Рыночный вопрос: почему у приезжих бизнесменов дешевле?
25.08.2017 11:37:17
В этом году на карте страны, как капли на стекле, стали появляться загадочные магазины. Массовость их открытия говорила о том, что речь идет не о единичных приезжих предпринимателях, а о приходе некоей таинственной торговой сети. Впрочем, сеть — понятие условное. Магазины принадлежат разным юрлицам, но уж очень много сходства: широкий ассортимент и, главное, низкие цены. Всё началось с Речицы: местные коммерсанты пожаловались властям на демпинг и масштабные нарушения правил ведения торговли магазином одежды, который открыли бизнесмены из Узбекистана. Подобная проблема обнаружилась и в других регионах. Почему это происходит?
Торговля — дело тонкое
Этим летом в Пинске создан прецедент. После ряда проверок в городе закрылись два магазина дешевой одежды, получившие в народе неофициальное название “узбекские”. Товар по бросовым ценам продавали выходцы из Средней Азии, которые не так давно влились в белорусский рынок и по всей стране создали серьезную конкуренцию отечественным предпринимателям. Те, что в столице Полесья, даже приходили с жалобами на прием к председателю горисполкома. Магазины приезжих коробейников проверили. Там найдены горы нарушений. Магазины больше не работают.
На самом деле попавшие в поле зрения проверяющих ООО “Джалиль Назар” и ООО “Чаркесар” из торгового реестра не исключены. То есть, по словам заместителя начальника Управления торговли Пинского горисполкома Ольги Ребковец, фирмы лишь приостановили работу, ибо львиная доля товара была изъята. Они вправе привезти новую продукцию и возобновить работу:
— Город хотел знать: легально ли торгуют и качественный ли у них товар? Цены действительно были очень низкие, поэтому каждая служба проверяла в своей части: Госстандарт, налоговая инспекция, управление торговли и услуг, санстанция, милиция... Что касается нарушений, то, в частности, не было накладных, подтверждающих легальность приобретения. Нарушен порядок приема наличных средств (не пробивали через кассу), не были соблюдены требования таможенного регламента по безопасности продукции. По результатам мониторингов были выданы рекомендации по устранению проблем.
Изучить принцип и схему торговли в таких магазинах, по сути, может любой покупатель, которому продавец обязан представить исчерпывающую информацию о товаре. Я отправился на своеобразную ревизию в двух городах Брестской области: в Столине, что совсем рядом с Пинском, и в самом Бресте.
“Узбекский” магазин в Столине расположен в самом центре города, в минуте ходьбы от райисполкома. Просторное помещение с виду напоминает большой секонд-хенд. Напольные вешалки заполнены товаром на любой вкус: от летней детской одежды до джинсов и курток на взрослых.
Даже в будний день тут довольно много покупателей, толпящихся в узких проходах. Они разглядывают товар, я обращаю внимание на ценники и этикетки. Информация о стране-производителе указана, бирки в наличии, цена есть. Увидев, что я остановился возле летних футболок, продавец азиатской внешности моментально подлетел ко мне, предложив помочь определиться с выбором. Я остановился на майке за пять рублей. Аналогичная на брестских рынках стоила бы в полтора-два раза дороже.
Рассчитался карточкой, получил чек. В общем, серьезных проблем не увидел. Быть может, на подводные камни наткнулись проверяющие? С этим вопросом я обратился к заместителю председателя Столинского райисполкома Михаилу Нестеровичу, курирующему, в частности, торговлю и услуги:
— Когда эти бизнесмены пришли к нам, мы поставили им условие: прозрачность торговли. Зарегистрироваться, платить налоги, реализовывать только сертифицированный товар, иметь кассовые аппараты. Ситуацию постоянно мониторим, изучаем документацию. Проблем нет. Да и противостояния с нашими предпринимателями не наблюдаем.
В Бресте один из таких магазинов расположен в микрорайоне Восток. Спрятался в жилом секторе на первом этаже одного из многоэтажных домов. На входе информация о предприятии — свидетельство о регистрации ООО “Абдусалом”. Необходимая документация на стенде в наличии. Идем внутрь. Зал под завязку набит товарами. Причем среди них не только турецкая, китайская и российская, но и белорусская продукция. Детская жилетка, которая на одном из брестских рынков выставлялась за 25 рублей, здесь оценена в 16. Камуфлированная майка от узбекского производителя — 3 рубля.
