К каким стандартам красоты стремились женщины в начале ХХ века
09.03.2023 07:54:41
Владимир ЛИХОДЕДОВ
Пышные формы Афродиты или болезненная худоба и бледность, фигуры наподобие груши и песочных часов или мальчишеские формы — к каким только стандартам не стремились женщины в разные времена… Существует ли идеал?
Женская красота совершенна в любую эпоху. Присмотримся к запечатленным образам белорусских красавиц на фотографиях начала ХХ столетия.
Русский художник Иван Захаров после путешествия по Витебщине отмечал в своих «Путевых записках русского художника»:
Сенокос под Копысью. Начало ХХ века.
Барановичи, работа за прялкой. 1916 г.
На праздники красавицы наряжались, но предпочитали опять-таки белый цвет. И не зря: во всех религиях мира он символизирует свет, чистоту и совершенство. Да и издавна национальный костюм белорусов — белого цвета с красным орнаментом. Узоры на вышивке и крой рубах, юбок, платьев, фартуков отличался в зависимости от региона, а также фантазии и умений мастериц. Особенности проявлялись и в характере украшения одежды, а добавление того или иного цвета говорило о близком соседстве с другими народами.
На протяжении долгого времени, вплоть до 20‑х годов ХХ столетия, замужние женщины-крестьянки носили головные уборы: различным способом скрученные и уложенные полотенцеподобные намитки. Девушки же повязывали скиндочки, надевали венки или лубяные обручи, а в холодное время — платки.
На ногах деревенские красавицы зимой и летом носили плетенные из лыка или кожаные лапти, а у жен и дочерей зажиточных крестьян была и праздничная обувь — сапоги или полусапожки, так называемые черевики.
Крестьянки Брест-Литовского уезда. Начало ХХ века.
Наиболее живописная одежда белорусских крестьянок — это андарак: домотканая шерстяная или полушерстяная юбка. Региональное ее разнообразие проявлялось в цвете, ширине полос и клеток, гофрировании.
В Западном Полесье, например, шерстяные юбки назывались бурками, они были сильно гофрированы, а полотняные рубахи и фартуки — богато вышиты орнаментом. Верхняя одежда шилась в основном из коричневого сукна, а не из белого или серого. А в Восточной Белоруссии наряду с андараком бытовала и сшитая из двух полок клетчатая понева-плахта. В восточной части Витебщины и на востоке Могилевщины был распространен особый вид юбки с пришивным лифом — кабат или саян. Эта одежда по форме напоминала сарафан — традиционный наряд русских женщин. И не случайно: эти регионы граничат с Россией.
Минск, белоруска. Конец XIX века.
Интересны аксессуары, которыми дамы дополняли наряды. Длинная коса минчанки завязана шелковой лентой, которая явно сочетается по цвету со сложным и, скорее всего, ярким орнаментом на фартуке и приталенной блузе, рукава и ворот которой неброско декорированы рюшами. На шее же — черный тканевый ободок с довольно большой брошкой, что может говорить о достаточно смелых взглядах девушки.
С одной стороны, строгость, с другой — изюминку придает белоснежный ворот, который, видимо, изрядно накрахмаливали, чтобы тот держал форму. В тон ему — кружевные украшения на верхней части платья, атласный поясок с цепочкой и колечко на пальце — стильно, со вкусом и без лишних деталей.
Явно из привилегированного сословия и гомельчанка. Можно предположить, что ее наряд, если и не был сшит каким-нибудь известным московским или санкт-петербургским модельером, то уж точно куплен где-нибудь в Варшаве или Берлине. Шик ему придают шелковая блузка под горло с частым рядом пуговиц, жакет с широкими плечами — в скором времени пиджаки с подплечниками станут ассоциироваться с феминистками, борющимися не только за свои права, но и за комфорт и удобство, в том числе в одежде.
Гомельчанка. Начало ХХ века.
Зато не поскупилась на украшения красавица из Полоцка! Но молодости все к лицу: и разноцветные бусы, и ленты. Женственности добавляют живые (или кажущиеся таковыми) цветы в волосах. И ярко, и нарядно — по-весеннему радостно!
Полоцкая красавица. 1908 г.
Согласитесь, красота — понятие относительное. Хорошо, что сегодня больше не в тренде болезненная обморочность, да и излишне пышные формы не в почете. Здоровье и естественность — лучшие женские украшения во все времена. А какие стандарты выбираете вы?
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Женская красота совершенна в любую эпоху. Присмотримся к запечатленным образам белорусских красавиц на фотографиях начала ХХ столетия.
Прекрасны за работой и в праздники
Рассматривая старые фотографии, невольно ловишь себя на мысли: сколько же трудов ранее стояло за желанием выглядеть нарядно! На снимках женщины-крестьянки и за работой, и во время праздников одеты в основном в светлые рубахи, платья и даже юбки. Можно только догадываться, чего стоило выстирать без стиральной машины грубое льняное полотно или сукно домашнего производства, а потом выгладить — без утюга!Русский художник Иван Захаров после путешествия по Витебщине отмечал в своих «Путевых записках русского художника»:
«Одежда жителей вся белая, особенно летом: рубаха полотняная белая, кафтан белый, также из полотна, только более грубого, и наконец, войлочная шапка, также белая, все это как нельзя лучше оправдывает название Белоруссия».Вот и на фото видим: девушка с отцом на сенокосе под Копысью (теперь агрогородок в Оршанском районе Витебской области) вся в белом — и платье с ненавязчивой вышивкой на рукавах для украшения, и платок на голове. Женщина за прялкой в Барановичах тоже в белой кофточке и косынке. С обывательской точки зрения, использование светлой одежды в летнее время объяснить просто: в ней не так жарко — солнце не припекает, а натуральные волокна хорошо пропускают воздух.
