Министр экономики Александр Червяков — о точках роста, планах на пятилетку, занятости и поддержке бизнеса
22.05.2020 00:25:11
Владислав СЫЧЕВИЧ
Принимая на прошлой неделе с докладом Премьер-министра, Президент поинтересовался итогами работы экономики за четыре месяца текущего года. Глава государства отметил, что анализ работы первого квартала уже был, при этом обратил внимание, что апрель в силу определенных обстоятельств, и очень серьезных для нашей экспортно ориентированной экономики, оказался непростым. Сергей Румас рассказал, что рассчитывает на постепенное восстановление пострадавших секторов экономики летом 2020 года. За счет чего произойдет восстановление и как будет развиваться экономика в ближайшей пятилетке — об этом в интервью «Р» рассказал министр экономики Александр Червяков.
Александр ЧЕРВЯКОВ.
Точка для старта
— Александр Викторович, прежде чем говорить о предстоящей пятилетке, хотелось бы у вас спросить, как выполняется Программа социально-экономического развития на 2016—2020 годы. Что удалось сделать за это время, а что еще нет?
— Для начала отмечу, что к предстоящей пятилетке мы начали готовиться еще в прошлом году. Были определены приоритеты, обозначены отрасли, которые должны были бы стать драйверами развития. Но пандемия, конечно же, внесла определенные коррективы. Причем такие, что требуют кардинального пересмотра не только планов развития ряда отраслей, но и подготовленного проекта НСУР-2035.
Текущий год — последний год пятилетки. И нужно оценить, с какой точки мы даем старт следующего пятилетнего периода. Если анализировать результаты работы, то главную задачу, которую мы перед собой ставили, — рост доходов населения, считаю выполненной. Ключевой показатель (реально располагаемые денежные доходы) достигнут. Для каждого показателя в программе была установлена нижняя и верхняя границы, и что касается доходов населения, уже сейчас уровень их роста выше верхней границы. По нашим оценкам, мы должны прирасти на 12 процентов при определенной верхней границе в 11,6 процента.
Другое достижение — это рост промышленности. Мы прогнозируем прирост более десяти процентов при нижней границе по планам 10,1 процента. Если говорить об экспорте, наша оценка показывает: если приблизимся к прогнозируемой величине, должны получить прирост порядка 21 процента. Очень близкие показатели будут и по производству продукции сельского хозяйства.
Конечно, есть показатели, которых экономика страны не достигла. Причины известны, они анализируются, и делаются выводы. Но важно, что эта пятилетка прошла при условии сохранения макроэкономической стабильности, внешней сбалансированности. Экономика росла на недолговой основе. Мы впервые за 20 лет получили однозначную инфляцию — 5—6 процентов. И здесь надо отметить тесное взаимодействие Правительства и Нацбанка. Проведена огромная работа по налаживанию инструментов ценового, валютного и бюджетного регулирования. Все это позволило создать более комфортные и предсказуемые условия развития для бизнеса, укрепило уверенность предприятий в долгосрочных инвестициях.
Ключевые задачи в нынешних условиях — занятость и безопасность.
Адаптация к новым условиям
— Недавно Совмин создал рабочую группу для разработки проекта Программы социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы. Органы госуправления должны предоставить предложения по развитию подчиненных им организаций и курируемых видов деятельности на период до 2025 года. Какая концепция заложена в разрабатываемой программе социально-экономического развития на пятилетку? И какой будет страна к 2025 году?
— Несколько слов об организации работы. Во-первых, нам пришлось адаптировать алгоритм работы к изменившимся условиям. Ранее предполагалось, что одна большая рабочая группа будет рассматривать практически все вопросы, однако сегодня на уровне Минэкономики мы создали по каждому направлению специализированные подгруппы по 7—8 человек, в состав которых вошли эксперты в строго определенных областях.
Во-вторых, в связи с неопределенностью на внешних рынках мы получили согласие Главы государства сдвинуть сроки разработки проекта пятилетней программы.
В-третьих, меняющиеся условия заставили нас переосмыслить многие направления развития для Беларуси. В ситуации, когда страны закрывают границы, ограничено движение труда и капитала, когда рвутся выстроенные бизнес-связи, под риск остановки предприятий могут попасть многие отрасли. Поэтому ключевыми задачами в этот период становятся занятость и безопасность, на что неоднократно указывал Глава государства.
