Какие ноу-хау представят белорусы на Международном молодежном проекте «100 идей для СНГ»
05.10.2023 13:33:00
Виктория ДЕРЖАНОВИЧ
С 18 по 20 октября в Минске пройдет финал Международного молодежного проекта «100 идей для СНГ». Среди тех, кто представит на конкурсе свои разработки, 12 белорусов. В прошлых номерах «Знаменки» мы уже рассказали о некоторых из них. Продолжаем знакомство со следующей тройкой.
– Мы разработали ассортимент сухих смесей и эмульсий для 3D-печати мясных продуктов. Уникальность в том, что мы можем задавать пищевую и биологическую ценность. Допустим, в организме не хватает железа, кальция или аминокислот, тогда можно моделировать состав под индивидуальные физиологические потребности. Либо, если у человека проявляются аллергические реакции, можно исключать аллергены. Это так называемое персонифицированное питание, тренд активно развивается во всем мире. Готовому изделию можно придавать такую форму, какую только пожелаете: мясные пироги либо пирожные оригинальной подачи. Вот, взгляните: у нас представлены образцы мясных пирожных в виде василька, напечатанных на 3D-принтере из мясной эмульсии. В кафе клиент сможет заказать пирожное, которое на его глазах напечатают. Маленькие детки часто отказываются от еды. Выход – напечатать полезную котлету в виде любимого сказочного персонажа. У нас натуральный состав, нет никаких вредных добавок, сбалансированное соотношение аминокислот, полиненасыщенных жирных кислот, минеральных веществ. К тому же наш продукт имеет тонкую степень измельчения, поэтому полностью усваивается организмом. За счет небольшого веса наши смеси легко транспортируются: их можно брать в экспедиции, походы, турслеты, даже в космос. Хранятся они при комнатной температуре до полугода.
Ирина уверяет, что ее ноу-хау будет востребовано уже в ближайшей перспективе:
– Еще лет 20 назад микроволновки были в новинку для наших домохозяек, теперь этим никого не увидишь. Точно так же и 3D-принтер, по оценкам экспертов, через 5–10 лет будет стоять на кухне у каждой хозяйки, мы сможем готовить еду дистанционно, управляя им через смартфон.
– В ней содержится информация о вас, которой вы готовы поделиться с коллегами или бизнес-партнерами: телефоны, сайт, электронная почта, активные ссылки на странички в соцсетях. Буквально в одно касание вы можете поделиться этой информацией с другим человеком. Пластиковая карта (одна-единственная, а не стопка!) необходима лишь как носитель информации. При этом, если даже пользователь забыл ее, передать данные можно через QR. Фишка в том, что, в отличие от обычной визитки, вы можете записывать и изменять информацию о себе неограниченное количество раз и при необходимости вносить новые данные.
К идее создать умную визитку Яна подтолкнуло наблюдение: предприниматели хотят быстро коммуницировать между собой. К тому же удобно, когда все данные, что называется, под рукой и не нужно просить почту или телефон. Бонусом доступно push-уведомление: если, к примеру, вы воспользовались чьей-то цифровой визиткой и сохранили данные в свои контакты, то можете подписаться на уведомления пользователя, объясняет Ян:
– Это удобно, когда нужно напомнить о себе, и помогает представителям бизнеса дистанционно поддерживать контакт с клиентами.
Его абсорбционные (или, по-простому, поглощающие) способности значительно выше, чем у аналогов, рассуждает молодой рационализатор:
– Уголь, который реализуется в аптеках, микропористый. Это значит, что он может поглощать лишь небольшие токсичные молекулы. Преимущество мезопористого в том, что он способен захватывать как мелкие молекулы, так и более крупные. Сфера применения такого угля достаточно широкая: от медицины до промышленности. Его можно использовать для очистки воздуха от радиоактивных газов и химических соединений, сточных вод от гормональных препаратов, антибиотиков, поверхностно-активных веществ на предприятиях и от радионуклидов на атомных электростанциях. В ликеро-водочной промышленности такой уголь эффективен для обработки алкогольной продукции от сивушных масел.
