«Раньше видел такое только по Discovery»: чем интересны школьникам экскурсии на промышленные предприятия
08.04.2021 16:22:00
Выбирая будущую профессию, подростки порой плохо представляют, что их ждет после получения диплома. Некоторые и вовсе находятся во власти стереотипа о некомфортных условиях труда на заводах и иных производствах. Познакомиться с богатым миром профессий, расширить кругозор, а заодно и узнать, как создаются бренды под маркой «Сделано в Беларуси», школьники могут во время экскурсий на промышленные предприятия, сделавшие свои цеха доступными для посещений. В одной из таких поездок корреспонденты «Знаменки» присоединились к ученикам средней школы № 201 Минска.
Во время экскурсии
Отправление автобуса назначено на 09:30, однако пятиклашки начинают подтягиваться к школе задолго до намеченного времени. Сбиваются в стайки и оживленно обсуждают, что взяли с собой в дорогу, предвкушают поездку. Еще бы! Для них это целое приключение: на полдня уехать из города с друзьями, да еще и без родителей!
Прежде чем отправиться в путь, водитель и сопровождающий экскурсовод проводят для ребят краткий инструктаж по правилам поведения в автобусе: чтобы в дороге не укачало, рекомендуют поменьше отвлекаться на мобильники («Давайте проведем день без смартфона!») и настоятельно просят не есть чипсы, дабы избежать неприятного амбре в салоне.
Наш пункт назначения – городской поселок Радошковичи, а точнее известный на всю страну и за ее пределами своими изделиями завод «Белхудожкерамика». От Минска до поселка чуть более 40 километров, поэтому время в пути пролетает незаметно. А чтобы ребята провели его с пользой, экскурсовод рассказывает о Заславле и Вязынке, через которые проезжаем, и связанных с ними исторических личностях. Менее чем через час мы на месте.
И не забыть запилить фото в Instagram
Знакомство с предприятием начинается с краткого инструктажа по технике безопасности, без него посетители не могут быть допущены в цеха. А юные гости тем временем уже едва скрывают нетерпение: кто же и как приручает глину? Свое повествование местный экскурсовод Любовь Щербач начинает с красивой легенды. Якобы жил некогда простой деревенский хлопец по имени Гайда. И полюбил он Марысю – девушку из дворянского рода. Однако по средневековым законам они не могли обручиться. Чтобы чаще видеться с Гайдой, красавица давала ему, умелому гончару, заказы на скульптуры. А однажды попросила сделать свою статую, но из особой – красной – глины. В поисках редкого материала Гайда пришел в окрестности нынешних Радошковичей, где нашел гору с глиной. Много дней лепил фигуру Марыси, а когда девушка обнаружила парня, он был неживым, но оставил после себя красивейшую скульптуру. Местные жители прозвали это место Гайдуковкой (так называется и месторождение ископаемого материала). С той поры берет начало и самобытный радошковичский промысел, сохраненный мастерами завода.
– Существует стереотип, будто керамика – это исключительно горшки и блюда. Однако в умелых руках обыкновенная глина превращается в оригинальные панно и посуду, изящные вазы и скульптуры, сувениры и украшения, – продолжает рассказ экскурсовод.
А вы бы хотели себе такой чайный сервиз?
Во время осмотра производственного цеха ребята знакомятся с технологическим процессом изготовления изделий из глины. Их на заводе создают двумя способами – формовки и жидкого литья, вводит в курс дела Любовь Щербач:
– Сначала глину дробят и тщательно просеивают. После замеса тестоподобная масса характерного шоколадного цвета нарезается на кусочки разного диаметра (в зависимости от величины изделия) и помещается в гипсовые формы. Полуфабрикаты отправляются на естественную сушку, пока норма влажности не достигнет двух-трех процентов. Однако в таком состоянии изделия хрупкие: закаляют их два обязательных обжига. Сначала в течение суток в камерных электрических печах при температуре 760–920 градусов, это придает керамике крепость и камнеподобное состояние. Затем еще сутки она остывает. После первого обжига на посуду бытового назначения распыляется глазурь, и изделия отправляются на повторный обжиг при температуре 920–960 градусов, чтобы глазурь растеклась и затвердела.