В этом магазине бирки были не на всей продукции. Первое же платье оказалось без лейбла, а его стоимость обозначили обычной цветной стикерной наклейкой. Цену майки и вовсе пришлось уточнять у продавца.
Начальник управления торговли и услуг Брестского облисполкома Валерий Мацкевич говорит, что магазины низких цен, где торгуют выходцы из Средней Азии, мониторят с июня этого года. Есть факты, когда продукцию конфисковывали, накладывали штрафы. Часть товара продавалась без сертификатов.
В том, что не все безупречно, признаются и сами руководители “узбекских” фирм. Вместе с тем работа над ошибками ведется. Генеральный директор ООО “Абдусалом” Азамали Рахматтиллаев уверяет: работают они в таких же условиях, что и белорусские предприниматели, а недостатки уже устранены:
— Частично у нас были проблемы. В этом виноваты некоторые поставщики, которые представляли нам такие документы, из-за которых потом выявлялись нарушения. Мы с ними больше не работаем. Берем только легальный товар у оптовых поставщиков в Москве.
Прибыль в малых дозах
Тема экспансии на наш рынок торговцев из Средней Азии набрала критическую массу. Вопросов действительно много. Как удалось столь стремительно ворваться в наши регионы и чем объясняется дешевизна? Наши предприниматели, и не только они, убеждены: без криминальных схем здесь не обошлось. Приезжие бизнесмены подаются в некоторых СМИ как злостные нарушители и коррупционеры. Но как они сами объясняют сложившуюся ситуацию? С нами согласился побеседовать Шерзоджон Далимбоев, директор ООО “Дилсабо ТАНХО”, чьи магазины расположены в Ганцевичах и Барановичах. Он рассказал, что идею прийти на рынок Беларуси ему подсказали земляки, которые сами открыли здесь торговые точки:
— В бизнесе я уже 20 лет, начинал еще в Узбекистане. У меня есть магазины в России, Казахстане. А в Беларуси я всего полгода. Мои друзья открыли здесь магазин и предложили мне попробовать. Я приехал и открыл фирму.
— Такие торговые точки, как у вас, в сжатые сроки появились практически во всех регионах страны. Магазины расположены на лучших площадках, ассортимент огромен. Многих это натолкнуло на мысль о коррупции. Каково вести бизнес в Беларуси?
— Если в других странах еще можно как-то договориться, то у вас все только через документы. Деньги не помогут. Будете предлагать взятку — посадят. Правильно оформи все бумаги — и вопросов не будет. Ваши предприниматели говорят, что нас кто-то крышует. Об этом не может быть и речи!
— Больше всего вопросов возникает к низким ценам. Говорят, добиться этого, работая легально, просто не возможно. В чем секрет?
— В Узбекистане ты не обязан ни перед кем отчитываться, за сколько продаешь товар. Его нужно поскорее сбыть, не держать, а зарабатывать на объемах. Это закон рынка. Белорусские коробейники хотят побольше наварить. Мы если за 100 рублей покупаем, за 110, максимум 140 рублей продаем. Изучили ваш рынок: коммерсанты за 100 рублей покупают, а продают за 200—300. Я плачу НДС, ФСЗН, зарплату — расходов очень много.
У меня в данное время 16 местных работает. И все они официально трудоустроены. Белорусским предпринимателям нужно учиться конкурировать. Если бы они накидывали не более 30%, нам здесь делать было бы нечего.
— Не раз звучало мнение, что в “узбекскую” сеть товар поставляется централизованно. Отсюда и дешевизна.
— Мы покупаем там же, где и ваши предприниматели, — в Москве. По поводу объемов: я беру столько маек и джинсов, сколько нужно в мой магазин. Кучами не скупаю — ассортимент же нужен. Сейчас мы подумываем, может, оптом узбекских товаров заниматься. Есть мысли насчет создания своего бизнес-объединения.
Наценка раздора
Ирина Саватеева в бизнесе уже 20 лет. Сейчас она владеет двумя магазинами в Светлогорске. В одном продает обувь (ее коммерсанты из Средней Азии пока не завозят), во втором женская, мужская и детская одежда. Держать павильон на 120 квадратных метров стало непросто, когда по соседству появились приезжие конкуренты. Ирина рассказывает:
— Поначалу мы даже не обратили на них внимание. Ассортимент у них был скудным, да и качество низкое. Но в итоге люди пошли туда. Мы потеряли около 80% покупателей.
Логичный, на первый взгляд, шаг — сбить цену.
