Внутренний туризм – 2023: поедем по новым адресам
11.05.2023 08:49:00
Александр НЕСТЕРОВ
По новым адресам: внутреннему туризму в Беларуси прогнозируют дальнейшее увеличение популярности
Три последних года стали ключевыми для перезагрузки в Беларуси внутреннего туризма на современном этапе. Во-первых, соответствующая задача перед отраслью была поставлена на высшем государственном уровне: негоже, когда путешествия и отдых в родной стране не получают должного развития. А во-вторых, не было бы счастья, да несчастье помогло: сперва пандемия коронавируса, а затем и изменение международной ситуации, включая санкционное давление на Беларусь, поменяли туристические приоритеты. Сделано немало, но наступивший сезон может придать новый импульс развитию внутреннего туризма.
Ситуацию отчасти спасли санатории, сумевшие быстро наладить контрмеры против COVID-19 (количество посетителей уменьшилось лишь на 27,7 процента), и агроусадьбы (посетителей стало меньше на 16 процентов).
![](/upload/iblock/3e5/vgavn0z1jc93gyy5uhyh29rp9wcllr8n.JPG)
В свою очередь директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович на днях в YouTube-проекте БЕЛТА «По факту: решения Первого» обратила внимание на то, что среди посетителей таких агроусадеб стало больше наших граждан.
— Потому что агроэкотуризм — это альтернатива выезду за рубеж. Люди находят себя в этом отдыхе, — подчеркнула она.
![](/upload/iblock/178/g4ljfd6eltpxymxtbjbo1eibyuyy9669.jpg)
В регионах страны заранее проработали предложения для болельщиков, как белорусских, так и зарубежных. Например, стадион «Спартак» в Могилеве, где будут проходить соревнования по стрельбе из лука, после ремонта презентуют как один из спортивных брендов города. Гостей познакомят с историей и культурой областного центра, его знаковыми местами и достопримечательностями. В списке экскурсионных маршрутов — мемориальный комплекс «Буйничское поле», Могилевский зоосад, Ратуша, площадь Славы и др. Минимум по шесть маршрутов предложат туристам в Витебске и Орше. Акцент при этом будет сделан на традиционных ценностях и особенностях региона.
Предполагается, что окончательный вариант перечня маршрутов и экскурсий, а также турпакетные предложения в рамках II Игр стран СНГ будут доступны за месяц до стартов.
![](/upload/iblock/3d1/hqain67wpjy567fpefsdzg8nnprk4veu.jpg)
Для развития других направлений туризма необходимо дальнейшее совершенствование инфраструктуры. Сразу только сказка сказывается, но работы проводятся планомерно, пусть и не столь масштабно, как хотелось бы. Параллельно расширяется перечень вариантов времяпрепровождения.
![](/upload/iblock/f18/utq59enria4ulm3ke4jiuypa20t08vs1.jpg)
Основная часть историко-культурных, архитектурных и других объектов туристического показа в мае уже подготовлена к наплыву гостей. Для их привлечения усовершенствованы подходы по подаче информации для путешественников, продолжено внедрение современных технологий по бронированию и продвижению культурных объектов. Кроме того, по словам Олега Андрейчика, большое внимание в этом году уделяется продвижению событийных мероприятий. В тематическом календаре на 2023 год, ознакомиться с которым можно на сайте Национального агентства по туризму, собрана информация о 128 праздниках, фестивалях и других событий, которые могут быть интересны путешественникам.
![](/upload/iblock/1be/11lfl7vf703p1qctkyd1x3fzqlf8suu7.jpg)
Содержанию экскурсий также уделяется должное внимание. В прошлом году в Беларуси было подготовлено более 190 новых экскурсоводов. Особенно популярна эта профессия у молодежи. В настоящее время в республике аккредитовано около 1050 экскурсоводов по разным направлениям и порядка 150 гидов-переводчиков. Руководство отрасли ставит задачу увеличивать их количество.
![](/upload/iblock/fee/umt8hkpqx5mcgdpuj13bgvihumfvyw3m.jpg)
У всех на слуху лидеры этого направления — БЕЛАЗ, МТЗ, стеклозавод «Неман», кондитерская фабрика «Спартак», ОАО «Молочный мир» и др. Потихоньку подтягиваются и другие предприятия. Например, прошлой осенью отметилась первыми посещениями кондитерская фабрика «Красный Мозырянин», нынешней весной о возможности проведения производственной экскурсии заявили в ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» «Блакiт».
![](/upload/iblock/50a/wkicgsqu2dwtwqdu12bjxvhrcknn33ya.jpg)
Три последних года стали ключевыми для перезагрузки в Беларуси внутреннего туризма на современном этапе. Во-первых, соответствующая задача перед отраслью была поставлена на высшем государственном уровне: негоже, когда путешествия и отдых в родной стране не получают должного развития. А во-вторых, не было бы счастья, да несчастье помогло: сперва пандемия коронавируса, а затем и изменение международной ситуации, включая санкционное давление на Беларусь, поменяли туристические приоритеты. Сделано немало, но наступивший сезон может придать новый импульс развитию внутреннего туризма.
