С первой ноты: 9 самых узнаваемых произведений классической музыки
07.12.2021 20:17:00
Недавно любителей музыки удивила новость о том, что Людвиг ван Бетховен номинирован на целых пять премий “Грэмми” 2022 года: “Лучшая партитура”, “Лучший инженерный классический альбом”, “Лучшее оркестровое исполнение”, “Лучшее исполнение камерной музыки/малого ансамбля” и “Лучшее классическое инструментальное соло”. Конечно, в случае победы их вручат не давно почившему композитору, а исполнителям его произведений, но такое почтение классика высоко оценили музыкальные критики. На самом деле классическая музыка никуда и не уходила: она звучит не только в театрах и филармониях, но и в фильмах, телепередачах и даже рингтонах на телефонах. Многие из этих произведений знают и любят даже самые далекие от классического искусства люди. Поэтому читаем, слушаем и наслаждаемся.
1. Людвиг ван Бетховен "К Элизе"
Пьеса "К Элизе", которую с первых нот узнает каждый, была написана в 1810 году, когда сам композитор был уже практически глухим, но продолжал творить. В оригинале мелодия называется "Багатель ля минор", а насчет "К Элизе" до сих пор ведутся споры. У исследователей нет точных сведений, кому именно посвящена эта композиция. Некоторые считают, что это на самом деле всего лишь неразборчиво написанное в черновиках композитора имя "Тереза", а именно Тереза Малфатти - женщина, на которой Бетховен хотел жениться, но получил отказ. Согласно другим источникам, это могло быть прозвище Элизабет Рекель, оперной певицы и близкой подруги Бетховена.
2. Вольфганг Амадей Моцарт "Турецкое рондо"
Это произведение является неотъемлемой частью непревзойденного репертуара Моцарта и более известно как "Турецкий марш".
Оно было написано в 1783 году и на самом деле не является отдельным произведением, а лишь третьей последней частью Сонаты №11. Причина, по которой работа была названа именно так, заключается в созвучности с турецким янычарским оркестром. Как и любой военной маршевой музыке, "Турецкому рондо" характерно мощное звучание ударных. К слову, В Турции и сейчас существует янычарский оркестр.
3. Франц Шуберт "Аве Мария"
На самом деле 28-летний Шуберт даже не догадывался, что глубоко религиозную композицию. Всем известная латинская молитва "Аве Мария" вдохновила неизвестного музыканта положить ее текст на музыку Шуберта спустя много лет после появления самой музыки. Изначально Франц Шуберт написал музыку к отрывку из поэмы Вальтера Скотта "Дева озера". Она называлась "Третья песня Эллен" и изображала героиню поэмы, молящую Деву Марию о помощи. Успех музыкального отрывка был настолько велик, что сам композитор долго удивлялся этому факту. К несчастью, наслаждаться успехом суждено было недолго — через три года после выхода произведения Шуберт умер.
4. Людвиг ван Бетховен "Лунная соната"
Солнечным венгерским летом 1801 года родилось еще одно произведение Бетховена, которому предстояло стать знаменитым на весь мир. "Лунная соната" занимает почетное второе место среди самых узнаваемых произведений Бетховена после выше названной "К Элизе". Изначально композиция носила название "Почти фантазия" или более развернутое "Соната для фортепиано №14 до-диез минор" и была посвящена юной ученице композитора графине Джульетте Гуакарди, к которой на момент написания он питал нежные чувства. К сожалению, их свадьба не состоялась из-за несогласия родителей графини. Луна в названии появилась благодаря поэту Людвигу Рельштабу, у которого мелодия вызвала ассоциацию с ясной лунной, проливающей серебристый свет на ночное озеро.
5. Эдвард Григ "Утро"
"Утро" — это первая часть знаменитой григовской сюиты №1 "Пер Гюнт". Этот отрывок можно нередко услышать в качестве фоновой музыки в многочисленных телевизионных роликах и анимационных фильмах, например в "Симпсонах".
Звуки этой мелодии так любимы и часто используемы именно потому, что она считается одним из самых эмоциональных, чувственных и трепетных "изображений" зарождающегося дня. Это самая популярная из работ Грига.
6. Клод Дебюсси "Лунный свет"
Ценители поэзии в первую очередь узнают в названии этого произведения одноименное стихотворение Поля Верлена. Так и есть, Дебюсси написал музыку, вдохновившись стихотворением французского поэта. Произведение стало настолько популярным, что количество фильмов, в которых оно звучит как саундтрек, достигло 120. Среди них есть такие картины, как "Одиннадцать друзей Оушена" и "Сумерки".
7. Фредерик Шопен "Фантазия-экспромт"
Это произведение Фредерик Шопен посвятил своему лучшему другу Джулиану Фонтана. И именно в руки Фонтана перешло это произведение после смерти Шопена. Джулиан опубликовал работу в 1855 году вопреки воле композитора, который был категорически против любых публикаций "Фантазии". Композитор боялся, что "Фантазию" слушатели воспримут как плагиат "Экспромта" Мошелеса и "Лунной сонаты" Бетховена, что стало бы огромным позором для творца.
8. Феликс Мендельсон "Свадебный марш"
Многие композиторы писали свадебные композиции, но именно "Свадебный марш" Мендельсона исполняется на свадебных церемониях в большинстве стран на протяжении почти 200 лет подряд. Первой невестой, которая пошла к алтарю под звуки этого марша, была дочь королевы Виктории – принцесса Виктория Аделаида Мария Луиза. Разумеется, молодой Мендельсон сочинял не свадебный марш – он писал музыку к пьесе Шекспира "Сон в летнюю ночь".
9. Николай Римский-Корсаков "Полет шмеля"
Будучи еще ребенком, Римский-Корсаков был большим любителем русского фольклора: сказок, песен, легенд и преданий. Поэтому вдохновение для этого произведения он черпал из русской народной сказки о царе Салтане. По сюжету сказки, князь Гвидон, который никогда прежде не видел своего отца, навещает его вместе с зарубежными гостями, превратившись в различных насекомых, в том числе и в шмеля. Мелодия композиции отражает полет шмеля, который умело ускользает от рук подданых царя, которые пытаются поймать его. Поразительно, насколько живо и виртуозно сымитированы звуки полета насекомого.
10. Камиль Сен-Санс "Лебедь"
Эта мелодия более знакома под названием "Умирающий лебедь", именно под нее знаменитая Майя Плисецкая исполняла последний танец лебедя, противостоящего смерти. Эта композиция является частью целой сюиты под названием "Карнавал животных". Любопытен тот факт, что это единственная часть сюиты, которую Сен-Санс разрешил публично исполнять, пока был жив. Все остальное он считал слишком ветреным и бездумным для серьезного композитора. Эта музыка является интерпретацией греческой легенды, по которой прекрасный молчаливый лебедь поет лишь однажды в жизни – перед самой смертью.