По безвизу в Беларуси побывали около 70 тысяч прибалтов. За чем соседи едут в нашу страну?
18.06.2022 11:22:00
Известная истина, казалось бы. Но далеко не все политики по ту сторону границы о ней знают (или делают вид, что слыхом не слыхивали). Тогда не испытывали бы откровенного недоумения от вопроса: что же так тянет их граждан по безвизу в Беларусь?! Мы попытались разобраться, что к чему.
Как уточнил официальный представитель ведомства Антон Бычковский, ежедневно число граждан, пересекающих белорусские пограничные пункты пропуска, увеличивается примерно на тысячу. Ожидается, что к субботе их количество приблизится к 70 тысячам человек.
Безусловно, более интенсивный поток регистрируется в выходные дни. Например, только за минувшие выходные в Беларуси по безвизу побывали более пяти тысяч иностранцев, в нынешние поток ожидается ничуть не меньший.
Что так привлекает наших соседей? Ответ подсказали заголовки новостного портала Delfi: «Литовцы ездят в Беларусь за дешевыми горючим и сигаретами», «Цены на бензин и дизельное топливо в Литве поднялись на историческую высоту — чем это обусловлено».
Позволим себе процитировать отдельные фрагменты без купюр.
«Из Литвы ездят в Беларусь за дешевыми горючим и другими товарами, сообщают представители Литовского таможенного департамента. По их словам, действует безвизовый режим, поток легковых автомобилей увеличился в разы. Экономисты говорят, что такого не должно быть, из-за данного поведения жителей Литва лишается части налогов, а деньги идут в бюджет другой страны.
Представители департамента рассказали Delfi, что поток машин в Беларусь из Литвы вырос в пять раз, когда Беларусь ввела безвиз для граждан ЕС. Жители ездят в Беларусь за дешевыми горючим и сигаретами. «Мы спрашиваем у жителей, с какой целью они ездили в соседнюю страну, они обычно отвечают, что в редких случаях навещают родственников, в основном едут за покупками, горючим и сигаретами», — сказала представитель таможни.
По словам литовских таможенников, чаще въезжающие везут стандартную «корзину белорусских товаров». «Это продукты, сигареты и другие товары, а также горючее», — заметили представители таможни.
Экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас считает, что непростая ситуация с горючим требует большего внимания, поскольку представляет угрозу экономике Литвы.
«Конечно, мы должны быть сознательными, не ездить, с другой стороны, можно принять какие-то меры, чтобы не ездили (…)», — считает он.
Интересно знать какие. Может, запретить выезд своим гражданам за пределы ЕС?
Самый дорогой бензин был в Таллине, самый дешевый — в Риге. Наивысшая цена на дизтопливо фиксировалась также в Таллине, самая низкая — в Вильнюсе.
Так, например, в начале июня литр бензина в Литве стоил 2,03 евро, а дизельного топлива — 1,86 евро.
«Это самая высокая цена с начала фиксации этих данных. Для сравнения: в 1998 году литр бензина стоил 0,54 евро (1,86 лита), дизельного топлива — 0,35 евро (1,21 лита)», — указано на портале.
А сейчас посчитаем. Заправка стандартного 50-литрового бензобака обойдется литовцу в 101,5 евро. По курсу Нацбанка на 17 июня (2,65 рубля за 1 евро) это будет равняться без малого 270 белорусских рублей.
Даже с учетом копеечных повышений цен на бензин на белорусских заправках эта сумма выглядит просто космической!
Считаем дальше. Чтобы отечественному автовладельцу накормить свою машину 50 литрами бензина марки АИ-95-К5-Евро (цена которого за литр с 14 июня в Беларуси составляет 2,42 рубля), нужно заплатить 121 рубль. Переводим эту сумму в евро (опять же по курсу Нацбанка) и получаем 45,6 евро. Чувствуете разницу? Для наглядности повторимся: 101,5 против 45,6 евро.
Эту же операцию с расчетами можно продолжить и на стоимости дизтоплива. Результат тот же.
И кто-то там из литовских политиков и экономистов взывает к совестливости своих граждан? Лучше посмотрите им в глаза!
В этой связи вспоминаются слова героя романа Ильфа и Петрова, ставшие уже классикой: «Не учите меня жить! Лучше помогите материально».