Что касается среднесрочных перспектив. Говоря про выход из коронавирусного кризиса, нужно понимать, что мы не вернем состояние «мир до кризиса», это в принципе невозможно. Уже сегодня изменяются финансовые потоки и владение активами — происходит их перераспределение. Кроме этого, ситуация на внешних рынках пока характеризуется неопределенностью. Выход из карантина основных наших торговых партнеров усиливает уверенность, что взаимная торговля возобновится и наша экономика постепенно будет восстанавливаться. Но хочу заметить, что поотраслевое восстановление будет неравномерным.
Для секторов, связанных с пассажирским транспортом, туристической деятельностью, общепитом, гостиничным бизнесом, эффект ограничений скажется в более длительной перспективе. В этих отраслях необходимо принимать технологические и технические решения по поддержанию условий безопасности. Например, в самолетах и в поездах.
А в целом, когда участие наших организаций в глобальных цепочках добавленной стоимости становится ограниченным, у нас есть два рычага. Первый — мы должны сориентировать предприятия на максимальную локализацию внутри страны, вовлекая их в новые межотраслевые цепочки. В этих условиях сочетание государственного заказа и конкурентности в его получении даст экономический импульс развития. И второй — формировать внутренний спрос, при этом балансируя экспортом. Он, несомненно, должен остаться в приоритете.
Для задействования таких рычагов необходимо совершенствовать систему планирования и прогнозирования. Ее цель — максимально вовлечь предприятия в кооперационные связи внутри страны, загрузить их работой.
Такие связи выстраиваются на основе моделей межотраслевых балансов. Именно они позволяют видеть и рассчитывать практически все отрасли, которые будут участвовать в процессах разработки и реализации того или иного крупного плана или программы. Причем их выбор должен приниматься исходя из трех критериев: они должны максимально увлекать работников, то есть иметь максимальную занятость, иметь максимальную локализацию на территории страны и иметь достаточно высокий экспортный потенциал.
Наглядным примером может служить программа развития агропромышленного комплекса, на который традиционно работают практически все сектора экономики — от машиностроения и до химической промышленности. АПК производит продукты питания: это решает задачу продовольственной безопасности и обеспечивает устойчивый экспорт. В то же время этот комплекс потребляет продукты химической отрасли, машины, оборудование, стимулирует работу транспорта — таким образом, в сочетании с другими отраслями он формирует более 20 процентов валового выпуска экономики.
Ориентир по ВВП к концу 2025 года определен: это 100 миллиардов долларов.
Занятость — в приоритете
— Так все же что будет предприниматься для обеспечения максимальной занятости и восстановления роста экономики?
— Ключевым фактором экономического развития для любой страны является опережающий рост инвестиций. Они создают новые рабочие места и обеспечивают занятость. Это основа. К сожалению, инвестиционная активность наших субъектов в последние годы недостаточно высока. Причины не только в финансовом состоянии самих организаций, отсутствии проектов, но и в ограниченности доступных, длинных кредитов на инвестиционные цели.
На этапе восстановления и форсированного роста экономики доля инвестиций в ВВП должна быть не менее 25 процентов. При условии, что инвестиции в проектные решения должны окупаться на горизонте в 7—8 лет.
Поэтому поиск моделей, формирующих доступные финансовые ресурсы для инвестиций на приемлемых условиях, будет одним из ключевых моментов при разработке проекта Программы социально-экономического развития до 2025 года.
Не нужно забывать, что ориентир по ВВП к концу 2025 года определен: это 100 миллиардов долларов. Он обусловлен в первую очередь необходимостью достижения такого уровня зарплаты, который позволит снизить трудовую миграцию и сохранить наш кадровый потенциал, повысить уровень благосостояния людей. Именно выстроить такую экономику, которая была бы способна достичь этого уровня, — ключевая задача для всех нас.
— А что касается точек роста: что может стать драйвером роста в этот период?
— В изменившихся условиях нам придется произвести переоценку ранее определенных драйверов экономического роста. В частности, не так давно в качестве перспективных точек роста виделись туризм, транспорт, но теперь приходится эти позиции пересматривать.
