Что показала проверка 13 проб топлива, взятых на государственных и частных АЗС
05.03.2020 21:10:48
Полина КОНОГА
Нефть и нефтепродукты — в топе последних новостей. Пока Президент проводит совещание, на котором обсуждаются перспективы работы нефтеперерабатывающей отрасли, «известные блогеры» с размахом бывалых экспертов раздают комментарии на ими же созданные слухи о повышенном расходе топлива. Причиной этого, по их словам, стало якобы использование грязной нефти для выпуска бензина и дизеля. Некий Виталий Горбачев утверждает: загрязненную нефть смешивают с чистой, в итоге качество топлива ухудшается, а его расход намного увеличивается. «Необходимо исследовать пробу!» — восклицает он и тут же задается вопросом: «Кто этим займется?» Отвечаем Виталию: мы займемся! Вместе с концерном «Белнефтехим»! И сразу же выдадим спойлер: результаты испытаний 13 проб топлива, отобранного на государственных и частных АЗС, оказались в полном порядке, они соответствуют всем нормам.
Отбор проб топлива проходит согласно ГОСТ 2517-2012.
Весомые показатели
Образцы дизеля и бензина (АИ-92 и АИ-95) отобрали 2 марта на восьми заправках семи сетей: «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт», «Белоруснефть-Минскавтозаправка», «Лукойл-Белоруссия», «Юнайтед-Компани», «РН-Запад», «Астротрейдинг», «Газпромнефть-Белнефтепродукт». Как видим, в выборку попали наиболее популярные компании, заправками которых пользуются белорусские автомобилисты. Топливо на все АЗС поступало местного производства — с «Нафтана» и Мозырского НПЗ.
3 и 4 марта образцы бензина проверяли на соответствие СТБ 1656—2016 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированные бензины. Технические условия», дизеля — на соответствие СТБ 1658—2015 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Топлива дизельные. Технические условия». Кроме того, пробы нефтепродуктов также проверялись на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТРТС 013/2011) по отдельным показателям. Так, в образцах автобензина исследовали плотность, фракционный состав, содержание серы, внешний вид, коррозию на медной пластинке, октановое число исследовательским методом. Образцы дизеля оценивали по 10 показателям качества: плотность, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, вязкость кинематическая, содержание серы, цетановый индекс, содержание воды, механических примесей, опять же коррозия на медной пластинке и предельная температура фильтруемости. По вышеперечисленным показателям можно судить о качестве топлива. Результаты испытаний 13 образцов АИ-95, АИ-92 и ДТ-3-К5 подтвердили: все показатели находятся в пределах нормируемых значений.
Ради чистоты эксперимента корреспонденты «Р» вместе с лаборантами также отобрали образцы АИ-95 и ДТ-3-К5 на АЗС № 38 «Белоруснефть-Минскавтозаправка» и отдали на исследование. Испытания показали: топливо соответствует всем нормам.
Каждый образец берут под пломбу.
Колбы и пломбы
На АЗС № 38 (Минский район, 1 км юго-западнее деревни Большой Тростенец) приезжаем вместе с начальником испытательной лаборатории «Белоруснефть-Минскавтозаправка» Светланой Мацко и лаборантом химического анализа V разряда Екатериной Козел. Пока готовимся к забору образцов, интересуюсь у приехавших водителей, заметили ли они повышенный расход топлива, о котором говорят отдельные блогеры и активисты. Игорь заправляет АИ-92 в бак своего Volvo и с интересом следит за работой лаборанта:
— Никаких проблем с расходом нет. Может, это у тех, кто педаль топит, ну то есть слишком резко газует, есть такие проблемы. Я как ездил, так и езжу, на такие слухи про грязную нефть даже не ведусь.