«Цены на горючее растут каждый день. Они выше, чем в Германии (…). Может, стоит пересмотреть акцизы, как это сделали немцы? Чтобы хоть как-то стабилизировать рост цен?», — вопрошал он на своей странице в одной из социальных сетей и опубликовал снимок, где литр 95-го бензина оценивался в 2,12 евро.
Правда, такое откровение новостной портал связывает с тем, что в последнее время не утихают разговоры о выходе политика-консерватора из партии и присоединению к демократическому союзу.
И напоследок в качестве вишенки на торте хочется поделиться данными по росту цен на горючее в других странах ЕС, которые озвучил один польский источник со ссылкой на данные Еврокомиссии. К слову, оригинальную инфографику опубликовал телеграм-канал MIRBY. Мы же для удобства читателя ее немножко апгрейдили. Так вот, согласно этим данным самый большой рост цен с 1 февраля текущего года на топливо был зарегистрирован в Польше — плюс 50 (!) процентов. На 37 процентов цена за «горючку» поднялась в Австрии, на 36 процентов — в Литве и Дании, на 32 — в Латвии и Люксембурге, на 31 — в Финляндии и Испании, на 29 — в Болгарии, на 27 — в Греции и далее по списку…
У Германии, которую приводил в пример мэр Паланги, цены на топливо с начала февраля тоже выросли, но всего на 12 процентов.
В этой связи позволим себе напомнить предложение Президента Беларуси Александра Лукашенко. На площади Победы 9 Мая представительница Литвы поблагодарила белорусского лидера за то, что наша страна открыла границы: «Простые люди едут, мы что-то у вас приобретаем. Те же самые удобрения. Едут люди, у которых зарплата маленькая. Везут топливо».
По тысяче — каждый день
По информации Госпогранкомитета, с начала действия безвизового режима в нашу страну приехали 63 342 иностранца: 43 149 граждан Литвы, 14 777 граждан и 5416 неграждан Латвии. Такая информация размещена на сайте ГПК по состоянию на начало недели.Как уточнил официальный представитель ведомства Антон Бычковский, ежедневно число граждан, пересекающих белорусские пограничные пункты пропуска, увеличивается примерно на тысячу. Ожидается, что к субботе их количество приблизится к 70 тысячам человек.
Безусловно, более интенсивный поток регистрируется в выходные дни. Например, только за минувшие выходные в Беларуси по безвизу побывали более пяти тысяч иностранцев, в нынешние поток ожидается ничуть не меньший.
Что так привлекает наших соседей? Ответ подсказали заголовки новостного портала Delfi: «Литовцы ездят в Беларусь за дешевыми горючим и сигаретами», «Цены на бензин и дизельное топливо в Литве поднялись на историческую высоту — чем это обусловлено».
Позволим себе процитировать отдельные фрагменты без купюр.
«Из Литвы ездят в Беларусь за дешевыми горючим и другими товарами, сообщают представители Литовского таможенного департамента. По их словам, действует безвизовый режим, поток легковых автомобилей увеличился в разы. Экономисты говорят, что такого не должно быть, из-за данного поведения жителей Литва лишается части налогов, а деньги идут в бюджет другой страны.
Представители департамента рассказали Delfi, что поток машин в Беларусь из Литвы вырос в пять раз, когда Беларусь ввела безвиз для граждан ЕС. Жители ездят в Беларусь за дешевыми горючим и сигаретами. «Мы спрашиваем у жителей, с какой целью они ездили в соседнюю страну, они обычно отвечают, что в редких случаях навещают родственников, в основном едут за покупками, горючим и сигаретами», — сказала представитель таможни.
По словам литовских таможенников, чаще въезжающие везут стандартную «корзину белорусских товаров». «Это продукты, сигареты и другие товары, а также горючее», — заметили представители таможни.
Экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас считает, что непростая ситуация с горючим требует большего внимания, поскольку представляет угрозу экономике Литвы.
«Конечно, мы должны быть сознательными, не ездить, с другой стороны, можно принять какие-то меры, чтобы не ездили (…)», — считает он.
Интересно знать какие. Может, запретить выезд своим гражданам за пределы ЕС?
Больше 100 евро за бак
Можно сколь угодно долго рассуждать о несознательности обывателей, но все споры упираются в одно: кошелек каждого из них. Судите сами: по информации литовского портала, цена бензина во всех странах Балтии превысила два евро за литр.Самый дорогой бензин был в Таллине, самый дешевый — в Риге. Наивысшая цена на дизтопливо фиксировалась также в Таллине, самая низкая — в Вильнюсе.
