Японские корпорации прописали МОК обрезание
10.10.2024 07:06:00
Владимир ДМИТРИЕВ
Последние недели вызвали шок в финансовом отделе Международного олимпийского комитета. В ситуации, когда олимпийское движение является основным экономическим драйвером в спортивной индустрии, уход из числа спонсоров МОК корпораций Panasonic, Bridgestone и Toyota, последняя из которых осудила чрезмерную «политизацию» Игр 2024 года, никак не назовешь оптимистичной новостью. Чтобы полностью понять последствия, необходимо ответить на некоторые вопросы.
Акио Тойода и Томас Бах.
Резонанс от слов руководителя корпорации Toyota Акио Тойоды многократно усилился новостями, что еще две японские компании — Panasonic и Bridgestone — тоже не собираются продлевать соглашения с МОК. Причины у всех разные, но при этом, конечно, как не подозревать, что в основу ухода японцев легли коррупционные скандалы вокруг прошедших в 2021-м Олимпийских и Паралимпийских игр в Токио?!
А еще, как пишет российский «Спорт-Экспресс», во время недавней Олимпиады в Париже многие спонсоры жаловались, что LVMH (тот самый Louis Vuitton) и Samsung при попустительстве МОК были на вершине информационных трендов, а остальные партнерские бренды оказались отодвинуты на задний план. И это при том, что LVMH имел контракт только с оргкомитетом. Возможно, это тоже одна из причин ухода японцев. Кроме того, американская технологическая компания C Spire, которая находилась в числе рядовых (негенеральных) спонсоров, объявила о прекращении сотрудничества с МОК из-за скандальной церемонии открытия Игр. Конечно, все это не означает, что олимпийское движение осталось без денег.
Coca-Cola, AB InBev, Alibaba, Airbnb, Allianz, Deloitte, Omega, Procter & Gamble, Visa и Samsung, Intel и Atos продолжают активно работать в категории TOP. Но что именно представляет собой пространство TOP? Многие, возможно, слышали этот термин, но даже они наверняка будут удивлены, узнав, что TOP — это вовсе не привычный нам «топ», а The Olympic Partner — «уникальная модель финансирования, которая устанавливает долгосрочные деловые партнерства, приносящие пользу всему олимпийскому движению». И финансовые вложения в этой модели крайне высоки. Стоимость партнерства TOP возросла с 950 миллионов долларов (897 миллионов евро) в период с 2009 по 2012 год до 2,8 миллиарда долларов в последнем четырехлетнем цикле.
Буквально через несколько дней после завершения Олимпиады в Париже два видных эксперта в области здравоохранения призвали МОК расторгнуть спонсорское соглашение с Coca‑Cola, заявив, что партнерство позволяет американской компании рекламировать вредные сладкие напитки. Эксперты организации Vital Strategies Триш Коттер и Сандра Маллин в комментарии для журнала BMJ Global Health сообщили, что напитки с высоким уровнем содержания сахара являются «ключевым фактором» развития серьезных проблем со здоровьем, включая ожирение, диабет, повышенное кровяное давление и заболевания сердца.
— Продолжая сотрудничество с Coca‑Cola, олимпийское движение рискует стать соучастником ухудшения состояния окружающей среды и изменения климата. МОК пора разорвать отношения с Coca‑Cola в интересах спортсменов, зрителей и всего мира, — отмечали авторы материала.
Отказ от Coca-Cola стал бы переломным моментом, потенциально перестроив весь ландшафт олимпийского маркетинга. Но что прозвучало в ответ на предложение медиков?
— Мы гордимся почти 100‑летним партнерством с компанией Coca‑Cola. С точки зрения МОК Coke проявляет ответственный подход к поддержке семей спортсменов, болельщиков и принимает важное участие в проведении Игр, — заявила управляющий директор МОК по телевидению и маркетингу Анн‑Софи Вумар.
Coca‑Cola спонсирует Олимпийские игры с 1928 года. В 2019-м американский производитель подписал новое соглашение с МОК до 2032 года, по данным СМИ, сумма сделки составила 3 миллиарда долларов.
