Ректор БГЭУ: экономист должен быть в первую очередь аналитиком
18.01.2024 07:08:00
Владимир ВОЛЧКОВ
В нашем веке экономика вышла на первый план. Именно в экономической сфере, пожалуй, развивается мировая конкуренция. Эффективность экономической политики, невзирая на расцвет протекционизма и рестрикций, продолжает оставаться одним из китов, на которых базируется суверенитет страны. Сегодня много говорят про необходимость запуска нового инвестиционного цикла, реализации стратегических проектов, развития инновационной составляющей. Все эти амбициозные планы требуют четкого, глубокомысленного просчета и высокой квалификации от экономистов. О подготовке специалистов в современных условиях «Р» рассказал ректор Белорусского государственного экономического университета Алексей Егоров.
Мы ориентируемся на традиционные методы в образовании: они проверены временем и эффективны. Я по базовому образованию юрист. И мы в аудитории, на практических занятиях рассматривали реальные юридические казусы. Брали конкретные уголовные или гражданские дела, разбирали их, строили версии защиты, поддержки обвинения. И таким образом приобретали практический опыт еще будучи студентами. Фактически ничего сверхнового чуть ли не со времен Древней Греции не изобрели: лекции, семинары, практические занятия, практика на производстве.
Распространенная проблема выпускников — неумение работать в команде. Научить работать в коллективе — одна из ключевых задач университета, ведь успех в корпоративной работе зависит от слаженной работы всех сотрудников.
Важно более тесное взаимодействие учебных заведений и реального сектора. Система образования обязана дать базис. А специализацию, особенности и специфику работы определенных отраслей или предприятий выпускники получают уже на производстве. Наши компании должны понимать: учеба через всю жизнь протекает не только в системе образования, но и непосредственно на рабочем месте. И второй немаловажный нюанс — труд специалистов высокой квалификации должен оплачиваться на должном уровне.
Умение анализировать и работать в команде — два принципиально важных качества. Если специалист им не обладает, то может оказаться невостребованным. Все остальное — знание языков, владение коммуникационными технологиями, прикладными программами и так далее — инструментарий, который можно «нанизывать» на базовую основу.
У нас хорошая система образования. Она дает студентам крепкий базис. В идеале уровень развития образования должен соответствовать реальному сектору. Выпускники должны обладать возможностью применить свои знания на предприятиях. Более тесное сопряжение высшей школы и производства — ключевая, стратегическая задача.
volchkov@sb.by
О традициях в образовании
— Наша ключевая цель — дать студентам знания, которые они смогут применять в профессиональной жизни, сформировать специалистов. Этот процесс происходит не только в аудиториях, но и в общежитиях, на общественных мероприятиях, во внеучебное время. Главное — сформировать определенный тип мышления у молодых людей, которые завтра придут трудиться в реальный сектор, на производство, на государственную службу. Вектор карьеры может быть совершенно разным, но на любой должности наши выпускники должны понимать и доказать, что они профессионалы в области экономики. Под выполнение этой задачи и настроены наши учебные программы.Мы ориентируемся на традиционные методы в образовании: они проверены временем и эффективны. Я по базовому образованию юрист. И мы в аудитории, на практических занятиях рассматривали реальные юридические казусы. Брали конкретные уголовные или гражданские дела, разбирали их, строили версии защиты, поддержки обвинения. И таким образом приобретали практический опыт еще будучи студентами. Фактически ничего сверхнового чуть ли не со времен Древней Греции не изобрели: лекции, семинары, практические занятия, практика на производстве.
Распространенная проблема выпускников — неумение работать в команде. Научить работать в коллективе — одна из ключевых задач университета, ведь успех в корпоративной работе зависит от слаженной работы всех сотрудников.
Об отраслевой специализации экономистов
— Экономисты сегодня везде нужны. Наш выпускник должен в первую очередь являться аналитиком, в том числе обладать прогностическими способностями. Профессионал не только констатирует, какие процессы сегодня происходят на рынке, в отрасли, на предприятии, но и оценивает, какие тенденции будут с нами через 10—15 лет. И учебные программы необходимо трансформировать и перерабатывать под развитие аналитических способностей у студентов.Важно более тесное взаимодействие учебных заведений и реального сектора. Система образования обязана дать базис. А специализацию, особенности и специфику работы определенных отраслей или предприятий выпускники получают уже на производстве. Наши компании должны понимать: учеба через всю жизнь протекает не только в системе образования, но и непосредственно на рабочем месте. И второй немаловажный нюанс — труд специалистов высокой квалификации должен оплачиваться на должном уровне.
Базис аналитики
— Хороший специалист должен быть аналитиком. Это необходимо для любой профессии. У кого-то есть врожденная способность к глубокому анализу, у других это качество приходится вырабатывать. Аналитике невозможно научить. Это качество необходимо вырабатывать, создавая соответствующую среду, в которой сможет формироваться и развиваться аналитическое мышление. В БГЭУ мы учим студентов бояться бездействия, а не ошибок. Они неотвратимы при активной деятельности. Все ошибаются и будут ошибаться, но главное вовремя замечать промахи и уметь их исправлять. И когда я прихожу в аудиторию, всегда призываю студентов: будьте активными, не бойтесь ошибок. Чем больше вы их сделаете здесь, в университете, тем меньше — на производстве. Там надо опасаться просчетов, когда речь идет о миллионных контрактах, которые надо обсуждать, заключать и исполнять. В БГЭУ мы стараемся создать среду, которая бы учила молодых людей мыслить и отстаивать свою точку зрения. Можно и поспорить с преподавателем, привести свои доводы и обоснования.Умение анализировать и работать в команде — два принципиально важных качества. Если специалист им не обладает, то может оказаться невостребованным. Все остальное — знание языков, владение коммуникационными технологиями, прикладными программами и так далее — инструментарий, который можно «нанизывать» на базовую основу.
У нас хорошая система образования. Она дает студентам крепкий базис. В идеале уровень развития образования должен соответствовать реальному сектору. Выпускники должны обладать возможностью применить свои знания на предприятиях. Более тесное сопряжение высшей школы и производства — ключевая, стратегическая задача.
volchkov@sb.by