Беларусь и Ульяновская область выстраивают долгосрочную перспективу сотрудничества
20.08.2024 08:40:00
Максим КОРОТКИН
Поволжье постепенно становится одним из ключевых регионов России. Волга как один из важнейших этапов глобального транзитного коридора «Север — Юг» соединяет евразийский север с иранскими и индийскими портами. Параллельно возрастает экономическое значение приволжских районов РФ. Ульяновская область за несколько лет выдвинулась в страновые лидеры как по развитию промышленности, так и по экономическому росту в целом. Эти факторы выводят регион в спектр потенциально ключевых партнеров Беларуси.
СКАЗАНО
— Сегодня мы активно ищем новые точки соприкосновения с учетом уже накопленного потенциала, налаживаем более глубокое взаимодействие через кооперационные связи, прежде всего в производственной сфере. Нынешняя ситуация дает нам возможность выйти на новый уровень кооперации. Все необходимые решения на уровне глав государств приняты. Нам, думаю, незачем конкурировать, надо объединять усилия. Поэтому давайте работать вместе, мы сегодня готовы принять любые решения, которые вас заинтересуют. Гарантируем, что всегда будем привержены не только нашей интеграции, но и нашему единству во всех сферах.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с губернатором Ульяновской области Алексеем Русских, 5 октября 2023 года, Минск.
— Сегодня мы активно ищем новые точки соприкосновения с учетом уже накопленного потенциала, налаживаем более глубокое взаимодействие через кооперационные связи, прежде всего в производственной сфере. Нынешняя ситуация дает нам возможность выйти на новый уровень кооперации. Все необходимые решения на уровне глав государств приняты. Нам, думаю, незачем конкурировать, надо объединять усилия. Поэтому давайте работать вместе, мы сегодня готовы принять любые решения, которые вас заинтересуют. Гарантируем, что всегда будем привержены не только нашей интеграции, но и нашему единству во всех сферах.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на встрече с губернатором Ульяновской области Алексеем Русских, 5 октября 2023 года, Минск.
Ленин, уазик и не только
Ленин, завод УАЗ и Волга: большая триада представлений людей об Ульяновске, иронизируют в российском городе. Вместе с тем регион имеет целый набор не менее значимых идентичностей. Столица авиационной промышленности (первое место в РФ по производству гражданских самолетов), место в российской пятерке производителей автомобилей, один из мировых центров палеонтологии. Все это позволяет говорить об Ульяновской области как о точке концентрации белорусско‑российских интересов в сфере экономики, торговли, туризма, культуры.Главное преимущество Ульяновска — географическое положение. Оно открывает для региона и его партнеров небывалые логистические возможности. Ульяновская область, как мало какой субъект России, сосредотачивает на своей территории узловые точки для перемещения товаров в разных направлениях и разными видами транспорта. В направлении Запад — Восток регион инициировал совместный логистический проект с Китаем: контейнерный поезд по маршруту Чэнду — Ульяновск стартовал в июне 2022 года. На формирующемся маршруте «Север — Юг» областной центр обладает сразу двумя портами на обоих берегах Волги. Кроме этого, на территории региона расположены два международных аэропорта, позволяющих принимать воздушные суда всех типов. Таким образом, Ульяновская область выступает в качестве логистического хаба, связывающего два транснациональных логистических маршрута. На сегодняшний день уже заключен Меморандум о сотрудничестве между Портовой особой экономической зоной «Ульяновск» и администрацией Китайско‑Белорусского индустриального парка «Великий камень», и очевиден взаимный интерес сторон к формированию выгодных условий для работы товаропроводящих сетей и логистических компаний в направлении Китая и стран Глобального Юга.
— Я думаю, что вполне можно было бы развить грузопоток, привлекая белорусских производителей. Это одна из тем для дальнейшего развития наших взаимоотношений, — считает губернатор Ульяновской области Алексей Русских.
