Сожгли венки на Вечном огне. Почему подростки идут на подобные преступления и как их избежать?
28.10.2021 12:31:43
На прошлой неделе в Барановичах трое подростков сожгли ритуальные венки на Вечном огне. Неравнодушные граждане, находившиеся неподалеку, попытались остановить несовершеннолетних, но те скрылись. Личности нарушителей уже установлены, возбуждено уголовное дело по статье «Хулиганство».
– К совершению преступления причастны трое юных жителей: одному из них 14 лет, двоим по 13. Ранее в поле зрения правоохранительных органов они не попадали. По предварительной информации, до совершения противоправного поступка двое из компании распивали слабоалкогольные напитки, после чего бросили по венку в Вечный огонь. Затем компания скрылась с места происшествия.
Личности хулиганов установили на следующий день. Несовершеннолетних доставили в отдел милиции. 14-летний подросток, достигший возраста привлечения к уголовной ответственности, был задержан по подозрению в совершении преступления, добавляет Святослав Бормотин:
– Противоправным поступком парень посягнул на основные нравственные ценности общества, выразив тем самым пренебрежительное отношение к истории, обычаям и традициям нашего народа. Безнаказанным он не останется. Дело возбуждено по ч. 1 ст. 339 («Хулиганство») Уголовного кодекса. Проводятся следственные действия, назначены экспертизы. Параллельно выясняются причины и условия, способствовавшие совершению такого дерзкого и циничного злодеяния. Допрашиваются родители, педагоги – все, кто причастен к воспитанию и формированию морального облика ребят.
Санкции статьи предусматривают наказание в виде лишения свободы от одного до трех лет. В отношении школьников, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, будут приняты меры общественного воздействия. Провинившихся поставят на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, в дальнейшем их ждет индивидуальная профилактическая работа.
– Невозможно назвать одну причину, почему дети могут быть склонны к девиантному (или отклоняющемуся) поведению. Это скорее совокупность факторов: внутриличностных, социальных, ценностных... Самая яркая и характерная черта для переходного возраста – интимно-личностное общение со сверстниками, когда вся деятельность подростка направлена на то, чтобы его понимали и принимали в определенной компании. И это может сработать как во благо, так и во вред. Если у социального окружения противоправное или зависимое поведение, то и подросток будет стремиться к нему, чтобы влиться в желаемый круг общения. Но если интересы несовершеннолетнего представляют сверстники, склонные к саморазвитию и социально значимому поведению, то они станут для него хорошим примером.
Что окружающих должно насторожить в поведении подростка? Например, резкие колебания в настроении или наоборот слишком частая подавленность, раздражительность по поводу и без, потеря старых интересов либо их неустойчивость, повышенная тяга к рефлексии и самопознанию, излишняя самоуверенность или переоценка своих возможностей, ночные кошмары, склонность к рискованному поведению, когда появляется влечение к экстремальным видам активности, перечисляет педагог-психолог. Александр Дерюгин обращает внимание, что детям многие проблемы могут казаться неразрешенными:
– Трудности – только часть жизни, но не вся. И важно найти тех людей, с которыми можно безопасно прожить эмоции, получить поддержку, справиться с трудной ситуацией. Это может быть любой человек: родитель, психолог, учитель, друг.
– Станет ли ребенок настоящим патриотом своей страны, во многом зависит от нас, взрослых. Учителя и родители должны быть примером для детей: любить и гордиться страной, помнить прошлое, думать о будущем. Как классный руководитель 7 «А», хотела бы поблагодарить мам и пап учеников за добросовестное выполнение родительских обязанностей, неравнодушное отношение к учебе. Они активно участвуют в жизни школы, откликаются на просьбы, инициируют много добрых дел.
Светлана Сапега старается воспитать у школьников любовь к родине с помощью литературы. Изучая произведения классиков, дети больше узнают об истории, видят, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне. Некоторые уроки учитель проводит в парке Марата Казея. В школе большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, говорит педагог:
– В нашем учреждении есть музей имени Николая Францевича Гастелло, где проходят тематические уроки, ребята вступают в ряды БРПО и БРСМ. Полюбился учащимся и информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина». Дети с удовольствием участвуют в квестах, викторинах и экскурсиях. Например, в прошлом году мы совершили очень интересную этнографическую поездку в деревню Кривошин Ляховичского района. Побывали в местном школьном музее, встретились со свидетелями войны, посетили усадебный парк, где провел свое детство Ян Чечот. Очень важно дать возможность детям прикоснуться к истории, поддержать их интерес в изучении родного края. Ведь все то, что мы вложим в них сегодня, потом они передадут следующему поколению.
mischenko@sb.by
Верх цинизма
Обычный вечер буднего дня. В 21:43 в милицию поступает сообщение о том, что в сквере у городского Дома культуры, где находится памятник воинам и партизанам, освобождавшим Барановичи от немецко-фашистских захватчиков 8 июля 1944-го, неизвестные бросили в пламя ритуальные венки. На место оперативно выбыли сотрудники правоохранительных органов. Вычислить нарушителей помогли в том числе камеры видеонаблюдения, восстанавливает картину происшествия заместитель начальника Барановичского межрайонного отдела Следственного комитета Святослав Бормотин:– К совершению преступления причастны трое юных жителей: одному из них 14 лет, двоим по 13. Ранее в поле зрения правоохранительных органов они не попадали. По предварительной информации, до совершения противоправного поступка двое из компании распивали слабоалкогольные напитки, после чего бросили по венку в Вечный огонь. Затем компания скрылась с места происшествия.
