Жилье у нас на 95% частное, а обслуживающие его компании — на 88% государственные. «СБ» пригласила за «круглый стол» специалистов разобраться в тонкостях проблем
30.01.2017 23:18:21
Жилье у нас на 95% частное, а обслуживающие его компании — на 88% государственные. Такой вот парадокс. Хотя закон о совместном домовладении страна приняла одной из первых на постсоветском пространстве. С тех пор создано более 2 тысяч товариществ собственников и 7 тысяч ЖСПК. Но частная инициатива на ниве жилищно–коммунального хозяйства приживается очень медленно и трудно. Почему? «СБ» пригласила за «круглый стол» специалистов разобраться в тонкостях проблем.
Проблемные моменты в работе негосударственных обслуживающих организаций обсуждают: Олег ПОСКРОБКО, первый заместитель министра ЖКХ; Александр ЮХНО, директор КУП «Жилищное коммунальное хозяйство Партизанского района Минска»; Ирина ПЛАВСКАЯ, председатель правления Республиканского социально–просветительского общественного объединения «Совместное домовладение», и Константин САВИЦКИЙ, председатель ТС–119 ж/д Дзержинского Ф.Э.
К.Савицкий: С введением автоматической системы «АИС–расчет ЖКУ» товарищества собственников столкнулись с рядом проблем. В районных администрациях нас обязывают либо стать уполномоченной организацией, которой доверяют проводить начисление и распределение коммунальных платежей, либо вести расчеты только через посредника — расчетно–справочный центр.
О.Поскробко: В министерство поступает огромное количество обращений от граждан, которые выражают возмущение: почему тарифы устанавливаются для всех, но конкретно у них в счетах–извещениях полная сумятица? Масса дополнительных платежей за услуги, которые не относятся ни к основным, ни к дополнительным. При этом письменные ответы председателей на эти жалобы ставят под сомнение их компетентность по управлению совместным домовладением. Товарищество собственников должно принимать решение в русле действующего законодательства, инструкций и положений, а не так, как кому–то хочется. Порядок начисления коммунальных услуг и тарифы у нас едины. Товарищества собственников больше не смогут вписывать в жировки свои, извините за выражение, «хотелки». Подключиться к информационной системе «АИС–расчет ЖКУ» товарищества могут самостоятельно только при условии доверия исполкома, если на них не поступало обоснованных жалоб от жильцов. Для всех остальных есть уполномоченные организации — расчетно–справочные центры в Минске. К слову, в этом случае условно–постоянные затраты будут меньше.
«СБ»: Сколько это будет стоить?
О.Поскробко: 1 — 3 процента. В Минске самый низкий процент по учету — не больше 2. Тем не менее именно тут меньше всего товариществ собственников подключилось к «АИС-расчет ЖКУ». Лучше эта работа организована в Витебской, Гродненской и Могилевской областях. Около 10 ТС ведут расчет напрямую. Остальные через уполномоченные организации. В министерстве создана рабочая группа по решению проблемных вопросов. Сейчас выясняется, что базы данных плательщиков в домах товариществ неточные. В отдельных не начислялись социальные льготы. В извещениях выставляют плату за что угодно: за управление общим имуществом, техобслуживание пожарной сигнализации, возмещение эксплуатационных расходов, компенсацию затрат, велопарковки...
«СБ»: А за счет кого финансируются эти 2 — 3 процента?
О.Поскробко: Это составная часть себестоимости оказываемых жилищно–коммунальных услуг.
И.Плавская: В счетах–извещениях многих жильцов появляются непонятные платежи, потому что председатели вовремя не донесли до собственников, что это дополнительные услуги, на которые собственники должны давать согласие или несогласие. Если мы хотим в товариществе приобрести детскую площадку, ввести систему видеонаблюдения или расширить штат обслуживающего персонала и статус дома позволяет, то почему бы и нет?
О.Поскробко: Проблема в том, что, как правило, волеизъявления собственников квартир, договоров на дополнительные услуги, иных документов, подтверждающих законность внесения дополнительных строчек в извещения, нет. Более того, председатель ТС не может выносить на голосование норму, которая противоречит действующему законодательству.