У соседней бензоколонки водитель большегруза Вадим заправляет дизелем Scania. Его наблюдения аналогичны:
— Повышенного расхода не заметил. Причем я заправляюсь не только на АЗС «Белоруснефти», но и на частных. Никакой разницы не вижу, расход одинаковый. Думаю, ребятам просто заняться нечем, вот и распускают такие слухи.
Светлана Мацко описывает всю технологию забора образцов топлива для экспертизы. Приехать со своей канистрой на заправку для забора образцов не получится — здесь все очень строго:
— Лаборанты составляют акты отбора проб в количестве 0,5 или 1 литра (литраж зависит от объема выполняемых работ). Согласно ГОСТ 2517—2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб», в котором прописан порядок отбора, транспортировки и хранения проб, они отбираются непосредственно с колонки путем налива в чистые сухие стеклянные бутылки. Тара заполняется не более чем на 90 процентов, после чего каждая бутылка опломбировывается, на нее вешается этикетка с указанием необходимой информации — номера пробы, наименования нефтепродукта и ТНПА, даты отбора, номера АЗС, номера резервуара — и передается в испытательную лабораторию. Обращаю внимание и водителей, и читателей, что на предприятии осуществляется постоянный трехступенчатый лабораторный контроль качества реализуемых нефтепродуктов: первый этап — при отгрузке с заводов-производителей, второй этап — при отпуске с нефтебаз предприятий. И третий этап — непосредственно на автозаправочных станциях испытательной лабораторией.
Документальным подтверждением качества топлива на каждом этапе являются паспорта качества. Единые требования к организации работ по контролю качества нефтепродуктов направлены на обеспечение сохранности качественных показателей при приеме, хранении, отпуске и транспортировании. Если вдруг в образцах что-то выявят, реализацию продукции на заправках остановят и проведут ряд мероприятий по восстановлению необходимых показателей.
Плановые проверки всех видов топлива со всех резервуаров на заправках сети проходят не реже чем раз в месяц. При этом если от водителей поступают жалобы на некачественное топливо, исследование проведут внепланово. Отбор образцов по инициативе клиента могут произвести также в его присутствии. Светлана Мацко добавляет: за время ее работы в лаборатории некачественное топливо не выявляли ни разу. Даже если и могут возникнуть какие-то проблемы с сырьем, в частности с сырой нефтью, до потребителя нестандартный нефтепродукт не дойдет. Весной прошлого года, когда грязная нефть попала в белорусские нефтепроводы, на заправках также не было никаких проблем:
— Никаких отклонений в готовых нефтепродуктах, которые поступали тогда и поступают сегодня на наши автозаправки, выявлено не было, — говорит Светлана Мацко.
Качество превыше всего
Начальник АЗС № 38 «Белоруснефть-Минскавтозаправка» Дмитрий Протько комментирует нашумевшие слухи по поводу повышенного расхода топлива:
— От водителей подобных замечаний мы не слышим. Возможно, у кого-то такие претензии и есть, но связаны они точно не с качеством топлива. Здесь следует учитывать и манеру вождения, и погодные условия. Я, как водитель, никакого повышенного расхода не наблюдаю. Среди наших постоянных клиентов — известная белорусская теннисистка, которая регулярно заезжает сюда, — никаких нареканий. Люди как ездили, так и продолжают ездить.
Дмитрий Протько также демонстрирует паспорт качества, который приходит с завода-изготовителя с каждой партией топлива. Документ этот, кстати, предоставят любому водителю, который сомневается в качестве топлива. В паспорте указаны нормативные значения по ряду показателей и фактические — то есть те, которые выявили в ходе испытаний на соответствие техрегламенту Таможенного союза, стандарту Беларуси (СТБ 1656—2016 или СТБ 1658—2015) и полученным испытаниям на самом заводе-изготовителе.
