Большой театр Беларуси принимает Минский международный Рождественский оперный форум: что в программе?
09.12.2023 10:00:00
Юлиана ЛЕОНОВИЧ
В эти выходные Большой театр в 13-й раз принимает самый респектабельный музыкальный форум зимы. На этот раз в деловой лаконизм (нынешний оперный праздник продлится всего пять дней) и две домашние премьерные постановки впишутся также театры из Ташкента и Самары. Не изменит белорусский Большой и давним любимым партнерам. На гала-вечере церемонии закрытия форума зрители увидят (а главное, услышат!) всех своих звездных любимцев. Рассказываем, куда в обязательном порядке нужно успеть и какие постановки не пропустить.
«Иоланта».
— Это последняя опера композитора, ставшая, по сути, его лирической философской исповедью. Сегодня невозможно говорить об «Иоланте» как об истории исключительно сказочной. В ней переплетены средневековая французская легенда, мистическое ощущение, символика, сакральность, православная духовность, и на этой основе создано настоящее литургическое действо. Редчайшая опера, которая приходит к абсолютно светлому катарсическому финалу. И мы должны преподнести ее зрителю так, чтобы каждый мог ощутить этот катарсис.
— Мы очень хотели, чтобы оперные труппы наших театров-партнеров приняли участие в форуме полным составом, — не скрывает Екатерина Николаевна. — Кроме того, было решено, что в Минск гости привезут спектакли, которых нет в афише нашего театра. На мой взгляд, «Искатели жемчуга» — совершенно удивительное сказочное явление в истории оперы XX века, и поэтому мы не могли не показать ее минскому зрителю.
Что интересно, в Ташкенте оперу не стали переводить на узбекский, минская публика услышит ее в оригинале (на французском языке), обращает внимание Екатерина Дулова:
— Генеральный директор Большого театра Узбекистана Рамиз Усманов (хорошо известный нашему зрителю) проследил, чтобы ташкентская труппа основательно поработала со специалистами — для обеспечения высокого уровня произношения. Сам Рамиз Усманов выйдет на сцену в главной роли Надира. Но для нас особенно приятно, что в 2014 году он стал первым обладателем Гран-при Минского международного конкурса вокалистов. Так что наша сцена для него памятная и, конечно, давно знакомая.
«Севильский цирюльник».
В опере примут участие приглашенный солист Большого театра России Годердзи Джанелидзе (он впервые споет в Минске партию Дона Базилио) и солист Камерной сцены им. Б. А. Покровского московского Большого Валерий Макаров. Его наш зритель уже слышал в партии графа Альмавивы. А вот в роли Фигаро увидим в этот вечер нашего Алексея Макшанцева.
«Любовь к трем апельсинам».
Изначально идея оперы родилась у режиссера Всеволода Мейерхольда. В начале 1900-х он издавал в Петрограде журнал о театре, который так и назывался — «Любовь к трем апельсинам». В самом первом его выпуске была опубликована одноименная пьеса, созданная Мейерхольдом в соавторстве с режиссером Владимиром Соловьевым и поэтом Константином Вогаком и основанная на комической сказке итальянского драматурга Карло Гоцци. Мейерхольд специально дал почитать произведение Прокофьеву с расчетом на то, что тот напишет оперу. Музыку и собственное либретто на основе пьесы композитор действительно написал, но уже в Америке по заказу оперного театра Чикаго.
— В самарском театре «Три апельсина» никогда не ставились. Нынешняя постановка — первая. В том числе поэтому, уверена, она будет как минимум любопытна. Самара — это еще и наш будущий партнер по совместному спектаклю. Пока скажу лишь, что предполагается весьма интересный вариант, — интригует Екатерина Дулова.
«Иоланта».
Через катарсис
В воскресенье, 10 декабря, форум откроет самая свежая оперная премьера сезона — монументальная «Иоланта» Петра Чайковского.Нынешняя версия спектакля станет для нашего Большого театра уже пятой. Напомним, в последний раз театр обращался к этой истории почти двадцать лет назад, в 2004-м.Теперь за новое прочтение произведения взялась главный режиссер театра Анна Моторная. Анна Дмитриевна называет «Иоланту» безусловным шедевром Чайковского и уверена, что ее обязательно ждет зрительский и коммерческий успех:
— Это последняя опера композитора, ставшая, по сути, его лирической философской исповедью. Сегодня невозможно говорить об «Иоланте» как об истории исключительно сказочной. В ней переплетены средневековая французская легенда, мистическое ощущение, символика, сакральность, православная духовность, и на этой основе создано настоящее литургическое действо. Редчайшая опера, которая приходит к абсолютно светлому катарсическому финалу. И мы должны преподнести ее зрителю так, чтобы каждый мог ощутить этот катарсис.
