Как изменились наши читательские привычки в эпоху цифры – разбираемся с экспертом
01.04.2021 13:00:00
Большую часть истории человечества книги оставались главным источником сведений о мире – исторических, культурных, естественно-научных. Сегодня ситуация совершенно иная: литература перестала быть основным каналом информации и, для того чтобы получить ответы на актуальные для нас вопросы, достаточно сделать несколько кликов в поисковике браузера. О том, как в эпоху digital меняются наши читательские привычки и способы восприятия информации, мы побеседовали с профессором кафедры библиотечно-информационной деятельности Белорусского государственного университета культуры и искусств Ниной Клименковой.
– Я не застала того времени, но по воспоминаниям мамы знаю: в советское время читали буквально все и везде, у людей существовал культ книги, а страна официально считалась самой читающей в мире. Что изменилось с тех пор? Есть ли место традиционной книге в век цифры?
– Действительно, в советское время человека, читающего книгу или газету, можно было встретить практически везде – в общественном транспорте, парке или очереди в магазине. Сегодня же в метро редко кого увидишь с томиком. В основном все сидят, уткнувшись в смартфоны: хорошо, если читают новости или книгу, но чаще играют в игрушки или просматривают ленту в соцсетях. И все же традиционное чтение не изжило себя. Два года назад Центральная научная библиотека имени Якуба Коласа НАН провела исследование, целью которого было изучить читательское поведение студентов, аспирантов, ученых. Большая часть опрошенных сообщила, что предпочитает чтение текстов с экрана компьютера, планшета или читалки. Однако немалая часть респондентов высказалась за сочетание двух способов – чтение в электронном и традиционном форматах. Некоторые просто не воспринимают информацию с экрана: чтобы лучше усвоить материал, они распечатывают текст на бумаге.
Интернет открывает широкие возможности: не выходя из дома, можно пользоваться фондами библиотек даже других стран. И в этом его безусловное преимущество (я, к слову, таким образом нашла свою оцифрованную диссертацию, которую защитила в 1983 году). Ограничиться поисками во всемирной паутине можно при подготовке к семинарскому занятию, однако если речь идет, например, о курсовой, дипломной или научной работе, то материалов, которые предоставляет интернет, конечно, недостаточно. Нужно посидеть в библиотеке и пролистать не одно издание. Это касается не только учебы: если хочешь в чем-то глубоко разобраться, нужно сочетать два канала информации – интернет и традиционную литературу.
– Пытаясь угнаться за быстрым темпом жизни и большими объемами информации, человек перестает углубляться в нее и считывает лишь поверхностные факты. Навязанное визуальной культурой, не требующей особого интеллектуального напряжения, клиповое мышление формирует стойкое неприятие длинных текстов и неспособность их освоить. И если вы полагаете, что такое мышление присуще лишь молодым людям, то заблуждаетесь. В той или иной степени ему подвержены и взрослые.
В учебе это очень мешает. Во-первых, страдает грамотность. Вижу это по своим студентам: некоторые из моих дипломников умудрялись в одном слове допустить три ошибки! Недаром наши учителя не уставали твердить: чем больше читаешь, тем грамотнее пишешь – так лучше усваиваются нормы правописания и пунктуации. Во-вторых, недостаток чтения сказывается на умении устно выражать свои мысли. Современные студенты все чаще сталкиваются с проблемами в коммуникациях: они изъясняются вслух короткими отрывистыми предложениями, их речь более скудная, засоренная словами-паразитами.
Эпоха digital открыла для нас еще один способ чтения – прослушивание аудиоверсий книг. Многие такой формат не воспринимают, а для кого-то, например людей с ослабленным зрением, это спасение. Недостаток такого способа в том, что ты слушаешь книгу урывками, при этом еще делаешь что-то параллельно. Все это не очень хорошо сказывается на качестве усвоения информации.
– У одного современного писателя прочла такое мнение: «Чтение для удовольствия становится все более редким хобби». Согласны с этой точкой зрения?
– Это справедливо лишь отчасти. Действительно, серьезное чтение приобретает все более элитарный характер. Это удовольствие, доступное всем, однако предпочитают его немногие. И все же тот, кто читал традиционную книгу до массовой цифровизации, не бросает своего увлечения и поныне. Это во многом обусловлено воспитанием и привычками, заложенными в семье. Многое зависит и от самого человека и его стремлений: если он нацелен на саморазвитие, то такой досуг будет не чужд ему.
– Как все-таки разобраться, что читать?
– Если повествование захватывает тебя, ты веришь автору, значит, книгу стоит прочесть. Дешевую литературу выдают расхожий сюжет и ходульные фразы (лишенные естественности, напыщенные и в то же время пошлые и банальные). Последнее, на что стоит ориентироваться, выбирая томик, это отзывы в интернете, их авторы зачастую стремятся не раскрыть произведение, а показать самого себя. Прислушивайтесь к своим личным ощущениям (нравится – не нравится) и представлениям о том, что такое интересно. Давно заметила такую вещь: люди, которые обожают Толстого, не любят Достоевского. Это не значит, что второй автор хуже, просто конкретному человеку он, выражаясь языком молодежи, не зашел.
– А если книга удостоилась крупной литературной премии? Это является индикатором того, что ее обязательно стоит прочесть?
– Я бы не советовала торопиться с покупкой такой книги. И вот почему. Вручение премии – это прежде всего коммерческое событие. Замечали ли вы, что как только какая-то книжная новинка выдвигается на соискание награды, она тут же заполняет полки магазинов?
– Можете сделать прогноз: какое будущее ожидает библиотеки и не исчезнут ли они за ненадобностью?
– Каждый раз, когда появлялось новое средство информации, все пророчили скорое забвение всех остальных: с возникновением фотографии говорили об исчезновении художественной живописи, когда появилось кино, говорили, что театр умрет, с развитием телевидения заверяли, что оно заменит вообще все виды искусства. И что мы видим? Все они существуют по сей день, несмотря на пессимистичные прогнозы и появление интернета. То же самое можно сказать и о библиотеках: даже в цифровую эпоху они не исчезнут, но будут вынуждены переформатировать свою деятельность. В нынешних реалиях библиотека должна идти к людям и становиться центром общения. Так, в Соединенных Штатах это уже не просто книгохранилище, а социокультурный центр, куда люди приходят не только за книгой, но и для того, чтобы пообщаться, получить консультацию по практическим вопросам (например, как заполнить налоговую декларацию, составить резюме или подготовиться к собеседованию при приеме на работу). Наши библиотеки тоже оперативно откликаются на запросы читателей, помогая им в решении насущных проблем, даже не связанных с чтением: обучают пожилых людей компьютерной грамотности, предоставляют возможность молодым мамам оставить на время ребенка под присмотром «библионяни», проводят юридические консультации в публичных центрах правовой информации. И все же наряду с новыми для себя функциями основным предназначением библиотеки остается поддержка чтения на всех уровнях и во всех формах. Кроме того, на государственном уровне должна быть принята национальная программа изучения и продвижения чтения, как, например, та, что была разработана в России.
derzhanovich@sb.by