Маэстро Александр Анисимов о серии юбилейных концертов в Белгосфилармонии
12.09.2022 08:55:00
Белорусская государственная филармония решила не держать долго музыкальную паузу. Она распахнет свои двери 15 сентября и начнет новый сезон на торжественной ноте: запланировано сразу четыре юбилейные программы, одна из которых будет посвящена 75-летию народного артиста Беларуси, лауреата Государственной премии, главного дирижера и художественного руководителя Государственного академического симфонического оркестра Александра Анисимова. Без его колоритной фигуры невозможно представить нашу музыкальную жизнь.
— В этом году мы действительно открываемся серией юбилейных концертов. Нашему оркестру предстоит настоящий музыкально-юбилейный марафон. 15 сентября состоится концерт, приуроченный к 95-летию нашего коллектива. Прозвучит мировая премьера симфонической сюиты «Душа над городом». Это второе произведение белорусского композитора Галины Гореловой, посвященное Марку Шагалу. Первое — симфонический цикл «Страсти по Марку». В «Душе над городом» Горелова продолжает размышления о феномене выдающегося художника. Само название сюиты отсылает нас к его знаменитой картине «Над городом». Сюита состоит из восьми частей, каждая из которых посвящена картине Шагала. Но, естественно, все это в итоге вырастает в некое философское обобщение, несет в себе не только образ определенной картины, но и страны, человека, времени, природы.
Еще один манок программы — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Бессмертная музыка! Интерес к этому произведению никогда не угаснет. Солистом станет Александр Музыкантов, симпатичный для меня музыкант, очень ответственный и стабильный пианист, в котором я всегда уверен.
Также в программе — Cимфония № 3 Сергея Рахманинова. Это одно из моих любимых произведений, непростое и для оркестра, и для публики. Оно положит начало нашему циклу «Рахманинов-плюс», посвященному приближающемуся 150-летию композитора, которое начал отмечать весь мир. В четырех программах прозвучат Вторая симфония, «Симфонические танцы», поэма «Колокола», кантата «Три русские песни», все его концерты, включая «Рапсодию на тему Паганини», и произведения других композиторов.
— Юбилей ведь и у самой филармонии?
— Да. 25 октября состоится концерт, посвященный ее 85-летию. Эта программа — дитя нашего генерального директора Александра Никиты. Он договорился об участии в концерте известного виолончелиста народного артиста России Сергея Ролдугина, среди почитателей таланта которого — дирижер Валерий Гергиев и Президент России Владимир Путин. Он не только прекрасный музыкант, но и успешный бизнесмен. Я сотрудничал с ним в Мариинском театре. На спектаклях он сидел напротив меня и играл, а я дирижировал. Ролдугин помогает молодым музыкантам, организовал в Санкт-Петербурге Дом музыки. Он приезжает к нам с лауреатом конкурса имени Чайковского пианистом Мирославом Култышевым, который исполнит «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, а Сергей Ролдугин — концерт Сен-Санса.
— Продолжит юбилеить и оркестр?
— На 17 ноября у нас запланирован вечер, посвященный 20-летию работы в качестве концертмейстера нашего оркестра заслуженной артистки Беларуси Юлии Стефанович. Юля сыграет сложнейший скрипичный концерт Сэмюэля Барбера. Он не звучал у нас никогда. Во втором отделении прозвучит Восьмая симфония Александра Глазунова. Она тоже еще не звучала в Минске. Вообще, Глазунов очень редко у нас звучит. Я записал на диски все его девять симфоний вместе с другими оркестровыми сочинениями и балетом «Раймонда» и после этих дисков получил приглашение в Парижскую оперу в качестве дирижера-постановщика «Раймонды» в хореографии Рудольфа Нуриева. Восьмая симфония, на мой взгляд, лучшая его симфония. На «бис» Юлия Стефанович исполнит большое адажио из балета «Раймонда».
Также в новом сезоне мы продолжим сотрудничество с Республиканским музыкальным колледжем при Белорусской государственной академии музыки, будем приглашать талантливых маленьких детей в наши вечерние концерты, как это сделали дважды в прошлом сезоне. Кроме того, продолжится наш любимый цикл в Малом зале Белгосфилармонии. Прозвучат малоизвестные и популярные сочинения с участием малого состава оркестра, наших и приглашенных солистов.