Так, например, в начале июня литр бензина в Литве стоил 2,03 евро, а дизельного топлива — 1,86 евро.
«Это самая высокая цена с начала фиксации этих данных. Для сравнения: в 1998 году литр бензина стоил 0,54 евро (1,86 лита), дизельного топлива — 0,35 евро (1,21 лита)», — указано на портале.
А сейчас посчитаем. Заправка стандартного 50-литрового бензобака обойдется литовцу в 101,5 евро. По курсу Нацбанка на 17 июня (2,65 рубля за 1 евро) это будет равняться без малого 270 белорусских рублей.
Даже с учетом копеечных повышений цен на бензин на белорусских заправках эта сумма выглядит просто космической!
Считаем дальше. Чтобы отечественному автовладельцу накормить свою машину 50 литрами бензина марки АИ-95-К5-Евро (цена которого за литр с 14 июня в Беларуси составляет 2,42 рубля), нужно заплатить 121 рубль. Переводим эту сумму в евро (опять же по курсу Нацбанка) и получаем 45,6 евро. Чувствуете разницу? Для наглядности повторимся: 101,5 против 45,6 евро.
Эту же операцию с расчетами можно продолжить и на стоимости дизтоплива. Результат тот же.
И кто-то там из литовских политиков и экономистов взывает к совестливости своих граждан? Лучше посмотрите им в глаза!
В этой связи вспоминаются слова героя романа Ильфа и Петрова, ставшие уже классикой: «Не учите меня жить! Лучше помогите материально».
Рост цен на «горючку» — до 50 (!) процентов
К слову, среди чиновников находятся и те, кто не может равнодушно относиться к происходящему с ростом цен на горючее. На днях мэр литовского курорта Паланга Шарунас Вайткус возмутился ценам на заправке.«Цены на горючее растут каждый день. Они выше, чем в Германии (…). Может, стоит пересмотреть акцизы, как это сделали немцы? Чтобы хоть как-то стабилизировать рост цен?», — вопрошал он на своей странице в одной из социальных сетей и опубликовал снимок, где литр 95-го бензина оценивался в 2,12 евро.
Правда, такое откровение новостной портал связывает с тем, что в последнее время не утихают разговоры о выходе политика-консерватора из партии и присоединению к демократическому союзу.
И напоследок в качестве вишенки на торте хочется поделиться данными по росту цен на горючее в других странах ЕС, которые озвучил один польский источник со ссылкой на данные Еврокомиссии. К слову, оригинальную инфографику опубликовал телеграм-канал MIRBY. Мы же для удобства читателя ее немножко апгрейдили. Так вот, согласно этим данным самый большой рост цен с 1 февраля текущего года на топливо был зарегистрирован в Польше — плюс 50 (!) процентов. На 37 процентов цена за «горючку» поднялась в Австрии, на 36 процентов — в Литве и Дании, на 32 — в Латвии и Люксембурге, на 31 — в Финляндии и Испании, на 29 — в Болгарии, на 27 — в Греции и далее по списку…
У Германии, которую приводил в пример мэр Паланги, цены на топливо с начала февраля тоже выросли, но всего на 12 процентов.
Страдают обычные люди
А вместе с тем безвизовый режим для жителей Литвы и Латвии в Беларуси продолжит действовать до 31 декабря текущего года.В этой связи позволим себе напомнить предложение Президента Беларуси Александра Лукашенко. На площади Победы 9 Мая представительница Литвы поблагодарила белорусского лидера за то, что наша страна открыла границы: «Простые люди едут, мы что-то у вас приобретаем. Те же самые удобрения. Едут люди, у которых зарплата маленькая. Везут топливо».
«Организуйтесь и скажите, в какую точку на границу вам привезти удобрения, крупу, соль и прочее. Мы это сделаем. Потому что Литва — это миролюбивые, добрые, порядочные люди. Такие, как белорусы. А вот эти все ваши Ландсбергисы, Линкявичюсы и прочие — это пена. Она схлынет. Это безумцы. Ну разве можно делать так, как хуже собственной стране и своему народу?! Ну хотите вы с нами воевать экономически, воюйте. Но зачем своему народу плохо делать?! Это безумцы, которые жизни не знают. Им хорошо, они не страдают. Топливо у них есть и газ, за которые они не платят. Страдают обычные люди», — отреагировал тогда Александр Лукашенко.Ольга АЛЕКСАНДРОВА.