Безусловно, цифровые технологии и формирующиеся на этих платформах услуги получат в этот период еще больший импульс. Они станут шире охватывать сферы деятельности человека.
Вне зависимости от того, ограничены ли эпидемиологические факторы локальным временным отрезком или они превратятся в повторяющийся процесс, уже сейчас очевидно, что выживаемость предприятий многих отраслей сферы услуг будет зависеть от быстроты перестройки бизнес-процессов, обеспечивающих социальное дистанцирование между людьми. И это ключевой момент в их развитии.
Недавно мы общались с крупными туроператорами и бизнес-союзами. И они понимают, что отрасль изменится и вектор развития будет направлен на внутренний туризм. Но для этого надо развивать соответствующую инфраструктуру, расчетливо инвестировать, понимая, например, что перспектива не за крупными отелями, а индивидуальным отдыхом, где не будет большого скопления людей. Схожим образом станет развиваться общественное питание. Скорее всего, будет отдан приоритет сетям небольших кафе и ресторанов. И к этому надо готовиться и работать в данном направлении.
Если говорить про основные отрасли — промышленность и сельское хозяйство, то в меньшей степени трансформации будет подвержена пищевая промышленность. Останутся приоритетными отрасли, связанные с автомобиле- и машиностроением, приборостроением и оптикой, химией и нефтехимией — в силу важности производимой продукции для обеспечения жизнедеятельности и безопасности наших людей. Очень важно сохранить нужные компетенции, которые мы имеем в этих отраслях, и понимание того, что наша страна должна остаться индустриальным государством — в этом наше преимущество и перспектива.
Но для этого мы должны, во-первых, посмотреть на те системные проблемы, которые есть в промышленности. Одна из них — низкая эффективность многих предприятий, что особенно проявляется в нынешних условиях. Здесь важным резервом видится снижение издержек. Необходимо уйти от так называемого котлового метода учета затрат, провести аудит по каждому виду продукции и временно приостановить либо вообще не выпускать убыточную линейку продукции. Оптимизировать технологические и бизнес-процессы.
В нынешних условиях, при резком снижении заказов и выручки, нужно сохранить коллектив и компетенции. Лучше платить 2/3 зарплаты согласно законодательству при вынужденных простоях, чем работать на склад, вымывая оборотные средства. Конечно, это крайняя мера, это непопулярно, но в этих условиях экономически рационально. Кроме того, снижению расходов могут послужить сокращение непрофильных активов, оптимизация производственных площадей и другие меры.
Ставка делается на развитие инновационных предприятий.
Ставка на эффективность и инновации
— Что делать с предприятиями, которые уже в течение многих лет не могут эффективно работать и которым не помогает даже господдержка?
— В нынешних условиях алгоритм один — уходить в защитный период и санацию. Либо искать инвестора. Важно научиться закрывать старое производство, которое лишь вытягивает ресурсы, и открывать новое. Созданию новых производств взамен старых нам нужно уделить серьезное внимание.
Также в ближайшее время считаем необходимым разработать нормативный акт, обязывающий крупных производителей в число своих поставщиков включать малый и средний бизнес, который на конкурсной основе сможет обеспечить не менее 10—15 процентов поставок. И нам этот инструмент нужно активно применять, особенно в части импортозамещения. Тогда, с одной стороны, мы укрепляем наши малые производственные предприятия, создаем новые рабочие места. А с другой — обеспечиваем большую устойчивость крупных производств за счет того, что поставщиками становятся белорусские компании.
Параллельно укреплению традиционной промышленности мы активно работаем с НАН над созданием инновационных предприятий. Перед специальной рабочей группой, которую мы недавно создали и куда вошли представители бизнеса, научной среды и госорганов, стоит задача выявить проблемные вопросы, сдерживающие сегодня трансфер инноваций из академической среды в реальный сектор экономики. Мы еженедельно проводим встречи с учеными, знакомимся с проектами, которые у них есть, и изучаем проблематику, которая сдерживает этот трансмиссионный механизм внедрения новшеств. И видим, что многое упирается в вопросы финансирования.