![](/upload/iblock/c90/7qxjjretmlwrcyfo9xnga9svu100plta.jpg)
Президент Беларуси Александр ЛУКАШЕНКО:
— Министерству спорта и туризма надо максимально использовать имеющийся туристический потенциал нашей страны. Да, все знают Беловежскую пущу, Брестскую крепость, соборы и музеи Полоцка. А как же Лидский и Коссовский замки, великолепная архитектура Пинска и многое другое? Эти объекты тоже должны стать частью туристического бизнеса.
В Послании белорусскому народу и Национальному собранию, 19 апреля 2020 года.
Дома спокойнее
Кошмарный для туристической отрасли коронавирусный 2020 год до сих пор трудно забыть: количество гостей из-за рубежа в нашу страну по сравнению с допандемийным 2019‑м сократилось в 3 раза, количество зарубежных поездок белорусов — в 3,3 раза. Гостиницы приняли в 2 раза меньше постояльцев.Ситуацию отчасти спасли санатории, сумевшие быстро наладить контрмеры против COVID-19 (количество посетителей уменьшилось лишь на 27,7 процента), и агроусадьбы (посетителей стало меньше на 16 процентов).
Перераспределение туристических потоков позволило отдельным сегментам внутреннего туризма оперативно выйти из состояния шока. А заодно прозреть: оказывается, соотечественники весьма платежеспособны и готовы оставлять деньги внутри страны — разумеется, при достойном уровне оказываемых услуг.На следующий год выяснилось, что в белорусском турбизнесе произошел отсев слабейших: турорганизаций стало меньше, зато число организованных туристов и экскурсантов почти удвоилось. Правда, путешественники пока нащупывали возможность отдыхать без заезда к теплым морям и на экзотические пляжи: 1187,9 тысячи организованных отдыхающих воспользовались однодневными турами по стране. При этом за границу в 2021‑м организованно выехали 478,8 тысячи белорусов.
В прошлом году в рамках организованного туризма в пределах Беларуси путешествовало уже более 1,5 миллиона человек.
— Это почти на 200 тысяч больше, чем в рекордном 2019 году, — прокомментировал заместитель министра спорта и туризма Олег Андрейчик. — Видим, что популярность внутреннего туризма растет, начиная от корпоративного отдыха и заканчивая детским и семейным.
![](/upload/iblock/f0b/mftqdrk1rb43owufv03vb4e2xj23ilma.jpg)
Агротуризм на перепутье
Объекты агроэкотуризма, которых в Беларуси к началу пандемии насчитывалось более 3 тысяч, в большинстве своем устояли под напором пандемии. Однако нынешний год для хозяев многих усадеб не самый простой: после прошлогодних изменений в законодательстве идет перестройка работы согласно новым реалиям. Напомним, что в соответствии с Указом Главы государства № 351 от 4 октября 2022 года планируется исключить возможность работы гостиничного или ресторанного бизнеса под видом агроэкоусадеб. Субъекты агроэкотуризма обязаны, в частности, вести личное подсобное хозяйство либо производить или перерабатывать сельхозпродукцию, а также оказывать не менее двух видов профильных услуг. Кроме того, с января действуют специальные санитарно-эпидемиологические нормы для агроэкоусадеб.До 1 июля все существующие агроусадьбы должны пройти перерегистрацию и получить разрешение в местном исполкоме. Сколько их останется, пока неясно.— Сейчас у нас в стране по-прежнему немногим более 3 тысяч агроусадеб. В прошлом году на объектах агротуризма отдохнули почти полмиллиона человек — это уровень допандемийного 2019‑го. Думаю, что в этом году цифра не уменьшится, — прогнозирует Олег Андрейчик. — К тому же в нынешнем году в стране активно продвигается календарь событийных мероприятий, которые проводятся в том числе и на селе.
В свою очередь директор Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Ирина Воронович на днях в YouTube-проекте БЕЛТА «По факту: решения Первого» обратила внимание на то, что среди посетителей таких агроусадеб стало больше наших граждан.
— Потому что агроэкотуризм — это альтернатива выезду за рубеж. Люди находят себя в этом отдыхе, — подчеркнула она.