«СБ»: Но часто в товариществах дополнительные платежи возникают потому, что им реально не хватает денег, чтобы рассчитаться с поставщиками. Это просто сама по себе очень затратная, дорогая, даже, можно сказать, элитная форма управления жильем. Не всем по карману. Это надо четко объяснять людям.
К.Савицкий: Например, поставщик услуг начисляет мне 2,6 тысячи рублей в месяц за техобслуживание, а с жильцов удалось собрать 600 рублей. Где брать остальные?
А.Юхно: Это значит, вы плохо сработали. Председатель товарищества — такой же, как и мы, заказчик услуг. Район у нас — один из самых старых. Малоэтажный, затраты большие. Планово–расчетная цена за техобслуживание квадратного метра — 0,1155 рубля. Нам тоже подрядчики–ЖЭУ говорят: мало, нужно хотя бы 0,13. Идем и проверяем их работу. И что? По факту получается, что там не выполнено и на эти 11 копеек. За 53 копейки с жильца готова делать уборку подъездов частная компания. Так вот мы им эти 53 копейки практически никогда не платим — штрафуем за качество и объемы невыполненных работ. А вы хотите жить за счет жильца, отстаивая интересы поставщиков. Хотя наша с вами обязанность — блюсти интересы потребителя.
И.Плавская: Сфера ЖКХ убыточная и проблемная. Причем во всех странах. Представители нашей организации давно говорили, что хотелось бы видеть в счетах–извещениях такую строчку, как управление. Ее сейчас нет, а тарифы, установленные государством, не позволяют работать без дополнительных начислений в товариществах. Собрание по выбору способа управления в новостройке, как правило, проводит застройщик. Но ни разу в своей практике я не видела отдельного протокола собрания по выбору способа управления совместным домовладением. Хотя это архиважный момент. Собственник должен понимать: если он избирает в качестве способа управления домом товарищество собственников, то неминуемо обрекает себя на дополнительные взносы. Он должен отдавать себе отчет, что будет создано юрлицо, нужно нанимать бухгалтера, вести делопроизводство. Если жильцы этого не хотят, они должны изначально выбрать иной способ управления — через уполномоченное лицо и ЖЭУ.
«СБ»: Но и у Александра Ивановича имеются точно такие же управленческие расходы. Почему же в товариществах люди платят больше? Не в том ли причина, что Александр Иванович управляет 559 домами, а председатель товарищества — только одним, двумя, тремя? И ни в чем себе не отказывает...
И.Плавская: Да, есть случаи, когда в товариществах председатели назначают себе зарплату по 1,2 — 1,5 тысячи рублей в месяц. Причем не по решению общего собрания, а по собственному желанию.
К.Савицкий: В стране 9.000 ТС, ЖСПК. Из них только 9 уполномочены на ведение расчетов. Как такое может быть?
О.Поскробко: Больше половины обслуживаются в ЖЭУ. А многие посчитали свои затраты и решили выбрать уполномоченное лицо.
К.Савицкий: Хотите объясню, почему в счетах–извещениях ТС появляются дополнительные взносы? Суть одна: тарифы не покрывают себестоимости коммунальных услуг. Пример. У нас есть общедомовой прибор коммерческого учета, сведения с которого мы снимаем и направляем в энергосбыт, откуда получаем счет в несколько раз выше, чем собранная с жильцов сумма. Вы можете упрекнуть меня в нерациональном использовании энергии. Отвечу: я недавно проиграл суд. Собственник подал на меня иск за то, что я отключил освещение переходных балконов. Хотя есть фонари и там светло. И большинство жильцов были за.
Фото Павла ЧУЙКО
О.Поскробко: Вы не имеете права просто выкрутить лампочку. Надо внедрять современные технические решения, думать, как улучшить работу оборудования, оптимизировать затраты.
К.Савицкий: Во всем доме у меня энергосберегающие лампы. 12 подъездов.