Решить их, по нашему мнению, в условиях дефицита бюджетных средств могла бы коммерциализация научных разработок как нематериальных активов. Ведь ресурс, который создает белорусская академическая наука, да и другие исследовательские и конструкторские организации, огромен. Но коммерциализация технологий, интеллектуальной собственности, ноу-хау пока не стала серьезным источником пополнения нашего бюджета и значимой статьей экспорта. В то время как объем мирового рынка технологий сегодня более 3 триллионов долларов США, а рынка интеллектуальной собственности — более 5 триллионов долларов. И они растут с темпами более 4 процентов в год. Поэтому, имея такой потенциал, у нас есть шанс занять свое место в этой перспективной индустрии R&D-интенсивных и НМА-капиталоемких секторов экономики. Это то направление, которое, во-первых, за счет создания технологий и интеллектуальной собственности может увеличивать ВВП, а во-вторых, предоставить новые рабочие места в наукоемком секторе сферы услуг.
— Но для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру.
— Суть предлагаемого Минэкономики проекта в том, чтобы всю рыночную торговлю результатами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологиями, ноу-хау и другими продуктами интеллектуальной собственности сконцентрировать на единой площадке финансового центра для R&D. Речь идет о создании торговой площадки нематериальными активами и привлечении инвестиций для обеспечения сделок на ней. Например, в виде размещения ценных бумаг — облигационных займов или акций.
Для создания такого центра необходимо развертывание специализированной трехуровневой инфраструктуры. Первый уровень — собственно инфраструктура, которая обеспечит увеличение производительности труда ученых и разработчиков, изобретателей и технологов и представит быстрый доступ к научно-исследовательскому контенту, базам данных, ресурсам и инструментам. Это значительно сократит государственные издержки и сроки реализации НИОКР. Второй уровень этого центра будет способствовать финансовому наполнению сделок. Здесь предусматриваются стандартные финансовые инструменты — секьюритизация нематериальных активов и генерируемых денежных потоков. Одновременно это обеспечит докапитализацию национальных богатств. Третий уровень — биржа нематериальных активов.
Мы полагаем, что инициатива по созданию финансового центра для R&D может стать базовым рынком для торговли нематериальными активами на пространстве ЕАЭС.
Поддержка бизнеса
— Не секрет, что малый и средний бизнес в нынешних условиях оказался в непростой ситуации. Что предпринимается для его поддержки?
— Минэкономики держит руку на пульсе, ведя мониторинг ситуации сразу по трем направлениям: мы получаем информацию от органов-регуляторов, из регионов и непосредственно от бизнеса в ходе еженедельных рабочих встреч с руководителями предпринимательских объединений. На них приглашаем представителей различных госорганов, исходя из того, с кем деловое сообщество хотело бы обсудить ту или иную проблему либо нормативный правовой акт, которые принимаются в связи с ситуацией, связанной с пандемией. По сути, создан канал связи с Правительством, который позволяет бизнесу быстро ставить проблемные вопросы и добиваться их решения.
Таким образом, мы видим, что продуктивный диалог способствует снижению чересчур негативных настроений у бизнеса, порожденных не в последнюю очередь концентрированным негативом из специфических источников информации. К сожалению, когда предприятие работает в две смены, об этом пишут мало, но проблемные вопросы выпячиваются, и это создает превратное впечатление о положении дел. Но беспристрастная статистика показывает, что большая часть предприятий работает.
О прогнозе
— Хотелось бы услышать ваш личный прогноз. Как долго может продлиться ситуация с замедлением темпов роста экономики и как долго и какими темпами будет выход из рецессии?
— Мы прогнозировали и делали расчеты, предполагая, что карантинные мероприятия у наших торговых партнеров продлятся около трех месяцев. Теперь же, когда многие страны начали выходить из карантина, период закрытия фактически снизился до месяца. В этой связи, по нашим оценкам, негативные тренды будут преобладать в мае и июне, а начиная с июля, экономика в целом начнет восстанавливаться. И здесь не последнюю роль сыграло то, что наша страна не ушла в карантин. В противном случае «разогнать» экономику было бы значительно труднее.
В настоящее время мы принимаем все меры, чтобы обеспечить полное восстановление экономики к концу года. Правительство ведет работу над комплексом соответствующих мер. Стоит задача не допустить падения экономики.
