С пар — на уроки. Студенты педколледжа работают в школе
21.11.2022 07:53:00
Александра ЯНКОВИЧ
Столичная СШ № 93 с момента открытия в 2019 году привлекает в качестве помощи студентов последних курсов педколледжа. Район пополняется новостройками, а значит, появляется и больше маленьких минчан. В связи с этим учителей начальной школы не хватает. Мы посмотрели, как справляются молодые педагоги с классами, где по 30 непоседливых учеников в каждом.
Учителя младших классов Кристина Савкова, Дарья Мистюкевич, Влада Хролович и Виктория Васильева.
— Преподают у нас те ребята, кто хорошо учится в колледже. Им там дают свободное посещение.
Как правило, студентам удается быстро завоевать уважение мам и пап своих учеников.
— В сентябре к нам пришла четверокурсница Виктория Васильева. С первых дней дети ее полюбили. Она так организовала учебный процесс, что я на улице встречала родителей, а они спасибо говорили за такого педагога, — радуется Оксана Николаевна. — За три года ни разу не было негативных отзывов о работе нашей молодежи. Это педагоги нового поколения. Они тонко чувствуют детей, эффективно помогают им в развитии.
Условия работы студентов и других преподавателей идентичны. Отличает их только наличие или отсутствие диплома.
Ставка, на которую берут студента, зависит от его загрузки в колледже. Но, как правило, это 0,5. За каждым из них закреплен наставник, который курирует и помогает решать возникающие проблемы.
— Школа тогда только открывалась. Мне дали 3-й класс. Он был сборный, то есть дети переходили из других школ и никто друг друга не знал. Их было 35 человек. Представьте, мне 18 лет, а у меня большой класс. Было страшно. Но, наверное, то обстоятельство, что мы все были незнакомы друг другу, нас и сплотило в какой-то степени.
Чтобы успешно совмещать работу в школе и учебу в колледже, где Влада шла на красный диплом, приходилось попотеть. Ведь когда ее одногруппники спокойно сдавали все учебные работы в течение недели, девушка их писала только в субботу. Тем не менее за счет того, что Влада была на хорошем счету в колледже, справиться с хвостами не составляло особого труда.
— Я пришла сюда на 4-м курсе. И достался мне 3-й класс, в котором каждый год менялись учителя. Плюс за счет того что район отстраивается, каждый год классы обновляются. И коллектив меняется. Это тоже влияет на сплоченность. В первый год работы у меня с детьми шла «мировая война», я родителям так и говорила, — вспоминает Дарья Михайловна. — Но за год мы наладили коммуникацию. И выпускала я их с грустью.
Сейчас у преподавателя новый класс, однако бывшие ученики все равно заглядывают в гости. А на 1 сентября так и вовсе в кабинете было не протолкнуться. Дарья Михайловна делится наблюдениями относительно работы с самыми маленькими школьниками, которых взяла в этом году:
— Когда дети только приходят учиться, для них все новое — надо сидеть, нельзя бегать, нужно поднимать руку, когда хочешь ответить, и так далее. Тут необходимо выстроить систему, которая будет работать, и ученики не сядут тебе на голову. Плюс ко всему отношение. Это самое важное. Нельзя кого-то выделять, иначе другие могут затаить обиду. Нужно одинаково относиться ко всем.
— В гимназии мне было тяжелее работать с родителями, чем здесь, так как у них были завышенные требования. Многих мам не устраивало, что их дети под ответственностью студента. Тем не менее нашлись и те, кто был за меня. Так мы вместе год и отработали.
Затем Кристина Владимировна получила распределение в 93-ю школу, где попросила дать ей первоклашек, с которыми можно начать строить свою классную семью:
— Есть проблема несамостоятельности детей. Частенько за них собирают рюкзаки родители. А в классе мы получаем картину, когда ребенок не знает, что у него в портфеле лежит. Поэтому я сразу сказала взрослым, что буду делать упор не столько на воспитание, сколько на развитие самостоятельности. Дети у меня знают, если я задерживаюсь у замдиректора, а звонок прозвенел, значит, надо закрыть дверь и сесть спокойно за парты. Или же в столовой: поели, занесли посуду и ушли сами в кабинет на 4-й этаж. Все начинается с базовых вещей.