Парень провел собственное мини-исследование рынка и выяснил, что себестоимость созданного им продукта в четыре раза ниже, чем у импортного аналога:
– Нет никаких сомнений, что мезопористый уголь собственного производства будет востребован в стране: уже сейчас его готовы покупать сахарные заводы, фармацевтические предприятия и даже такие гиганты химической промышленности, как «Гродно Азот» и «Нафтан». По данным Белстата, только за один год импорт активированного угля составляет 580 тонн!
derzhanovich@sb.by
Еда будущего
«Мам, а напечатай мне котлетку», – вероятно, такая просьба покажется вам абсурдной или фантастичной, но не спешите делать выводы. Заведующая сектором комплексных исследований мясных продуктов РУП «Институт мясо-молочной промышленности» Ирина Калтович уверяет, что за 3D-принтингом продуктов питания будущее:
Ирина уверяет, что ее ноу-хау будет востребовано уже в ближайшей перспективе:
– Еще лет 20 назад микроволновки были в новинку для наших домохозяек, теперь этим никого не увидишь. Точно так же и 3D-принтер, по оценкам экспертов, через 5–10 лет будет стоять на кухне у каждой хозяйки, мы сможем готовить еду дистанционно, управляя им через смартфон.
Больше чем визитка
Если вам знакома ситуация, когда в ящике рабочего стола или сумочке хранится море визиток с полезными контактами, а найти нужную среди них – та еще задачка, то вы наверняка оцените по достоинству разработку, которую предлагает айтишник из Буда-Кошелево Ян Гулевич. Его проект называется YACARD. Чтобы не носить с собой стопку картонных визиток, достаточно обзавестись одной цифровой смарт-картой, которая функционирует через NFC или QR, описывает преимущества своего продукта Ян:
К идее создать умную визитку Яна подтолкнуло наблюдение: предприниматели хотят быстро коммуницировать между собой. К тому же удобно, когда все данные, что называется, под рукой и не нужно просить почту или телефон. Бонусом доступно push-уведомление: если, к примеру, вы воспользовались чьей-то цифровой визиткой и сохранили данные в свои контакты, то можете подписаться на уведомления пользователя, объясняет Ян:
– Это удобно, когда нужно напомнить о себе, и помогает представителям бизнеса дистанционно поддерживать контакт с клиентами.
В опилках нашли
Пару лет назад тогда еще десятиклассник средней школы № 4 Рогачева, а ныне первокурсник химического факультета БГУ Андрей Мамаев обратил внимание на то, что после санитарной вырубки деревьев остается много отходов. Причем опилки просто сжигаются в лесу. Парень счел такой подход нерациональным:
– Когда приехал в Национальный детский технопарк, предложил своему научному руководителю – преподавателю химического факультета БГУ Дмитрию Давидовичу Гриншпану – найти решение этой проблемы. Совместный мозговой штурм подсказал нам идею – превращать опилки в активированный уголь. Для этого мы провели химическую обработку материала (замочили его в фосфорной кислоте), затем отправили в муфельную печь: два часа на 300 градусов, еще два – на 500. Так получили высокоактивный мезопористый уголь.
Его абсорбционные (или, по-простому, поглощающие) способности значительно выше, чем у аналогов, рассуждает молодой рационализатор:
– Уголь, который реализуется в аптеках, микропористый. Это значит, что он может поглощать лишь небольшие токсичные молекулы. Преимущество мезопористого в том, что он способен захватывать как мелкие молекулы, так и более крупные. Сфера применения такого угля достаточно широкая: от медицины до промышленности. Его можно использовать для очистки воздуха от радиоактивных газов и химических соединений, сточных вод от гормональных препаратов, антибиотиков, поверхностно-активных веществ на предприятиях и от радионуклидов на атомных электростанциях. В ликеро-водочной промышленности такой уголь эффективен для обработки алкогольной продукции от сивушных масел.
Парень провел собственное мини-исследование рынка и выяснил, что себестоимость созданного им продукта в четыре раза ниже, чем у импортного аналога:
– Нет никаких сомнений, что мезопористый уголь собственного производства будет востребован в стране: уже сейчас его готовы покупать сахарные заводы, фармацевтические предприятия и даже такие гиганты химической промышленности, как «Гродно Азот» и «Нафтан». По данным Белстата, только за один год импорт активированного угля составляет 580 тонн!
derzhanovich@sb.by