Ткачихи читают орнаменты как книги, старейшим разновидностям узоров более тысячи лет
30.09.2023 17:43:00
Наталья ВАКУЛИЧ
Деревня Неглюбка Ветковского района уникальна тем, что славится давними традициями белорусского ткачества. Здесь создан сельский центр ткачества, который, как бабушкин сундук, наполнен богатым наследством.
Мне приходилось бывать здесь, беседовать с ткачихами, смотреть, как рождается орнамент рушника. Истинно белорусский бывает с мотивами геометрическими, а также геометрическо-растительными — «яблонька» и «лист», «желудь», «редька», «подсолнух»... Но тем и знамениты неглюбские ткачихи, что никогда не ткут двух одинаковых изделий: каждое по-своему неповторимо, каждое — как откровение души.
Руководитель местного объединения — Неглюбского сельского центра ткачества — Людмила Ковалева (на снимке), считает любимое дело смыслом всей жизни:
— В 80-х годах прошлого века вышла замуж за местного парня и переехала в Неглюбку из Брагинского района. А когда увидела всю эту тканую красоту — пропала, — вспоминает Людмила Васильевна. — Первым делом училась у пожилых мастериц. Тогда ведь практически в каждом доме был станок. Да и сегодня без рушников невозможно представить себе деревню. Красный кут в местных домах — это икона с рушником. Без этого хата беззащитная и пустая. Рушники хранят Неглюбку, это ее оберег. После Чернобыльской аварии со всей округи выселили жителей, а нашу — практически не задело.
Людмила Васильевна знает историю неглюбского ткачества и говорит, что за столетие его технология не изменилась, как и разновидности узоров:
— «Елка», «крывуля», «кап’ё», «павук», «васьмірожка». Каждый из красных геометрических орнаментов имеет свой особый смысл. Рушники можно читать как книгу. Пожалуй, самый известный узор — как мы его называем, «кручча» — изображен на Государственном флаге Беларуси и обозначает колосья или новый урожай. Местные традиционные рушники наполнены символикой и орнаментальными знаками, старейшим из которых более тысячи лет. Три цвета жизни сплелись в них — белый, красный и черный, — чтобы поведать об извечных чувствах человеческой души: о любви, радости и печали.
Хранителей стародавних ремесел в Неглюбке немало. В этом году еще два мастера Неглюбского центра ткачества получили звание народных: Анна Коржова и Татьяна Суглоб. У обеих мастериц путь к ремеслу начинался одинаково — азам ткачества обучались дома и в местной школе, перенимая навыки у старших женщин.
— Мать дома ткала постилки, рушники она тоже дома создавала, я маленькая была, — рассказывает народный мастер Беларуси Татьяна Суглоб. — А когда постилки ткала, широкое полотно я сбоку помогала закладывать периодически. Потом на сукало наматывала нитки. И так практически каждый вечер. Это такая красота, что от нее отказаться просто так невозможно!
Закончив училище, Татьяна Суглоб и Елена Демчихина вернулись в родную деревню: магия сплетенных нитей навсегда запала в сердце. Сначала мастерицы работали в цехе фабрики художественных изделий, потом сами стали обучать ткачеству в Неглюбском доме культуры.
Популярное когда-то в Беларуси ткачество в таком самобытном виде сохранили только в этой деревне. Среди белорусских рушников неглюбские — самые богатые. На них можно увидеть более 120 узоров. Считается, что эти изделия способны исцелять и помогать в делах. Каждый узор на них имеет свой сакральный смысл.
Увидеть такие узоры можно не только на рушниках, но и на других произведениях местных мастериц: многоцветных скатертях, покрывалах, занавесках и иных предметах интерьера. Неглюбский наряд — один из наиболее архаичных и сложных в белорусском народном костюме. Богатейший арсенал приемов ткачества и вышивки, орнаментов используется для создания современных вещей: полотенец, скатертей, элементов одежды, сувенирной продукции.
Особенная текстильная традиция в деревне Неглюбка сегодня существует в социокультурных условиях, которые сложились после аварии на Чернобыльской АЭС.
Людмила Ковалева говорит, что традиция сохраняется жителями старшего поколения. Обновлением элемента занимаются мастерицы среднего возраста, которые переняли это искусство от носителей. Они передают свои навыки детям и подросткам, обучают младшее поколение характерным для неглюбской традиции технологиям в кружках, организованных при Неглюбском сельском центре ткачества, в местной школе, в кружке ткачества Ветковского центра творчества детей и молодежи.
В быту сохраняется множество традиций, связанных с использованием текстильных предметов в обрядах. Так, в Неглюбке принято жертвовать рушники, скатерти, хоругви для убранства церкви. Существует особая традиция освящать воду в одном из колодцев, который украшают яркими рушниками и покрывалами. Тканые и вышитые полотенца вешают на кресты возле сельских колодцев. Рушники и сегодня обязательный атрибут свадебных обрядов. Вышитые костюмы используются во время восстановленных традиционных обрядов, в частности, «Вождения и погребения стрелы».
Народный мастер Беларуси Людмила Ковалева даже не сомневается, что рушниковые коды не затеряются во времени:
— Мы уйдем, другие придут. Неглюбке без ткачества никак. Это суть ее земли. Рушниковый код добра — словно молитва на ткани. Это то, на чем основывали свои представления о мироустройстве наши далекие предки. Когда-то эти символы сопровождали человека от первого до последнего дня жизни.
vakulich@sb.by
Мне приходилось бывать здесь, беседовать с ткачихами, смотреть, как рождается орнамент рушника. Истинно белорусский бывает с мотивами геометрическими, а также геометрическо-растительными — «яблонька» и «лист», «желудь», «редька», «подсолнух»... Но тем и знамениты неглюбские ткачихи, что никогда не ткут двух одинаковых изделий: каждое по-своему неповторимо, каждое — как откровение души.