Есть вопросы к МОК и по поводу недавнего заключения контракта с пивным брендом. Пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev стала официальным спонсором трех Олимпиад (Парижа-2024, Милана-2026 и Лос-Анджелеса-2028) и в качестве сотрудничества будет предоставлять Играм безалкогольную версию бренда пива Corona. Ранее МОК сознательно отказывался от сотрудничества с алкогольными брендами, потому что это противоречило олимпийскому духу.
К СВЕДЕНИЮ
До нынешнего ухода Toyota, Panasonic и Bridgestone у МОК было 15 генеральных спонсоров, которые за последние четыре года заплатили за причастность к олимпийскому движению более 2 миллиардов долларов. Это второе по прибыльности направление в коммерческой деятельности Международного комитета после продажи телеправ. Все партнеры организации разделены по секторам, и прямым конкурентам этих компаний доступ на Игры полностью закрыт.
Акио Тойода и Томас Бах.
В какой степени уход японских гигантов влияет на олимпийское партнерство?
«Я уже некоторое время задаюсь вопросом: действительно ли МОК ставит спортсменов на первое место? Для меня Олимпиада должна быть просто возможностью наблюдать за тем, как спортсмены достигают невозможного, независимо от своей национальности и социального происхождения. В реальности Игры становятся все более политизированными».Резонанс от слов руководителя корпорации Toyota Акио Тойоды многократно усилился новостями, что еще две японские компании — Panasonic и Bridgestone — тоже не собираются продлевать соглашения с МОК. Причины у всех разные, но при этом, конечно, как не подозревать, что в основу ухода японцев легли коррупционные скандалы вокруг прошедших в 2021-м Олимпийских и Паралимпийских игр в Токио?!
А еще, как пишет российский «Спорт-Экспресс», во время недавней Олимпиады в Париже многие спонсоры жаловались, что LVMH (тот самый Louis Vuitton) и Samsung при попустительстве МОК были на вершине информационных трендов, а остальные партнерские бренды оказались отодвинуты на задний план. И это при том, что LVMH имел контракт только с оргкомитетом. Возможно, это тоже одна из причин ухода японцев. Кроме того, американская технологическая компания C Spire, которая находилась в числе рядовых (негенеральных) спонсоров, объявила о прекращении сотрудничества с МОК из-за скандальной церемонии открытия Игр. Конечно, все это не означает, что олимпийское движение осталось без денег.
Coca-Cola, AB InBev, Alibaba, Airbnb, Allianz, Deloitte, Omega, Procter & Gamble, Visa и Samsung, Intel и Atos продолжают активно работать в категории TOP. Но что именно представляет собой пространство TOP? Многие, возможно, слышали этот термин, но даже они наверняка будут удивлены, узнав, что TOP — это вовсе не привычный нам «топ», а The Olympic Partner — «уникальная модель финансирования, которая устанавливает долгосрочные деловые партнерства, приносящие пользу всему олимпийскому движению». И финансовые вложения в этой модели крайне высоки. Стоимость партнерства TOP возросла с 950 миллионов долларов (897 миллионов евро) в период с 2009 по 2012 год до 2,8 миллиарда долларов в последнем четырехлетнем цикле.
|
|
Игры в Париже запомнились спонсорам скандальной церемонией открытия. |
Кто-нибудь видит тренд?
Комментируя сход с олимпийской орбиты японских корпораций, которые вместе за последнее десятилетие принесли МОК более миллиарда долларов, наблюдатели отмечают в том числе и то, что еще в 2017-м с МОК порвал McDonald’s. Одной из основных причин того раскола стала публичная критика со стороны групп по защите здоровья, которые подчеркивали лицемерие МОК, принимающего платежи от гиганта быстрого питания, при этом заявляя о своей приверженности здоровью. Сейчас Международный олимпийский комитет всячески акцентирует, что стремится «построить лучший мир посредством спорта». Но здесь и кроется противоречие.Буквально через несколько дней после завершения Олимпиады в Париже два видных эксперта в области здравоохранения призвали МОК расторгнуть спонсорское соглашение с Coca‑Cola, заявив, что партнерство позволяет американской компании рекламировать вредные сладкие напитки. Эксперты организации Vital Strategies Триш Коттер и Сандра Маллин в комментарии для журнала BMJ Global Health сообщили, что напитки с высоким уровнем содержания сахара являются «ключевым фактором» развития серьезных проблем со здоровьем, включая ожирение, диабет, повышенное кровяное давление и заболевания сердца.