Отыграть падение планируем за счет устойчивой работы сельского хозяйства, пищевой промышленности. Рассчитываем, что будет полностью восстановлена нефтеперерабатывающая промышленность с учетом договоренностей по поставке нефти. Нет проблем в работе строительного комплекса. Есть определенные опасения по поводу производства машин и оборудования, но я думаю, что использование госзаказа, стимулирование экспорта и внутреннего потребителя позволят нам спокойно пройти этот период.
sichevich@sb.by
Александр ЧЕРВЯКОВ.
Точка для старта
— Александр Викторович, прежде чем говорить о предстоящей пятилетке, хотелось бы у вас спросить, как выполняется Программа социально-экономического развития на 2016—2020 годы. Что удалось сделать за это время, а что еще нет?
— Для начала отмечу, что к предстоящей пятилетке мы начали готовиться еще в прошлом году. Были определены приоритеты, обозначены отрасли, которые должны были бы стать драйверами развития. Но пандемия, конечно же, внесла определенные коррективы. Причем такие, что требуют кардинального пересмотра не только планов развития ряда отраслей, но и подготовленного проекта НСУР-2035.
Текущий год — последний год пятилетки. И нужно оценить, с какой точки мы даем старт следующего пятилетнего периода. Если анализировать результаты работы, то главную задачу, которую мы перед собой ставили, — рост доходов населения, считаю выполненной. Ключевой показатель (реально располагаемые денежные доходы) достигнут. Для каждого показателя в программе была установлена нижняя и верхняя границы, и что касается доходов населения, уже сейчас уровень их роста выше верхней границы. По нашим оценкам, мы должны прирасти на 12 процентов при определенной верхней границе в 11,6 процента.
Другое достижение — это рост промышленности. Мы прогнозируем прирост более десяти процентов при нижней границе по планам 10,1 процента. Если говорить об экспорте, наша оценка показывает: если приблизимся к прогнозируемой величине, должны получить прирост порядка 21 процента. Очень близкие показатели будут и по производству продукции сельского хозяйства.
Конечно, есть показатели, которых экономика страны не достигла. Причины известны, они анализируются, и делаются выводы. Но важно, что эта пятилетка прошла при условии сохранения макроэкономической стабильности, внешней сбалансированности. Экономика росла на недолговой основе. Мы впервые за 20 лет получили однозначную инфляцию — 5—6 процентов. И здесь надо отметить тесное взаимодействие Правительства и Нацбанка. Проведена огромная работа по налаживанию инструментов ценового, валютного и бюджетного регулирования. Все это позволило создать более комфортные и предсказуемые условия развития для бизнеса, укрепило уверенность предприятий в долгосрочных инвестициях.
Ключевые задачи в нынешних условиях — занятость и безопасность.
Адаптация к новым условиям
— Недавно Совмин создал рабочую группу для разработки проекта Программы социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы. Органы госуправления должны предоставить предложения по развитию подчиненных им организаций и курируемых видов деятельности на период до 2025 года. Какая концепция заложена в разрабатываемой программе социально-экономического развития на пятилетку? И какой будет страна к 2025 году?
— Несколько слов об организации работы. Во-первых, нам пришлось адаптировать алгоритм работы к изменившимся условиям. Ранее предполагалось, что одна большая рабочая группа будет рассматривать практически все вопросы, однако сегодня на уровне Минэкономики мы создали по каждому направлению специализированные подгруппы по 7—8 человек, в состав которых вошли эксперты в строго определенных областях.
Во-вторых, в связи с неопределенностью на внешних рынках мы получили согласие Главы государства сдвинуть сроки разработки проекта пятилетней программы.
В-третьих, меняющиеся условия заставили нас переосмыслить многие направления развития для Беларуси. В ситуации, когда страны закрывают границы, ограничено движение труда и капитала, когда рвутся выстроенные бизнес-связи, под риск остановки предприятий могут попасть многие отрасли. Поэтому ключевыми задачами в этот период становятся занятость и безопасность, на что неоднократно указывал Глава государства.
Что касается среднесрочных перспектив. Говоря про выход из коронавирусного кризиса, нужно понимать, что мы не вернем состояние «мир до кризиса», это в принципе невозможно. Уже сегодня изменяются финансовые потоки и владение активами — происходит их перераспределение. Кроме этого, ситуация на внешних рынках пока характеризуется неопределенностью. Выход из карантина основных наших торговых партнеров усиливает уверенность, что взаимная торговля возобновится и наша экономика постепенно будет восстанавливаться. Но хочу заметить, что поотраслевое восстановление будет неравномерным.