ОФИЦИАЛЬНО
Александр ТИЩЕНКО, пресс-секретарь концерна «Белнефтехим»:
— Возникающие у некоторых водителей опасения по поводу того, что топливо, которое продается сейчас на АЗС, изготовлено из грязной нефти и ведет к повышенному расходу, на подсознательном уровне: грязная нефть — грязный бензин. Обращаю внимание: грязной нефти давно нет, она давно переработана. Даже в тот период, когда такое сырье поступило в страну, у водителей не было никаких жалоб. Все примеси из сырья были удалены, процесс переработки нефти в то время был более сложный и глубокий. Наши НПЗ производят одинаковое топливо и для внутреннего рынка, и на экспорт, оно соответствует всем необходимым требованиям и стандартам. Мы никогда не могли допустить того, чтобы качество негативно отразилось на репутации.
konoga@sb.by
Отбор проб топлива проходит согласно ГОСТ 2517-2012.
Весомые показатели
Образцы дизеля и бензина (АИ-92 и АИ-95) отобрали 2 марта на восьми заправках семи сетей: «Белоруснефть-Минскоблнефтепродукт», «Белоруснефть-Минскавтозаправка», «Лукойл-Белоруссия», «Юнайтед-Компани», «РН-Запад», «Астротрейдинг», «Газпромнефть-Белнефтепродукт». Как видим, в выборку попали наиболее популярные компании, заправками которых пользуются белорусские автомобилисты. Топливо на все АЗС поступало местного производства — с «Нафтана» и Мозырского НПЗ.
3 и 4 марта образцы бензина проверяли на соответствие СТБ 1656—2016 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированные бензины. Технические условия», дизеля — на соответствие СТБ 1658—2015 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Топлива дизельные. Технические условия». Кроме того, пробы нефтепродуктов также проверялись на соответствие требованиям технического регламента Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту» (ТРТС 013/2011) по отдельным показателям. Так, в образцах автобензина исследовали плотность, фракционный состав, содержание серы, внешний вид, коррозию на медной пластинке, октановое число исследовательским методом. Образцы дизеля оценивали по 10 показателям качества: плотность, фракционный состав, температура вспышки в закрытом тигле, вязкость кинематическая, содержание серы, цетановый индекс, содержание воды, механических примесей, опять же коррозия на медной пластинке и предельная температура фильтруемости. По вышеперечисленным показателям можно судить о качестве топлива. Результаты испытаний 13 образцов АИ-95, АИ-92 и ДТ-3-К5 подтвердили: все показатели находятся в пределах нормируемых значений.
Ради чистоты эксперимента корреспонденты «Р» вместе с лаборантами также отобрали образцы АИ-95 и ДТ-3-К5 на АЗС № 38 «Белоруснефть-Минскавтозаправка» и отдали на исследование. Испытания показали: топливо соответствует всем нормам.
Каждый образец берут под пломбу.
Колбы и пломбы
На АЗС № 38 (Минский район, 1 км юго-западнее деревни Большой Тростенец) приезжаем вместе с начальником испытательной лаборатории «Белоруснефть-Минскавтозаправка» Светланой Мацко и лаборантом химического анализа V разряда Екатериной Козел. Пока готовимся к забору образцов, интересуюсь у приехавших водителей, заметили ли они повышенный расход топлива, о котором говорят отдельные блогеры и активисты. Игорь заправляет АИ-92 в бак своего Volvo и с интересом следит за работой лаборанта:
— Никаких проблем с расходом нет. Может, это у тех, кто педаль топит, ну то есть слишком резко газует, есть такие проблемы. Я как ездил, так и езжу, на такие слухи про грязную нефть даже не ведусь.
У соседней бензоколонки водитель большегруза Вадим заправляет дизелем Scania. Его наблюдения аналогичны:
— Повышенного расхода не заметил. Причем я заправляюсь не только на АЗС «Белоруснефти», но и на частных. Никакой разницы не вижу, расход одинаковый. Думаю, ребятам просто заняться нечем, вот и распускают такие слухи.
