно крупным и укрепленным. Впрочем, оборонительные сооружения, о которых речь пойдет чуть позже, жителям не слишком помогли: «Братья же эти взяли Менск и перебили всех мужей, а жен и детей захватили в плен и пошли к Немиге, и Всеслав пошел против них. И встретились противники на Немиге месяца марта в 3‑й день; и был снег велик...» Здесь возникает вопрос: куда же пошли захватчики с плененными горожанами, если исходить из того, что летописный Менск и так стоял на Немиге? Причем поход этот занял некоторое время: сильный мороз сменился снегом — по-современному говоря, пришел антициклон с осадками.Вот почему исследователи давно поглядывали в сторону Менки, которая протекает километрах в 17 от Минского замчища. На ее берегах издревле стоят огромные земляные валы — явно рукотворные и совершенно точно скрывающие интересные исторические артефакты.
Первые раскопки древнего городища прошли в 30‑х годах XX века. К сожалению, материалы их не сохранились, однако уже тогда прозвучала версия о том, что первоначально летописный Менск находился на Менке, а город на Свислочи был возведен не ранее XI века. Наиболее масштабные работы на археологическом комплексе проводились с 1975 по 1983 год. Команда археологов под руководством Георгия Штыхова прорезала вал большого городища, выявив дубовые клети в основании вала и сгоревшие деревянные конструкции. Версия о двух разных городах получила подтверждение. Затем опять наступил длительный перерыв в исследованиях. Но тайны древнего городища по сей день не дают покоя Андрею Войтеховичу, заведующему отделом археологии Средних веков и Нового времени Института истории НАН.
Андрей Войтехович.
В 2022 году начались масштабные раскопки части вала большого городища, которые принесли множество сенсационных находок. Самой значимой стало донышко горшка с изображением трезубца с навершием в виде креста — личного родового знака князя Изяслава, того самого сына гордой полоцкой Рогнеды и князя Владимира, «сына рабыни». Это говорит о том, что древний город принадлежал Полоцкому княжеству и был достаточно крупным, чтобы принимать князя. Раскопки продолжаются, и почти каждый день преподносит новые исторические сюрпризы.
Кабан и Змей Горыныч
Говорят, когда-то по Менке ходили суда, а в городе имелся порт. Сейчас, через тысячу лет изменения рельефа, поверить в это тяжело — речушка в метр шириной вовсе не похожа на судоходную. А вот заросшие травой и деревьями земляные валы выглядят внушительно. И недаром — они скрывают мощнейшие оборонные укрепления. Это деревянные конструкции в несколько метров шириной и около девяти метров высотой, которые состоят из трех рядов так называемых клетей, заполненных глиной и глеем — донными отложениями Менки.— Это классические древнерусские укрепления — городни, — отмечает Андрей Войтехович. — Других оборонительных сооружений такой сохранности и такого уровня в Восточной Европе просто нет!
Клети возведены из бревен, по большей части дубовых, на которых намеренно оставили толстые сучья — в качестве крючьев для лучшей сцепки. Благодаря глею бревна сохранились очень неплохо. Однако, оказываясь на поверхности земли и подвергаясь воздействию кислорода и солнечных лучей, они становятся уязвимы. Их консервацией занимается компания, которая обладает большим опытом в добыче и сохранении мореного дуба.
— Мы используем технологию бездеформационной сушки мореной древесины, — рассказывает Сергей Дупанов, главный инженер ГОДО «Транс-Центр». — Прежде всего археологи сфотографировали каждое бревно, отсканировали лазером и пронумеровали, чтобы клеть можно было восстановить в первозданном виде. Сооружение мы разбирали венцами, или слоями, вручную, ведь древесина требует большой осторожности. Каждый элемент укладывали в гидропакеты, которые сохраняют необходимую влажность в течение 2 — 3 месяцев. К слову, обнаружили интересный факт: все стыки бревен, вырубы обожжены, как и внутренняя поверхность клетей, которую заполняли глиной и глеем. Это древняя технология, обугливание защищает древесину от гнили, плесени, грибка. Увезли на консервацию три центральные клети — более 30 кубов материала.
Сергей Дупанов.
Сейчас бревна моют под давлением, чтобы освободить от остатков земли. Процесс сопровождается интересными находками. Например, обнаружен сук, вырезанный в виде зооморфной фигуры — не то головы дракона, или, точнее, Змея Горыныча, не то барана с закрученными рогами, не то птицы с длинным клювом.
Кого бы там ни намеревались изобразить наши предки, история поистине сенсационная, ведь других деревянных зооморфных фигур такой сохранности и столь почтенного возраста в нашем регионе не найдено. Интересна исследователям и челюсть дикого кабана, буквально вбитая в ствол, — видимо, в качестве оберега. Кабан — животное, посвященное богу грозы и военной власти Перуну, символ воинственности и неукротимости, что должно как минимум внушать противнику опасения.Вымытые бревна высушат, затем под вакуумом пропитают специальным консервирующим составом. После этого можно будет восстанавливать древние клети и демонстрировать их в музее или скансене. К слову, радиоуглеродный анализ показал, что оборонительные укрепления строились в 990‑х годах. Значит, к тому времени Менск стал полноценным городом, а в виде поселения возник гораздо раньше.
Журналистская удача: буквально при нас обнаружилась еще одна, четвертая линия укреплений с внешней стороны. Находка очень удивила ученых!
— Выявлен еще один этап усиления в качественно другой технике! — не скрывает эмоций Андрей Войтехович. — Бревна фиксировались крюками как в верхнем, так и нижнем положении, дополнительно скреплялись нагелями — деревянными гвоздями. Мы видим увеличение линии обороны от реки Менки еще на 6,5 — 7 метров. Уже сейчас общая ширина деревянных оборонительных сооружений составляет около 18 метров. Это невероятная конструкция!