Но здесь все не так просто, объясняет предприниматель:
— Мы сейчас никогда не сделаем наценку более 60%. Накрутки 300% — миф, не знаю, были ли они вообще когда-либо. Наценка приезжих — 20—30%? Но если человек привез и заплатил НДС 20%, то как он продаст по той же цене? Помимо всего прочего, плюс еще 5% — налог с оборота. Тем временем в некоторых случаях даже закупочные цены у поставщика в Москве выше, чем в “узбекских” магазинах у нас.
Ирина говорит, что удивительно быстро разрастается и ассортимент соседа. Если на первых порах товаров было немного, то теперь одних джинсов — 40—50 моделей. А на это нужны оборотные средства:
— Где их столько взять за полгода? Я вижу одно объяснение: уклонение от уплаты налогов. И мы сами, и контрольные органы были свидетелями того, как оплата за товар проходит мимо кассы. Такой подход иностранных предпринимателей топит белорусский малый бизнес. Они пользуются Указом № 510, согласно которому нельзя проводить плановые проверки на предприятиях, которым менее 2 лет.
Отступать Ирина не намерена:
— Будем бороться. Если “левые” схемы работы есть, то почему они доступны не всем? До этого власти в стране навели порядок — накладные, кассовые аппараты, чеки, терминалы. Мы научились работать по правилам. А что теперь?
Всё решает конкуренция
Работать в равных условиях. Эта тема не нова для нашего бизнеса. Заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Георгий Гриц говорит:
— История похожа на ту, которая разворачивалась около трех лет назад вокруг сертификации товаров. Наши индивидуальные предприниматели протестовали, а сейчас они оказались в той же ситуации, что и компании, которые уже тогда работали по документам. Только по другую сторону баррикад теперь куда более разворотливые и искушенные. Речь идет о мощном сплоченном движении, построенном на сильных родственных и клановых связях. Известно, что в странах Закавказья существует налаженная схема как легальных, так и нелегальных поставок товаров из Китая, которые затем распространяются по территории Единого экономического пространства. Если говорить о теневых каналах, то это позволяет удешевить товар (не нужна растаможка) на 50—100%.
Жалобы наших предпринимателей небезосновательны. Начальник управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Министерства антимонопольного регулирования и торговли Валерьян Беспалый рассказывает о результатах мониторинга “магазинов низких цен”:
— В начале июля мы провели мониторинг 34 торговых объектов по всей стране, больше всего в Гомельской области. Нарушения нашлись практически в каждом. Чаще всего речь шла о несоблюдении ассортиментного перечня или его отсутствии, непредставлении необходимой информации потребителю о товаре, порой даже страна происхождения была непонятна.
В этом месяце специалисты МАРТ провели повторный мониторинг. Вывод — устранили нарушения не все. В отношении должностных лиц некоторых фирм начаты административные процессы. Среди них ООО “Тюбетейка” в Светлогорске, ООО “Нишон” в Речице и другие. Валерьян Беспалый говорит:
— Вопрос взят на контроль. В наведении порядка заинтересованы все, в том числе и местные власти. К сожалению, нарушения допускают и наши субъекты хозяйствования, которые работают на рынке более двух лет. Мы контролируем всех, и требования ко всем одинаковые.
Что касается наценки наших коммерсантов, Георгий Гриц недоумевает:
— Создание логистических центров — это вопрос бизнесменов. Скооперируйтесь, соберите финансы и создайте систему, которая позволит снизить издержки.
Объединение малого бизнеса для оптимизации работы обычное дело. К примеру, в Евросоюзе сегодня насчитывается около 180 тысяч кооперативов. Отрасли разные — от здравоохранения до сельского хозяйства. Для торговли это тоже актуально. Однако у нас такой подход вряд ли сработает, говорит директор Аналитического центра изучения проблемных вопросов деятельности индивидуальных предпринимателей Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович:
— Предприниматели работают в одиночку, занимая свою маленькую нишу, — централизованных поставок не получится. Здесь нельзя закупить и на всех раскинуть.