Приоритеты кооперации
В октябре 2023 года крупная бизнес‑миссия Ульяновской области посетила Беларусь. Губернатора региона принял Президент Александр Лукашенко. На встрече стороны договорились о выходе на новый уровень кооперационного взаимодействия.Одна из главных тем, обсужденных Александром Лукашенко и Алексеем Русских, касалась совместных проектов в авиастроении.Для России особенно острым становится вопрос импортозамещения в производстве пассажирских самолетов. У авиационных заводов не хватает мощностей по механической обработке деталей. Ульяновские самолетостроители с целью решения этой проблемы заключили партнерские соглашения с двумя белорусскими предприятиями. Минский завод гражданской авиации № 407 и 558‑й Авиационный ремонтный завод, имевшие свободные обрабатывающие мощности, сейчас достаточно активно работают с партнерами из Ульяновска.
Второй важной темой в промышленном сотрудничестве становится электроника.
Неоднократные визиты российских промышленников в Беларусь привели к подписанию десятков взаимных договоров. При этом партнеры готовы расширять существующие связи и налаживать новые: спрос на комплектующие в условиях роста российской промышленности только увеличивается.Аналогично растут поставки и с берегов Волги на белорусские заводы. Ульяновское ООО «Мидаус» в последние два года значительно нарастило экспорт в Беларусь микроэлектронных датчиков давления. Без них не может работать нефтегазовый сектор, ЖКХ, атомная и автомобильная промышленность.
— Сегодня мы поставляем на белорусские предприятия до 10 процентов всей нашей продукции. Но при этом надо понимать, что у нас в год примерно 1300 — 1400 разных заказчиков, начиная от индивидуальных предпринимателей и небольших предприятий и заканчивая крупными заводами. Например, работаем с «Гомсельмашем» и производителем счетчиков газа «РУСБЕЛГАЗ». То есть у нас есть хороший потенциал для расширения сотрудничества, — рассказывает директор по развитию науки промышленной группы компаний МИДА Евгений Савченко.
Выпуск микроэлектронных датчиков давления в ООО «Мидаус».
Игрушки — это серьезно
Кто бы мог подумать, что важное место во взаимодействии Беларуси и Ульяновской области займут… игрушки. Но факт остается фактом: совместное предприятие в Димитровграде стало одним из флагманов сотрудничества.В 2019 году белорусская фабрика «Полесье» из Кобрина открыла дочернее предприятие в особой экономической зоне «Димитровград». За пять лет здесь освоили выпуск более чем тысячи наименований игрушек и на 80 процентов закрыли потребность местных дошкольных учебных заведений.
На дочернем предприятии знаменитой кобринской фабрики «Полесье» в г. Димитровграде.
— Почему именно Димитровград был выбран белорусскими инвесторами для производства? Здесь сложилось несколько факторов одновременно, — объясняет директор предприятия Вячеслав Гнутов. — Это и очень выгодное географическое расположение, потому что здесь очень удобные логистические «плечи» получаются как для экспорта, так и для поставок сырья. Димитровград — это территория опережающего развития и позволяет резидентам пользоваться льготами в части налогообложения: ноль — налог на имущество, ноль — налог на транспорт, ноль — налог на землю… По сути дела, мы пришли на площадку, уже подготовленную под размещение производства. Так что смогли получить сразу в одном месте максимальную концентрацию всех выгод, которые на тот момент были возможны.
Вячеслав Гнутов демонстрирует выпускаемую на предприятии игрушечную модель самосвала БЕЛАЗ.