Виктория Васильева — единственная студентка, которую взяли в этом году в 93-ю школу на работу. Более 30 второклассников обрели нового классного руководителя. У нее получилось наладить взаимоотношения с учениками. Строить диалог педагог начала не только со своими подопечными, но и с их мамами и папами. Итог — организовала с ними совместный выпуск стенгазеты о детях.
— Благодаря такому шагу я лучше узнала семьи, с которыми предстоит работать, плюс познакомилась с родителями, — объясняет Виктория Сергеевна цель своей задумки.
Из сложностей, с которыми пришлось столкнуться, она называет проверку тетрадей, заполнение журнала. Говорит, что теперь у нее на это уходит в два раза меньше времени, чем раньше:
— И это хорошо, что у меня еще второй класс, которому не надо ставить привычные оценки. Но даже в этом случае я никогда не озвучиваю на весь класс, как выполнена работа у того или иного ребенка. Считаю, это правильная стратегия. Потому что есть дети, которые могут начать подтрунивать над теми, кто написал хуже.
КОМПЕТЕНТНО
Екатерина Петруцкая, директор Минского городского педагогического колледжа:
— Наши учащиеся получают хорошую практическую подготовку. Учебный план по специальности предусматривает семь видов практики, прохождение которых организовано в учреждениях образования столицы. Руководители школ замечают перспективных, инициативных учащихся колледжа, тех, кого готовы пригласить на работу. Сегодня на столичном рынке труда очень востребованы учителя начальных классов. Это дает возможность учащимся получить свой первый трудовой педагогический опыт еще до распределения при условии качественной успеваемости в колледже.
yankovich@sb.by
Учителя младших классов Кристина Савкова, Дарья Мистюкевич, Влада Хролович и Виктория Васильева.
Преподают лучшие
Младших классов здесь в этом году 21. Из них пять — первых. Директор Оксана Цимбаленко отмечает, что колледж выручает кадрами вот уже четвертый год подряд. При этом все, кто попал сюда, будучи студентом, работают до сих пор.— Преподают у нас те ребята, кто хорошо учится в колледже. Им там дают свободное посещение.
Как правило, студентам удается быстро завоевать уважение мам и пап своих учеников.
— В сентябре к нам пришла четверокурсница Виктория Васильева. С первых дней дети ее полюбили. Она так организовала учебный процесс, что я на улице встречала родителей, а они спасибо говорили за такого педагога, — радуется Оксана Николаевна. — За три года ни разу не было негативных отзывов о работе нашей молодежи. Это педагоги нового поколения. Они тонко чувствуют детей, эффективно помогают им в развитии.
Условия работы студентов и других преподавателей идентичны. Отличает их только наличие или отсутствие диплома.
Ставка, на которую берут студента, зависит от его загрузки в колледже. Но, как правило, это 0,5. За каждым из них закреплен наставник, который курирует и помогает решать возникающие проблемы.
«Мне 18 лет, и у меня класс, где 35 человек»
Влада Хролович работает с момента основания школы. Пришла, будучи студенткой последнего курса колледжа:— Школа тогда только открывалась. Мне дали 3-й класс. Он был сборный, то есть дети переходили из других школ и никто друг друга не знал. Их было 35 человек. Представьте, мне 18 лет, а у меня большой класс. Было страшно. Но, наверное, то обстоятельство, что мы все были незнакомы друг другу, нас и сплотило в какой-то степени.
Чтобы успешно совмещать работу в школе и учебу в колледже, где Влада шла на красный диплом, приходилось попотеть. Ведь когда ее одногруппники спокойно сдавали все учебные работы в течение недели, девушка их писала только в субботу. Тем не менее за счет того, что Влада была на хорошем счету в колледже, справиться с хвостами не составляло особого труда.
