Во время прямой телефонной линии, которую вчера проводила председатель Совета Республики Национального собрания Наталья Кочанова, телефон не умолкал. Люди звонили из разных уголков Беларуси и по самым разноплановым вопросам: от жилищно‑коммунального хозяйства и пенсионного обеспечения до принятия изменений Конституции.
Такой ажиотаж неудивителен, ведь практика подобного диалога с руководством страны всегда вызывала живой интерес. А многие граждане рассматривают эту возможность как последнюю инстанцию. Спикер подтвердила, что в Совет Республики, как правило, поступают звонки от людей, которые ранее уже обращались в местные органы власти, к руководителям предприятий и учреждений, но не нашли помощи и поддержки.
— Мало того что надо внимательно слушать людей — то, о чем всегда говорит Президент нашей страны, — еще надо быть компетентными в тех вопросах, по которым ты даешь ответ, — подчеркнула Наталья Кочанова.
— Поэтому, когда мы разбираемся с обращением, внимательно изучаем действующее законодательство, смотрим, какие нормативно‑правовые акты действуют в нашей стране.
Делаем все для того, чтобы принять абсолютно правильное решение и помочь человеку.
Наталье Кочановой, например, пришлось разбираться в проблеме пенсионера из Бреста. Владимир Андреевич рассказал, что одолжил знакомому крупную сумму на покупку квартиры, однако тот не спешит отдавать долг. Тогда он обратился в суд, который обязал должника выплачивать определенную часть денег. Пенсионер сетует: сумма небольшая. Как говорится, в час по чайной ложке. Председатель Совета Республики согласилась, что такая проблема существует, и пообещала более досконально изучить механизмы возвращения денежных средств в таких случаях. Наталья Кочанова объяснила журналистам:
— Работая над законопроектами, мы учитываем те узкие места, на которые обращают внимание люди.
Конечно, мы не можем писать закон под каждого человека, ситуации очень разные, но вместе с тем есть концептуальные вопросы, которые надо решать.
Еще одно обращение поступило из Пуховичского района. Александр Васильевич указал на то, что в настоящий момент физические лица не могут обращаться со своими вопросами в Конституционный Суд. Но спикер напомнила дозвонившемуся о включении этого дополнения в проект Конституции, который рассмотрят на республиканском референдуме. Александр Васильевич также предложил предоставить семейным парам возможность делать бесплатное ЭКО не один раз, а три и закрепить это право в Основном Законе. Наталья Кочанова отметила, что прописывать в Конституции все нюансы не имеет смысла. И добавила, что если такая необходимость возникнет, то предложение, безусловно, будет учтено. Пока же его направили на рассмотрение в профильное ведомство.
На прямую линию к спикеру поступали и иного рода вопросы, которые решались, что называется, по горячим следам. Например, жалоба пенсионера Вадима Маратовича из Минска. Он рассказал, что уже второй месяц не может получить пенсию из‑за просроченного договора с банком. При этом обратившийся напомнил, что для таких случаев в стране действует соответствующий указ Президента, по которому некоторые процедурные моменты могут быть продлены на срок до шести месяцев без физического присутствия получателя пенсии. Наталья Кочанова сразу же поручила профильной комиссии Совета Республики оперативно разобраться.
— Когда люди звонят, мы понимаем, что для рассмотрения обращения у нас есть месяц, но это время затрачивается, если нужно выехать на место, посмотреть, — отметила спикер Совета Республики по итогам прямой телефонной линии.
— А есть вопросы, которые можно решить быстро. Например, касающиеся жилищно‑коммунального хозяйства. Ими будут заниматься те органы и структуры, которые компетентны в этих вопросах. Но им надо об этом сказать, указать на то, чтобы они разобрались в проблеме.
Всего Совет Республики принял в работу обращения от 37 граждан. Все они взяты Натальей Кочановой на контроль.