Сейчас на предприятии работают 230 человек, действуют 39 термопласт‑автоматов, но возможности позволяют увеличить это количество вдвое. Миссией производства компания видит патриотизм — начиная с детских садов. Поэтому отказались от выпуска товаров по образам зарубежных комиксов и освоили игрушку по мотивам мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Переговоры по авторским правам на Дядю Федора и его друзей с «Союзмультфильмом» пока идут, но этот процесс скоро завершится, и герои любимого мультика появятся на полках. (Кстати, спойлер: у Мамы Дяди Федора будет пять платьев — точно по сюжету.) Исходя из патриотических же соображений предприятие выпустило и линейку моделей отечественной техники. Вячеслав Гнутов один за одним снимает с полки игрушечные автомобили МАЗ с оригинальным девизом предприятия, тракторы МТЗ (в игрушечной линейке около 20 моделей со всем навесным и прицепным оборудованием). Игрушечный БЕЛАЗ сделали к 70‑летию предприятия, этот самосвал очень нравится детям, есть машины «Гомсельмаша» и «АМКОДОРа», перечисляет директор «Полесья».
Кстати, МАЗ в Ульяновском регионе можно увидеть не только на полках магазинов игрушек. Торговый дом «АКРО» уже два года работает с белорусским предприятием. В феврале 2023‑го здесь стартовал проект производства прицепной техники на базе белорусских машин. ТД «АКРО» выступает в нем в качестве инвестора, МАЗ — в качестве соинвестора — технологического партнера.
— На данный момент у нас два основных направления сотрудничества с белорусским предприятием: шторные полуприцепы для фур и надстройки на малотоннажные автомобили семейства МАЗ‑4381. В народе их окрестили «зубрята», — говорит менеджер предприятия Макар Андреянов. — По полуприцепам у нас следующее разделение: белорусская сторона отвечает за шасси, российская — за надстройку. Здесь мы идеально дополняем друг друга по компетенциям и на выходе имеем продукт на уровне лучших европейских образцов: легкий, прочный, инновационный и безопасный. Если сравнивать с продукцией из Центральной и Юго‑Восточной Азии, то здесь мы минимум на две головы выше. По «Зубренку» аналогичная технология, но и здесь есть свои ноу‑хау. Благодаря нашим инновациям удалось добиться вместимости малотоннажного грузовика в 60 кубометров. Это всего на треть меньше объема стандартной фуры. При этом стоимость такой техники минимум вдвое ниже цены автопоезда. Это открывает новые возможности для потребителей, которым не нужны седельные тягачи и полуприцепы, они готовы работать с гораздо меньшими весами. Для них это уникальный продукт.
Предприятие ООО «АКРО».
В марте нынешнего года партнеры показали первые произведенные на конвейере в Ульяновске изделия — серийную прицепную технику белорусского производителя. Проект рассчитан на мощность около 600 единиц в год, но уже запланировано расширение производства.
— Подписано соглашение между Ульяновской областью, Торговым домом «АКРО» и компанией МАЗ о строительстве завода. Выпуск продукции намечен на 2028 год, площадка под производство уже подобрана, ведется работа над необходимой технической документацией, планируем уже в следующем году приступить к началу строительства. Завод будет рассчитан на 2 — 3 тысячи машинокомплектов. Большая часть предназначена для сборки в Ульяновске, но часть пойдет обратно в Беларусь, где сборочную площадку организует «МАЗ‑Купава». Здесь они тоже видят значительные перспективы для себя,— делится планами гендиректор ООО «ТД «АКРО» Максим Андреянов.
Берег юрского периода
Еще одной перспективной темой для взаимодействия Беларуси с Ульяновской областью становится туризм. Конечно, в ленинский дом‑музей уже не стоят очереди, как несколько десятилетий назад, но эта тема все еще небезынтересна. Тем более что в городе сохранился целый квартал XIX века, отражающий историю волжских городов. Впрочем, это сфера хорошо изученная. А вот о том, что Ульяновская область — один из уникальных мировых центров палеонтологии, известно меньше. Вблизи поселения Ундоры работает музей, созданный на уникальном местонахождении ископаемой фауны юрского и мелового периодов. Каждую весну Волга подмывает высокий берег и открывает все новые окаменелости. Эти места не закрыты для туристов, и более того — значительная часть уникальных находок обнаружена именно экскурсантами.— На Земле всего несколько точек, где в таком обилии встречаются окаменелости морского мира эпохи динозавров. И на берегу Волги вскрывается ежегодно очень много образцов. Зачастую бывает так, что он покрыт на 70 процентов не горными породами, а окаменелыми останками организмов. Так что название «Берег юрского периода» очень подходит для характеристики уникальности нашего региона, — считает директор Ундоровского палеонтологического музея Илья Стеньшин.