Дружба со стажем
12 декабря красивую легенду про благодатную слепоту и счастье прозрения сменит эмоциональная сказка с восточным колоритом «Искатели жемчуга» Жоржа Бизе. Незамысловатую историю соперничества двух друзей, ловцов жемчуга Зурги и Надира, влюбленных в прекрасную Лейлу, на сцене белорусского Большого разыграют артисты Большого театра Узбекистана им. Алишера Навои. Ташкент — давний друг и партнер Минска, напоминает генеральный директор нашего театра Екатерина Дулова. Более того, эта культурно-деловая связь уже давно переросла в дружескую.— Мы очень хотели, чтобы оперные труппы наших театров-партнеров приняли участие в форуме полным составом, — не скрывает Екатерина Николаевна. — Кроме того, было решено, что в Минск гости привезут спектакли, которых нет в афише нашего театра. На мой взгляд, «Искатели жемчуга» — совершенно удивительное сказочное явление в истории оперы XX века, и поэтому мы не могли не показать ее минскому зрителю.
Что интересно, в Ташкенте оперу не стали переводить на узбекский, минская публика услышит ее в оригинале (на французском языке), обращает внимание Екатерина Дулова:
— Генеральный директор Большого театра Узбекистана Рамиз Усманов (хорошо известный нашему зрителю) проследил, чтобы ташкентская труппа основательно поработала со специалистами — для обеспечения высокого уровня произношения. Сам Рамиз Усманов выйдет на сцену в главной роли Надира. Но для нас особенно приятно, что в 2014 году он стал первым обладателем Гран-при Минского международного конкурса вокалистов. Так что наша сцена для него памятная и, конечно, давно знакомая.
Фигаро тут
Днем позже праздник музыки продолжит комическая опера «Севильский цирюльник» Джоаккино Россини итальянского режиссера Альдо Тарабеллы. Напомним, легендарный цирюльник Фигаро, маэстро ножниц и бритвы, ловкач и острослов, вернулся на белорусскую сцену в конце прошлого, юбилейного для театра сезона.«Севильский цирюльник».
Ниспровергать основы, рушить сюжетные каноны и тем самым нервировать оперную аудиторию синьор Тарабелла разумно не стал, сделав очевидный выбор в пользу классики.А значит, в новом «Севильском цирюльнике» по-прежнему есть все, что зритель так любит: итальянские страсти, щепотка гротеска, фирменная живость и дивная музыка Джоаккино Россини. За ее стройное звучание 13 декабря ответит маэстро Владимир Оводок, ставший дирижером-постановщиком спектакля.
В опере примут участие приглашенный солист Большого театра России Годердзи Джанелидзе (он впервые споет в Минске партию Дона Базилио) и солист Камерной сцены им. Б. А. Покровского московского Большого Валерий Макаров. Его наш зритель уже слышал в партии графа Альмавивы. А вот в роли Фигаро увидим в этот вечер нашего Алексея Макшанцева.
Оранжевое настроение
Артисты из Самары, в свою очередь, будут держать минскую публику 14 декабря. В этот день оперная труппа Самарского академического театра оперы и балета им. Дмитрия Шостаковича покажет сказочную историю Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам».«Любовь к трем апельсинам».
Изначально идея оперы родилась у режиссера Всеволода Мейерхольда. В начале 1900-х он издавал в Петрограде журнал о театре, который так и назывался — «Любовь к трем апельсинам». В самом первом его выпуске была опубликована одноименная пьеса, созданная Мейерхольдом в соавторстве с режиссером Владимиром Соловьевым и поэтом Константином Вогаком и основанная на комической сказке итальянского драматурга Карло Гоцци. Мейерхольд специально дал почитать произведение Прокофьеву с расчетом на то, что тот напишет оперу. Музыку и собственное либретто на основе пьесы композитор действительно написал, но уже в Америке по заказу оперного театра Чикаго.
— В самарском театре «Три апельсина» никогда не ставились. Нынешняя постановка — первая. В том числе поэтому, уверена, она будет как минимум любопытна. Самара — это еще и наш будущий партнер по совместному спектаклю. Пока скажу лишь, что предполагается весьма интересный вариант, — интригует Екатерина Дулова.
Съезд оперных партий
По традиции красивой финальной точкой праздника станет гала-концерт звезд оперной сцены под названием Viva Opera! Вечером 15 декабря в нем примут участие как белорусские солисты, так и гости, которых наш зритель любит и знает. Ждем на сцене в том числе солиста Мариинского театра белоруса Владислава Сулимского, народного артиста Узбекистана Рамиза Усманова, его коллегу из Армении Саргиса Бажбеук-Меликяна, баса из Грузии Годердзи Джанелидзе, солистку Большого театра России Агунду Кулаеву (к слову, совсем недавно мы видели ее в «Царской невесте») и других исполнителей. Большой театр Беларуси также будет представлен весьма внушительным корпусом. Ну а за дирижерским пультом вечер проведет маэстро Артем Макаров.