Сенокос под Копысью. Начало ХХ века.
Барановичи, работа за прялкой. 1916 г.
На праздники красавицы наряжались, но предпочитали опять-таки белый цвет. И не зря: во всех религиях мира он символизирует свет, чистоту и совершенство. Да и издавна национальный костюм белорусов — белого цвета с красным орнаментом. Узоры на вышивке и крой рубах, юбок, платьев, фартуков отличался в зависимости от региона, а также фантазии и умений мастериц. Особенности проявлялись и в характере украшения одежды, а добавление того или иного цвета говорило о близком соседстве с другими народами.
На протяжении долгого времени, вплоть до 20‑х годов ХХ столетия, замужние женщины-крестьянки носили головные уборы: различным способом скрученные и уложенные полотенцеподобные намитки. Девушки же повязывали скиндочки, надевали венки или лубяные обручи, а в холодное время — платки.
На ногах деревенские красавицы зимой и летом носили плетенные из лыка или кожаные лапти, а у жен и дочерей зажиточных крестьян была и праздничная обувь — сапоги или полусапожки, так называемые черевики.
Андарак — в клетку, в полоску, гофрированный
А вот фотография крестьянок Брест-Литовского уезда начала прошлого века говорит о том, что женщины стремились к уникальности: кто цветом фартука, кто — косынки. Каждая хотела чем-то выделяться.Крестьянки Брест-Литовского уезда. Начало ХХ века.
Наиболее живописная одежда белорусских крестьянок — это андарак: домотканая шерстяная или полушерстяная юбка. Региональное ее разнообразие проявлялось в цвете, ширине полос и клеток, гофрировании.
В Западном Полесье, например, шерстяные юбки назывались бурками, они были сильно гофрированы, а полотняные рубахи и фартуки — богато вышиты орнаментом. Верхняя одежда шилась в основном из коричневого сукна, а не из белого или серого. А в Восточной Белоруссии наряду с андараком бытовала и сшитая из двух полок клетчатая понева-плахта. В восточной части Витебщины и на востоке Могилевщины был распространен особый вид юбки с пришивным лифом — кабат или саян. Эта одежда по форме напоминала сарафан — традиционный наряд русских женщин. И не случайно: эти регионы граничат с Россией.
Высокая мода жительниц городов
Городские наряды белорусских красавиц удивляют еще большим разнообразием. И если по наряду жительницы Минска еще можно предположить, что он выполнен вручную (скромная девушка-студентка вполне могла быть непревзойденной рукодельницей!), то наряд брестчанки скорее фабричного производства. Или, по крайней мере, сшит на заказ местным портным из заграничной ткани по одной из выкроек из набиравших в начале ХХ столетия популярность модных журналов.Минск, белоруска. Конец XIX века.
Интересны аксессуары, которыми дамы дополняли наряды. Длинная коса минчанки завязана шелковой лентой, которая явно сочетается по цвету со сложным и, скорее всего, ярким орнаментом на фартуке и приталенной блузе, рукава и ворот которой неброско декорированы рюшами. На шее же — черный тканевый ободок с довольно большой брошкой, что может говорить о достаточно смелых взглядах девушки.
Жительница Бреста одета в нарядное, но достаточно простое платье. В таком можно пойти и в театр, и на вечернюю прогулку вдоль набережной, и на званый ужин с супругом.Брестчанка. Начало ХХ века.
С одной стороны, строгость, с другой — изюминку придает белоснежный ворот, который, видимо, изрядно накрахмаливали, чтобы тот держал форму. В тон ему — кружевные украшения на верхней части платья, атласный поясок с цепочкой и колечко на пальце — стильно, со вкусом и без лишних деталей.
Явно из привилегированного сословия и гомельчанка. Можно предположить, что ее наряд, если и не был сшит каким-нибудь известным московским или санкт-петербургским модельером, то уж точно куплен где-нибудь в Варшаве или Берлине. Шик ему придают шелковая блузка под горло с частым рядом пуговиц, жакет с широкими плечами — в скором времени пиджаки с подплечниками станут ассоциироваться с феминистками, борющимися не только за свои права, но и за комфорт и удобство, в том числе в одежде.
Гомельчанка. Начало ХХ века.
Зато не поскупилась на украшения красавица из Полоцка! Но молодости все к лицу: и разноцветные бусы, и ленты. Женственности добавляют живые (или кажущиеся таковыми) цветы в волосах. И ярко, и нарядно — по-весеннему радостно!
Полоцкая красавица. 1908 г.
Согласитесь, красота — понятие относительное. Хорошо, что сегодня больше не в тренде болезненная обморочность, да и излишне пышные формы не в почете. Здоровье и естественность — лучшие женские украшения во все времена. А какие стандарты выбираете вы?
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.