Одиннадцатая Белорусская антарктическая экспедиция, организованная Национальной академией наук, отправится на Белый континент в ноябре. С собой везут 116 тонн груза: провизию, технику, топливо, научное оборудование и конструкции новых секций Белорусской антарктической станции... Корреспондент «Р» помогла полярникам паковать снаряжение.
• Сфера интересов
Состав Белорусской антарктической экспедиции утвержден по результатам отбора в Республиканском центре полярных исследований. Из 21 кандидата в основной состав попали 8 человек. Еще 8 человек зачислили в резерв. Остальных отсеяли по результатам медицинских показаний и психологических тестов.
— Стараемся соблюдать разумный баланс соотношения числа технических и научных сотрудников, — о подходе к отбору кандидатов рассказывает бессменный руководитель белорусских научных антарктических экспедиций Алексей Гайдашов. — С учетом большого объема строительных работ, которые мы проводим собственными силами без привлечения строительных организаций, в составе экспедиции логично было бы отправлять исключительно технических специалистов. Возведение станции ускорилось бы. Однако мы сохраняем, а в некоторых случаях расширяем объемы научных исследований, при этом не сбавляя темпов строительства станции.
Продукты полярники берут с запасом: из-за непогоды или ухудшения ледовой обстановки экспедиция может затянуться.
Состав команды полярников снова сугубо мужской. Алексей Гайдашов по этому поводу сказал, что никаких предубеждений нет. Просто ни одна из женщин-кандидатов отбор не прошла. Мужчины оказались выносливее.
Одно из главных требований к научным сотрудникам экспедиции — их универсальность. Чтобы при необходимости участник мог выполнять работы по смежным научным заданиям. А научный интерес страны на этом континенте обширен! Это проведение исследований по таким направлениям, как микробиология, подспутниковые наблюдения в интересах национальной космической программы, геофизический мониторинг, изучение газового и аэрозольного состава атмосферы, ультрафиолетовой радиации, климата, биологических наземных и морских ресурсов, мониторинг озонового слоя и состояния ключевых параметров природной среды Антарктики. Исследования проведут с использованием приборов белорусской разработки. Собранные полярниками научные материалы корабль доставит на Большую землю, где их обработают и проанализируют ученые из Академии наук и других научных учреждений.
• Строй-ка!
Строительство Белорусской антарктической станции идет полным ходом. За время предыдущей экспедиции сделано немало. На сегодняшний день там уже действует первый объект — трехсекционный модуль управления, связи и навигации. Введены в эксплуатацию новые технологические и складские помещения. Для нужд нашей антарктической экспедиции провели капитальную реконструкцию нескольких объектов инфраструктуры периода Советских антарктических экспедиций. Также смонтировали и ввели в эксплуатацию первую очередь второго объекта — восьмисекционного лабораторно-жилого модуля. Четыре секции из состава второго объекта смонтировали в прошедшие два сезона. Это санитарно-гигиеническая, технологическая, лабораторно-жилая и жилая. В Антарктиду уже доставили неотапливаемое складское помещение для хранения стройматериалов и запасных частей, а также гаражный бокс для хранения и ремонта спецтехники.
Накануне отъезда Алексей Гайдашов показал «Р» проект станции, первую очередь которой планируется сдать в 2019 году:
— Во время предстоящей экспедиции планируем смонтировать центральную входную секцию. Она станет сердцем самого крупного объекта — восьмисекционного лабораторно-жилого модуля, поскольку будет оснащена блоками контроля и управления всеми электрическими и локальными вычислительными сетями. Также доставим комплекс новой дизель-электростанции. В ее составе будет в том числе рефрижераторный контейнер для хранения продуктов глубокой заморозки. В следующем году планируем доставить в Антарктиду лабораторно-жилую, жилую и операционно-хирургическую секции.
• Большой минус
Если все пойдет по намеченному плану, то в ближайшие год-два наши полярники смогут отправиться в первую зимовочную экспедицию. Условия там будут не из простых! Когда в прибрежной части Антарктиды наступает полярная ночь, температура воздуха опускается до минус 60 градусов. Вдобавок в феврале прекращается авиасообщение, а в марте — апреле завершается морская навигация в зоне базирования нашей станции. Вплоть до ноября любое транспортное сообщение с Большой землей отсутствует. Отсюда повышенные требования по обеспечению энергетической безопасности станции. Зато во время зимовочной экспедиции ученые смогут вести непрерывные ряды наблюдений.