О.Поскробко: А энергоаудит сделать не пробовали? Недавно мы проводили совещание. И Минский район, который ранее возмущался, что тарифы неправильные и слишком маленькие, теперь говорит: когда сделали внутренний аудит, хватило всего. Когда разобрались, какие лампы вкручивают, нашли, где воруют электроэнергию, установили фотореле и прочее.
«СБ»: Александр Иванович, у вас тоже есть убытки?
А.Юхно: Да. По электроэнергии на работу лифтов. Энергосберегающие мероприятия тут очень дорогостоящие, да и особо ничего не сделаешь. По освещению мест общего пользования есть резерв, но по четверти жилых домов у нас имеются убытки. Потому что начисление платежей населению производим с учетом предельных тарифов, а энергетики выставляют нам к оплате счета по приборам учета. Суммы, как правило, значительно большие. Источников компенсации этой разницы нет. Кроме того, предельный тариф по электроэнергии экономически не стимулирует жильца. Он не заинтересован экономить. Если в подъездах заменить светильники на светодиодные с датчиками движения, то можно неплохо сэкономить. Но нужны деньги. Проводим собрание жильцов, объясняем, куда пойдут деньги. Отказываются. Хотя светодиод в подъезде окупается за полтора–два года. Однако в целом в результате оказания услуг на конкурсной основе сэкономлено 1,1 млн рублей бюджетных и 42,5 тысячи средств населения (уборка мест общего пользования). По техническому обслуживанию экономия составила 58 тысяч рублей.
О.Поскробко: Обратите внимание, это результаты совместной работы служб заказчика (КУП ЖКХ), подрядчиков и потребителей. По Минску в 2015 году потреблено 120 млн кВт.ч электроэнергии в жилых домах, в минувшем — 90 млн кВт.ч. Проведена огромная техническая работа.
«СБ»: Но, может, все–таки параллельно надо услышать Александра Ивановича и ввести стимулы для людей?
О.Поскробко: Для начала нам нужно развить нормальную конкуренцию в сфере эксплуатации жилья. Получить сильные организации, которые будут оказывать услуги высокого качества. А потом уже имеем право сказать жильцу, что он должен за это больше заплатить.
И.Плавская: В товариществах все гораздо проще решается. Составляется смета доходов и расходов. По техобслуживанию лифтов однозначно будут убытки. Разницу нужно компенсировать допвзносами. Даже если представим идеальную ситуацию.
«СБ»: А как же государственные дотации? Почему в домах, обслуживаемых государственными ЖЭУ, они есть априори, а в товариществах — нет?
О.Поскробко: К сожалению, у нас никто не читает Закон о защите прав потребителей услуг ЖКХ. На каком основании товарищество заключает договор с «Беллифтом», если потребитель его услуг — вовсе не само товарищество собственников, а человек? Договор «Беллифту» надо заключать с собственником жилья, который пользуется лифтом. И тогда все становится на свои места: договор юрлица и физлица будет составлен исключительно по тарифам для населения. А за компенсацией разницы «Беллифт» идет в бюджет и получает субсидию. Хотя согласен, тут еще требуется проработка законодательства с точки зрения безопасности и ответственности собственника лифта.
«СБ»: Кстати, в многоэтажках Киева у каждого жильца персональная карточка на пользование лифтом.
К.Савицкий: Но дополнительный взнос при наличии сметы и решения общего собрания обязателен. В любом суде это можно доказать. Почему мы не можем включить его в жировку?
О.Поскробко: Государство гарантирует человеку в востребованных объемах доступную услугу. Единообразное начисление коммунальных платежей позволяет контролировать эти процессы, чтобы потребитель услуг не оказался в результате за чертой бедности. Вы же предлагаете нам нарушить эту систему и включать в жировку все что хотите. Предположим ситуацию. Человек ходил на ваши собрания, соглашался со всем, платил, сколько просили. Хорошо зарабатывал, а потом случилась авария. И у этого человека нет денег даже на таблетки. Вот почему мы против допвзносов через извещения на оплату услуг ЖКУ. Есть другой порядок сбора таких платежей.
К.Савицкий: Но решение общего собрания обязательно. Человек должен жить по правилам, которые приняты в конкретном доме товарищества. Собственник — это обеспеченный гражданин.