Снизить цену, убежден Анатолий Змитрович, можно по трем направлениям — аренда, НДС и поставка товара на территорию Беларуси:
— Если в России в тех же Клинцах, куда активно переезжают гомельские ИП, аренда 5—7 долларов за метр, то в Гомеле в некоторых ТЦ она доходит до 80 евро. Дальше — НДС 20%. Но какая здесь добавленная стоимость? Закупил на 100 тысяч рублей, 20 тысяч — в бюджет. Другое дело — закупил, продал за 150 тысяч и уже с этих 50 тысяч добавленной стоимости заплатил налог. Однако самое главное: мы не выйдем на нормальные цены, пока не будем брать товар от первого импортера. В 2006 году предприниматели предлагали нашему Правительству на основе пустующих аэродромов в Витебске и Бобруйске подготовить базы поставки импортного товара из Турции и Китая. Вариант не прошел из-за отсутствия законодательной базы.
Ввоз импорта — это инъекции, которые требуют точной дозировки: закрыть те ниши, которые сами заполнить не можем, и создать конкуренцию. Переборщить — отечественным производителям придется несладко. Возможно, как раз в отечественных товарах заложен потенциал для наших ипэшников. Но пока они его берут не очень-то охотно, констатирует Георгий Гриц:
— Сами ИП предлагали сотрудничество нашим предприятиям по пошиву ходовых моделей. Но инициатива заглохла. Нужно понимать: сбыт — это продажа товаров, которые выпущены, а маркетинг — производство товара, который будет продаваться. Нужно переходить от сбыта к маркетингу. И это задача для всех.
Структура торговли быстро меняется. У нас появляются сети, крупные зарубежные бренды, интернет-магазины. На рынке становится тесновато, и для малых игроков остается все меньше места. Позиция государства — правила игры одинаковы для всех. Предоставлять преференции одной категории бизнеса никто не будет. Равно как и вводить протекционистские меры. Бизнес не имеет национальности. Закон должны соблюдать все. Если его нарушают, без разницы, наши граждане или иностранцы, наказание последует для каждого. Так что единственный путь — конкурировать. И борьба за покупателей должна быть честной. Тогда польза будет для всех.
БИЗНЕС ВЗЯЛИ В ОБОРОТ
Недавно в Витебске увидел рекламу: в одном из крупных торговых центров города открылся новый павильон “Али-баба”. Там предлагают одежду и аксессуары для всей семьи по самым низким ценам. Но по указанному адресу “Али-бабы” не оказалось. Соседи торговцев поведали, что конкуренты по неизвестным причинам лавочку недавно свернули:
— Скорее всего, с этой торговлей что-то было нечисто, люди-то валом шли. Говорят, теперь приезжие коробейники занялись выездной торговлей. Толкают свой ширпотреб по деревням.
Товарами из Узбекистана торгуют и наши предприниматели. Например, футболки из этой страны по 6 рублей можно найти в витебском магазине “Дисконт”, рядом представлен Кыргызстан, Китай. По первому требованию администратор показывает сертификат соответствия Таможенного союза на партию маек:
— Вы первый, кто интересуется. А что смущает? Если бы у покупателей были вопросы и претензии, не торговала бы. У производителя огромные обороты. Этим объясняется цена.
Если верить рекламе, скоро в одном из торговых центров Витебска выходцы из Средней Азии планируют открыть павильон “На Востоке”. Говорить же о том, что новички подминают под себя рынок, пока оснований нет. В инспекции по налогам и сборам по Витебской области рассказали, что сегодня на территории региона пять магазинов одежды, учредителями которых являются граждане Узбекистана. По результатам проведенных проверок на них составлено 9 административных протоколов. Основные нарушения: уклонение от уплаты налогов, несоблюдение порядка приема денежных средств при продаже товаров, отсутствие в магазинах терминалов.
ОПРОС
Что для вас главное при покупке товаров?
Валерий Сериков, инженер:
— Не последнее значение имеет цена, но все зависит от того, о каком товаре идет речь. Технику покупаю дорогую: больше цена — больше функций, лучше качество и сервисная поддержка. Но взять, к примеру, одежду. В последний раз был очень доволен брюками белорусского производства, которые стоили в два раза дешевле, чем турецкие, потерявшие свой вид спустя пару стирок.
Анастасия Шопля, ведущий специалист отдела продаж:
— Я всегда обращаю внимание на качество товара. Проще купить дороже, но быть уверенной в своем выборе: знать, что вещь прослужит долгий срок, будет иметь хороший вид и не навредит здоровью. Как известно, скупой платит дважды.
Наталья Лисова, экономист:
— Обычно ориентируюсь на производителя. Какова его репутация, мои знания о нем и личный опыт, в какой-то степени играет роль популярность бренда. Стараюсь не покупать вещи, выпущенные непонятно где — это кот в мешке, не знаешь, чем обернется такое приобретение.
