Эксперты — о концептуальных подходах к формированию государственной алкогольной политики
14.06.2019 08:54:00
С 2011 года потребление алкоголя в Беларуси понемногу снижается — наша страна больше не занимает первые строчки в мировых рейтингах. Правда, проблема все еще остается для нас актуальной, ведь потребление алкоголя в стране превышает уровень, рекомендованный ВОЗ. Вчера в Минске прошел «круглый стол», во время которого представители государственных органов и частного бизнеса обсуждали, каким образом можно усовершенствовать подходы к государственной алкогольной политике в стране. Мнения выслушала корреспондент «Р».
— Задача снижения потребления алкоголя по-прежнему остается актуальной. В Беларуси этот вопрос чаще всего озвучивают наши коллеги из Минздрава и МВД. Сегодня мы хотим показать, что только комплексная, многолетняя, сбалансированная государственная программа, в которой будет очень сильный экономический блок, сформированная на базе международного опыта, может решить эту проблему. Важно также понимать, что эта задача не может решаться быстро, для этого нужно не менее 5 лет.
Александр Швец считает: первым шагом к формированию общей государственной программы по алкогольной политике может стать создание межведомственной рабочей группы. С обязательным включением в нее реального сектора — и государственного, и частного.
— Решить этот вопрос на отраслевом уровне — например, только на уровне Минздрава — невозможно. Этот вопрос касается и нашего промышленного сектора, целый ряд предприятий, выпускающих алкогольную продукцию, сегодня являются градообразующими. И если отрасль ждут какие-то перемены, то они должны проводиться в плановом режиме, без резких действий. Еще один важный момент — поступление акцизов и налогов от алкогольной отрасли в бюджет. Здесь интересен польский опыт, когда у них снизилось потребление алкоголя при увеличении доходов бюджета. Это идеальный вариант, на который может ориентироваться Беларусь.
В Польше подобная программа начала работать еще в 1990-е годы, рассказал налоговый консультант правительства Польши Войцех Крок:
— Был принят ряд мер, в первую очередь в части акцизной политики. Ставки акцизов на крепкие напитки сейчас примерно в 4 раза выше, чем на слабый алкоголь. Это привело к снижению потребления крепкого алкоголя и снижению потребления алкоголя вообще. Кроме того, у нас запрещена реклама крепких алкогольных напитков, рекламировать можно только пиво. И то есть целый ряд ограничений по времени и содержанию такой рекламы.
Эксперт подчеркнул, что предприятия, выпускающие, к примеру, водку, переориентировались на премиум-сегмент. Сейчас в Польше этот напиток пьют только по большим праздникам, и это действительно дорогой и качественный продукт. А вот слабый алкоголь — например, пиво — употребляют достаточно часто. Соответственно, этот сегмент рынка тоже активно развивается: растет число крафтовых пивоварен, компаний, выпускающих безалкогольное пиво. Кстати, сейчас поляки употребляют примерно 9,5 литра чистого спирта на душу населения в год.
— Был небольшой скачок в 2018 году, но эти цифры еще будут уточняться Белстатом, в июле они будут опубликованы. Общая тенденция положительная. С 2017 года мы начали рассчитывать потребление алкоголя в стране по международным стандартам. Было принято решение считать этот показатель у населения в возрасте от 15 лет и старше. Все страны считают именно так.
По данным за 2017 год, потребление составило 9,6 литра на душу населения. При этом, говорит Алексей Кралько, по мнению специалистов ВОЗ, если уровень потребления превышает 8 литров, то это критический порог, который может привести к негативным медико-демографическим последствиям.
— Важно учитывать и незарегистрированный алкоголь — домашний или нелегально ввезенный. В стране разработана методика по подсчету потребления такого алкоголя, одобренная ВОЗ. По этой методике в 2017 году общее потребление алкоголя составило 11,2 литра на человека.
В рейтинге стран за 2016 год Беларусь находится на 27-м месте в мире по уровню потребления алкоголя.
Специалист обратил внимание, что по рекомендациям ВОЗ «идеальной» структурой потребления может быть следующая: доля слабоалкогольных напитков и пива в общем потреблении должна составлять 50 процентов, вина — 35 процентов, крепкого алкоголя — 15 процентов. В Беларуси же доля крепких алкогольных напитков пока составляет около 50 процентов. В стране наблюдается «северная» модель потребления.
— Количество пациентов, которые находятся под наблюдением врачей психиатров-наркологов, у нас ежегодно снижается на 2—3 процента в последние годы. Сегодня это около 160 тысяч пациентов с синдромом зависимости от алкоголя, пятая часть среди них — женщины.