Выпуск с грустью
Дарья Мистюкевич и Кристина Савкова — одногруппницы. По счастливой случайности оказались в одной школе. Правда, Дарья на год раньше:— Я пришла сюда на 4-м курсе. И достался мне 3-й класс, в котором каждый год менялись учителя. Плюс за счет того что район отстраивается, каждый год классы обновляются. И коллектив меняется. Это тоже влияет на сплоченность. В первый год работы у меня с детьми шла «мировая война», я родителям так и говорила, — вспоминает Дарья Михайловна. — Но за год мы наладили коммуникацию. И выпускала я их с грустью.
Сейчас у преподавателя новый класс, однако бывшие ученики все равно заглядывают в гости. А на 1 сентября так и вовсе в кабинете было не протолкнуться. Дарья Михайловна делится наблюдениями относительно работы с самыми маленькими школьниками, которых взяла в этом году:
— Когда дети только приходят учиться, для них все новое — надо сидеть, нельзя бегать, нужно поднимать руку, когда хочешь ответить, и так далее. Тут необходимо выстроить систему, которая будет работать, и ученики не сядут тебе на голову. Плюс ко всему отношение. Это самое важное. Нельзя кого-то выделять, иначе другие могут затаить обиду. Нужно одинаково относиться ко всем.
Учить самостоятельности
Сейчас Кристина Савкова работает в одном из вторых классов, в котором 35 человек. Но девушка также пробовала себя в преподавании, еще будучи студенткой колледжа. Тогда, в 2020 году, четверокурсница Кристина Владимировна попала в одну из столичных гимназий. Вспоминать об этом опыте она не очень любит:— В гимназии мне было тяжелее работать с родителями, чем здесь, так как у них были завышенные требования. Многих мам не устраивало, что их дети под ответственностью студента. Тем не менее нашлись и те, кто был за меня. Так мы вместе год и отработали.
Затем Кристина Владимировна получила распределение в 93-ю школу, где попросила дать ей первоклашек, с которыми можно начать строить свою классную семью:
— Есть проблема несамостоятельности детей. Частенько за них собирают рюкзаки родители. А в классе мы получаем картину, когда ребенок не знает, что у него в портфеле лежит. Поэтому я сразу сказала взрослым, что буду делать упор не столько на воспитание, сколько на развитие самостоятельности. Дети у меня знают, если я задерживаюсь у замдиректора, а звонок прозвенел, значит, надо закрыть дверь и сесть спокойно за парты. Или же в столовой: поели, занесли посуду и ушли сами в кабинет на 4-й этаж. Все начинается с базовых вещей.
Виктория Васильева — единственная студентка, которую взяли в этом году в 93-ю школу на работу. Более 30 второклассников обрели нового классного руководителя. У нее получилось наладить взаимоотношения с учениками. Строить диалог педагог начала не только со своими подопечными, но и с их мамами и папами. Итог — организовала с ними совместный выпуск стенгазеты о детях.
— Благодаря такому шагу я лучше узнала семьи, с которыми предстоит работать, плюс познакомилась с родителями, — объясняет Виктория Сергеевна цель своей задумки.
Из сложностей, с которыми пришлось столкнуться, она называет проверку тетрадей, заполнение журнала. Говорит, что теперь у нее на это уходит в два раза меньше времени, чем раньше:
— И это хорошо, что у меня еще второй класс, которому не надо ставить привычные оценки. Но даже в этом случае я никогда не озвучиваю на весь класс, как выполнена работа у того или иного ребенка. Считаю, это правильная стратегия. Потому что есть дети, которые могут начать подтрунивать над теми, кто написал хуже.
КОМПЕТЕНТНО
Екатерина Петруцкая, директор Минского городского педагогического колледжа:
— Наши учащиеся получают хорошую практическую подготовку. Учебный план по специальности предусматривает семь видов практики, прохождение которых организовано в учреждениях образования столицы. Руководители школ замечают перспективных, инициативных учащихся колледжа, тех, кого готовы пригласить на работу. Сегодня на столичном рынке труда очень востребованы учителя начальных классов. Это дает возможность учащимся получить свой первый трудовой педагогический опыт еще до распределения при условии качественной успеваемости в колледже.
yankovich@sb.by