«Самого себя разделывать удается не всегда…»
19.12.2008
Молодой белорусский драматург Сергей Гиргель усвоил, чему главному Москва театральная учит
Почти три года назад молодой режиссер и автор нескольких небезынтересных пьес, выпускник Белорусской государственной академии искусств Сергей Гиргель (на снимке) уехал в Москву. Как говорит сам, за опытом. Сначала набирался его, работая с кинорежиссером Алексеем Мурадовым, и, как считает, прошел школу грандиозную. А затем, в 2006-м, в Центре Мейерхольда поставил спектакль по своей же пьесе «Москва Кольцевая». Недавно Сергей Гиргель побывал в Минске со спектаклем по другой своей пьесе — «13-я пуговица Наполеона» в постановке режиссера Александра Горбаня. Автором идеи и сюжета выступила московский продюсер Наталья Быкова. Сергей занимался проработкой диалогов, сводил воедино пожелания многих участников творческого процесса. Спектакль, как и положено любому театральному произведению, стал поистине произведением коллективным. Публике предложено зрелище яркое и многогранное. Комедию уже видели в Санкт-Петербурге, Туле и Москве. Но минский зритель впервые имел возможность познакомиться с «московским» опытом работы молодого белорусского автора, а корреспондент «Р» не преминула встретиться с Сергеем Гиргелем.
— Сергей, как приняла вас Москва театральная? Не пришлось ли почувствовать знаменитое «понаехали здесь…»?
— «Понаехали» не было. Театральная Москва «приняла» меня в ноябре 2005 года. Было ужасно холодно: не самое лучшее время для начала романов. Но я положился на судьбу и к концу зимы добрался до Центра имени Мейерхольда, где и поставил «Москву Кольцевую». Нашел актеров, продюсера, площадку для репетиций, сам изготовил декорации. Показал. Все, кто видел, остались довольны. У спектакля оказалась короткая жизнь, но Павел Руднев, артдиректор Центра Мейерхольда, успел похвалить сценографию, что для автора-дебютанта немало.
Сейчас в Москве, помимо «Пуговицы», идет спектакль «Фрейд и его деревянные солдатики» по моей пьесе. Готовится премьера детской сказки «Кот в сапогах», задуманная Натальей Быковой. Всего написано семь пьес. Набросков есть много. Например, четвертый год хочу написать пьесу об Эрнесто Че Геваре, но пока все мимо, а нужно попасть точно в яблочко. Вообще, есть много интересных тем: откуда приходит и куда уходит любовь, третья мировая война, вера, надежда, власть денег, жажда мести, культ личности…
— Кто вы сегодня – режиссер или драматург?
— Ни тот и ни другой. Я исследователь театрального пространства. И режиссура, и драматургия – инструменты для прокладывания пути к зрителю. Там моя цель. Ставить самого себя — ужасно. Говорят, что режиссер — это мясник. Самого себя разделывать и кайфовать – это получается, но не очень.
— Легко ли вы доверяете свои пьесы воле режиссеров или упрямо отстаиваете каждую написанную строчку?
— В работе над спектаклем принципиально выполняю все пожелания всех участников процесса: продюсера, режиссера, актеров. Это не всегда дает хороший результат, но всегда прекрасный опыт. Во время репетиций занимаю позицию рядом с режиссером и начинаю «выкручивать себе руки» как автору. Это полезно.
— Ваших героев играют на сцене известные актеры: Татьяна Васильева, Евгений Герчаков, Сергей Рост, Жанна Эппле. Что почерпнули для себя из этого сотрудничества? И чему главному Москва учит?
— Почерпнул то, что в работе важна общая для всех максимальная нацеленность на результат и бережное отношение к своему времени и ко времени партнеров. Москва – мир максимальных скоростей. Кто не успел – того нет. И учит она, что жизнь – жесть, что получить свой шанс – уже успех, а удачно использовать его — успех вдвойне, что выиграет тот, кто не опустит руки до финального гонга.
— Где сегодня ваша основная сцена?
— Ее у меня нет. Есть родная. Это сцена в Белорусской академии искусств. Там принимал меня на первый курс режиссер Александр Ефремов, там были первый выход к зрителю и первая награда – торт, который вручил мне после концерта первокурсников в номинации «За здольнасць ствараць з усмешкай» декан театрального факультета Владимир Мищанчук. Кстати, в Минск обязательно приезжаю на премьеры по своим пьесам. Был на премьере «Столицы Эраунд» в Республиканском театре белорусской драматургии, смотрел «Пельмешки» — дипломную работу режиссера Веры Кононенко, мини-спектакль «Василек» в режиссуре Олега Киреева на фестивале «Панорама».
— Как случилось, что вы – историк по первому образованию, режиссер — по второму — занялись написанием пьес?
— Написание «всякого» я начал лет пятнадцать назад. Еще до того, как стал историком. Образование режиссера позволило мне «заниматься писанием» с пользой. Своими пьесами я искренне хочу порадовать людей. Посмешить или попечалить… Быть драматургом – значит создавать свои миры с минимальным ущербом для окружающих. Я не люблю заставлять. Я стараюсь увлекать. И каждый раз испытываю огромное любопытство: как примет спектакль зал? Самое важное для меня в театре – диалог со зрителем, поэтому всегда стараюсь, чтобы пьеса была эмоциональным «мостом» между залом и актерами.
— Чем отличается белорусская театральная жизнь от московской?
— За годы учебы в академии я посмотрел все спектакли всех драматических театров Минска. Вел специальный «Дневник посещений». Наблюдение из прошлого: у нас в театральной жизни редко, но интересное случается. Обязательно. В Москве, вероятно, чуть чаще. У нас театральный процесс «добрее». «Не убьем, не побьем, не пожурим, а легонько погрозим пальчиком». В Москве школа театральной критики объективно сильнее.
Вместе с тем феномен белорусского театра существует. Его можно назвать бледным, вялым, неинтересным. Такой наш театральный темперамент, если угодно. Но он есть. Процесс идет. А значит, и результаты будут. Белорусский театр – это репертуарный театр. Такую театральную систему может позволить себе далеко не каждая страна. Во время практики в Париже мне довелось беседовать с некоторыми театральными деятелями Франции. Многие завидуют государственному финансированию театров. Другой вопрос — эффективность использования нашей театральной системы. Часто наши бесспорные плюсы почему-то оборачиваются минусами.
— Часто приходится слышать, что и белорусскому театру, и кинематографу не хватает современной отечественной драматургии. Помочь не собираетесь?
— Очень даже собираюсь. Продумываю новую пьесу на историческую тему. Есть около десятка киносценариев, которые ждут реализации. Кроме того, мне интересна театральная педагогика, реформирование отечественной киношколы.
— А в Москве вы надолго или навсегда?
— Минск — Москва, Москва — Минск. За несколько лет я привык к такой формуле жизни. Но корни мои в любом случае здесь. В Беларуси. Здесь живет моя семья. Я здесь родился. Вообще, что такое Родина, особенно хорошо понимаешь, когда нарезаешь бесконечные километры в московском метро. Убеждает лучше любой лекции.