Для секторов, связанных с пассажирским транспортом, туристической деятельностью, общепитом, гостиничным бизнесом, эффект ограничений скажется в более длительной перспективе. В этих отраслях необходимо принимать технологические и технические решения по поддержанию условий безопасности. Например, в самолетах и в поездах.
А в целом, когда участие наших организаций в глобальных цепочках добавленной стоимости становится ограниченным, у нас есть два рычага. Первый — мы должны сориентировать предприятия на максимальную локализацию внутри страны, вовлекая их в новые межотраслевые цепочки. В этих условиях сочетание государственного заказа и конкурентности в его получении даст экономический импульс развития. И второй — формировать внутренний спрос, при этом балансируя экспортом. Он, несомненно, должен остаться в приоритете.
Для задействования таких рычагов необходимо совершенствовать систему планирования и прогнозирования. Ее цель — максимально вовлечь предприятия в кооперационные связи внутри страны, загрузить их работой.
Такие связи выстраиваются на основе моделей межотраслевых балансов. Именно они позволяют видеть и рассчитывать практически все отрасли, которые будут участвовать в процессах разработки и реализации того или иного крупного плана или программы. Причем их выбор должен приниматься исходя из трех критериев: они должны максимально увлекать работников, то есть иметь максимальную занятость, иметь максимальную локализацию на территории страны и иметь достаточно высокий экспортный потенциал.
Наглядным примером может служить программа развития агропромышленного комплекса, на который традиционно работают практически все сектора экономики — от машиностроения и до химической промышленности. АПК производит продукты питания: это решает задачу продовольственной безопасности и обеспечивает устойчивый экспорт. В то же время этот комплекс потребляет продукты химической отрасли, машины, оборудование, стимулирует работу транспорта — таким образом, в сочетании с другими отраслями он формирует более 20 процентов валового выпуска экономики.
Ориентир по ВВП к концу 2025 года определен: это 100 миллиардов долларов.
Занятость — в приоритете
— Так все же что будет предприниматься для обеспечения максимальной занятости и восстановления роста экономики?
— Ключевым фактором экономического развития для любой страны является опережающий рост инвестиций. Они создают новые рабочие места и обеспечивают занятость. Это основа. К сожалению, инвестиционная активность наших субъектов в последние годы недостаточно высока. Причины не только в финансовом состоянии самих организаций, отсутствии проектов, но и в ограниченности доступных, длинных кредитов на инвестиционные цели.
На этапе восстановления и форсированного роста экономики доля инвестиций в ВВП должна быть не менее 25 процентов. При условии, что инвестиции в проектные решения должны окупаться на горизонте в 7—8 лет.
Поэтому поиск моделей, формирующих доступные финансовые ресурсы для инвестиций на приемлемых условиях, будет одним из ключевых моментов при разработке проекта Программы социально-экономического развития до 2025 года.
Не нужно забывать, что ориентир по ВВП к концу 2025 года определен: это 100 миллиардов долларов. Он обусловлен в первую очередь необходимостью достижения такого уровня зарплаты, который позволит снизить трудовую миграцию и сохранить наш кадровый потенциал, повысить уровень благосостояния людей. Именно выстроить такую экономику, которая была бы способна достичь этого уровня, — ключевая задача для всех нас.
— А что касается точек роста: что может стать драйвером роста в этот период?
— В изменившихся условиях нам придется произвести переоценку ранее определенных драйверов экономического роста. В частности, не так давно в качестве перспективных точек роста виделись туризм, транспорт, но теперь приходится эти позиции пересматривать.
Безусловно, цифровые технологии и формирующиеся на этих платформах услуги получат в этот период еще больший импульс. Они станут шире охватывать сферы деятельности человека.
Вне зависимости от того, ограничены ли эпидемиологические факторы локальным временным отрезком или они превратятся в повторяющийся процесс, уже сейчас очевидно, что выживаемость предприятий многих отраслей сферы услуг будет зависеть от быстроты перестройки бизнес-процессов, обеспечивающих социальное дистанцирование между людьми. И это ключевой момент в их развитии.
