Семейный альбом
13.03.2010
Максим Климкович — прозаик, драматург, сценарист. Родился в 1958 г. в Минске в семье литераторов. В 1980 году окончил Белорусский политехнический институт. Работал в журнале «Бярозка», в ТО «Телефильм» Белтелерадиокомпании. Автор детективов «Сцэнарый смерцi» (1991), «Каханка д’ябла» (в соавт. с Мирославом Шайбаком, 1992), сборника повестей и рассказов «Мяжа па даляглядзе» (1994), романов «Цень анёла» и «Тэолаг» (в соавт. с В.Степаном), «Праўдзiвая гiсторыя Кацапа, Хахла i Бульбаша» (в соавт. с В.Ахроменко). Пьесы М.Климковича поставлены на сценах белорусских театров, по его сценариям сняты фильмы и сериалы.
Столичный Михайловский сквер. Дождь моросит сквозь металлический каркас зонтика на скульптуру — капли бегут, стекают по бронзовому лицу девчонки–подростка.
В начале прошлого века мой прадед Язеп Герман перебрался из Либавы в Минск. Был он железнодорожным рабочим. Денег не хватило, чтобы купить жилье в самом городе, приобрел дом в пригороде — Сенице. Тут и родилась моя бабушка Мария точно в день «Кровавого воскресенья» 1905 года.
Местный священник, учивший детей в приходской школе, убеждал прадеда, что моя бабушка Мария — способная девочка и должна учиться дальше. Даже денег для этого не требовалось. В гимназии имелось несколько гарантированных государством мест для одаренных детей. Чтобы поступить, как бы сказали сегодня «на бюджет», достаточно было успешно сдать экзамены. Ну и, конечно, иметь написанное священником ходатайство.
В том самом здании гимназии после революции уже три школы располагалось. На третьем этаже — еврейская, на втором — польская, на первом — белорусская. Там моя бабушка уже сама завучем работала, преподавала историю.
Печатать на машинке я научился раньше, чем писать от руки, просто начал складывать буквы в слова. Мне нравилось, как старый Continental, на котором мой дед написал текст гимна БССР, звонко стучит клавишами.
Мой дед — Михась Климкович — был в тридцатые годы председателем Союза писателей, ну и членом ЦК партии соответственно. Здание союза располагалось на Советской улице, поблизости от того места, где теперь почтамт. В цоколе буфет с пивом для творческой интеллигенции. Над ним редакции литературной газеты и журнала. А на самом верху актовый зал, приемная и кабинеты руководства союза. Писатели — народ требовательный, ранимый и настойчивый, особенно если после буфета. Посетители к деду — один за одним.
Стал появляться в Союзе писателей и молодой поэт N, чье творчество к дальнейшему прямого отношения не имеет, поэтому его настоящую фамилию называть не стану. Почему–то он решил, что зарабатывать на жизнь, как другие студенты — начинающие литераторы, дворником или разгрузкой вагонов ему не пристало. Ходил по редакциям, и нигде его на серьезную службу не принимали.
Минут через десять приехала не милиция, не «черный ворон» НКВД, а вызванная дедом карета скорой помощи. Дюжие санитары вмиг скрутили молодого поэта и завезли в «дурку». Через полгода он снова в Минске объявился. Ходил по редакциям заросший, с клочной бородой, стихи носил. А когда его спрашивали, почему не побреется, отвечал шепотом. Мол, точно знает, Михась Климкович всем минским парикмахерам приказ отдал. Как только N в кресло сядет, его тут же бритвой по горлу и полоснут.
Со справкой из психлечебницы в кармане N благополучно пережил самые страшные годы репрессий. А тогда из всех белорусских литераторов живыми да на свободе чуть больше десятка человек оставалось. Моего деда от ареста спасло лишь то, что, когда его из партии исключить собрались, он в кабинет зашел и бритвой себе горло перерезал. Предусмотрительный заместитель пистолет из сейфа еще до собрания изъять успел. Проголосовать так и не успели. Дело получилось резонансным. По городу слухи поползли, писателей на допросы вызывать стали. «Органы», как ни странно, разобрались, арестовали заместителя председателя, который донос и написал. Медики жизнь моему деду спасли. Когда он из больницы вышел, то на партийном собрании коллеги с него расписку взяли. Мол, он, Михась Климкович, признает, что совершил недостойный коммуниста малодушный поступок (это о попытке самоубийства) и обязуется впредь подобного не повторять.
