К каким стандартам красоты стремились женщины в начале ХХ века
09.03.2023 07:54:41
Владимир ЛИХОДЕДОВ
Пышные формы Афродиты или болезненная худоба и бледность, фигуры наподобие груши и песочных часов или мальчишеские формы — к каким только стандартам не стремились женщины в разные времена… Существует ли идеал?
Женская красота совершенна в любую эпоху. Присмотримся к запечатленным образам белорусских красавиц на фотографиях начала ХХ столетия.
Русский художник Иван Захаров после путешествия по Витебщине отмечал в своих «Путевых записках русского художника»:
Сенокос под Копысью. Начало ХХ века.
Барановичи, работа за прялкой. 1916 г.
На праздники красавицы наряжались, но предпочитали опять-таки белый цвет. И не зря: во всех религиях мира он символизирует свет, чистоту и совершенство. Да и издавна национальный костюм белорусов — белого цвета с красным орнаментом. Узоры на вышивке и крой рубах, юбок, платьев, фартуков отличался в зависимости от региона, а также фантазии и умений мастериц. Особенности проявлялись и в характере украшения одежды, а добавление того или иного цвета говорило о близком соседстве с другими народами.
На протяжении долгого времени, вплоть до 20‑х годов ХХ столетия, замужние женщины-крестьянки носили головные уборы: различным способом скрученные и уложенные полотенцеподобные намитки. Девушки же повязывали скиндочки, надевали венки или лубяные обручи, а в холодное время — платки.
На ногах деревенские красавицы зимой и летом носили плетенные из лыка или кожаные лапти, а у жен и дочерей зажиточных крестьян была и праздничная обувь — сапоги или полусапожки, так называемые черевики.
Крестьянки Брест-Литовского уезда. Начало ХХ века.
Наиболее живописная одежда белорусских крестьянок — это андарак: домотканая шерстяная или полушерстяная юбка. Региональное ее разнообразие проявлялось в цвете, ширине полос и клеток, гофрировании.
В Западном Полесье, например, шерстяные юбки назывались бурками, они были сильно гофрированы, а полотняные рубахи и фартуки — богато вышиты орнаментом. Верхняя одежда шилась в основном из коричневого сукна, а не из белого или серого. А в Восточной Белоруссии наряду с андараком бытовала и сшитая из двух полок клетчатая понева-плахта. В восточной части Витебщины и на востоке Могилевщины был распространен особый вид юбки с пришивным лифом — кабат или саян. Эта одежда по форме напоминала сарафан — традиционный наряд русских женщин. И не случайно: эти регионы граничат с Россией.
Минск, белоруска. Конец XIX века.
Интересны аксессуары, которыми дамы дополняли наряды. Длинная коса минчанки завязана шелковой лентой, которая явно сочетается по цвету со сложным и, скорее всего, ярким орнаментом на фартуке и приталенной блузе, рукава и ворот которой неброско декорированы рюшами. На шее же — черный тканевый ободок с довольно большой брошкой, что может говорить о достаточно смелых взглядах девушки.
Брестчанка. Начало ХХ века.
С одной стороны, строгость, с другой — изюминку придает белоснежный ворот, который, видимо, изрядно накрахмаливали, чтобы тот держал форму. В тон ему — кружевные украшения на верхней части платья, атласный поясок с цепочкой и колечко на пальце — стильно, со вкусом и без лишних деталей.
Явно из привилегированного сословия и гомельчанка. Можно предположить, что ее наряд, если и не был сшит каким-нибудь известным московским или санкт-петербургским модельером, то уж точно куплен где-нибудь в Варшаве или Берлине. Шик ему придают шелковая блузка под горло с частым рядом пуговиц, жакет с широкими плечами — в скором времени пиджаки с подплечниками станут ассоциироваться с феминистками, борющимися не только за свои права, но и за комфорт и удобство, в том числе в одежде.
Гомельчанка. Начало ХХ века.
Зато не поскупилась на украшения красавица из Полоцка! Но молодости все к лицу: и разноцветные бусы, и ленты. Женственности добавляют живые (или кажущиеся таковыми) цветы в волосах. И ярко, и нарядно — по-весеннему радостно!
Полоцкая красавица. 1908 г.
Согласитесь, красота — понятие относительное. Хорошо, что сегодня больше не в тренде болезненная обморочность, да и излишне пышные формы не в почете. Здоровье и естественность — лучшие женские украшения во все времена. А какие стандарты выбираете вы?
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Женская красота совершенна в любую эпоху. Присмотримся к запечатленным образам белорусских красавиц на фотографиях начала ХХ столетия.
Прекрасны за работой и в праздники
Рассматривая старые фотографии, невольно ловишь себя на мысли: сколько же трудов ранее стояло за желанием выглядеть нарядно! На снимках женщины-крестьянки и за работой, и во время праздников одеты в основном в светлые рубахи, платья и даже юбки. Можно только догадываться, чего стоило выстирать без стиральной машины грубое льняное полотно или сукно домашнего производства, а потом выгладить — без утюга!Русский художник Иван Захаров после путешествия по Витебщине отмечал в своих «Путевых записках русского художника»:
«Одежда жителей вся белая, особенно летом: рубаха полотняная белая, кафтан белый, также из полотна, только более грубого, и наконец, войлочная шапка, также белая, все это как нельзя лучше оправдывает название Белоруссия».Вот и на фото видим: девушка с отцом на сенокосе под Копысью (теперь агрогородок в Оршанском районе Витебской области) вся в белом — и платье с ненавязчивой вышивкой на рукавах для украшения, и платок на голове. Женщина за прялкой в Барановичах тоже в белой кофточке и косынке. С обывательской точки зрения, использование светлой одежды в летнее время объяснить просто: в ней не так жарко — солнце не припекает, а натуральные волокна хорошо пропускают воздух.
