Ежегодно наши аниматоры собирают богатейшие урожаи призов на национальных и международных кинофорумах
29.05.2013 22:08:49
Какие белорусские мультфильмы вы знаете? На этот вопрос ни один из моих знакомых не смог ответить. А ведь ежегодно наши аниматоры собирают богатейшие урожаи призов на национальных и международных кинофорумах. Более того, на прошлой неделе весь мир мог наблюдать работы отечественных умельцев — «Как служил же я у пана» и «Рыбка по имени Нельзя–3» — на фестивале в Каннах.
Александр Ленкин — режиссер «Беларусьфильма» — раскрыл «СБ» рецепт первоклассного фильма и намекнул, о чем молчат мультипликаторы.
— Александр Адольфович, насколько сложно сейчас оставаться в вашей профессии на плаву?
— Я об этом никогда не задумывался. Конечно, были периоды, когда приходилось несладко. Например, в 90–х при скудном финансировании мы делали по два–три фильма в год. Сейчас ежегодно выпускаем девять–десять картин. Когда с деньгами случались проблемы, многие не выдерживали долгих простоев и просто уходили из профессии. Потом финансирование значительно улучшилось, а рук уже не хватало. Но мы мобилизовались, нашли новых специалистов. В разы увеличилось не только количество, но и качество продукции. А вообще, успех, который мы сегодня имеем, был заложен еще в середине 80–х годов, когда пришли молодые художники, мультипликаторы и появилась необходимая творческая конкуренция.
— Что сегодня является самой большой проблемой?
— Пожалуй, нехватка техники. Но это нормально, поскольку инновации развиваются семимильными шагами и нам поспеть за ними достаточно сложно. Отмечу, что сегодня, пока все стараются сразить зрителей 3D–продукцией, мы покоряем мир рисованными картинами. Думаю, что материал, сделанный руками человека, будет востребован всегда. В последние годы зритель получил огромное количество компьютерной продукции и уже успел насытиться ею. Без сомнения, рисованная анимация остается очень востребованной.
— В вашей команде много молодых специалистов?
— Достаточно. Академия искусств каждый год выпускает режиссеров, но привлечь мы можем далеко не всех. Уровень белорусской анимации очень высок, и ребята нам нужны соответствующие этой планке. Стать режиссером на самом–то деле не значит получить «корочку». Мы своего рода космонавты: должны обладать определенным характером и уникальными качествами.
— А где можно увидеть вашу мультипликацию?
— Сборник белорусских работ можно купить на CD, хотя сложно, уж очень быстро расходятся диски. Иногда наши фильмы показывают в кинотеатрах и по телевизору. Проблема в другом: люди просто не знают, что мультик, который они порой смотрят, — наших рук дело.
— Что нужно для «рождения» высококачественного анимационного фильма?
— Хороший сценарий, талантливый режиссер, гениальный художник–постановщик, работоспособные художники–мультипликаторы и щедрый директор картины. У нас все это есть.
— А вы когда–нибудь считали, сколько необходимо сделать рисунков для того, чтобы получить одну минуту видеоматериала?
— Много. Очень много. Если учитывать эскизы, раскадровку, черновой мультипликат и все остальное — примерно 65 — 70 тысяч рисунков на десять минут. Один такой фильм мы снимаем девять месяцев. Это достаточно долгий процесс.
— Есть мнение, что режиссер–мультипликатор в душе ребенок. Cогласны?
— Звучит красиво, но на самом деле далеко не так. Уж очень специфическое творчество. Хотя и волшебное. Знаете, мой коллега как–то сказал: мультипликаторы — самые злые из самых добрых волшебников. Что–то в этом есть. Но это наша тайна и мы о ней не расскажем никому!
Мультфильмы — как мороженое. На протяжении жизни можно перепробовать много видов: ванильное и шоколадное, кофейное и крем–брюле, с джемом и изюмом. Но вкус пломбира навсегда останется вкусом детства, заменить или перепутать который абсолютно невозможно. «Ну, погоди!» и «Ежик в тумане» часто будут возвращать нас в прошлое, дарить минуты сладкой грусти. Любопытно, какие анимационные шедевры станут вызывать такой же трепет лет так через 50? Хочется верить, что среди них найдется место рисованным произведениям искусства.
Сделано на «Беларусьфильме». Стоит посмотреть:
«Золотые подковы», «Перышко Финиста ясна сокола», режиссер Ирина Кодюкова.
«Как служил же я у пана», «Беларускiя прымаўкi», Михаил Тумеля.
«И.С.Бах», «Волшебная лавка», Елена Петкевич.
«Птаха», «Дед», Александр Ленкин. Его же серии мультфильмов «Реактивный поросенок», «Рыбка по имени Нельзя» и «Аповесць мiнулых гадоў».
Екатерина ПРИХОДЬКО.
Советская Белоруссия №97 (24234). Четверг, 30 мая 2013 года.