Илья Стеньшин.
Кстати, белорусы уже понемногу начинают осваивать эти места. Благо прямой авиарейс Минск — Ульяновск становится все более популярным у туристов обеих стран.
— Мы, когда этот рейс открывали, конечно, можно сказать, рисковали, опасались, что самолет не будет заполняться. Но на сегодняшний день уже больше двух месяцев летаем, загрузка около 95 процентов. Я думаю, что в скором времени она будет и все 100 процентов, и мы задумываемся о том, чтобы открыть уже второй рейс в неделю. Вот это говорит о том, что интерес ульяновцев к Беларуси есть, он довольно‑таки большой, так же, как и интерес жителей Беларуси к нашей Ульяновской области, — уверен губернатор Алексей Русских.
Геопарк «Ундория». Геологический разрез в районе поселков Городищи и Ундоры.
АКЦЕНТЫ
Очень хорошая динамика: губернатор Ульяновской области Алексей Русских — о развитии отношений с Беларусью
Алексей Русских.
— Алексей Юрьевич, считается, что сотрудничество с экономически крепким партнером обогащает сильнее. А Ульяновская область в первом полугодии 2024 года значительно растет в торговле и промышленном производстве. Стоит ли ожидать роста взаимодействия между Минском и Ульяновском?
— Безусловно. На сегодняшний день Беларусь из 45 государств, с которыми у нас есть экономические отношения, занимает седьмое место по экспорту. Я думаю, что есть все необходимые условия для развития сотрудничества. С учетом того, что санкционный пакет в отношении наших государств продолжает действовать, нам надо еще более тесно сотрудничать и поддерживать друг друга. У нас действительно растет экономика, и рост выше, чем в среднем по стране. Мы абсолютные лидеры России по инвестициям в основной капитал, идем по отношению к первому полугодию прошлого года с темпом 139,5 процента. Большое внимание уделяем логистике в части создания новых транспортных коридоров. В рамках маршрута «Север — Юг» нами организован маршрут «Средняя Волга — Каспийское море — Персидский залив». Наша цель, чтобы цена на этом маршруте была минимальной. Тем самым мы можем значительным образом перетянуть на себя грузовые потоки.
И в этой связи у нас возможна неплохая кооперация с Республикой Беларусь. Белорусским производителям также нужно выходить на новые рынки. В этом ключе мы провели переговоры на уровне руководства республики, со многими главами регионов Беларуси.— Речная тематика для России и для Беларуси — это сейчас относительно новый вопрос. А из более традиционных отраслей сотрудничества с Беларусью что бы вы назвали в первую очередь?
— За последние два года мы трижды выезжали в Беларусь с нашими бизнес‑миссиями, и эти поездки, встречи, посещения белорусских предприятий привели к подписанию нескольких десятков кооперационных договоров. Здесь можно отметить сотрудничество компании «Автодеталь» с МТЗ по поставкам карданных валов. Мы сотрудничаем с такими известными минскими производителями, как «ИНТЕГРАЛ», «Горизонт», по поставке комплектующих. Компания «Полесье», которая создала у нас мощнейшее производство детской игрушки, совместно с еще одним белорусским партнером локализует в Димитровграде производство навесной техники для сельхозоборудования.
То есть кооперация довольно‑таки серьезно уже складывается, из года в год товарооборот очень растет, очень хорошая динамика.И сейчас мы ведем переговоры с компанией «АМКОДОР» о локализации в Ульяновской области производства строительной техники.