Вадим Хейфец, вокалист группы Tok Rukoo:
— Для меня важна обстановка, в которой совершается покупка. Например, если продавец или атмосфера места продажи будут приятными, я могу приобрести большее количество товаров, не сильно обдумывая, нужны ли они мне. В стандартной ситуации прежде всего исхожу из потребностей.
Торговля — дело тонкое
Этим летом в Пинске создан прецедент. После ряда проверок в городе закрылись два магазина дешевой одежды, получившие в народе неофициальное название “узбекские”. Товар по бросовым ценам продавали выходцы из Средней Азии, которые не так давно влились в белорусский рынок и по всей стране создали серьезную конкуренцию отечественным предпринимателям. Те, что в столице Полесья, даже приходили с жалобами на прием к председателю горисполкома. Магазины приезжих коробейников проверили. Там найдены горы нарушений. Магазины больше не работают.
На самом деле попавшие в поле зрения проверяющих ООО “Джалиль Назар” и ООО “Чаркесар” из торгового реестра не исключены. То есть, по словам заместителя начальника Управления торговли Пинского горисполкома Ольги Ребковец, фирмы лишь приостановили работу, ибо львиная доля товара была изъята. Они вправе привезти новую продукцию и возобновить работу:
— Город хотел знать: легально ли торгуют и качественный ли у них товар? Цены действительно были очень низкие, поэтому каждая служба проверяла в своей части: Госстандарт, налоговая инспекция, управление торговли и услуг, санстанция, милиция... Что касается нарушений, то, в частности, не было накладных, подтверждающих легальность приобретения. Нарушен порядок приема наличных средств (не пробивали через кассу), не были соблюдены требования таможенного регламента по безопасности продукции. По результатам мониторингов были выданы рекомендации по устранению проблем.
Изучить принцип и схему торговли в таких магазинах, по сути, может любой покупатель, которому продавец обязан представить исчерпывающую информацию о товаре. Я отправился на своеобразную ревизию в двух городах Брестской области: в Столине, что совсем рядом с Пинском, и в самом Бресте.
“Узбекский” магазин в Столине расположен в самом центре города, в минуте ходьбы от райисполкома. Просторное помещение с виду напоминает большой секонд-хенд. Напольные вешалки заполнены товаром на любой вкус: от летней детской одежды до джинсов и курток на взрослых.
Даже в будний день тут довольно много покупателей, толпящихся в узких проходах. Они разглядывают товар, я обращаю внимание на ценники и этикетки. Информация о стране-производителе указана, бирки в наличии, цена есть. Увидев, что я остановился возле летних футболок, продавец азиатской внешности моментально подлетел ко мне, предложив помочь определиться с выбором. Я остановился на майке за пять рублей. Аналогичная на брестских рынках стоила бы в полтора-два раза дороже.
Рассчитался карточкой, получил чек. В общем, серьезных проблем не увидел. Быть может, на подводные камни наткнулись проверяющие? С этим вопросом я обратился к заместителю председателя Столинского райисполкома Михаилу Нестеровичу, курирующему, в частности, торговлю и услуги:
— Когда эти бизнесмены пришли к нам, мы поставили им условие: прозрачность торговли. Зарегистрироваться, платить налоги, реализовывать только сертифицированный товар, иметь кассовые аппараты. Ситуацию постоянно мониторим, изучаем документацию. Проблем нет. Да и противостояния с нашими предпринимателями не наблюдаем.
В Бресте один из таких магазинов расположен в микрорайоне Восток. Спрятался в жилом секторе на первом этаже одного из многоэтажных домов. На входе информация о предприятии — свидетельство о регистрации ООО “Абдусалом”. Необходимая документация на стенде в наличии. Идем внутрь. Зал под завязку набит товарами. Причем среди них не только турецкая, китайская и российская, но и белорусская продукция. Детская жилетка, которая на одном из брестских рынков выставлялась за 25 рублей, здесь оценена в 16. Камуфлированная майка от узбекского производителя — 3 рубля.
В этом магазине бирки были не на всей продукции. Первое же платье оказалось без лейбла, а его стоимость обозначили обычной цветной стикерной наклейкой. Цену майки и вовсе пришлось уточнять у продавца.
Начальник управления торговли и услуг Брестского облисполкома Валерий Мацкевич говорит, что магазины низких цен, где торгуют выходцы из Средней Азии, мониторят с июня этого года. Есть факты, когда продукцию конфисковывали, накладывали штрафы. Часть товара продавалась без сертификатов.