Личности хулиганов установили на следующий день. Несовершеннолетних доставили в отдел милиции. 14-летний подросток, достигший возраста привлечения к уголовной ответственности, был задержан по подозрению в совершении преступления, добавляет Святослав Бормотин:
– Противоправным поступком парень посягнул на основные нравственные ценности общества, выразив тем самым пренебрежительное отношение к истории, обычаям и традициям нашего народа. Безнаказанным он не останется. Дело возбуждено по ч. 1 ст. 339 («Хулиганство») Уголовного кодекса. Проводятся следственные действия, назначены экспертизы. Параллельно выясняются причины и условия, способствовавшие совершению такого дерзкого и циничного злодеяния. Допрашиваются родители, педагоги – все, кто причастен к воспитанию и формированию морального облика ребят.
Санкции статьи предусматривают наказание в виде лишения свободы от одного до трех лет. В отношении школьников, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, будут приняты меры общественного воздействия. Провинившихся поставят на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних, в дальнейшем их ждет индивидуальная профилактическая работа.
Окружение решает
Почему подростки идут на совершение подобных преступлений? Этот вопрос мы задали педагогу-психологу отдела психологической помощи в кризисных ситуациях Республиканского центра психологической помощи Александру Дерюгину:– Невозможно назвать одну причину, почему дети могут быть склонны к девиантному (или отклоняющемуся) поведению. Это скорее совокупность факторов: внутриличностных, социальных, ценностных... Самая яркая и характерная черта для переходного возраста – интимно-личностное общение со сверстниками, когда вся деятельность подростка направлена на то, чтобы его понимали и принимали в определенной компании. И это может сработать как во благо, так и во вред. Если у социального окружения противоправное или зависимое поведение, то и подросток будет стремиться к нему, чтобы влиться в желаемый круг общения. Но если интересы несовершеннолетнего представляют сверстники, склонные к саморазвитию и социально значимому поведению, то они станут для него хорошим примером.
Что окружающих должно насторожить в поведении подростка? Например, резкие колебания в настроении или наоборот слишком частая подавленность, раздражительность по поводу и без, потеря старых интересов либо их неустойчивость, повышенная тяга к рефлексии и самопознанию, излишняя самоуверенность или переоценка своих возможностей, ночные кошмары, склонность к рискованному поведению, когда появляется влечение к экстремальным видам активности, перечисляет педагог-психолог. Александр Дерюгин обращает внимание, что детям многие проблемы могут казаться неразрешенными:
– Трудности – только часть жизни, но не вся. И важно найти тех людей, с которыми можно безопасно прожить эмоции, получить поддержку, справиться с трудной ситуацией. Это может быть любой человек: родитель, психолог, учитель, друг.
Быть примером
Как сделать так, чтобы подобные хулиганские действия больше не повторялись, спросили мы у учителя белорусского языка и литературы минской средней школы № 21 имени Н. Ф. Гастелло Светланы Сапеги:– Станет ли ребенок настоящим патриотом своей страны, во многом зависит от нас, взрослых. Учителя и родители должны быть примером для детей: любить и гордиться страной, помнить прошлое, думать о будущем. Как классный руководитель 7 «А», хотела бы поблагодарить мам и пап учеников за добросовестное выполнение родительских обязанностей, неравнодушное отношение к учебе. Они активно участвуют в жизни школы, откликаются на просьбы, инициируют много добрых дел.
Светлана Сапега старается воспитать у школьников любовь к родине с помощью литературы. Изучая произведения классиков, дети больше узнают об истории, видят, какой ценой досталась победа в Великой Отечественной войне. Некоторые уроки учитель проводит в парке Марата Казея. В школе большое внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, говорит педагог:
– В нашем учреждении есть музей имени Николая Францевича Гастелло, где проходят тематические уроки, ребята вступают в ряды БРПО и БРСМ. Полюбился учащимся и информационно-образовательный проект «Школа активного гражданина». Дети с удовольствием участвуют в квестах, викторинах и экскурсиях. Например, в прошлом году мы совершили очень интересную этнографическую поездку в деревню Кривошин Ляховичского района. Побывали в местном школьном музее, встретились со свидетелями войны, посетили усадебный парк, где провел свое детство Ян Чечот. Очень важно дать возможность детям прикоснуться к истории, поддержать их интерес в изучении родного края. Ведь все то, что мы вложим в них сегодня, потом они передадут следующему поколению.
mischenko@sb.by