— В прошлом году вы встречались в Минске с Президентом Беларуси и обсуждали в том числе кооперацию в авиационной отрасли. Насколько я знаю, для сотрудничества белорусских и ульяновских предприятий потребовались согласования на уровне президентов двух стран…
— Действительно, у нас с Александром Григорьевичем состоялась очень теплая дружеская беседа, я рассказал о том, что мы увидели в Беларуси и где могли бы, на наш взгляд, вместе посотрудничать.
Именно Президент Беларуси дал большой импульс нашей кооперации по производству самолетов Ил‑76. Потому что требовалось решение на самом высоком уровне о передаче технической документации, это ведь продукция оборонного значения. Лично Президент России подписывал решение о передаче этой документации, а дальше мы уже в тесном общении между техническим составом нашего завода и специалистами из Беларуси пришли к конкретным договорам, обсудили ценовую политику, подписали контакты, и сейчас ведутся поставки.Также еще одна важная тема, которую я затронул в беседе с Александром Григорьевичем, — это лечение онкологических больных в нашем Димитровграде. У нас создан один из крупнейших центров по лечению онкологических заболеваний, там применяются методы ядерной медицины, протонная терапия. И поток пациентов уже второй год направлен из Беларуси к нам, в прошлом году мы пролечили 60 человек, в этом году планируем около 80. Пациентам, которым такое лечение показано и для которых оно может быть эффективно, белорусская сторона оплачивает его, и мы готовы дальше в этом направлении сотрудничать.
— В качестве ключевой сферы сотрудничества оформляется микроэлектроника. Какие возможности существуют для расширения взаимодействия в этой области?
— Думаю, что «Горизонт» или другое ваше предприятие «Дисплей» вполне могли бы освоить продукцию для нашего Ульяновского автомобильного завода в плане поставок панелей и экранов. По чипам, например, мы уже активно работаем, в этом году планируем где‑то на миллиард рублей закупку на «ИНТЕГРАЛе». Кроме этого, «Горизонт» уже поставляет продукцию в наши торговые сети, речь идет о поставке первых телевизоров, объем — около 500 — 600 миллионов рублей в год, и он вполне может увеличиваться. Понятно, что все это невозможно реализовать быстро, требуется большая системная работа, но мы уже три года серьезно этим занимаемся, и сейчас появляется ощутимый результат.
— Каким вы видите сотрудничество Ульяновской области и Беларуси через пять лет?
— Я думаю, что из года в год мы должны процентов на 30 — 40 увеличивать товарооборот. Сегодня он существенный, но не такой, каким бы мог быть с учетом того, что поставки узлов и агрегатов из Европы у нас практически не ведутся или ведутся по сложным схемам. Белорусские компании имеют и компетенции, и качество продукции, а я знаю, что этот год Президент Беларуси объявил Годом качества. Так что, думаю, здесь есть очень большой потенциал, белорусы вполне могли бы быстро освоить то, что производили немцы, то, что производили чехи, другие европейские страны. И важны контакты между нашими гражданами. Интерес ульяновцев к Беларуси и белорусов к Ульяновской области есть, и он подтверждается загруженностью нашего прямого авиарейса. Дальше мы будем обмениваться делегациями школьников. Я помню, когда сам еще был учеником 7‑го или 8‑го класса, ездил в поездку в Беларусь, мы посещали Хатынь, Брестскую крепость, на меня это произвело неизгладимое впечатление. И вот второй год наши ребята, ульяновцы, уезжают в Беларусь, и также мы принимаем у себя ребят по соглашению с Брестской областью.
Я считаю, эту тему надо продолжать, и не тридцатью школьниками обмениваться, а минимум тремястами, а то и больше. Ваша страна обладает огромным туристическим потенциалом, в свою очередь, Ульяновская область также обладает своими уникальными красотами. Поэтому туристический потенциал, я думаю, еще далеко не раскрыт, и нам это совместно предстоит делать.korotkin@sb.by