— Он пройдет 8 октября в день моего рождения и посвящен моему 75-летию. Хочется сделать публике подарок в этот день, предложить что-то необычное, показать, в чем маэстро Анисимов силен и чем интересен. В первом отделении играем Токкату и фугу ре минор И. С. Баха, знаменитое органное произведение в аранжировке для огромного оркестра Леопольда Стоковского. Далее — Двойной концерт для скрипки и гобоя И. С. Баха. Солисты — корифеи нашего оркестра заслуженная артистка Беларуси Юлия Стефанович и Роман Фирстов. Следом прозвучит совершенно забойная вторая часть Десятой симфонии ми минор Дмитрия Шостаковича. Это виртуозная четырехминутная пьеса, блестяще демонстрирующая возможности всех групп нашего оркестра. Завершит первое отделение финальная сцена из оперы Рихарда Штрауса «Саломея» в исполнении большого друга нашего оркестра звезды современной оперной сцены Ирины Крикуновой, трижды удостоенной почетного диплома фестиваля «Золотая маска». С Ириной мы сотрудничаем уже более 20 лет, и без нее такой концерт трудно представить.
Во втором отделении прозвучит произведение, любимое мной даже не со студенческой, а со школьной скамьи, — «Патетическая оратория» Георгия Свиридова для солирующего баса, меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра на стихи Владимира Маяковского. Крепкая, яркая, мужественная, патриотическая музыка. Солистами станут лучший исполнитель музыки Свиридова бас из Большого театра России Владимир Байков и солистка нашего Большого Екатерина Михновец. Участвуют Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы, Государственный камерный хор и Академический хор Национальной государственной телерадиокомпании. Такой вот сводный и могучий коллектив. Так задумано композитором.
— Александр Михайлович, публика не отвыкла сегодня от такой музыки, как «Патетическая оратория»?
— Я и хочу это проверить! Свиридов — совершенно гениальный композитор, к сожалению, немного забытый сегодня. Он любимый композитор Андрея Мдивани, который дружил с Георгием Васильевичем. При всей внешней угрюмости Свиридова его музыка очень светлая. Я исполнял в Москве его «Поэму памяти Есенина» с хоровой капеллой имени Александра Юрлова и Большим симфоническим оркестром Владимира Федосеева. Свиридов пришел на мою первую репетицию, которая была с хором без оркестра. Меня все предупреждали тогда: «Александр Михайлович, имейте в виду, Георгий Васильевич — очень сложный человек. Он поругался уже и с Юрловым, и с Федосеевым… Вы все это просто терпеливо выносите и делайте свое дело». После репетиции Свиридов встал и сказал: «Саша, ты молодец. Я вижу, что все будет нормально, я уже спокоен. Приду послушаю вас еще с оркестром». Это было очень волнительно. После концерта он подписал мне партитуру этого произведения. Очень горжусь этой подписью. Жду программу с большим интересом, надеюсь на необычную реакцию современной публики.
pepel@sb.by
Шагаловские мотивы
— Александр Михайлович, итак — за юбилеем юбилей?..— В этом году мы действительно открываемся серией юбилейных концертов. Нашему оркестру предстоит настоящий музыкально-юбилейный марафон. 15 сентября состоится концерт, приуроченный к 95-летию нашего коллектива. Прозвучит мировая премьера симфонической сюиты «Душа над городом». Это второе произведение белорусского композитора Галины Гореловой, посвященное Марку Шагалу. Первое — симфонический цикл «Страсти по Марку». В «Душе над городом» Горелова продолжает размышления о феномене выдающегося художника. Само название сюиты отсылает нас к его знаменитой картине «Над городом». Сюита состоит из восьми частей, каждая из которых посвящена картине Шагала. Но, естественно, все это в итоге вырастает в некое философское обобщение, несет в себе не только образ определенной картины, но и страны, человека, времени, природы.
Еще один манок программы — Концерт № 1 для фортепиано с оркестром Петра Ильича Чайковского. Бессмертная музыка! Интерес к этому произведению никогда не угаснет. Солистом станет Александр Музыкантов, симпатичный для меня музыкант, очень ответственный и стабильный пианист, в котором я всегда уверен.
Также в программе — Cимфония № 3 Сергея Рахманинова. Это одно из моих любимых произведений, непростое и для оркестра, и для публики. Оно положит начало нашему циклу «Рахманинов-плюс», посвященному приближающемуся 150-летию композитора, которое начал отмечать весь мир. В четырех программах прозвучат Вторая симфония, «Симфонические танцы», поэма «Колокола», кантата «Три русские песни», все его концерты, включая «Рапсодию на тему Паганини», и произведения других композиторов.
— Юбилей ведь и у самой филармонии?
— Да. 25 октября состоится концерт, посвященный ее 85-летию. Эта программа — дитя нашего генерального директора Александра Никиты. Он договорился об участии в концерте известного виолончелиста народного артиста России Сергея Ролдугина, среди почитателей таланта которого — дирижер Валерий Гергиев и Президент России Владимир Путин. Он не только прекрасный музыкант, но и успешный бизнесмен. Я сотрудничал с ним в Мариинском театре. На спектаклях он сидел напротив меня и играл, а я дирижировал. Ролдугин помогает молодым музыкантам, организовал в Санкт-Петербурге Дом музыки. Он приезжает к нам с лауреатом конкурса имени Чайковского пианистом Мирославом Култышевым, который исполнит «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова, а Сергей Ролдугин — концерт Сен-Санса.