— Продолжая сотрудничество с Coca‑Cola, олимпийское движение рискует стать соучастником ухудшения состояния окружающей среды и изменения климата. МОК пора разорвать отношения с Coca‑Cola в интересах спортсменов, зрителей и всего мира, — отмечали авторы материала.
Отказ от Coca-Cola стал бы переломным моментом, потенциально перестроив весь ландшафт олимпийского маркетинга. Но что прозвучало в ответ на предложение медиков?
— Мы гордимся почти 100‑летним партнерством с компанией Coca‑Cola. С точки зрения МОК Coke проявляет ответственный подход к поддержке семей спортсменов, болельщиков и принимает важное участие в проведении Игр, — заявила управляющий директор МОК по телевидению и маркетингу Анн‑Софи Вумар.
Coca‑Cola спонсирует Олимпийские игры с 1928 года. В 2019-м американский производитель подписал новое соглашение с МОК до 2032 года, по данным СМИ, сумма сделки составила 3 миллиарда долларов.
Есть вопросы к МОК и по поводу недавнего заключения контракта с пивным брендом. Пивоваренная компания Anheuser-Busch InBev стала официальным спонсором трех Олимпиад (Парижа-2024, Милана-2026 и Лос-Анджелеса-2028) и в качестве сотрудничества будет предоставлять Играм безалкогольную версию бренда пива Corona. Ранее МОК сознательно отказывался от сотрудничества с алкогольными брендами, потому что это противоречило олимпийскому духу.
Что в перспективе?
Как известно, ближайшие Олимпийские игры пройдут в Милане и Лос-Анджелесе, и, конечно, МОК вряд ли испытает проблемы в ходе подготовки к состязаниям в Италии и тем более в США. Однако еще раньше — в марте 2025-го — членам Международного олимпийского комитета предстоит принять одно важное решение, которое будет иметь долгоиграющие последствия. Речь о выборах нового президента организации. Нынешний глава МОК Томас Бах заявил об уходе со своего поста. Прямо сейчас за освобождаемое им кресло сошлись в заочной дуэли семеро претендентов — глава Международной ассоциации легкоатлетических федераций британец Себастьян Коу, президент Международной федерации гимнастики японец Моринари Ватанабе, глава Международного союза велосипедистов француз Давид Лаппартье, глава Международной федерации лыжного спорта и сноуборда швед Йохан Элиаш, вице-президент МОК испанец Хуан Антонио Самаранч-младший, член исполкома МОК Фейсал аль-Хусейн из Иордании и двукратная олимпийская чемпионка по плаванию представительница Зимбабве Кирсти Ковентри. С учетом того, что в силу антикоррупционных ограничений им запрещено вести мощные агитационные кампании, нетрудно предположить, что на мартовской сессии Международного олимпийского комитета в Греции выбор будут делать не только члены МОК, но и спонсоры. Иначе говоря, на кого укажет TOP, тот и станет топом. Иначе никакого TOP у олимпийского движения может вскоре не оказаться.К СВЕДЕНИЮ
До нынешнего ухода Toyota, Panasonic и Bridgestone у МОК было 15 генеральных спонсоров, которые за последние четыре года заплатили за причастность к олимпийскому движению более 2 миллиардов долларов. Это второе по прибыльности направление в коммерческой деятельности Международного комитета после продажи телеправ. Все партнеры организации разделены по секторам, и прямым конкурентам этих компаний доступ на Игры полностью закрыт.