— На наш взгляд, сегодня в стране сформирована и действует четкая система регулирования алкогольного рынка, которая позволила обеспечить эффективное его функционирование без особых инцидентов. Она закреплена во многих нормативных актах, начиная от законов и декретов Главы государства до указов и постановлений. Перечень нормативных документов, регламентирующих порядок производства и оборота в стране алкогольных напитков, очень обширен. Возможно, действующая система государственного регулирования алкогольной отрасли немного громоздкая, потому что государственное регулирование осуществляет целый ряд организаций. Несколько лет назад обсуждался вопрос о целесообразности создания единого органа, который осуществлял бы регулирование в этой сфере, по примеру России. Но это предложение никем из заинтересованных сторон не было поддержано.
При этом, по мнению Игоря Шустова, в стране уже наметился тренд на употребление более качественного алкоголя. В частности, понемногу растет потребление вин и коньяков.
Первый заместитель министра здравоохранения Дмитрий Пиневич отметил, что если межведомственная рабочая группа будет все-таки создана, то Минздрав готов участвовать в ее работе.
— Тема нашего обсуждения актуальна сегодня, будет актуальна завтра, и боюсь, что и послезавтра тоже. У нас есть три направления работы: снижение уровня потребления алкоголя, смена структуры потребления и смена типа потребления. Очень важным является также вопрос качества алкоголя. Понятно, что производители алкоголя у нас в стране соответствуют всем критериям безопасности, и это даже не обсуждается. Но мы, к сожалению, не имеем никаких индикаторов качества.
Первый замминистра заметил также, что ведомство не устраивает практика включать показатели продаж алкогольных напитков в показатель товарооборота, ведь это стимулирует продажи такой продукции.
От Министерства антимонопольного регулирования и торговли в «круглом столе» приняла участие начальник управления организации торговли и общественного питания Виолетта Брезовская:
— МАРТ является открытой площадкой, мы рассматриваем любые предложения, поэтому ждем ваши инициативы. В тандеме с иными госорганами — МНС, МВД, Минэкономики, Минздравом — работаем и над этой темой. Не секрет, что уже более 4 лет мы подступаемся к изменению закона об обороте алкоголя — и в связи с новыми требованиями партнеров по ЕАЭС, и в связи с другими нормативными актами. В частности, новый проект закона об обороте алкоголя предполагает дальнейшее поэтапное ограничение и продажи, и потребления алкогольных напитков. Вместе с тем любые ограничения в любой сфере деятельности не должны быть резкими. Мы должны понимать, как они повлияют не только на население, но и на экономику.
По итогам «круглого стола» подготовлена резолюция, в которой будут отражены мнения всех участников. После доработки документ отправят в Правительство, где и будут приниматься конкретные решения. Но уже сейчас все участники мероприятия сошлись в одном — единая комплексная алкогольная политика в стране должна быть разработана.
Суть вопроса
Главную цель мероприятия обозначил председатель Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александр Швец. Именно союз стал инициатором проведения «круглого стола»:— Задача снижения потребления алкоголя по-прежнему остается актуальной. В Беларуси этот вопрос чаще всего озвучивают наши коллеги из Минздрава и МВД. Сегодня мы хотим показать, что только комплексная, многолетняя, сбалансированная государственная программа, в которой будет очень сильный экономический блок, сформированная на базе международного опыта, может решить эту проблему. Важно также понимать, что эта задача не может решаться быстро, для этого нужно не менее 5 лет.
Александр Швец считает: первым шагом к формированию общей государственной программы по алкогольной политике может стать создание межведомственной рабочей группы. С обязательным включением в нее реального сектора — и государственного, и частного.
— Решить этот вопрос на отраслевом уровне — например, только на уровне Минздрава — невозможно. Этот вопрос касается и нашего промышленного сектора, целый ряд предприятий, выпускающих алкогольную продукцию, сегодня являются градообразующими. И если отрасль ждут какие-то перемены, то они должны проводиться в плановом режиме, без резких действий. Еще один важный момент — поступление акцизов и налогов от алкогольной отрасли в бюджет. Здесь интересен польский опыт, когда у них снизилось потребление алкоголя при увеличении доходов бюджета. Это идеальный вариант, на который может ориентироваться Беларусь.
В Польше подобная программа начала работать еще в 1990-е годы, рассказал налоговый консультант правительства Польши Войцех Крок:
— Был принят ряд мер, в первую очередь в части акцизной политики. Ставки акцизов на крепкие напитки сейчас примерно в 4 раза выше, чем на слабый алкоголь. Это привело к снижению потребления крепкого алкоголя и снижению потребления алкоголя вообще. Кроме того, у нас запрещена реклама крепких алкогольных напитков, рекламировать можно только пиво. И то есть целый ряд ограничений по времени и содержанию такой рекламы.
Эксперт подчеркнул, что предприятия, выпускающие, к примеру, водку, переориентировались на премиум-сегмент. Сейчас в Польше этот напиток пьют только по большим праздникам, и это действительно дорогой и качественный продукт. А вот слабый алкоголь — например, пиво — употребляют достаточно часто. Соответственно, этот сегмент рынка тоже активно развивается: растет число крафтовых пивоварен, компаний, выпускающих безалкогольное пиво. Кстати, сейчас поляки употребляют примерно 9,5 литра чистого спирта на душу населения в год.