Наработанная за последние годы транспортная логистика и в этой экспедиции принципиально не изменилась. В начале ноября российское научно-экспедиционное судно «Академик Федоров» отправится из Санкт-Петербурга в Антарктику с генеральным грузом нашей антарктической экспедиции. Это ни много ни мало 116 тонн. Причем большая его часть — объекты инфраструктуры строящейся станции, технологические, лабораторные секции и комплекс ДЭС. Следом в середине ноября в Антарктику отправится авангардная группа. Самолет доставит ее до Кейптауна. Оттуда межконтинентальным рейсом Ил-76 перебросит в Антарктиду до российской полярной станции «Новолазаревская». Затем пересадка на маленький самолет БТ-67, который с двумя промежуточными дозаправками на бельгийской и японской полярных станциях преодолеет 1700 километров и высадит наших полярников у горы Вечерняя, где создается наша станция.
Алексей Гайдашов:
— В авангардной группе пять человек. Трое из них — научные сотрудники. Они прибудут в Антарктиду на полтора месяца раньше научно-экспедиционного судна «Академик Федоров». Следовательно, у них будет больше времени для проведения исследований. К тому же самые благоприятные погодные условия для этого на континенте устанавливаются с середины ноября до конца января.
Генеральный груз для полярников в Антарктику доставит российское научно-экспедиционное судно «Академик Федоров».
Пока научные сотрудники будут заняты отбором проб и проведением исследований, двум техническим специалистам предстоит подготовить все необходимое для разгрузки генерального груза. Все нужно тщательно подготовить, чтобы провести разгрузку максимально быстро. Накладок быть не должно, поскольку стоимость фрахта судна составляет около 60 тысяч долларов в сутки. К берегам Антарктиды «Академик Федоров» причалит ориентировочно в конце декабря.
• Лед тронулся
Впервые в составе 11-й антарктической экспедиции примет участие обменный ученый. Планируется, что это специалист Арктического и Антарктического научно-исследовательского института из России. Совместно с нашими учеными он будет заниматься международной научной программой по исследованию отражающей способности различных типов снежно-ледниковых покровов Антарктиды. Это поможет оценить факторы, влияющие на изменения климата. Исследования будут проводиться как с использованием наземных дистанционных приборов измерения, так и с помощью беспилотников и космических спутников.
— Планируем в этом году произвести отбор кернов донных отложений. Это своего рода книга истории региона, — простыми словами объясняет Алексей Гайдашов. — Изучив его по фрагментам, мы можем узнать климатическую, палеогеографическую и даже биологическую историю эволюции континента на десятки тысяч лет назад.
Также нашим полярникам предстоит оборудовать специализированную метеорологическую площадку. В дальнейшем ее планируют сертифицировать и включить в сеть опорных метеорологических станций Всемирной метеорологической организации. В планах — улучшить возможности связи с Большой землей. В первую очередь обеспечить станцию интернетом и спутниковым телевидением. Возможно, уже в этой экспедиции в тестовом режиме на станции появится оборудование спутниковой связи, которое обеспечит круглосуточный интернет. Это позволит ученым оперативно передавать материалы исследований в Академию наук. Необходимость психологической разрядки в условиях полярных широт и ограниченного контакта с людьми тоже никто не отменял. Несколько каналов спутникового телевидения помогут решению этой проблемы.
• Кушать подано
Большую часть обязанностей повара на себя возьмет врач. Он будет не только следить за состоянием здоровья полярников и выполнять научную программу по заданию Института физиологии Академии наук, но и три-четыре дня в неделю обеспечивать правильным питанием участников экспедиции. При составлении меню он будет руководствоваться инструкцией Минздрава, которую ведомство разработало специально для полярников. В целом их рацион мало чем отличается от нашего. Помимо круп, макарон и тушенки, которые давно стали неотъемлемым атрибутом любого путешественника, в него входит мясо глубокой заморозки, фрукты и овощи. Их полярники берут с запасом: из-за непогоды или ухудшения ледовой обстановки экспедиция может затянуться. Ну и конечно, чай и кофе. В условиях вечной мерзлоты эти напитки для согрева и тонуса незаменимые. Берут питьевую и минеральную воду. В Антарктиде вода в замороженном состоянии хоть и в избытке, но это чистый дистиллят, то есть без полезных для человека микроэлементов.
…Домой полярники вернутся весной. Сперва Антарктиду покинут трое научных сотрудников, которые к тому времени уже выполнят сезонную программу работ. Самолетом они доберутся до российской полярной станции «Прогресс», откуда корабль доставит их в Кейптаун. Оттуда самолетом — домой. Оставшиеся пятеро полярников пробудут в Антарктиде до марта. Затем их заберет корабль. Морской путь домой займет больше месяца. В Минск основная группа экспедиции вернется не раньше конца мая.
gorbatenko@sb.by