![](/upload/iblock/f49/gk11tv8o4jl1k4546hld06xetnt46679.jpg)
Болейте на здоровье
Особенно горячим с точки зрения внутреннего и въездного туризма обещает стать конец лета.С 4 по 14 августа в нашей стране пройдут II Игры стран СНГ. Церемонии открытия и закрытия спортивного форума примет «Минск-Арена». Помимо столицы соревнования пройдут в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Борисове, Солигорске, Орше, Молодечно и Жлобине. Ожидается участие около 5 тысяч спортсменов и солидный наплыв болельщиков.— Мы хотим сделать это событие не только спортивным, но и туристическим, — говорит Олег Андрейчик. — Уже сейчас рекламируются туристические пакеты, а также новые маршруты. Все это подкрепляется событийными мероприятиями, поэтому мы уверены, что в августе поток гостей будет значительным.
![](/upload/iblock/178/g4ljfd6eltpxymxtbjbo1eibyuyy9669.jpg)
В регионах страны заранее проработали предложения для болельщиков, как белорусских, так и зарубежных. Например, стадион «Спартак» в Могилеве, где будут проходить соревнования по стрельбе из лука, после ремонта презентуют как один из спортивных брендов города. Гостей познакомят с историей и культурой областного центра, его знаковыми местами и достопримечательностями. В списке экскурсионных маршрутов — мемориальный комплекс «Буйничское поле», Могилевский зоосад, Ратуша, площадь Славы и др. Минимум по шесть маршрутов предложат туристам в Витебске и Орше. Акцент при этом будет сделан на традиционных ценностях и особенностях региона.
Предполагается, что окончательный вариант перечня маршрутов и экскурсий, а также турпакетные предложения в рамках II Игр стран СНГ будут доступны за месяц до стартов.
Есть инфраструктура — есть клиенты
По данным профильного министерства, в Беларуси развивается более 20 видов туризма, основной из них — санаторно-курортный.В феврале директор Республиканского центра по оздоровлению и санаторно-курортному лечению населения Геннадий Болбатовский констатировал: система здравниц полностью восстановлена после негативного влияния пандемии коронавируса. Позже появились и первые результаты работы системы в первые месяцы нового сезона: средняя загрузка санаториев — в районе 90 процентов. Прогноз на лето — 100‑процентная заполняемость (впрочем, кое-какие варианты размещения в отдельных здравницах пока доступны).
![](/upload/iblock/3d1/hqain67wpjy567fpefsdzg8nnprk4veu.jpg)
Для развития других направлений туризма необходимо дальнейшее совершенствование инфраструктуры. Сразу только сказка сказывается, но работы проводятся планомерно, пусть и не столь масштабно, как хотелось бы. Параллельно расширяется перечень вариантов времяпрепровождения.
В 2023 году на карте Беларуси появилось 211 новых туристических маршрутов, заявляют в Минспорта и туризма. Среди них много комбинированных — в том числе по болотам, экотропам, карьерам и другим местам.Кроме того, активное развитие в сезоне-2023 получат сплавы на байдарках и велосипедный туризм.
![](/upload/iblock/f18/utq59enria4ulm3ke4jiuypa20t08vs1.jpg)
Основная часть историко-культурных, архитектурных и других объектов туристического показа в мае уже подготовлена к наплыву гостей. Для их привлечения усовершенствованы подходы по подаче информации для путешественников, продолжено внедрение современных технологий по бронированию и продвижению культурных объектов. Кроме того, по словам Олега Андрейчика, большое внимание в этом году уделяется продвижению событийных мероприятий. В тематическом календаре на 2023 год, ознакомиться с которым можно на сайте Национального агентства по туризму, собрана информация о 128 праздниках, фестивалях и других событий, которые могут быть интересны путешественникам.
![](/upload/iblock/1be/11lfl7vf703p1qctkyd1x3fzqlf8suu7.jpg)
Содержанию экскурсий также уделяется должное внимание. В прошлом году в Беларуси было подготовлено более 190 новых экскурсоводов. Особенно популярна эта профессия у молодежи. В настоящее время в республике аккредитовано около 1050 экскурсоводов по разным направлениям и порядка 150 гидов-переводчиков. Руководство отрасли ставит задачу увеличивать их количество.
![](/upload/iblock/fee/umt8hkpqx5mcgdpuj13bgvihumfvyw3m.jpg)
Еще одной из тенденций нынешнего сезона может стать более частое включение в состав экскурсий объектов промышленного туризма. Это направление для Беларуси не совсем новое, но по-прежнему перспективное.
![](/upload/iblock/d74/fuges9q402n7kw1p1ufd6d6dsoxqz5tk.jpg)
У всех на слуху лидеры этого направления — БЕЛАЗ, МТЗ, стеклозавод «Неман», кондитерская фабрика «Спартак», ОАО «Молочный мир» и др. Потихоньку подтягиваются и другие предприятия. Например, прошлой осенью отметилась первыми посещениями кондитерская фабрика «Красный Мозырянин», нынешней весной о возможности проведения производственной экскурсии заявили в ОАО «Барановичское производственное хлопчатобумажное объединение» «Блакiт».
![](/upload/iblock/50a/wkicgsqu2dwtwqdu12bjxvhrcknn33ya.jpg)