В том, что не все безупречно, признаются и сами руководители “узбекских” фирм. Вместе с тем работа над ошибками ведется. Генеральный директор ООО “Абдусалом” Азамали Рахматтиллаев уверяет: работают они в таких же условиях, что и белорусские предприниматели, а недостатки уже устранены:
— Частично у нас были проблемы. В этом виноваты некоторые поставщики, которые представляли нам такие документы, из-за которых потом выявлялись нарушения. Мы с ними больше не работаем. Берем только легальный товар у оптовых поставщиков в Москве.
Прибыль в малых дозах
Тема экспансии на наш рынок торговцев из Средней Азии набрала критическую массу. Вопросов действительно много. Как удалось столь стремительно ворваться в наши регионы и чем объясняется дешевизна? Наши предприниматели, и не только они, убеждены: без криминальных схем здесь не обошлось. Приезжие бизнесмены подаются в некоторых СМИ как злостные нарушители и коррупционеры. Но как они сами объясняют сложившуюся ситуацию? С нами согласился побеседовать Шерзоджон Далимбоев, директор ООО “Дилсабо ТАНХО”, чьи магазины расположены в Ганцевичах и Барановичах. Он рассказал, что идею прийти на рынок Беларуси ему подсказали земляки, которые сами открыли здесь торговые точки:
— В бизнесе я уже 20 лет, начинал еще в Узбекистане. У меня есть магазины в России, Казахстане. А в Беларуси я всего полгода. Мои друзья открыли здесь магазин и предложили мне попробовать. Я приехал и открыл фирму.
— Такие торговые точки, как у вас, в сжатые сроки появились практически во всех регионах страны. Магазины расположены на лучших площадках, ассортимент огромен. Многих это натолкнуло на мысль о коррупции. Каково вести бизнес в Беларуси?
— Если в других странах еще можно как-то договориться, то у вас все только через документы. Деньги не помогут. Будете предлагать взятку — посадят. Правильно оформи все бумаги — и вопросов не будет. Ваши предприниматели говорят, что нас кто-то крышует. Об этом не может быть и речи!
— Больше всего вопросов возникает к низким ценам. Говорят, добиться этого, работая легально, просто не возможно. В чем секрет?
— В Узбекистане ты не обязан ни перед кем отчитываться, за сколько продаешь товар. Его нужно поскорее сбыть, не держать, а зарабатывать на объемах. Это закон рынка. Белорусские коробейники хотят побольше наварить. Мы если за 100 рублей покупаем, за 110, максимум 140 рублей продаем. Изучили ваш рынок: коммерсанты за 100 рублей покупают, а продают за 200—300. Я плачу НДС, ФСЗН, зарплату — расходов очень много.
У меня в данное время 16 местных работает. И все они официально трудоустроены. Белорусским предпринимателям нужно учиться конкурировать. Если бы они накидывали не более 30%, нам здесь делать было бы нечего.
— Не раз звучало мнение, что в “узбекскую” сеть товар поставляется централизованно. Отсюда и дешевизна.
— Мы покупаем там же, где и ваши предприниматели, — в Москве. По поводу объемов: я беру столько маек и джинсов, сколько нужно в мой магазин. Кучами не скупаю — ассортимент же нужен. Сейчас мы подумываем, может, оптом узбекских товаров заниматься. Есть мысли насчет создания своего бизнес-объединения.
Наценка раздора
Ирина Саватеева в бизнесе уже 20 лет. Сейчас она владеет двумя магазинами в Светлогорске. В одном продает обувь (ее коммерсанты из Средней Азии пока не завозят), во втором женская, мужская и детская одежда. Держать павильон на 120 квадратных метров стало непросто, когда по соседству появились приезжие конкуренты. Ирина рассказывает:
— Поначалу мы даже не обратили на них внимание. Ассортимент у них был скудным, да и качество низкое. Но в итоге люди пошли туда. Мы потеряли около 80% покупателей.
Логичный, на первый взгляд, шаг — сбить цену.
Но здесь все не так просто, объясняет предприниматель:
— Мы сейчас никогда не сделаем наценку более 60%. Накрутки 300% — миф, не знаю, были ли они вообще когда-либо. Наценка приезжих — 20—30%? Но если человек привез и заплатил НДС 20%, то как он продаст по той же цене? Помимо всего прочего, плюс еще 5% — налог с оборота. Тем временем в некоторых случаях даже закупочные цены у поставщика в Москве выше, чем в “узбекских” магазинах у нас.