«СБ»: Возможно, когда–нибудь мы придем к тому, что человеку нужно будет учитывать мнение большинства собственников жилого дома, и если принятые ими решения конкретно его не устраивают, то просто менять место жительства.
К.Савицкий: Примерно 4,6 процента составляют сегодня комиссионные, плата за программное обеспечение и услуги центра информационных технологий Мингорисполкома. До этого товарищества, напрямую работавшие с ЕРИП, платили 1,5 процента от суммы начислений. Но суть даже не в удорожании. При заключении трехстороннего договора все средства собственников будут поступать на субсчет НКФО «ЕРИП». По договору на поставку электроэнергии я принял обязательства по оплате. Я понимаю, что есть закон о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг. Но с кем я имею дело? «Беллифт», Минэнерго, «Минскводоканал» — это монополисты. Когда я прихожу в «Лифтсервис», энергосбыт либо водоканал, мне говорят: либо так, либо никак! Кроме того, у нас не бывает так, чтобы все жильцы перечислили вовремя коммунальные платежи. Кто–то забудет, кто–то опоздает. В итоге поставщик услуг недополучает сумму, и штраф выставляет не НКФО «ЕРИП», а непосредственно нам.
«СБ»: А если расторгнуть договор?
К.Савицкий: Месяц назад обращался с такой просьбой в «Лифтсервис» и предложил заключать индивидуальный договор с каждым пользователем лифта. «С ума сошел, что ли, — говорят, — отключим лифт!»
О.Поскробко: Если эксплуатирующая жилье организация несет убытки, то она может обратиться за субсидией в бюджет. Правда, есть один маленький момент — она должна подать документы о соответствии штатной численности, заработной платы нормативной. По факту так получилось, что товарищества отпустили в свободное плавание, чтобы они создали конкуренцию ЖЭСам. Но зачастую конкуренция получается недобросовестная.
«СБ»: За счет жильца.
И.Плавская: Чтобы товарищества работали, а плохие председатели не дискредитировали рынок, надо ввести обязательную аттестацию председателей товариществ собственников. Поскольку в жилищно–коммунальной сфере проблем очень много. Есть законодательные коллизии. Хотелось бы, чтобы на этот рынок приходили грамотные и честные люди. Более 20 лет в стране шла приватизация. Но люди у нас по–прежнему пребывают в правовом невежестве. Важно научиться быть собственником. Профессиональный управляющий и информированный собственник — только такая схема управления жильем принесет достойные плоды.
Проблемные моменты в работе негосударственных обслуживающих организаций обсуждают: Олег ПОСКРОБКО, первый заместитель министра ЖКХ; Александр ЮХНО, директор КУП «Жилищное коммунальное хозяйство Партизанского района Минска»; Ирина ПЛАВСКАЯ, председатель правления Республиканского социально–просветительского общественного объединения «Совместное домовладение», и Константин САВИЦКИЙ, председатель ТС–119 ж/д Дзержинского Ф.Э.
|
|
|
|
О.Поскробко: В министерство поступает огромное количество обращений от граждан, которые выражают возмущение: почему тарифы устанавливаются для всех, но конкретно у них в счетах–извещениях полная сумятица? Масса дополнительных платежей за услуги, которые не относятся ни к основным, ни к дополнительным. При этом письменные ответы председателей на эти жалобы ставят под сомнение их компетентность по управлению совместным домовладением. Товарищество собственников должно принимать решение в русле действующего законодательства, инструкций и положений, а не так, как кому–то хочется. Порядок начисления коммунальных услуг и тарифы у нас едины. Товарищества собственников больше не смогут вписывать в жировки свои, извините за выражение, «хотелки». Подключиться к информационной системе «АИС–расчет ЖКУ» товарищества могут самостоятельно только при условии доверия исполкома, если на них не поступало обоснованных жалоб от жильцов. Для всех остальных есть уполномоченные организации — расчетно–справочные центры в Минске. К слову, в этом случае условно–постоянные затраты будут меньше.
«СБ»: Сколько это будет стоить?