Руководитель местного объединения — Неглюбского сельского центра ткачества — Людмила Ковалева (на снимке), считает любимое дело смыслом всей жизни:
— В 80-х годах прошлого века вышла замуж за местного парня и переехала в Неглюбку из Брагинского района. А когда увидела всю эту тканую красоту — пропала, — вспоминает Людмила Васильевна. — Первым делом училась у пожилых мастериц. Тогда ведь практически в каждом доме был станок. Да и сегодня без рушников невозможно представить себе деревню. Красный кут в местных домах — это икона с рушником. Без этого хата беззащитная и пустая. Рушники хранят Неглюбку, это ее оберег. После Чернобыльской аварии со всей округи выселили жителей, а нашу — практически не задело.
Людмила Васильевна знает историю неглюбского ткачества и говорит, что за столетие его технология не изменилась, как и разновидности узоров:
— «Елка», «крывуля», «кап’ё», «павук», «васьмірожка». Каждый из красных геометрических орнаментов имеет свой особый смысл. Рушники можно читать как книгу. Пожалуй, самый известный узор — как мы его называем, «кручча» — изображен на Государственном флаге Беларуси и обозначает колосья или новый урожай. Местные традиционные рушники наполнены символикой и орнаментальными знаками, старейшим из которых более тысячи лет. Три цвета жизни сплелись в них — белый, красный и черный, — чтобы поведать об извечных чувствах человеческой души: о любви, радости и печали.
Хранителей стародавних ремесел в Неглюбке немало. В этом году еще два мастера Неглюбского центра ткачества получили звание народных: Анна Коржова и Татьяна Суглоб. У обеих мастериц путь к ремеслу начинался одинаково — азам ткачества обучались дома и в местной школе, перенимая навыки у старших женщин.
— Мать дома ткала постилки, рушники она тоже дома создавала, я маленькая была, — рассказывает народный мастер Беларуси Татьяна Суглоб. — А когда постилки ткала, широкое полотно я сбоку помогала закладывать периодически. Потом на сукало наматывала нитки. И так практически каждый вечер. Это такая красота, что от нее отказаться просто так невозможно!
Закончив училище, Татьяна Суглоб и Елена Демчихина вернулись в родную деревню: магия сплетенных нитей навсегда запала в сердце. Сначала мастерицы работали в цехе фабрики художественных изделий, потом сами стали обучать ткачеству в Неглюбском доме культуры.
Популярное когда-то в Беларуси ткачество в таком самобытном виде сохранили только в этой деревне. Среди белорусских рушников неглюбские — самые богатые. На них можно увидеть более 120 узоров. Считается, что эти изделия способны исцелять и помогать в делах. Каждый узор на них имеет свой сакральный смысл.
Увидеть такие узоры можно не только на рушниках, но и на других произведениях местных мастериц: многоцветных скатертях, покрывалах, занавесках и иных предметах интерьера. Неглюбский наряд — один из наиболее архаичных и сложных в белорусском народном костюме. Богатейший арсенал приемов ткачества и вышивки, орнаментов используется для создания современных вещей: полотенец, скатертей, элементов одежды, сувенирной продукции.
Особенная текстильная традиция в деревне Неглюбка сегодня существует в социокультурных условиях, которые сложились после аварии на Чернобыльской АЭС.
Людмила Ковалева говорит, что традиция сохраняется жителями старшего поколения. Обновлением элемента занимаются мастерицы среднего возраста, которые переняли это искусство от носителей. Они передают свои навыки детям и подросткам, обучают младшее поколение характерным для неглюбской традиции технологиям в кружках, организованных при Неглюбском сельском центре ткачества, в местной школе, в кружке ткачества Ветковского центра творчества детей и молодежи.
В быту сохраняется множество традиций, связанных с использованием текстильных предметов в обрядах. Так, в Неглюбке принято жертвовать рушники, скатерти, хоругви для убранства церкви. Существует особая традиция освящать воду в одном из колодцев, который украшают яркими рушниками и покрывалами. Тканые и вышитые полотенца вешают на кресты возле сельских колодцев. Рушники и сегодня обязательный атрибут свадебных обрядов. Вышитые костюмы используются во время восстановленных традиционных обрядов, в частности, «Вождения и погребения стрелы».
Уникальное ремесло неглюбских ткачих входит в Список нематериального культурного наследия Беларуси, а пестрые рушники стали визитной карточкой нашей страны.Неглюбское ткачество занимает особый пласт в фондах Ветковского музея старообрядчества и народных традиций имени Федора Шклярова, известного на весь мир. Образцы здесь не только исследуют, коллекционируют, экспонируют, но и щедро делятся ими.
Народный мастер Беларуси Людмила Ковалева даже не сомневается, что рушниковые коды не затеряются во времени:
— Мы уйдем, другие придут. Неглюбке без ткачества никак. Это суть ее земли. Рушниковый код добра — словно молитва на ткани. Это то, на чем основывали свои представления о мироустройстве наши далекие предки. Когда-то эти символы сопровождали человека от первого до последнего дня жизни.
vakulich@sb.by