— Продолжит юбилеить и оркестр?
— На 17 ноября у нас запланирован вечер, посвященный 20-летию работы в качестве концертмейстера нашего оркестра заслуженной артистки Беларуси Юлии Стефанович. Юля сыграет сложнейший скрипичный концерт Сэмюэля Барбера. Он не звучал у нас никогда. Во втором отделении прозвучит Восьмая симфония Александра Глазунова. Она тоже еще не звучала в Минске. Вообще, Глазунов очень редко у нас звучит. Я записал на диски все его девять симфоний вместе с другими оркестровыми сочинениями и балетом «Раймонда» и после этих дисков получил приглашение в Парижскую оперу в качестве дирижера-постановщика «Раймонды» в хореографии Рудольфа Нуриева. Восьмая симфония, на мой взгляд, лучшая его симфония. На «бис» Юлия Стефанович исполнит большое адажио из балета «Раймонда».
Также в новом сезоне мы продолжим сотрудничество с Республиканским музыкальным колледжем при Белорусской государственной академии музыки, будем приглашать талантливых маленьких детей в наши вечерние концерты, как это сделали дважды в прошлом сезоне. Кроме того, продолжится наш любимый цикл в Малом зале Белгосфилармонии. Прозвучат малоизвестные и популярные сочинения с участием малого состава оркестра, наших и приглашенных солистов.
Время, вперед!
— Александр Михайлович, расскажите подробнее о юбилейном концерте Sympho GALA.— Он пройдет 8 октября в день моего рождения и посвящен моему 75-летию. Хочется сделать публике подарок в этот день, предложить что-то необычное, показать, в чем маэстро Анисимов силен и чем интересен. В первом отделении играем Токкату и фугу ре минор И. С. Баха, знаменитое органное произведение в аранжировке для огромного оркестра Леопольда Стоковского. Далее — Двойной концерт для скрипки и гобоя И. С. Баха. Солисты — корифеи нашего оркестра заслуженная артистка Беларуси Юлия Стефанович и Роман Фирстов. Следом прозвучит совершенно забойная вторая часть Десятой симфонии ми минор Дмитрия Шостаковича. Это виртуозная четырехминутная пьеса, блестяще демонстрирующая возможности всех групп нашего оркестра. Завершит первое отделение финальная сцена из оперы Рихарда Штрауса «Саломея» в исполнении большого друга нашего оркестра звезды современной оперной сцены Ирины Крикуновой, трижды удостоенной почетного диплома фестиваля «Золотая маска». С Ириной мы сотрудничаем уже более 20 лет, и без нее такой концерт трудно представить.
Во втором отделении прозвучит произведение, любимое мной даже не со студенческой, а со школьной скамьи, — «Патетическая оратория» Георгия Свиридова для солирующего баса, меццо-сопрано, смешанного хора и большого симфонического оркестра на стихи Владимира Маяковского. Крепкая, яркая, мужественная, патриотическая музыка. Солистами станут лучший исполнитель музыки Свиридова бас из Большого театра России Владимир Байков и солистка нашего Большого Екатерина Михновец. Участвуют Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы, Государственный камерный хор и Академический хор Национальной государственной телерадиокомпании. Такой вот сводный и могучий коллектив. Так задумано композитором.
— Александр Михайлович, публика не отвыкла сегодня от такой музыки, как «Патетическая оратория»?
— Я и хочу это проверить! Свиридов — совершенно гениальный композитор, к сожалению, немного забытый сегодня. Он любимый композитор Андрея Мдивани, который дружил с Георгием Васильевичем. При всей внешней угрюмости Свиридова его музыка очень светлая. Я исполнял в Москве его «Поэму памяти Есенина» с хоровой капеллой имени Александра Юрлова и Большим симфоническим оркестром Владимира Федосеева. Свиридов пришел на мою первую репетицию, которая была с хором без оркестра. Меня все предупреждали тогда: «Александр Михайлович, имейте в виду, Георгий Васильевич — очень сложный человек. Он поругался уже и с Юрловым, и с Федосеевым… Вы все это просто терпеливо выносите и делайте свое дело». После репетиции Свиридов встал и сказал: «Саша, ты молодец. Я вижу, что все будет нормально, я уже спокоен. Приду послушаю вас еще с оркестром». Это было очень волнительно. После концерта он подписал мне партитуру этого произведения. Очень горжусь этой подписью. Жду программу с большим интересом, надеюсь на необычную реакцию современной публики.
pepel@sb.by