Ирина говорит, что удивительно быстро разрастается и ассортимент соседа. Если на первых порах товаров было немного, то теперь одних джинсов — 40—50 моделей. А на это нужны оборотные средства:
— Где их столько взять за полгода? Я вижу одно объяснение: уклонение от уплаты налогов. И мы сами, и контрольные органы были свидетелями того, как оплата за товар проходит мимо кассы. Такой подход иностранных предпринимателей топит белорусский малый бизнес. Они пользуются Указом № 510, согласно которому нельзя проводить плановые проверки на предприятиях, которым менее 2 лет.
Отступать Ирина не намерена:
— Будем бороться. Если “левые” схемы работы есть, то почему они доступны не всем? До этого власти в стране навели порядок — накладные, кассовые аппараты, чеки, терминалы. Мы научились работать по правилам. А что теперь?
Всё решает конкуренция
Работать в равных условиях. Эта тема не нова для нашего бизнеса. Заместитель директора Центра системного анализа и стратегических исследований Национальной академии наук Георгий Гриц говорит:
— История похожа на ту, которая разворачивалась около трех лет назад вокруг сертификации товаров. Наши индивидуальные предприниматели протестовали, а сейчас они оказались в той же ситуации, что и компании, которые уже тогда работали по документам. Только по другую сторону баррикад теперь куда более разворотливые и искушенные. Речь идет о мощном сплоченном движении, построенном на сильных родственных и клановых связях. Известно, что в странах Закавказья существует налаженная схема как легальных, так и нелегальных поставок товаров из Китая, которые затем распространяются по территории Единого экономического пространства. Если говорить о теневых каналах, то это позволяет удешевить товар (не нужна растаможка) на 50—100%.
Жалобы наших предпринимателей небезосновательны. Начальник управления контроля потребительского рынка — торговой инспекции Министерства антимонопольного регулирования и торговли Валерьян Беспалый рассказывает о результатах мониторинга “магазинов низких цен”:
— В начале июля мы провели мониторинг 34 торговых объектов по всей стране, больше всего в Гомельской области. Нарушения нашлись практически в каждом. Чаще всего речь шла о несоблюдении ассортиментного перечня или его отсутствии, непредставлении необходимой информации потребителю о товаре, порой даже страна происхождения была непонятна.
В этом месяце специалисты МАРТ провели повторный мониторинг. Вывод — устранили нарушения не все. В отношении должностных лиц некоторых фирм начаты административные процессы. Среди них ООО “Тюбетейка” в Светлогорске, ООО “Нишон” в Речице и другие. Валерьян Беспалый говорит:
— Вопрос взят на контроль. В наведении порядка заинтересованы все, в том числе и местные власти. К сожалению, нарушения допускают и наши субъекты хозяйствования, которые работают на рынке более двух лет. Мы контролируем всех, и требования ко всем одинаковые.
Что касается наценки наших коммерсантов, Георгий Гриц недоумевает:
— Создание логистических центров — это вопрос бизнесменов. Скооперируйтесь, соберите финансы и создайте систему, которая позволит снизить издержки.
Объединение малого бизнеса для оптимизации работы обычное дело. К примеру, в Евросоюзе сегодня насчитывается около 180 тысяч кооперативов. Отрасли разные — от здравоохранения до сельского хозяйства. Для торговли это тоже актуально. Однако у нас такой подход вряд ли сработает, говорит директор Аналитического центра изучения проблемных вопросов деятельности индивидуальных предпринимателей Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович:
— Предприниматели работают в одиночку, занимая свою маленькую нишу, — централизованных поставок не получится. Здесь нельзя закупить и на всех раскинуть.
Снизить цену, убежден Анатолий Змитрович, можно по трем направлениям — аренда, НДС и поставка товара на территорию Беларуси:
— Если в России в тех же Клинцах, куда активно переезжают гомельские ИП, аренда 5—7 долларов за метр, то в Гомеле в некоторых ТЦ она доходит до 80 евро. Дальше — НДС 20%. Но какая здесь добавленная стоимость? Закупил на 100 тысяч рублей, 20 тысяч — в бюджет. Другое дело — закупил, продал за 150 тысяч и уже с этих 50 тысяч добавленной стоимости заплатил налог. Однако самое главное: мы не выйдем на нормальные цены, пока не будем брать товар от первого импортера. В 2006 году предприниматели предлагали нашему Правительству на основе пустующих аэродромов в Витебске и Бобруйске подготовить базы поставки импортного товара из Турции и Китая. Вариант не прошел из-за отсутствия законодательной базы.