Удар по здоровью
Статистикой по ситуации в Беларуси поделился руководитель Республиканского центра мониторинга и превентологии ГУ «РНПЦ психического здоровья» Алексей Кралько. По его словам, в целом общее потребление алкоголя в стране с 2011 года постепенно снижается:— Был небольшой скачок в 2018 году, но эти цифры еще будут уточняться Белстатом, в июле они будут опубликованы. Общая тенденция положительная. С 2017 года мы начали рассчитывать потребление алкоголя в стране по международным стандартам. Было принято решение считать этот показатель у населения в возрасте от 15 лет и старше. Все страны считают именно так.
По данным за 2017 год, потребление составило 9,6 литра на душу населения. При этом, говорит Алексей Кралько, по мнению специалистов ВОЗ, если уровень потребления превышает 8 литров, то это критический порог, который может привести к негативным медико-демографическим последствиям.
— Важно учитывать и незарегистрированный алкоголь — домашний или нелегально ввезенный. В стране разработана методика по подсчету потребления такого алкоголя, одобренная ВОЗ. По этой методике в 2017 году общее потребление алкоголя составило 11,2 литра на человека.
В рейтинге стран за 2016 год Беларусь находится на 27-м месте в мире по уровню потребления алкоголя.
Специалист обратил внимание, что по рекомендациям ВОЗ «идеальной» структурой потребления может быть следующая: доля слабоалкогольных напитков и пива в общем потреблении должна составлять 50 процентов, вина — 35 процентов, крепкого алкоголя — 15 процентов. В Беларуси же доля крепких алкогольных напитков пока составляет около 50 процентов. В стране наблюдается «северная» модель потребления.
— Количество пациентов, которые находятся под наблюдением врачей психиатров-наркологов, у нас ежегодно снижается на 2—3 процента в последние годы. Сегодня это около 160 тысяч пациентов с синдромом зависимости от алкоголя, пятая часть среди них — женщины.
Вопросы регулирования
Свое мнение во время «круглого стола» высказал и первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Игорь Шустов:— На наш взгляд, сегодня в стране сформирована и действует четкая система регулирования алкогольного рынка, которая позволила обеспечить эффективное его функционирование без особых инцидентов. Она закреплена во многих нормативных актах, начиная от законов и декретов Главы государства до указов и постановлений. Перечень нормативных документов, регламентирующих порядок производства и оборота в стране алкогольных напитков, очень обширен. Возможно, действующая система государственного регулирования алкогольной отрасли немного громоздкая, потому что государственное регулирование осуществляет целый ряд организаций. Несколько лет назад обсуждался вопрос о целесообразности создания единого органа, который осуществлял бы регулирование в этой сфере, по примеру России. Но это предложение никем из заинтересованных сторон не было поддержано.
При этом, по мнению Игоря Шустова, в стране уже наметился тренд на употребление более качественного алкоголя. В частности, понемногу растет потребление вин и коньяков.
Первый заместитель министра здравоохранения Дмитрий Пиневич отметил, что если межведомственная рабочая группа будет все-таки создана, то Минздрав готов участвовать в ее работе.
— Тема нашего обсуждения актуальна сегодня, будет актуальна завтра, и боюсь, что и послезавтра тоже. У нас есть три направления работы: снижение уровня потребления алкоголя, смена структуры потребления и смена типа потребления. Очень важным является также вопрос качества алкоголя. Понятно, что производители алкоголя у нас в стране соответствуют всем критериям безопасности, и это даже не обсуждается. Но мы, к сожалению, не имеем никаких индикаторов качества.
Первый замминистра заметил также, что ведомство не устраивает практика включать показатели продаж алкогольных напитков в показатель товарооборота, ведь это стимулирует продажи такой продукции.
От Министерства антимонопольного регулирования и торговли в «круглом столе» приняла участие начальник управления организации торговли и общественного питания Виолетта Брезовская:
— МАРТ является открытой площадкой, мы рассматриваем любые предложения, поэтому ждем ваши инициативы. В тандеме с иными госорганами — МНС, МВД, Минэкономики, Минздравом — работаем и над этой темой. Не секрет, что уже более 4 лет мы подступаемся к изменению закона об обороте алкоголя — и в связи с новыми требованиями партнеров по ЕАЭС, и в связи с другими нормативными актами. В частности, новый проект закона об обороте алкоголя предполагает дальнейшее поэтапное ограничение и продажи, и потребления алкогольных напитков. Вместе с тем любые ограничения в любой сфере деятельности не должны быть резкими. Мы должны понимать, как они повлияют не только на население, но и на экономику.
По итогам «круглого стола» подготовлена резолюция, в которой будут отражены мнения всех участников. После доработки документ отправят в Правительство, где и будут приниматься конкретные решения. Но уже сейчас все участники мероприятия сошлись в одном — единая комплексная алкогольная политика в стране должна быть разработана.