О.Поскробко: 1 — 3 процента. В Минске самый низкий процент по учету — не больше 2. Тем не менее именно тут меньше всего товариществ собственников подключилось к «АИС-расчет ЖКУ». Лучше эта работа организована в Витебской, Гродненской и Могилевской областях. Около 10 ТС ведут расчет напрямую. Остальные через уполномоченные организации. В министерстве создана рабочая группа по решению проблемных вопросов. Сейчас выясняется, что базы данных плательщиков в домах товариществ неточные. В отдельных не начислялись социальные льготы. В извещениях выставляют плату за что угодно: за управление общим имуществом, техобслуживание пожарной сигнализации, возмещение эксплуатационных расходов, компенсацию затрат, велопарковки...
«СБ»: А за счет кого финансируются эти 2 — 3 процента?
О.Поскробко: Это составная часть себестоимости оказываемых жилищно–коммунальных услуг.
И.Плавская: В счетах–извещениях многих жильцов появляются непонятные платежи, потому что председатели вовремя не донесли до собственников, что это дополнительные услуги, на которые собственники должны давать согласие или несогласие. Если мы хотим в товариществе приобрести детскую площадку, ввести систему видеонаблюдения или расширить штат обслуживающего персонала и статус дома позволяет, то почему бы и нет?
О.Поскробко: Проблема в том, что, как правило, волеизъявления собственников квартир, договоров на дополнительные услуги, иных документов, подтверждающих законность внесения дополнительных строчек в извещения, нет. Более того, председатель ТС не может выносить на голосование норму, которая противоречит действующему законодательству.
«СБ»: Но часто в товариществах дополнительные платежи возникают потому, что им реально не хватает денег, чтобы рассчитаться с поставщиками. Это просто сама по себе очень затратная, дорогая, даже, можно сказать, элитная форма управления жильем. Не всем по карману. Это надо четко объяснять людям.
К.Савицкий: Например, поставщик услуг начисляет мне 2,6 тысячи рублей в месяц за техобслуживание, а с жильцов удалось собрать 600 рублей. Где брать остальные?
А.Юхно: Это значит, вы плохо сработали. Председатель товарищества — такой же, как и мы, заказчик услуг. Район у нас — один из самых старых. Малоэтажный, затраты большие. Планово–расчетная цена за техобслуживание квадратного метра — 0,1155 рубля. Нам тоже подрядчики–ЖЭУ говорят: мало, нужно хотя бы 0,13. Идем и проверяем их работу. И что? По факту получается, что там не выполнено и на эти 11 копеек. За 53 копейки с жильца готова делать уборку подъездов частная компания. Так вот мы им эти 53 копейки практически никогда не платим — штрафуем за качество и объемы невыполненных работ. А вы хотите жить за счет жильца, отстаивая интересы поставщиков. Хотя наша с вами обязанность — блюсти интересы потребителя.
И.Плавская: Сфера ЖКХ убыточная и проблемная. Причем во всех странах. Представители нашей организации давно говорили, что хотелось бы видеть в счетах–извещениях такую строчку, как управление. Ее сейчас нет, а тарифы, установленные государством, не позволяют работать без дополнительных начислений в товариществах. Собрание по выбору способа управления в новостройке, как правило, проводит застройщик. Но ни разу в своей практике я не видела отдельного протокола собрания по выбору способа управления совместным домовладением. Хотя это архиважный момент. Собственник должен понимать: если он избирает в качестве способа управления домом товарищество собственников, то неминуемо обрекает себя на дополнительные взносы. Он должен отдавать себе отчет, что будет создано юрлицо, нужно нанимать бухгалтера, вести делопроизводство. Если жильцы этого не хотят, они должны изначально выбрать иной способ управления — через уполномоченное лицо и ЖЭУ.
«СБ»: Но и у Александра Ивановича имеются точно такие же управленческие расходы. Почему же в товариществах люди платят больше? Не в том ли причина, что Александр Иванович управляет 559 домами, а председатель товарищества — только одним, двумя, тремя? И ни в чем себе не отказывает...
И.Плавская: Да, есть случаи, когда в товариществах председатели назначают себе зарплату по 1,2 — 1,5 тысячи рублей в месяц. Причем не по решению общего собрания, а по собственному желанию.