На участке ручной доработки мастера ловкими движениями прикрепляют к посуде мелкие детали. Декораторы, в чьем арсенале сотни кисточек разных форм и размеров, вручную расписывают керамику (в этот день – сувенирные пасхальные яйца), которая затем покрывается лаком.
– Какими качествами должен обладать керамист? – не скрывают интереса школяры.
Какова глина на ощупь, школьники узнали на мастер-классе
– Хорошей моторикой и глазомером, умением концентрироваться, развитой тактильной чувствительностью, художественным вкусом. Осваивать профессию рекомендуется людям усидчивым, терпеливым, аккуратным, внимательным, – поясняет Любовь Щербач.
В музее завода хранятся тысячи образцов изделий, созданных умельцами. Одно из таких – панно здешнего мастера Валерия Жука: васильки настолько тонкой работы, что кажутся настоящими, а не сделанными из глины. Еще один уникальный экспонат – медвежонок Мишка, изготовленный к Олимпийским играм 1980 года в Москве. По соседству с ним лисенок Лесик – талисман II Европейских игр в Минске.
Экскурсия на завод завершается мастер-классом: используя гипсовые формы, ребята пробуют самостоятельно вылепить нехитрые фигурки. Довольный своими поделками Максим Гриб обещает:
– Подарю сувенир маме: может, это и не шедевр, но я точно старался.
Напоследок мальчик выразил пожелание, чтобы в школе почаще устраивали такие поездки:
– Одно дело – прочитать о работе керамиста в книге или увидеть в фильме по Discovery, и совсем другое – посмотреть на нее собственными глазами. Теперь я точно знаю: это очень кропотливый труд.
ГДЕ УЧАТ НА ХУДОЖНИКА-КЕРАМИСТА?
Освоить рабочую профессию изготовителя художественных изделий из керамики можно в Бобруйском государственном профессионально-техническом художественном колледже имени А. Е. Ларина, Витебском государственном технологическом колледже и Минском государственном профессионально-техническом колледже декоративно-прикладного искусства имени Н. А. Кедышко. Подготовка осуществляется на базе девяти классов, срок обучения – три года.
derzhanovich@sb.by
Во время экскурсии
Отправление автобуса назначено на 09:30, однако пятиклашки начинают подтягиваться к школе задолго до намеченного времени. Сбиваются в стайки и оживленно обсуждают, что взяли с собой в дорогу, предвкушают поездку. Еще бы! Для них это целое приключение: на полдня уехать из города с друзьями, да еще и без родителей!
Прежде чем отправиться в путь, водитель и сопровождающий экскурсовод проводят для ребят краткий инструктаж по правилам поведения в автобусе: чтобы в дороге не укачало, рекомендуют поменьше отвлекаться на мобильники («Давайте проведем день без смартфона!») и настоятельно просят не есть чипсы, дабы избежать неприятного амбре в салоне.
Наш пункт назначения – городской поселок Радошковичи, а точнее известный на всю страну и за ее пределами своими изделиями завод «Белхудожкерамика». От Минска до поселка чуть более 40 километров, поэтому время в пути пролетает незаметно. А чтобы ребята провели его с пользой, экскурсовод рассказывает о Заславле и Вязынке, через которые проезжаем, и связанных с ними исторических личностях. Менее чем через час мы на месте.