![](/upload/iblock/246/9i2t5hzx3cziali445e42jtsnsj7xn5r.jpg)
![](/upload/iblock/6e3/n8jtgbj56g173zr5szyardblkfh6qckv.jpg)
На праздники красавицы наряжались, но предпочитали опять-таки белый цвет. И не зря: во всех религиях мира он символизирует свет, чистоту и совершенство. Да и издавна национальный костюм белорусов — белого цвета с красным орнаментом. Узоры на вышивке и крой рубах, юбок, платьев, фартуков отличался в зависимости от региона, а также фантазии и умений мастериц. Особенности проявлялись и в характере украшения одежды, а добавление того или иного цвета говорило о близком соседстве с другими народами.
На протяжении долгого времени, вплоть до 20‑х годов ХХ столетия, замужние женщины-крестьянки носили головные уборы: различным способом скрученные и уложенные полотенцеподобные намитки. Девушки же повязывали скиндочки, надевали венки или лубяные обручи, а в холодное время — платки.
На ногах деревенские красавицы зимой и летом носили плетенные из лыка или кожаные лапти, а у жен и дочерей зажиточных крестьян была и праздничная обувь — сапоги или полусапожки, так называемые черевики.
Андарак — в клетку, в полоску, гофрированный
А вот фотография крестьянок Брест-Литовского уезда начала прошлого века говорит о том, что женщины стремились к уникальности: кто цветом фартука, кто — косынки. Каждая хотела чем-то выделяться.![](/upload/iblock/4e5/t3yj4yot1x1s2d0xvxjdvm8imdla0it1.jpg)
Наиболее живописная одежда белорусских крестьянок — это андарак: домотканая шерстяная или полушерстяная юбка. Региональное ее разнообразие проявлялось в цвете, ширине полос и клеток, гофрировании.
В Западном Полесье, например, шерстяные юбки назывались бурками, они были сильно гофрированы, а полотняные рубахи и фартуки — богато вышиты орнаментом. Верхняя одежда шилась в основном из коричневого сукна, а не из белого или серого. А в Восточной Белоруссии наряду с андараком бытовала и сшитая из двух полок клетчатая понева-плахта. В восточной части Витебщины и на востоке Могилевщины был распространен особый вид юбки с пришивным лифом — кабат или саян. Эта одежда по форме напоминала сарафан — традиционный наряд русских женщин. И не случайно: эти регионы граничат с Россией.
Высокая мода жительниц городов
Городские наряды белорусских красавиц удивляют еще большим разнообразием. И если по наряду жительницы Минска еще можно предположить, что он выполнен вручную (скромная девушка-студентка вполне могла быть непревзойденной рукодельницей!), то наряд брестчанки скорее фабричного производства. Или, по крайней мере, сшит на заказ местным портным из заграничной ткани по одной из выкроек из набиравших в начале ХХ столетия популярность модных журналов.![](/upload/iblock/023/d7zxjyf96g0bmxvvr8k617y8v5n4xd92.jpg)
Интересны аксессуары, которыми дамы дополняли наряды. Длинная коса минчанки завязана шелковой лентой, которая явно сочетается по цвету со сложным и, скорее всего, ярким орнаментом на фартуке и приталенной блузе, рукава и ворот которой неброско декорированы рюшами. На шее же — черный тканевый ободок с довольно большой брошкой, что может говорить о достаточно смелых взглядах девушки.
Жительница Бреста одета в нарядное, но достаточно простое платье. В таком можно пойти и в театр, и на вечернюю прогулку вдоль набережной, и на званый ужин с супругом.
![](/upload/iblock/b90/b5te2lgtalhsj1dnkj0eq9cs6kr6h5vf.jpg)
С одной стороны, строгость, с другой — изюминку придает белоснежный ворот, который, видимо, изрядно накрахмаливали, чтобы тот держал форму. В тон ему — кружевные украшения на верхней части платья, атласный поясок с цепочкой и колечко на пальце — стильно, со вкусом и без лишних деталей.
Явно из привилегированного сословия и гомельчанка. Можно предположить, что ее наряд, если и не был сшит каким-нибудь известным московским или санкт-петербургским модельером, то уж точно куплен где-нибудь в Варшаве или Берлине. Шик ему придают шелковая блузка под горло с частым рядом пуговиц, жакет с широкими плечами — в скором времени пиджаки с подплечниками станут ассоциироваться с феминистками, борющимися не только за свои права, но и за комфорт и удобство, в том числе в одежде.
![](/upload/iblock/f96/so2yyv72q7bhtsjoov24osj7pn0riue5.jpg)
Зато не поскупилась на украшения красавица из Полоцка! Но молодости все к лицу: и разноцветные бусы, и ленты. Женственности добавляют живые (или кажущиеся таковыми) цветы в волосах. И ярко, и нарядно — по-весеннему радостно!
![](/upload/iblock/7a8/hc3ye2qw51nh2sg1tf0v9l5lur0hxw8l.jpg)
Согласитесь, красота — понятие относительное. Хорошо, что сегодня больше не в тренде болезненная обморочность, да и излишне пышные формы не в почете. Здоровье и естественность — лучшие женские украшения во все времена. А какие стандарты выбираете вы?
Фото из личной коллекции Владимира ЛИХОДЕДОВА.