Вскоре и война началась. Немцы Минск заняли. N как пострадавший от режима без особых проблем устроился работать в редакцию оккупационной газеты. А в 44–м перед самым освобождением успел–таки уехать в Германию. Из Европы после войны перебрался в Канаду, где прожил долгую и, надеюсь, счастливую жизнь. Однако до самой смерти N любил порассуждать о том, каким гадом был мой дед Михась Климкович и как он сломал молодому поэту судьбу. Самое странное, многие ему даже искренне сочувствовали.
Я стою напротив Дома офицеров. Над головами людей проносятся россыпью черных крестов стаи ворон. Птицы возвращаются с городских свалок. Наконец проходит их последняя волна. Вороны усыпают деревья сквера, крыши, карнизы. Их так много, что сами собой затихают разговоры и воздух полнится гортанным «кар–кар!».
И вдруг звучит просветленное: «Смотрите! Ангелы! Наконец и они прилетели». Я смотрю в темное небо. Высоко–высоко над площадью, подсвеченные большим городом, водят ангельский хоровод белые чайки.
Пятнадцати–, шестнадцатилетние парни сидели с крупнокалиберными зенитными пулеметами и напряженно вглядывались в небо, готовые отбить налет польских бомбардировщиков. Но самолеты тогда так и не появились.
Прилетели они позже. И не польские, а с тевтонскими крестами на крыльях. Отец тогда уже три дня как служил в Брестской крепости. Там 21 июня 1941 младший лейтенант Махнач принял под командование свой первый и последний взвод.
Когда осажденные защитники из немецких радиопереговоров узнали, что уже захвачен Минск, то решили идти на прорыв. Отец остался с другими ранеными в крепости. Там его, потерявшего сознание, возле пулемета с расстрелянной лентой и взяли в плен. Последним его концлагерем был Везувий на границе Германии с Голландией. Второй фронт приближался, пленников десятками гнали на уничтожение. Отец уже не мог сам подняться и просил тех, кто уходил: «Ребята, не бросайте, возьмите меня с собой». Не брали. А потом в небе появились британские и американские самолеты. И хотя из них сыпались бомбы, пленники, кто как мог, выбирались на улицу, чтобы приветствовать освободителей с земли.
После войны отец окончил Литинститут, вернулся в Минск, стал писателем. Помню, когда я был совсем маленьким, мать уходила на работу в «Голас Радзiмы», а мы с отцом отправлялись гулять.
Иногда мы ехали троллейбусом–«двойкой» в аэропорт, устраивались на скамейке и смотрели, как садятся, взлетают самолеты. Тогда чуть ли не все райцентры связывали со столицей рейсы бипланов–«кукурузников». Летом по выходным один из таких самолетов даже летал на Заславское водохранилище.
Бывало, мы садились в трамвай и ехали до конечной остановки, к самому лесу. В 60–е по Минску еще ходило несколько старых довоенных трамваев с деревянными лавками, двери в вагонах можно было открывать вручную.
Моя мать поступила на истфак еще в эвакуации, в Москве. А в 1944–м семья вернулась в Минск.
Она удивляла своих однокурсников тем, что в перерывах читала книги, изданные на английском и французском. Мать привезла с собой шикарную беличью шубу. Надеть ее в Минске пришлось всего один раз. Мама села в трамвай, выбралась из переполненного вагона возле своего факультета. Тут и выяснилось, что кто–то во время поездки изрезал ей шубу на спине на тонкие, как лапша, полоски. Зачем? А чтобы не выделялась среди других!
В Минске встретились мои отец и мать. Тут родился я. Меня и мою сестру они назвали в память своего любимого поэта Богдановича: Максим и Вероника.
Максим КЛИМКОВИЧ.