И не забыть запилить фото в Instagram
Знакомство с предприятием начинается с краткого инструктажа по технике безопасности, без него посетители не могут быть допущены в цеха. А юные гости тем временем уже едва скрывают нетерпение: кто же и как приручает глину? Свое повествование местный экскурсовод Любовь Щербач начинает с красивой легенды. Якобы жил некогда простой деревенский хлопец по имени Гайда. И полюбил он Марысю – девушку из дворянского рода. Однако по средневековым законам они не могли обручиться. Чтобы чаще видеться с Гайдой, красавица давала ему, умелому гончару, заказы на скульптуры. А однажды попросила сделать свою статую, но из особой – красной – глины. В поисках редкого материала Гайда пришел в окрестности нынешних Радошковичей, где нашел гору с глиной. Много дней лепил фигуру Марыси, а когда девушка обнаружила парня, он был неживым, но оставил после себя красивейшую скульптуру. Местные жители прозвали это место Гайдуковкой (так называется и месторождение ископаемого материала). С той поры берет начало и самобытный радошковичский промысел, сохраненный мастерами завода.
– Существует стереотип, будто керамика – это исключительно горшки и блюда. Однако в умелых руках обыкновенная глина превращается в оригинальные панно и посуду, изящные вазы и скульптуры, сувениры и украшения, – продолжает рассказ экскурсовод.
А вы бы хотели себе такой чайный сервиз?
Во время осмотра производственного цеха ребята знакомятся с технологическим процессом изготовления изделий из глины. Их на заводе создают двумя способами – формовки и жидкого литья, вводит в курс дела Любовь Щербач:
– Сначала глину дробят и тщательно просеивают. После замеса тестоподобная масса характерного шоколадного цвета нарезается на кусочки разного диаметра (в зависимости от величины изделия) и помещается в гипсовые формы. Полуфабрикаты отправляются на естественную сушку, пока норма влажности не достигнет двух-трех процентов. Однако в таком состоянии изделия хрупкие: закаляют их два обязательных обжига. Сначала в течение суток в камерных электрических печах при температуре 760–920 градусов, это придает керамике крепость и камнеподобное состояние. Затем еще сутки она остывает. После первого обжига на посуду бытового назначения распыляется глазурь, и изделия отправляются на повторный обжиг при температуре 920–960 градусов, чтобы глазурь растеклась и затвердела.
На участке ручной доработки мастера ловкими движениями прикрепляют к посуде мелкие детали. Декораторы, в чьем арсенале сотни кисточек разных форм и размеров, вручную расписывают керамику (в этот день – сувенирные пасхальные яйца), которая затем покрывается лаком.
– Какими качествами должен обладать керамист? – не скрывают интереса школяры.
Какова глина на ощупь, школьники узнали на мастер-классе
– Хорошей моторикой и глазомером, умением концентрироваться, развитой тактильной чувствительностью, художественным вкусом. Осваивать профессию рекомендуется людям усидчивым, терпеливым, аккуратным, внимательным, – поясняет Любовь Щербач.
В музее завода хранятся тысячи образцов изделий, созданных умельцами. Одно из таких – панно здешнего мастера Валерия Жука: васильки настолько тонкой работы, что кажутся настоящими, а не сделанными из глины. Еще один уникальный экспонат – медвежонок Мишка, изготовленный к Олимпийским играм 1980 года в Москве. По соседству с ним лисенок Лесик – талисман II Европейских игр в Минске.
Экскурсия на завод завершается мастер-классом: используя гипсовые формы, ребята пробуют самостоятельно вылепить нехитрые фигурки. Довольный своими поделками Максим Гриб обещает:
– Подарю сувенир маме: может, это и не шедевр, но я точно старался.
Напоследок мальчик выразил пожелание, чтобы в школе почаще устраивали такие поездки:
– Одно дело – прочитать о работе керамиста в книге или увидеть в фильме по Discovery, и совсем другое – посмотреть на нее собственными глазами. Теперь я точно знаю: это очень кропотливый труд.
ГДЕ УЧАТ НА ХУДОЖНИКА-КЕРАМИСТА?
Освоить рабочую профессию изготовителя художественных изделий из керамики можно в Бобруйском государственном профессионально-техническом художественном колледже имени А. Е. Ларина, Витебском государственном технологическом колледже и Минском государственном профессионально-техническом колледже декоративно-прикладного искусства имени Н. А. Кедышко. Подготовка осуществляется на базе девяти классов, срок обучения – три года.
derzhanovich@sb.by