Недавно мы общались с крупными туроператорами и бизнес-союзами. И они понимают, что отрасль изменится и вектор развития будет направлен на внутренний туризм. Но для этого надо развивать соответствующую инфраструктуру, расчетливо инвестировать, понимая, например, что перспектива не за крупными отелями, а индивидуальным отдыхом, где не будет большого скопления людей. Схожим образом станет развиваться общественное питание. Скорее всего, будет отдан приоритет сетям небольших кафе и ресторанов. И к этому надо готовиться и работать в данном направлении.
Если говорить про основные отрасли — промышленность и сельское хозяйство, то в меньшей степени трансформации будет подвержена пищевая промышленность. Останутся приоритетными отрасли, связанные с автомобиле- и машиностроением, приборостроением и оптикой, химией и нефтехимией — в силу важности производимой продукции для обеспечения жизнедеятельности и безопасности наших людей. Очень важно сохранить нужные компетенции, которые мы имеем в этих отраслях, и понимание того, что наша страна должна остаться индустриальным государством — в этом наше преимущество и перспектива.
Но для этого мы должны, во-первых, посмотреть на те системные проблемы, которые есть в промышленности. Одна из них — низкая эффективность многих предприятий, что особенно проявляется в нынешних условиях. Здесь важным резервом видится снижение издержек. Необходимо уйти от так называемого котлового метода учета затрат, провести аудит по каждому виду продукции и временно приостановить либо вообще не выпускать убыточную линейку продукции. Оптимизировать технологические и бизнес-процессы.
В нынешних условиях, при резком снижении заказов и выручки, нужно сохранить коллектив и компетенции. Лучше платить 2/3 зарплаты согласно законодательству при вынужденных простоях, чем работать на склад, вымывая оборотные средства. Конечно, это крайняя мера, это непопулярно, но в этих условиях экономически рационально. Кроме того, снижению расходов могут послужить сокращение непрофильных активов, оптимизация производственных площадей и другие меры.
Ставка делается на развитие инновационных предприятий.
Ставка на эффективность и инновации
— Что делать с предприятиями, которые уже в течение многих лет не могут эффективно работать и которым не помогает даже господдержка?
— В нынешних условиях алгоритм один — уходить в защитный период и санацию. Либо искать инвестора. Важно научиться закрывать старое производство, которое лишь вытягивает ресурсы, и открывать новое. Созданию новых производств взамен старых нам нужно уделить серьезное внимание.
Также в ближайшее время считаем необходимым разработать нормативный акт, обязывающий крупных производителей в число своих поставщиков включать малый и средний бизнес, который на конкурсной основе сможет обеспечить не менее 10—15 процентов поставок. И нам этот инструмент нужно активно применять, особенно в части импортозамещения. Тогда, с одной стороны, мы укрепляем наши малые производственные предприятия, создаем новые рабочие места. А с другой — обеспечиваем большую устойчивость крупных производств за счет того, что поставщиками становятся белорусские компании.
Параллельно укреплению традиционной промышленности мы активно работаем с НАН над созданием инновационных предприятий. Перед специальной рабочей группой, которую мы недавно создали и куда вошли представители бизнеса, научной среды и госорганов, стоит задача выявить проблемные вопросы, сдерживающие сегодня трансфер инноваций из академической среды в реальный сектор экономики. Мы еженедельно проводим встречи с учеными, знакомимся с проектами, которые у них есть, и изучаем проблематику, которая сдерживает этот трансмиссионный механизм внедрения новшеств. И видим, что многое упирается в вопросы финансирования.
Решить их, по нашему мнению, в условиях дефицита бюджетных средств могла бы коммерциализация научных разработок как нематериальных активов. Ведь ресурс, который создает белорусская академическая наука, да и другие исследовательские и конструкторские организации, огромен. Но коммерциализация технологий, интеллектуальной собственности, ноу-хау пока не стала серьезным источником пополнения нашего бюджета и значимой статьей экспорта. В то время как объем мирового рынка технологий сегодня более 3 триллионов долларов США, а рынка интеллектуальной собственности — более 5 триллионов долларов. И они растут с темпами более 4 процентов в год. Поэтому, имея такой потенциал, у нас есть шанс занять свое место в этой перспективной индустрии R&D-интенсивных и НМА-капиталоемких секторов экономики. Это то направление, которое, во-первых, за счет создания технологий и интеллектуальной собственности может увеличивать ВВП, а во-вторых, предоставить новые рабочие места в наукоемком секторе сферы услуг.