Здесь кипела жизнь
Основные работы развернулись на селищах — участках за городским валом, где проживали ремесленники, крестьяне. Здесь сосредоточенно трудятся студенты из Витебска, Полоцка, Могилева, Гомеля и Бреста — всего около 80 человек. Работа кропотливая и под палящим солнцем нелегкая. Зато воодушевляют находки: при нас студенты из Витебска Даниил Толстов и Родион Запольских обнаруживают внушительный фрагмент керамического кувшина.Родион Запольских и Даниил Толстов.
Раскопки ведутся так: на участке снимают слой за слоем, каждый из которых толщиной 20 сантиметров. Землю грузят в тачки и отвозят в сторонку для просеивания — каждую песчинку перебирают пальцами, ведь находки зачастую совсем миниатюрные. Останавливаются, добравшись до «материка» (так называют слой, до которого не дотрагивалась рука человека). Выглядит он обычно как желтый песок. Впрочем, кое-где «прощупывают» и его — вдруг это какой-то случайный нанос.
— Находки свидетельствуют о том, что в летописном Менске протекала активная жизнь, это был крупный торговый и культурный центр, язычничество существовало бок о бок с христианством, — подчеркивает Андрей Войтехович. — Еще в 1976 году здесь нашли резную шахматную фигурку X века — уже тогда наши предки умели играть в шахматы и вели торговлю с Индией, Персией. В прошлом году обнаружили фрагменты стеклянной, фаянсовой посуды, бусы из Сирии, Ирана, а также скандинавские фибулы, наконечники стрел. Уже в этом сезоне на селище найдены христианские крестики X-XI веков, позолоченная пуговица XI-XII веков с изображением лика Христа в византийском стиле, потерявшаяся, видимо, с облачения священника высокого ранга. Очень много попадается торговых пломб с княжескими знаками — нашли уже около 50. А еще на селище обнаружили остатки ювелирной мастерской — набор литейных форм, оплавленные тигли. Нет, золота и бриллиантов там не было, ведь главная ее задача в те времена — изготовление торговых пломб из свинца и олова, а украшения — побочная функция.
А вот военная тематика представлена довольно скромно: несколько наконечников стрел, боевой нож, колечко от кольчуги. Это говорит о том, что наши предки себе не изменяли — на протяжении многих веков мы оставались исключительно мирным народом. Даже городские укрепления несли лишь оборонительную функцию.
Что же случилось с городом? Исследователи полагают, что его упадку способствовало несколько причин. И это не было нападением братьев Ярославичей — ведь после него город жил еще как минимум столетие. В конце XI века территория Менской волости становится удельным княжеством. Князь Глеб Всеславович возводит новую столицу на слиянии Свислочи и Немиги. Понятно, что знать, торговцы и ремесленники потихоньку подтягиваются в новый центр, сохранивший прежнее название. Видимо, какое-то время два города существовали параллельно, но один развивался, а второй приходил в упадок. Еще одной проблемой стал тот самый городской вал. Прогнили чашки задней клети, и гигантская массивная стена стала заваливаться внутрь. Археологи обнаружили несколько попыток ее выровнять, однако понятно, что ремонтные работы такого масштаба оказались просто не под силу местным жителям.
Новая страница
Ответ на вопрос, где же все-таки зародилась наша столица, очень важен для понимания истории страны, считает Андрей Войтехович:— Сейчас мы можем утверждать, что в XI веке это уже был крупный город с интенсивной жизнью и мощными укреплениями. Впервые в истории археологии Восточной Европы выявлено такое сочетание деревянных конструкций столь высокой сохранности. Это новая страница в истории оборонительного зодчества славян, которую все будут изучать. Здесь, поблизости Менки, много криниц и урожайные земли — видимо, поэтому их и выбрали наши предки, когда пришли сюда в IX веке.
Вокруг городища сформировалась гигантская сельская округа — я не знаю, где еще на землях нынешней Беларуси в X-XI веках существовала такая плотность населения. Это был мощный сельскохозяйственный регион. А для него нужен был центр, где селились ремесленники, люди могли продавать свой товар. Тогда Менск не был княжеским центром, хотя дружина и ополчение, конечно, присутствовали для защиты города.
В текущем сезоне археологи намерены провести два раскопа на городище, то есть на территории внутри валов, а также прорезать городской вал с выходом на городище. Впрочем, раскопки — это далеко не самое сложное. Наиболее важная работа начнется потом: находки необходимо законсервировать, изучить, интерпретировать и свести эту мозаику и общую картину.
А что же будет на Менке?
— Этот уникальный археологический памятник — национальное достояние, — уверен директор Института истории НАН Вадим Лакиза. — Есть идея создать на этом месте историко-культурный заповедник. В его состав войдет павильон с определенным температурным режимом, где можно будет увидеть восстановленные в первозданном виде деревянные конструкции. Над ним даже можно восстановить земляной вал. Найдется место для возведения нескольких жилых построек по технологиям того времени, чтобы туристы могли ознакомиться с особенностями быта. Ну и, разумеется, необходим музей, где будут экспонироваться все находки. Желающие смогут принимать участие в раскопках — их здесь еще на десятилетия хватит. Этот комплекс станет уникальным, другого такого в Восточной Европе нет.Вадим Лакиза дает студентам мастер-класс по раскопкам.
Фото Института истории НАН, Сергея ДУПАНОВА, Ивана ЯРИВАНОВИЧА, Елизаветы КОБЕЦКОЙ.