К.Савицкий: В стране 9.000 ТС, ЖСПК. Из них только 9 уполномочены на ведение расчетов. Как такое может быть?
О.Поскробко: Больше половины обслуживаются в ЖЭУ. А многие посчитали свои затраты и решили выбрать уполномоченное лицо.
К.Савицкий: Хотите объясню, почему в счетах–извещениях ТС появляются дополнительные взносы? Суть одна: тарифы не покрывают себестоимости коммунальных услуг. Пример. У нас есть общедомовой прибор коммерческого учета, сведения с которого мы снимаем и направляем в энергосбыт, откуда получаем счет в несколько раз выше, чем собранная с жильцов сумма. Вы можете упрекнуть меня в нерациональном использовании энергии. Отвечу: я недавно проиграл суд. Собственник подал на меня иск за то, что я отключил освещение переходных балконов. Хотя есть фонари и там светло. И большинство жильцов были за.
Фото Павла ЧУЙКО
О.Поскробко: Вы не имеете права просто выкрутить лампочку. Надо внедрять современные технические решения, думать, как улучшить работу оборудования, оптимизировать затраты.
К.Савицкий: Во всем доме у меня энергосберегающие лампы. 12 подъездов.
О.Поскробко: А энергоаудит сделать не пробовали? Недавно мы проводили совещание. И Минский район, который ранее возмущался, что тарифы неправильные и слишком маленькие, теперь говорит: когда сделали внутренний аудит, хватило всего. Когда разобрались, какие лампы вкручивают, нашли, где воруют электроэнергию, установили фотореле и прочее.
«СБ»: Александр Иванович, у вас тоже есть убытки?
А.Юхно: Да. По электроэнергии на работу лифтов. Энергосберегающие мероприятия тут очень дорогостоящие, да и особо ничего не сделаешь. По освещению мест общего пользования есть резерв, но по четверти жилых домов у нас имеются убытки. Потому что начисление платежей населению производим с учетом предельных тарифов, а энергетики выставляют нам к оплате счета по приборам учета. Суммы, как правило, значительно большие. Источников компенсации этой разницы нет. Кроме того, предельный тариф по электроэнергии экономически не стимулирует жильца. Он не заинтересован экономить. Если в подъездах заменить светильники на светодиодные с датчиками движения, то можно неплохо сэкономить. Но нужны деньги. Проводим собрание жильцов, объясняем, куда пойдут деньги. Отказываются. Хотя светодиод в подъезде окупается за полтора–два года. Однако в целом в результате оказания услуг на конкурсной основе сэкономлено 1,1 млн рублей бюджетных и 42,5 тысячи средств населения (уборка мест общего пользования). По техническому обслуживанию экономия составила 58 тысяч рублей.
О.Поскробко: Обратите внимание, это результаты совместной работы служб заказчика (КУП ЖКХ), подрядчиков и потребителей. По Минску в 2015 году потреблено 120 млн кВт.ч электроэнергии в жилых домах, в минувшем — 90 млн кВт.ч. Проведена огромная техническая работа.
«СБ»: Но, может, все–таки параллельно надо услышать Александра Ивановича и ввести стимулы для людей?
О.Поскробко: Для начала нам нужно развить нормальную конкуренцию в сфере эксплуатации жилья. Получить сильные организации, которые будут оказывать услуги высокого качества. А потом уже имеем право сказать жильцу, что он должен за это больше заплатить.
И.Плавская: В товариществах все гораздо проще решается. Составляется смета доходов и расходов. По техобслуживанию лифтов однозначно будут убытки. Разницу нужно компенсировать допвзносами. Даже если представим идеальную ситуацию.
«СБ»: А как же государственные дотации? Почему в домах, обслуживаемых государственными ЖЭУ, они есть априори, а в товариществах — нет?