Ввоз импорта — это инъекции, которые требуют точной дозировки: закрыть те ниши, которые сами заполнить не можем, и создать конкуренцию. Переборщить — отечественным производителям придется несладко. Возможно, как раз в отечественных товарах заложен потенциал для наших ипэшников. Но пока они его берут не очень-то охотно, констатирует Георгий Гриц:
— Сами ИП предлагали сотрудничество нашим предприятиям по пошиву ходовых моделей. Но инициатива заглохла. Нужно понимать: сбыт — это продажа товаров, которые выпущены, а маркетинг — производство товара, который будет продаваться. Нужно переходить от сбыта к маркетингу. И это задача для всех.
Структура торговли быстро меняется. У нас появляются сети, крупные зарубежные бренды, интернет-магазины. На рынке становится тесновато, и для малых игроков остается все меньше места. Позиция государства — правила игры одинаковы для всех. Предоставлять преференции одной категории бизнеса никто не будет. Равно как и вводить протекционистские меры. Бизнес не имеет национальности. Закон должны соблюдать все. Если его нарушают, без разницы, наши граждане или иностранцы, наказание последует для каждого. Так что единственный путь — конкурировать. И борьба за покупателей должна быть честной. Тогда польза будет для всех.
БИЗНЕС ВЗЯЛИ В ОБОРОТ
Недавно в Витебске увидел рекламу: в одном из крупных торговых центров города открылся новый павильон “Али-баба”. Там предлагают одежду и аксессуары для всей семьи по самым низким ценам. Но по указанному адресу “Али-бабы” не оказалось. Соседи торговцев поведали, что конкуренты по неизвестным причинам лавочку недавно свернули:
— Скорее всего, с этой торговлей что-то было нечисто, люди-то валом шли. Говорят, теперь приезжие коробейники занялись выездной торговлей. Толкают свой ширпотреб по деревням.
Товарами из Узбекистана торгуют и наши предприниматели. Например, футболки из этой страны по 6 рублей можно найти в витебском магазине “Дисконт”, рядом представлен Кыргызстан, Китай. По первому требованию администратор показывает сертификат соответствия Таможенного союза на партию маек:
— Вы первый, кто интересуется. А что смущает? Если бы у покупателей были вопросы и претензии, не торговала бы. У производителя огромные обороты. Этим объясняется цена.
Если верить рекламе, скоро в одном из торговых центров Витебска выходцы из Средней Азии планируют открыть павильон “На Востоке”. Говорить же о том, что новички подминают под себя рынок, пока оснований нет. В инспекции по налогам и сборам по Витебской области рассказали, что сегодня на территории региона пять магазинов одежды, учредителями которых являются граждане Узбекистана. По результатам проведенных проверок на них составлено 9 административных протоколов. Основные нарушения: уклонение от уплаты налогов, несоблюдение порядка приема денежных средств при продаже товаров, отсутствие в магазинах терминалов.
ОПРОС
Что для вас главное при покупке товаров?
Валерий Сериков, инженер:
— Не последнее значение имеет цена, но все зависит от того, о каком товаре идет речь. Технику покупаю дорогую: больше цена — больше функций, лучше качество и сервисная поддержка. Но взять, к примеру, одежду. В последний раз был очень доволен брюками белорусского производства, которые стоили в два раза дешевле, чем турецкие, потерявшие свой вид спустя пару стирок.
Анастасия Шопля, ведущий специалист отдела продаж:
— Я всегда обращаю внимание на качество товара. Проще купить дороже, но быть уверенной в своем выборе: знать, что вещь прослужит долгий срок, будет иметь хороший вид и не навредит здоровью. Как известно, скупой платит дважды.
Наталья Лисова, экономист:
— Обычно ориентируюсь на производителя. Какова его репутация, мои знания о нем и личный опыт, в какой-то степени играет роль популярность бренда. Стараюсь не покупать вещи, выпущенные непонятно где — это кот в мешке, не знаешь, чем обернется такое приобретение.
Вадим Хейфец, вокалист группы Tok Rukoo:
— Для меня важна обстановка, в которой совершается покупка. Например, если продавец или атмосфера места продажи будут приятными, я могу приобрести большее количество товаров, не сильно обдумывая, нужны ли они мне. В стандартной ситуации прежде всего исхожу из потребностей.