— Лаборанты составляют акты отбора проб в количестве 0,5 или 1 литра (литраж зависит от объема выполняемых работ). Согласно ГОСТ 2517—2012 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб», в котором прописан порядок отбора, транспортировки и хранения проб, они отбираются непосредственно с колонки путем налива в чистые сухие стеклянные бутылки. Тара заполняется не более чем на 90 процентов, после чего каждая бутылка опломбировывается, на нее вешается этикетка с указанием необходимой информации — номера пробы, наименования нефтепродукта и ТНПА, даты отбора, номера АЗС, номера резервуара — и передается в испытательную лабораторию. Обращаю внимание и водителей, и читателей, что на предприятии осуществляется постоянный трехступенчатый лабораторный контроль качества реализуемых нефтепродуктов: первый этап — при отгрузке с заводов-производителей, второй этап — при отпуске с нефтебаз предприятий. И третий этап — непосредственно на автозаправочных станциях испытательной лабораторией.
Документальным подтверждением качества топлива на каждом этапе являются паспорта качества. Единые требования к организации работ по контролю качества нефтепродуктов направлены на обеспечение сохранности качественных показателей при приеме, хранении, отпуске и транспортировании. Если вдруг в образцах что-то выявят, реализацию продукции на заправках остановят и проведут ряд мероприятий по восстановлению необходимых показателей.
Плановые проверки всех видов топлива со всех резервуаров на заправках сети проходят не реже чем раз в месяц. При этом если от водителей поступают жалобы на некачественное топливо, исследование проведут внепланово. Отбор образцов по инициативе клиента могут произвести также в его присутствии. Светлана Мацко добавляет: за время ее работы в лаборатории некачественное топливо не выявляли ни разу. Даже если и могут возникнуть какие-то проблемы с сырьем, в частности с сырой нефтью, до потребителя нестандартный нефтепродукт не дойдет. Весной прошлого года, когда грязная нефть попала в белорусские нефтепроводы, на заправках также не было никаких проблем:
— Никаких отклонений в готовых нефтепродуктах, которые поступали тогда и поступают сегодня на наши автозаправки, выявлено не было, — говорит Светлана Мацко.
Качество превыше всего
— От водителей подобных замечаний мы не слышим. Возможно, у кого-то такие претензии и есть, но связаны они точно не с качеством топлива. Здесь следует учитывать и манеру вождения, и погодные условия. Я, как водитель, никакого повышенного расхода не наблюдаю. Среди наших постоянных клиентов — известная белорусская теннисистка, которая регулярно заезжает сюда, — никаких нареканий. Люди как ездили, так и продолжают ездить.
Дмитрий Протько также демонстрирует паспорт качества, который приходит с завода-изготовителя с каждой партией топлива. Документ этот, кстати, предоставят любому водителю, который сомневается в качестве топлива. В паспорте указаны нормативные значения по ряду показателей и фактические — то есть те, которые выявили в ходе испытаний на соответствие техрегламенту Таможенного союза, стандарту Беларуси (СТБ 1656—2016 или СТБ 1658—2015) и полученным испытаниям на самом заводе-изготовителе.
ОФИЦИАЛЬНО
Александр ТИЩЕНКО, пресс-секретарь концерна «Белнефтехим»:
— Возникающие у некоторых водителей опасения по поводу того, что топливо, которое продается сейчас на АЗС, изготовлено из грязной нефти и ведет к повышенному расходу, на подсознательном уровне: грязная нефть — грязный бензин. Обращаю внимание: грязной нефти давно нет, она давно переработана. Даже в тот период, когда такое сырье поступило в страну, у водителей не было никаких жалоб. Все примеси из сырья были удалены, процесс переработки нефти в то время был более сложный и глубокий. Наши НПЗ производят одинаковое топливо и для внутреннего рынка, и на экспорт, оно соответствует всем необходимым требованиям и стандартам. Мы никогда не могли допустить того, чтобы качество негативно отразилось на репутации.
konoga@sb.by