О.Поскробко: К сожалению, у нас никто не читает Закон о защите прав потребителей услуг ЖКХ. На каком основании товарищество заключает договор с «Беллифтом», если потребитель его услуг — вовсе не само товарищество собственников, а человек? Договор «Беллифту» надо заключать с собственником жилья, который пользуется лифтом. И тогда все становится на свои места: договор юрлица и физлица будет составлен исключительно по тарифам для населения. А за компенсацией разницы «Беллифт» идет в бюджет и получает субсидию. Хотя согласен, тут еще требуется проработка законодательства с точки зрения безопасности и ответственности собственника лифта.
«СБ»: Кстати, в многоэтажках Киева у каждого жильца персональная карточка на пользование лифтом.
К.Савицкий: Но дополнительный взнос при наличии сметы и решения общего собрания обязателен. В любом суде это можно доказать. Почему мы не можем включить его в жировку?
О.Поскробко: Государство гарантирует человеку в востребованных объемах доступную услугу. Единообразное начисление коммунальных платежей позволяет контролировать эти процессы, чтобы потребитель услуг не оказался в результате за чертой бедности. Вы же предлагаете нам нарушить эту систему и включать в жировку все что хотите. Предположим ситуацию. Человек ходил на ваши собрания, соглашался со всем, платил, сколько просили. Хорошо зарабатывал, а потом случилась авария. И у этого человека нет денег даже на таблетки. Вот почему мы против допвзносов через извещения на оплату услуг ЖКУ. Есть другой порядок сбора таких платежей.
К.Савицкий: Но решение общего собрания обязательно. Человек должен жить по правилам, которые приняты в конкретном доме товарищества. Собственник — это обеспеченный гражданин.
«СБ»: Возможно, когда–нибудь мы придем к тому, что человеку нужно будет учитывать мнение большинства собственников жилого дома, и если принятые ими решения конкретно его не устраивают, то просто менять место жительства.
К.Савицкий: Примерно 4,6 процента составляют сегодня комиссионные, плата за программное обеспечение и услуги центра информационных технологий Мингорисполкома. До этого товарищества, напрямую работавшие с ЕРИП, платили 1,5 процента от суммы начислений. Но суть даже не в удорожании. При заключении трехстороннего договора все средства собственников будут поступать на субсчет НКФО «ЕРИП». По договору на поставку электроэнергии я принял обязательства по оплате. Я понимаю, что есть закон о защите прав потребителей жилищно–коммунальных услуг. Но с кем я имею дело? «Беллифт», Минэнерго, «Минскводоканал» — это монополисты. Когда я прихожу в «Лифтсервис», энергосбыт либо водоканал, мне говорят: либо так, либо никак! Кроме того, у нас не бывает так, чтобы все жильцы перечислили вовремя коммунальные платежи. Кто–то забудет, кто–то опоздает. В итоге поставщик услуг недополучает сумму, и штраф выставляет не НКФО «ЕРИП», а непосредственно нам.
«СБ»: А если расторгнуть договор?
К.Савицкий: Месяц назад обращался с такой просьбой в «Лифтсервис» и предложил заключать индивидуальный договор с каждым пользователем лифта. «С ума сошел, что ли, — говорят, — отключим лифт!»
О.Поскробко: Если эксплуатирующая жилье организация несет убытки, то она может обратиться за субсидией в бюджет. Правда, есть один маленький момент — она должна подать документы о соответствии штатной численности, заработной платы нормативной. По факту так получилось, что товарищества отпустили в свободное плавание, чтобы они создали конкуренцию ЖЭСам. Но зачастую конкуренция получается недобросовестная.
«СБ»: За счет жильца.
И.Плавская: Чтобы товарищества работали, а плохие председатели не дискредитировали рынок, надо ввести обязательную аттестацию председателей товариществ собственников. Поскольку в жилищно–коммунальной сфере проблем очень много. Есть законодательные коллизии. Хотелось бы, чтобы на этот рынок приходили грамотные и честные люди. Более 20 лет в стране шла приватизация. Но люди у нас по–прежнему пребывают в правовом невежестве. Важно научиться быть собственником. Профессиональный управляющий и информированный собственник — только такая схема управления жильем принесет достойные плоды.
aelita@sb.by
Советская Белоруссия № 20 (25155). Вторник, 31 января 2017