— Но для этого необходимо создать соответствующую инфраструктуру.
— Суть предлагаемого Минэкономики проекта в том, чтобы всю рыночную торговлю результатами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, технологиями, ноу-хау и другими продуктами интеллектуальной собственности сконцентрировать на единой площадке финансового центра для R&D. Речь идет о создании торговой площадки нематериальными активами и привлечении инвестиций для обеспечения сделок на ней. Например, в виде размещения ценных бумаг — облигационных займов или акций.
Для создания такого центра необходимо развертывание специализированной трехуровневой инфраструктуры. Первый уровень — собственно инфраструктура, которая обеспечит увеличение производительности труда ученых и разработчиков, изобретателей и технологов и представит быстрый доступ к научно-исследовательскому контенту, базам данных, ресурсам и инструментам. Это значительно сократит государственные издержки и сроки реализации НИОКР. Второй уровень этого центра будет способствовать финансовому наполнению сделок. Здесь предусматриваются стандартные финансовые инструменты — секьюритизация нематериальных активов и генерируемых денежных потоков. Одновременно это обеспечит докапитализацию национальных богатств. Третий уровень — биржа нематериальных активов.
Мы полагаем, что инициатива по созданию финансового центра для R&D может стать базовым рынком для торговли нематериальными активами на пространстве ЕАЭС.
Поддержка бизнеса
— Не секрет, что малый и средний бизнес в нынешних условиях оказался в непростой ситуации. Что предпринимается для его поддержки?
— Минэкономики держит руку на пульсе, ведя мониторинг ситуации сразу по трем направлениям: мы получаем информацию от органов-регуляторов, из регионов и непосредственно от бизнеса в ходе еженедельных рабочих встреч с руководителями предпринимательских объединений. На них приглашаем представителей различных госорганов, исходя из того, с кем деловое сообщество хотело бы обсудить ту или иную проблему либо нормативный правовой акт, которые принимаются в связи с ситуацией, связанной с пандемией. По сути, создан канал связи с Правительством, который позволяет бизнесу быстро ставить проблемные вопросы и добиваться их решения.
Таким образом, мы видим, что продуктивный диалог способствует снижению чересчур негативных настроений у бизнеса, порожденных не в последнюю очередь концентрированным негативом из специфических источников информации. К сожалению, когда предприятие работает в две смены, об этом пишут мало, но проблемные вопросы выпячиваются, и это создает превратное впечатление о положении дел. Но беспристрастная статистика показывает, что большая часть предприятий работает.
О прогнозе
— Хотелось бы услышать ваш личный прогноз. Как долго может продлиться ситуация с замедлением темпов роста экономики и как долго и какими темпами будет выход из рецессии?
— Мы прогнозировали и делали расчеты, предполагая, что карантинные мероприятия у наших торговых партнеров продлятся около трех месяцев. Теперь же, когда многие страны начали выходить из карантина, период закрытия фактически снизился до месяца. В этой связи, по нашим оценкам, негативные тренды будут преобладать в мае и июне, а начиная с июля, экономика в целом начнет восстанавливаться. И здесь не последнюю роль сыграло то, что наша страна не ушла в карантин. В противном случае «разогнать» экономику было бы значительно труднее.
В настоящее время мы принимаем все меры, чтобы обеспечить полное восстановление экономики к концу года. Правительство ведет работу над комплексом соответствующих мер. Стоит задача не допустить падения экономики.
Отыграть падение планируем за счет устойчивой работы сельского хозяйства, пищевой промышленности. Рассчитываем, что будет полностью восстановлена нефтеперерабатывающая промышленность с учетом договоренностей по поставке нефти. Нет проблем в работе строительного комплекса. Есть определенные опасения по поводу производства машин и оборудования, но я думаю, что использование госзаказа, стимулирование экспорта и внутреннего потребителя позволят нам спокойно пройти этот период.
sichevich@sb.by